Рецензия на рассказ Куприна 'Одиночество'
Что такое
одиночество? Одиночество бывает двух типов. Первый, когда человек один, и
вокруг него нет других людей, и от этого ему становится одиноко. Другой же тип,
когда человек находится в обществе, его окружает много людей, но в то же время,
он одинок, ему не с кем поговорить, и живет он в своем маленьком мирке, где нет
места для других. Именно второй тип одиночества и стал темой рассказа
А.И.Куприна «Одиночество».
В рассказе
говорится о переломе в душе главной героини Веры Львовны во время ее с мужем путешествия
на пароходе. Этот перелом вкорне изменил мировоззрение и восприятие жизни и
отношение к людям главной героини. За тем, что же именно произошло в душе Веры
Львовны, следует попытаться понять, обратясь к тексту.
Рассказ
начинается описанием пейзажа: «Несмотря на безветрие, вся поверхность реки
кипела мелкой дрожащей зыбью, в которой нестерпимо ярко дробились солнечные
лучи, производя впечатление бесчисленного множества серебряных шариков,
невысоко подпрыгивающих на воде. Только на отмелях, там, где берег длинным
мысом врезался в реку, вода огибала его неподвижной лентой, спокойно синевшей
среди этой блестящей ряби. На небе, побледневшем от солнечного жара и света, не
было ни одной тучки, но на пыльном горизонте, как раз над сизой и зубчатой
полосой дальнего леса, кое-где протянулись тонкие белые облачка, отливавшие по
краям, как мазки расплавленного металла». Природа в рассказе отражает
внутренний мир главной героини: у нее в душе спокойно и в природе солнечно и
безветренно. Однако далее мы видим как изменяется погода вместе с состоянием
души Веры Львовны: «Небо стало холоднее, а вода потемнела и потеряла свою
прозрачность. То и дело легкие тучки, похожие на пушистые комки ваты, набегали
на светлый круг луны и вдруг окрашивались причудливым золотым сиянием.
Печальные, низкие и темные берега так же молчаливо бежали мимо парохода». Если
сначала вода «спокойно синеет среди блестящей ряби», то теперь она «потемнела и
потеряла свою прозрачность». Так же душа героини потемнела, ее накрыли мрачные
мысли о ее муже, о том, что они совсем не знают друг друга. Но мы видим, что в
конце рассказа, когда Вера Львовна успокоилась и пришла к «единственному
разумному и холодному решению», пейзаж снова становится красивым и романтичным,
природа успокаивается вместе с душой героини.
Но меняется
отношение героини не только к жизни в целом, но и в частности к своему мужу.
Вначале ей сладостна каждая минута, проведенная рядом с мужем, дорого каждое
его объятие и поцелуй. Но после рассказа мужа о семье князей Ширковых, он становится
ей чужим человеком, тогда и просыпается в ней это чувство безграничного
одиночества. Она понимает, что люди, которых она считала своими близкими, на
самом деле ей очень чужды. И она ничего о них не знает: «Она вспомнила свою
мать, братьев, меньшую сестру. Разве и они не так же чужды ей, как чужд этот
красивый брюнет с нежной улыбкой и ласковыми глазами, который называется ее
мужем? Разве сможет она когда-нибудь так взглянуть на мир, как они глядят,
увидеть то, что они видят, почувствовать, что они чувствуют?..» Эти мысли
угнетают ее и не дают покоя всю ночь. Она о многом думала и «впервые в своей
жизни натолкнулась на ужасное сознание, приходящее рано или поздно в голову
каждого чуткого, вдумчивого человека, - на сознание той неумолимой, непроницаемой
преграды, которая вечно стоит между двумя близкими людьми», хотя к утру и
пришла к решению жить, как се, даже если придется лгать. И именно это она и
сделала, сказав что у нее просто бессонница. Эти же строчки открывают для нас
позицию автора. Он указывает на то, что Вера Львовна – человек чуткий и
вдумчивый, человек высоких идеалов, противопоставляет ее образ образу ее мужа,
который в полной мере раскрывается в чувствах, которые он испытывал во время
своего рассказа: «…какое-то подлое, неудержимое влечение, копошившееся в его
душе, какое-то смутное и гадкое чувство, похожее на хвастливое молодечество,
тянуло его рассказывать дальше». Владимир Иванович, в отличие от своей жены,
нисколько не переживает, что дал волю своему самолюбию и рассказал жене неприятную
для нее историю. Автор осуждает его за то, что он не заметил перемены в своей
жене, и уснул он быстро «тихим сном здорового сытого человека».
Автор в
рассказе ставит проблему взаимоотношений между людьми. Как до конца понять
другого человека? Как узнать, что он чувствует и о чем думает? Этими же
вопросами задается главная героиня рассказа. Но, не найдя на них ответов,
решает ничего не предпринимать, оставить все как есть и жить как все, хоть и
придется в этом случае притворяться. Приходя к такому решению, Вера Львовна
обрекает себя на вечное одиночество, подобное тому, которое она испытала,
раздумывая о человеческих отношениях.
Что касается
меня, то я считаю, что одиночество – это такое чувство, которое человек
зачастую призывает сам. И что, если бы люди знали друг о друге абсолютно все,
они бы потеряли свою индивидуальность и перестали бы быть интересными друг для
друга. А одиночество – далеко не всегда плохое чувство. Упиваясь своим
одиночеством, мы приходим к важным открытиям в этой жизни, лучше узнаем самое
себя, и оно необходимо для нас так же, как, например, общение с другими людьми,
любовь и дружба.