Быт и нравы российского общества 19 века в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Мой выбор темы
Поэзию Пушкина я полюбил еще в
детстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка рассказывала
сказки. Мы с братом любили слушать стихи. Особенно нравились стихи Пушкина,
который тоже любил слушать в детстве сказки и рассказы няни Арины Родионовны и
бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. В поэзии Пушкина всё было понятно, зримо,
образы старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» ярко представали перед
нами. А чего стоили его стихи о кораблике:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах,
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана».
Сказки «О царе Салтане», «О семи
Богатырях», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» очаровали меня. Передо мной
открывался мир чудес:
«У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью
кот ученый
Все ходит по цепи кругом».
Эти строки запали мне в душу. В
школе мы изучали стихи Пушкина о природе. Красавица-весна, золотая осень, зима
красиво описанны в его стихах. Может быть, под влиянием поэзии Пушкина я
полюбил природу.
В старших классах я познакомился с
более серьезными произведениями поэта, с его прозой, с жизнью самого поэта.
Прозаические произведения «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина» и
другие познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности,
учат теперь, как поступить в том или ином случае жизни. Положительные герои его
произведений учат смелости, учат бороться со злом, за светлые идеалы добра.
Тема «Быт и нравы российского
общества в 19 веке» очень обширна, но и интересна. На уроках литературы мы
изучали роман «Евгений Онегин» ещё в 9 классе, а теперь мы повзрослели, и
хотелось перечитать многие страницы романа ещё раз, понять, как изобразил
Пушкин жизнь России в пред декабрьский период, узнать быт и нравы столичного
дворянства – московского, петербургского и поместного. Чтобы вникнуть во все
это, я прочитал дополнительную критическую литературу.
Слово
об авторе
Александр Сергеевич Пушкин –
гениальный российский поэт. Его имя известно не только в России, но и во всем
мире. Его произведения читают люди любого возраста от мала до велика.
Родился А.С. Пушкин в 1799 году.
Но прожил он недолго. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда поэт был в самом
рассвете сил. Одоевский тогда сказал: «Солнце русской поэзии закатилось». Жизнь
поэта оборвалась, а книги его остались. Благодаря Пушкину, русская литература
стала одной из величайших литератур мира. Его называют творцом современного
русского литературного языка. Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Но за
этой простотой и понятностью – удивительная глубина, великая мудрость.
Пушкин начал свой роман в стихах в
мае 1823 года, в Кишиневе, в период южной ссылки. В предисловии к первой главе,
готовя ее к печати, он писал: «Первая глава представляет нечто целое. Она в
себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце
1819 года…» Поэт подчеркивал фактический, достоверный характер материала, к
которому он обратился.
Проблематика романа
Роман «Евгений Онегин» написан в
стихах. Это удивительно: в небольшой книжке романа поэт сумел отразить жизнь
русского народа и дворянства в 19 веке, сумел запечатлеть жизнь России, быт и
нравы многих слоев населения. Сумел разрешить одну из самых сложных тем
человеческой жизни - тему любви. Это вечная тема русской литературы.
Главную сюжетную линию в романе
составляет история любви провинциальной дворянской девушки Татьяны Лариной и
столичного молодого дворянина Евгения Онегина.
Автор подробно описывает картины
жизни той среды, в которой жили и воспитывались главные герои романа. Мы видим
в романе широкую картину жизни, быта и нравов русского дворянства в эпоху
10-20-ых годов 19 века. Это было время подъема национального самосознания,
пробужденного войной 1812 года, усиление недовольства передовой дворянской
интеллигенции самодержавно-крепостническим строем. Пушкин дает подробное
описание разных слоев дворянства: столичного и поместного, а также и
крестьянства, их быта и нравов. Такого широкого охвата жизни еще не было ни в
одном произведении мировой литературы.
За этот-то широчайший охват современной
поэту жизни России, за глубину типических образов и богатство идей критик
Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».
Образ «золотой» молодежи в романе
В первой главе Пушкин повествует об
образе жизни представителей «золотой» молодежи в лице Евгения Онегина, говорит
о воспитании и образовании молодежи. Онегин, главный герой романа, был воспитан
по обычаю светского общества, гувернером-французом. Такое воспитание было
далеко от русского национального воспитания:
«Он по-французски
совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся
непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет
решил,
Что он умен и очень мил».
Образование было не очень глубоким.
Автор пишет:
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и
как-нибудь,
Так воспитаньем, слава
Богу,
У нас немудрено
блеснуть.
Онегин был по, мненью
многих
(Судей решительных и
строгих),
Ученый малый, но педант.
Имел ни счастливый
талант
Без принужденья в
разговоре
Коснуться до всего
слегка,
С ученым видом
знатока
Хранить молчанье в
важном споре
И возбуждать улыбку
дам
Огнем нежданных
эпиграмм».
Пушкин был строг к недостаткам
образования светской молодежи, однако отмечал, что круг чтения Онегина был
интересен и значителен. Он мог потолковать об Ювенале, римском сатирике 1 века
н. э., знал историю Рима: «От Ромула до наших дней хранил он в памяти своей»,
«бранил Гомера, Феокрита». Дворянская интеллигенция осуждала Гомера за
воспевание царей. «Зато читал Адама Смита», английского политэконома,
прогрессивного для своего времени.
В образовании Евгения Онегина
чувствовалась свободолюбивая направленность. Кругозор его не был узок, он не
стоял в стороне от интересов своего времени. Автор большое место отводит
описанию одного дня своего героя: позднее вставание, приглашения в постели,
прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, театр, бал, возвращение домой утром.
«Бывало, он ещё в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В
самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там
детский праздник.
Куда ж поскачет мой
проказник?
С кого начнет он? Всё
равно:
Везде поспеть немудрено».
Круг его знакомых свидетельствует
о том, что он не был пустым человеком: Каверин – гусар, офицер, человек
образованный, он был членом «Союза благоденствия». Пушкин много рассуждает о
театре того времени, о драматурге Фонвизине, о русской актрисе Семёновой, о
знаменитой русской балерине Истоминой:
«Блистательна,
полувоздушна,
Смычку волшебному
послушна».
Поэт как бы спорит с охлажденным
мнением Онегина, которому надоели балеты Дидло.
Рассказывая о быте и жизни
дворянского общества, поэт говорит о простых людях. Крепостные слуги, ожидающие
на морозе своих господ, сидящих в креслах,
«И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в
ладони:
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он».
«Все, чем для прихоти
обильной
Торгует Лондон
щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит
нам,
Всё, что в Париже вкус
голодный,
Полезный промысел
избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги
модной,-
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать
лет».
Еще в 18 веке просветитель Н. И. Новиков писал в своем сатирическом журнале «Трутень» о прибытии кораблей из
Франции: на них привезены в Петербург предметы роскоши, а «из Петербургского
порта на те же корабли грузить будут… наши безделицы, как пеньку, железо, юфть,
сало, свечи, полотна и прочее». За пятьдесят лет - от Новикова до Пушкина –
характер торговли почти не изменился. И читатель чувствует горечь автора романа
за этими, казалось бы, легкими, шутливыми стихами о русской заграничной
торговле.
Так уже с первой главы роман
охватывает самые разнообразные стороны жизни страны.
После картины бала автор
рассказывает о возвращении героя домой. Перед нами пробуждающийся, трудовой
Петербург, не светский, а трудовой город с его буднями:
«Встает купец, идет
разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка
спешит…»
Онегин спит «за полдень», а затем
все начинается сначала: жизнь его «однообразна и пестра, И завтра то же, что
вчера». Мотив скуки, усталости и разочарования, возникший ещё в рассказе о
посещении Онегиным театра, звучит все сильнее:
«Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому
сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу…»
Ему все надоело, он пытается найти
смысл жизни в чтении книг, но напрасно. Получив известие о болезни дяди, Онегин
едет в деревню, вступает во владение поместьем. Природа, уединенные поля,
журчанье тихого ручья не исцелили его от тоски. Мы узнаем, что жизнь,
освобожденная от труда и забот, не могла удовлетворить не только Онегина, но и всех
представителей дворянской молодежи. У него появляется неудовлетворенность
жизнью, существующим строем. Это чувство было знакомо и самому автору романа:
«С ним подружился я в то
время,
Мне нравились его
черты,
Мечтам невольная
преданность,
Неподражательная
странность
И резкий, охлажденный
ум».
Пушкин проводит своего героя через
ряд испытаний. Мы узнаем, что Онегин в деревне становится богатым помещиком:
«Заводов, вод, лесов,
земель
Хозяин полный».
Его соседи – провинциальные помещики.
Он решил облегчить положение крепостных крестьян:
«В своей глуши мудрец
пустынный,
Ярем он барщины
старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу
благословил».
Провинциальное дворянство
Столичное и провинциальное
дворянское общество в романе не является однородным. Провинциальное поместное
дворянство состояло не только из Буяновых и Петушковых. Ведь и Ленский,
«помещик новый, в свою деревню прискакал». В авторской характеристике Ленского
обращаем внимание на строки:
«…Поклонник Канта и поэт,
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно
странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».
Татьяна по своему социальному
положению так же принадлежит к этому кругу. Наряду с отрицательными, почти
карикатурными фигурами московского и петербургского дворянства, поэт выводит
людей совсем другого типа. Сам Онегин – петербургский дворянин, в Москве к
Татьяне «как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел».
Образ дяди Онегина мимоходом
затронут в нескольких строках третьей строфы, но запоминается хорошо, очень уж
выразительно немногими словами создана картина существования «деревенского
старожила». Содержание дядиных шкафов – «тетрадь расхода, В другом наливок
целый строй, Кувшины с яблочной водой, и Календарь осьмого года» - образно
раскрывает пустоту, безделье и застой этой жизни. К картине его жизни в
рассказе Анисьи добавляются еще штрихи совершенно такого же порядка: старый
барии «бывало в воскресенье здесь под окном, надев очки, играть изволил в
дурачки» с ключницей.
В главе второй романа воссоздана
живая картина жизни стариков Лариных- типичных провинциальных помещиков средней
руки. Читая строфы, посвященные Лариным, я отмечаю, что Пушкин показал самое
существенное в характере их жизни. Вот госпожа Ларина, в молодости – московская
барышня с сентиментальными, в соответствии с эпохой, увлечениями, с
пристрастием к иностранным именам и модам, а теперь полновластная хозяйка
именья, помещица-крепостница:
«Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила
лбы,
Ходила в баню по
субботам,
Служанок била осердясь
–
Все это мужа не
спросясь».
Поэт кратко воссоздает уклад жизни
Лариных, быт:
«Они хранили в жизни
мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице
жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они
говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни,
хоровод;
В день тройцын, когда
народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был
потребен,
И за столом у них
гостям
Носили блюды по чинам».
В пятой главе добродушная ирония
переходит в сарказм, когда Пушкин изображает гостей в доме Лариных:
«С своей супругою
дородной
Приехал толстый
Пустяков;
Гвоздин, хозяин
превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех
возрастов, считая
От тридцати до двух
годов;
Уездный франтик
Петушков,
Мой брат двоюродный,
Буянов
В пуху, в картузе с
козырьком
(Как вам, конечно, он
знаком)
И отставной советник
Флянов,
Тяжелый сплетник, старый
плут,
Обжора, взяточник и
шут».
Пушкин подчеркивает, что все
помещики – крепостники. Ларина бьёт служанок, в наказание отдает крестьян в
солдаты, замуж выдавала молодых крестьянок «по страсти» - приказчик и староста
избивали, говорит няня о своем раннем замужестве.
Старая Филиппьевна рассказывает
Татьяне о своем замужестве, и в рассказе её встает картина бесправного
положения крепостной девушки и женщины. В примечании к рассказу няни в рукописи
романа Пушкин записал: «Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка,
вышла ты замуж? – По страсти, родимый, - отвечала она: - приказчик и староста
обещались меня до полусмерти прибить. – В старину свадьбы, как судьбы,
обыкновенно были пристрастны».
Картины родной природы постоянно
включают образы живущего среди этой природы народа: «Зима, крестьянин,
торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «В избушке, распевая, дева прядет».
«Пастух не гонит уж коров из хлева»… и т.д.
Таким образом, в романе, где
центральное место занимает жизнь дворянского общества, мы находим и отражение
жизни крепостного крестьянства. Это одна из тем «энциклопедии русской жизни».
Столичное дворянство
Жизнь столичного дворянства – петербургского
и московского – также отражена во многих главах романа.
В седьмой главе изображена жизнь
московского общества. Татьяну «развозят» по родственным обедам, и
«родственникам» посвящена строфа откровенно сатирического характера:
«Но в них не видно
перемены;
Все в них на старый
образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый
чепец;
Все белится Лукерия
Львовна,
Все то же лжет Любовь
Петровна,
Иван Петрович так же глуп…».
Опять ряд, казалось бы, мелких
деталей: тюлевый чепец, глупость Ивана Петровича, скупость Семена Петровича,
шпиц Пелагеи Николавны и т.д. Но в результате – впечатление жизненной пустоты,
застоя. Может быть, это – старики, а молодое поколение занято более
значительными вещами? Нет.
«Татьяна вслушаться
желает
В беседы, в общий
разговор;
Но всех в гостиной
занимает
Такой бессвязный, пошлый
вздор…»
В дворянском собрании «кажут
франты записные свое нахальство, свой жилет и невнимательный лорнет».
Неудивительно, что Татьяне «душно
здесь»… Только появление Вяземского напоминает нам, что и в этой среде не все
одинаковы, есть и какие-то живые силы.
Наибольшую остроту приобретает
сатира Пушкина в изображении Петербургского света в восьмой главе романа, в
строфах, посвященных зарисовкам гостей в доме Татьяны. «Проласов, заслуживший
известность низостью души», «другой – диктатор бальный стоял картинкою
журнальной, румян как вербный херувим…» и «путешественник залетный,
перекрахмаленный нахал…» Это – «цвет столицы, и знать, и моды образы, везде
встречаемые лица, необходимые глупцы». В исключенных из окончательного текста
стихах поэт вводил в число гостей ещё некоторых лиц:
«…Тут был во всех своих
звездах
Правленья цензор
непреклонный
(Недавно грозный сей
Катон
За взятки места был
лишен);
Тут был ещё сенатор
сонный,
Проведший с картами
свой век,
Для власти нужный
человек.»
Конечно, отношение автора к
высшему свету резко отрицательное. Он отмечает пустоту их интересов, пошлость,
бессодержательность бесед высшего света. На фоне этих «глупцов» Татьяна, Онегин
и Ленский являются умными, передовыми представителями дворянского класса. Из их
среды вышли будущие демократы.
Подведем итоги
Итак, роман Пушкина «Евгений
Онегин» освещает целый круг вопросов жизни, моральных и эстетических, которые
волнуют и теперь людей нашего времени. Работая над этой темой, я пришел к
выводу: современная молодежь думает о человеческих характерах и чувствах, о
любви и дружбе, о верности и измене, о связи поколений, о глубине чувств, о
порядочности, честности и лжи. Гений мудрого поэта сумел разрешить все эти
проблемы жизни и помочь нам, молодым, идущим в самостоятельную жизнь людям.
Список
литературы:
1.
А. С.
Пушкин «Сочинения. Том третий», Государственное издательство художественной
литературы, Москва, 1957
2.
К. П.
Лахостский «Пушкин в школе», УЧПЕДГИЗ., Ленинград, 1956
3.
Н. К.
Семенова «Русская Литература 8 класс», Просвещение, Москва, 1972
Рецензия