М.И. Глинка
Михаил Иванович Глинка
Ранним утром 20 мая (1 июня н.ст.) 1804 года в
селе Новоспасском Смоленской губернии у помещика Ивана Николаевича Глинки
родился сын Михаил – будущий великий русский композитор. Мальчик был слабым.
Поэтому бабушка Фекла решила сама выходить внука. Она выбрала ему кормилицу и
нянек, следила за воспитанием ребенка не спуская глаз. Бабушка требовала
беспрекословного подчинения вех в доме. Маленького Мишу она нежно любила,
дрожала от страха за его здоровье, последствия тепличного воспитания
сказывались в течение всей жизни Глинки. Одна из Мишиных нянек – Авдотья
Ивановна знала великое множество сказок и песен, которые мальчик мог слушать
часами. Для будущего композитора они стали теми первыми музыкальными
впечатлениями, на которых воспитывался его слух и укрепилась еще безотчетная,
но глубокая любовь родной русской песне. Мише нравилось бывать в церкви и
слушать колокольный звон, также чтение книг о природе и жизнь далеких стран сделалось
его второй страстью.
Осенью
1817 года глинка отправился в Петербург учиться. Петербург изумил юного Глинку,
здесь будущий композитор выдержал экзамен в Благородный пансион при
Педагогическом институте. Музыка в пансионском обучении занимала довольно
видное место, и талант Глинки мог свободно развиваться. Уроки музыки он брал у
лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста
Джона Фильда, Шарля Майера. В 1822 году «воспитанник Михаил Глинка» окончил
Благородный пансионат. На торжественном вечере он сыграл вместе со своим
учителем Майером блестящий, виртуозный концерт Гуммеля.
Глинка
начал изучать французский язык, а затем поступил в Главное управление путей
сообщения на должность помощника секретаря. Везде, где только возможно, - на
музыкальных вечерах, в театральных и концертных залах – накапливал Глинка
музыкальные знания и затем применял в своих первых композиторских опытах. После
событий 1825 года, кровавой развязки выступления декабристов, Глинка покидает
Петербург, уезжает в Смоленск. Любовь Глинки к русским песням сказалась ив его
собственных произведениях. Он написал в эти годы несколько песен, ожила в душе
Глинки его давняя ребяческая страсть к путешествиям, Глинка отправляется в
Италию. Путь его пролегает через различные города и страны. Глинка слушал
музыку не только в Итальянских театрах, но и сам охотно выступал на музыкальных
вечерах. Знаменитые певцы просили его писать для них арии, сочинения Глинки
выходили в самом крупном итальянском издательстве Рикорди. В Италии композитор
написал немало сочинений, но ни одно из них не отражает так непосредственно
итальянских впечатлений, как романс «Венецианская ночь» В конце июля 1833 года
композитор простился с Италией, а весной 1834 года Глинка покинул Берлин. И
снова он в Новоспасском. И здесь он принимается за оперу «Иван Сусанин», первое
представление которой состоялось в Большом театре 27 ноября 1836 года. Вскоре
после постановки на сцене оперы, Глинка получил назначение руководить хором
Придворной певческой капеллы. В это время рождается «Вальс-фантазия»,
посвященный Екатерине Керн, романс «Я помню чудное мгновенье», цикл романсов
«Прощание с Петербургом». Название это возникло не случайно. Семейные
неурядицы, сплетни, пересуды доводили Глинку до отчаяния, и он решает покинуть
Петербург. Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием оперы
«Руслан и Людмила».
31 мая
1851 года умерла Е.А. Глинка. Полученное известие до такой степени потрясло
композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким
человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и
пятидесяти, а физические силы его слабели. Глинка надеется поправить здоровье в
Испании, но добравшись до Парижа задерживается там на два года. Не хватало сил
довести до конца задуманные произведения. Глинка слабел, но мысль о смерти не
приходила ему в голову. 3 февраля 1857 года по старому стилю Глинки не стало.
Он умер на чужбине, вдали от родных и близких. Глинка был похоронен в скромной
могиле, но в мае 1857 года сестра с друзьями перевозят гроб с телом в Кронштадт
пароходом. 24 мая 1857 года гроб с тело Глинки опустили в русскую землю на
кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Для музыки Глинки наступило
бессмертие. Первыми образцами музыкальной классики стали произведения Глинки, в
которых эстетические идеалы русского искусства его времени выражены в
прекрасной художественной форме, музыка Глинки, пройдя испытание времен,
осталась живой и юной до наших дней, в ней воплощены лучшие черты русского
искусства: его нравственная сила, его правдивость, его особенная огромная и
чистая красота.
.