Романы Ф.М. Достоевского 'Идиот', 'Бесы'

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,07 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Романы Ф.М. Достоевского 'Идиот', 'Бесы'

Жестокий талант

1) «жестокий талант»(Михайловский) – изобр концентр-ое зло(ср. «Человек проклят», Вересаев)

2) Луначарский, фрейдистская тз:  «центральным движущим стимулом художественного творчества является половое чувство», «сладострастный мазохизм Д.»(термин л.!!): «наслаждение страданием, преступлением и унижением»

3) Мочульский: для Д. страдание  - центральная категория эстетики хр трагедии, а не патологический фрейдистский садомазохизм.

4) В.В. Розанов Размолвка между Достоевским и Соловьевым1906

Состав «белого луча» в «темном Достоевском», тезис в противоположность всем антитезам:

- образ христа

- «народ-богоносец»(«Бесы»)*

- «нервно-моральные пантеизм»(«молюсь пауку»)

Роман-трагедия

1.1) Вяч. Иванов – «роман-трагедия» -- Кокс РЛ «М-у землей и небом»

Вяч. Иванов(символист, декадент) – относил к «своим», несмотря на реализм.

Метафизический план

Бытовой план

Ч-к определяется

Человек только проявляется

Метафизич преступление – бунт против Б.

Суд идет по нему

Эмпирическое

Человек психический

Человек социальный(среда и тп)

трагедия

роман

+ двойники

1.2) Вяч. Иванов – «роман-трагедия» -- Кокс РЛ «М-у землей и небом»

основа трагедии – «незаслуженное страдание» + хр образ «страдающего бога»

ср. Шекспир: интеллектуальная, «павловская» традиция -- Д. – пророческая, иоанновская

см. Мочульский

                                                                                       

2)Луначарский о Достоевском(1921): перевес идеи над формой, несовершенство формы, «равнодушно проходит мимо природы»

драматичность: «Достоевский пишет романы и повести. Но эти романы и повести в сущности драмы. Драмы, чрезвычайно сценичные притом. В них все основано на переживаниях человеческой души. Остальное задето мимоходом, вскользь. Его краткие отметки о костюмах действующих лиц, об обстановке похожи на ремарки».

3) Джонс Малькольм, «Достоевский и один из аспектов психологии Шиллера»// Новые зарубежные исследования о Д»

Композиция: «монологическая+полифоническая». «монистический принцип не исключается, а лишь иногда отступает на второй план»

--Шиллеровская психологическая теория:

1. динамическая психология противоборствующих сил

2. красота и искусства как средство обретения гармонии. Герой, совершивший добрый поступок, считает себя вправе судить других( vs христианину), «абстакная» любовь к дальнему вместо хр любви к ближнему

3. «русская идея» - (+) организующий, здоровый принцип, но в основном типы, зараженные идеями Запада, и не находящие организующего принципа(Ставрогин)

Отличие почвенничества Д. от классического «славянофильства»: 1)утрверждение личности, а не растворение ее в коллективе 2) чужда идея «искусства для искусства», кт разделяли многие славянофилы.

ИДИОТ. Роман в 4-х частях 1868 год(67-69), за границей, Русский Вестник, поджимали сроки, печать с созданием

Отличие от предыдущего романа ПиН: 1. +/-ный нравственный идеал

                                                                     2. аристократия, дворянство вм. разночинцев

Система персонажей:

1. двойничество(Мыш вс рогожин/ лебедев, др…)

2. Шарден Ф.(фр.) «Роман светотени: «Идиот» Д-го»

Связи м-у персонажами: тендеция «да неестественного усиливать связи м-у персонажами»(ср. Бахтин – принцип полифонического романа)

Социальная классификация: все персонажи делятся на семьи(4) и «банды»(3 – НФ, Рогожин и Бурдовский с нигилистами). Мышкин – «ни там ни тут»

Рогожин и НФ – демонические герои?

3. Гроссфогел: Мышкинизоляция!!! М – посредник м-у абсолютным добром и неабсолютным обществом, медиум

Главный герой Мышкин:

1. Задача: «изобразить положительно прекрасного человека»

Истоки: ДонКохот, Иисус, Пиквик, ЖанВальжан +?=) М.Фатрелл: «метафизика Д» - интерес к исламу, Мышкин-Эпилептик-Магомет(«Новые зарубежные исследования о Д.») но скорее всего, Д. просто спроецировал собственную эпилепсию

*функции эпилепсии по СимСал:1) препятствие для вхождения в обыденную жизнь

2) способ познания сверх-обыденного

*значение слова «идиот»: 1. Даль – «тупой, убогий…», 2. Кириллов – «кроткий, не подверженный припадкам бешенства, как иногда называют дурачок, дурень» 3. медицинский термин. Первоначально в богословнской лит-ре просто «невежда», «деревенский паренек», «мирянин», «частное лицо»

2. Выражает эстетический(+этический) идеал Д: а) «цельная, нерефлектирующая личность, несущая общественные идеалы братсва(соборности?), гармонии личного и общ-го»(Кашина).

ВН Белопольский. Д и философия: связи и параллели

1) Шеллинг: категория зла и кат свободы


зло?

1. = добро, изначально

2. случайность, искажение добра

Человек: родовое(+)+индивид(-)

Зло= индивид vs родовое → своеволие, эгоизм

своеволие(-) vs подлинная свобода, учитывающая интересы рода

2) Шопенгауэр: идея сострадания, ценности всего живого.

Мышкин=1+2 настоящая реализовавшаяся личность!

3. Трансформация типа «мечтателя»: 1) детскость 2) существо среднего рода, неполноценен 3) за детскостью скрывается определенная идейная направленность, ему есть чему поучить  4) деятельное добро

4. Комическое снижение, «спорные мудрецы»:

Три варианта истолкования: 1) образ излишне возвыш, рафинированный

2) сообразуясь с действительностью, Д. вынужден был развенчать героя

3) изначально планировал неоднозначный образ: вторая  сторона эст идеала – динамичность, а не мертвая статика


Способы снижения(Н.В. Кашина, Эстетика Д.):

1) идиотизм сам по себе(грустно + смешно), он «мямлит», «лепечет»; внешне непрезентабелен, нет «жеста приличного»: распр. прием(ср. тлетворный дух от Зосимы)- осложняет положение (+) персонажей вместо того, чтобы помочь им. (-) герои, в противопложность, часто осанисты, внешне значительны. а) Идеал Мадонны(духовная красота) vs идеал содомский(телесная красота): ВАЖНО! проблема красоты вообще одна из центральных б) ч-к должен выбрать/узнать богочеловека свободно, без чуда//авторитета ( с Христом, 69)

2) меркантильные детали(Кун, стр 14), происхождение(папаня – (-))

3) Осменяние:-за счет легкого комического налета снижает (+) героя: НО! во всех случаях осмеяния ему сочувствуют (Кунильский Опыт Истолкования лит. героя)

Функции комического снижения:

    1) Кашина: чтоб был ближе к народу, реальнее, понятнее, милее

    2) Кун-кий: с Христом

-мышкин vs донкихот: м. понимает, что делает, понимает суть происходящего, но сознательно продолжает действовать таким же образом

5. с Христом 1) безвидность 2) осмеяние 4) бессилие что-либо сделать. Ведь главное – не счастье и даже не жизнь 5) сем. параллели: Лев – символ Христа, Лев Николаевич Мышкин – «победительная сила слабости»

Х-во и язычество: романтическое язычество, Аглая, Епанчины(хорошо кушают, здоровые), стрстная любовь

Метод:

Лагерлёф К.Э.(швед) «экстатический реализм» в «Идиоте»: взрывы, разрушающие идиллию повседневности

полемика с Бахтиным об «идейном центре»: это идеальный образ Мышкина.

Полифоничность условна – делающий вывод голос отсутсвует только формально

Жанр:

Ричард Пирс. «ступени шутовства»

(мело)драма+фарс(интеллектуальная беседа-разбитая ваза: трагическое превращение)

шут/идиот – трагич. превращение. финальная сцена – комич прием двойничества + смешна сама сцена

Композиция:

Шарден Ф.(фр.) «Роман светотени: «Идиот» Д-го»

Композиция – классицистическая стройность. В 1 части – единство времени(24 ч) и места(питер), отличная экспозиция. Дальше на самом деле еще 2 части, а не 3(4 части из-за неблагоприятных условий публикации).

1. Принцип «чередования»: «Части»(кт. 3, а не 4) опеределяются чередованием «фаз затишья» и «сканадальных сцен». Чередование сильных(ясность виденья рассказчика, концентрир. действие) и слабых периодов(косв. рассказчик, скорее хроника, рассредоточенность действия). + чередование драматических сцен и комич. интермедий, сцен любви и ненависти и т.д.

2. Принцип повторения – чаще всего связано с фигурой мышкина -  знакомство/неприязнь/симпатия, сцены с защитой женщин, сбывающиеся пророчества

Христианские символы(по Симонетте Сальвестрони):

- мало прямых цитат, и хотя в Ев. есть ответы на мучающих героев вопросы, прямого ответа или толкователя типа Зосимы нет

- Ев.цитирует прохвост Лебедев

- единственный образ Христа: труп на картине Гольбейна. Нарочитая анти-эстетичность! Не «содомский идеал» внешней красоты, а идеал любви и самопожертвования

-           Мышкин                     невинность                                       Адам

            Первые главы                                                                      Рай Бытия

            Питерское общество                                                          Апокалипсис

Апокалиптические образы: саранча в сне Ипполита

Жертвы: НФ(Барашкова!), Рогожин, Мышкин

М – как главный «агнец»: трагический финал, но ведь и это не утопия(хотя вариант хэппие-энда был), а трагичю роман, оставляет след в мировосприятии детей(как мари)

БЕСЫ, роман в 3-х частях, 71-72, Русский Вестник

! «Роман- предупреждение»

Эпиграфы: 1) строфы из «Бесов» Пушкина(«Сбились мы, что делать нам…»)

                    2) стихи 32-39 главы 8 Ев. от Луки

Прототипы:

провинциальный город

Тверь(+  губернатор с женой и др)           

Зосима

 Тихон Задонский

Петр Верховенский

Нечаев

Ставрогин

Стешнев(лидер кружка петрашевцев)

Кармазинов

 Тургенев

Степан Трофимович со своей статьей "Об аравитянах"

 Грановский


Документальная основа: в 69 году пять членов тайного об-ва «Народная расправа» во главе с Нечаевым убили студента Иванова, заподозренного в предательстве

+ собственный опыт в кружке петрашевцев

«Антизападничество»

-задумывался как памфлет на западников и нигилистов

-параллельно с другими «антинигилистическими» романам(Лесков, Крестовский и др.). Д. в них не устраивала «надуманность», «герои как с луны свалились». Бесы=продолжение традиции+полемика

В сопроводительном письме к одельному изданию для наследника престола ААРоманова : наши оторвались от корней, гоняясь за Европой, «Белинские и Грановские - прямые отцы Нечаева», хотя первые же отреклись бы от нечаевского дела

Суть – история идей:

/Н.В. Кашина, Эстетика Д./

а) собственно реализм скупой: детали однообразные, характеризуют тип(красота/безобразие/ничтожность), а не индивид; типовые жесты; скупое описание внешности

б) идеальное не менее реально, чем материальное – подробное описание идей, так как они часто оказываются важнее бытаё

-одержимость идеями-призраками(idee fixe), порабощение человека идеей(Кириллов)

Идеи:

-- народ-богоносец

-- соц. зло←нравственная деградация←забвение хр-ва

-«И»: «в отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного лишь себя»

 преобразование л.бви к человечестви в ненависть к конкт человеку

- идея соборности против индивидуализма*

- новый человек(человекобог) – не шаг вперед, а шаг назад, в дочеловеческое: «Тогда историю будут делить на две части: от гориллы до уничтожения Бога и от уничтожения Бога… -До гориллы?=)»

Персонажная система:

1) В.В. Розанов,  О происхождении некоторых типов Достоевского

Мышкин – то же самое – отроческая психология

Достоевский: ср. с Алеко, но теперь они уходят в социализм, а не в табор

2) Ставрогин

а)Интерпретация

1) одержимый, но не воплощение зла(Бердяев:)

2) Ставрогин – мировое зло, воплощение сатанизма (-)(Паничас, Лагерлёф)

3)Ю.Глазов.– демонический герой, двойничество и т.п.п (+/[-])

4)Холквист – Ст – жертва  «кризиса гуманности»(скорее (+))

5) Ф.Ристен – Ставрогин-лжепророк

б) про Ивана-царевича:

*Бесы: коллективный индивидуализм→↓уровня представителей→потребность в мифе о вожде, обладающем исключ. качествами

Хронотоп, композиция

а) Лагерлёф К.Э.(швед)

 «сценичность романа»: композиция – «система переднего и заднего планов». Передний план – рассказчик(друг отца Верховенского). /простенько/

б) Дж. Паничас: простанство – психологично и метафизично, бегание вверх-вниз по лестницам олицетворяет метания м-у Богом и Дьяволом

времяапокалипсично, неизбежноть рокового развития событий, «эпос-трагедия»

в) М. Холквист. Время – два уровня:

1. горизонтальное время детективного жанра

2. вертикальное время философской притчи. Конфликт м-у синхронией и диахронией, м-у структурой и историей – трагедия Ставрогина(«открытие в себе структуры, разрушающей их психологию, тк в ней не заложено времени для дальнейшего развития»)

Бесы – две плоскости: 1. настоящее, несущее повеств-сюжетную функцию 2. аморфное прошлое – «постоянный контрапункт»,

г) Почему у Д такое «аморфное» прошлое? Н.В. Кашина, Эстетика Д.:

-против абсолютизации среды→снятие ответвенности+уничтожение свободной воли личности. В романах нет генезиса, нет среды, прошлое дано незначительными ссылками, герой вступает в конфликт уже сформировавшимся. На первом месте – не среда, а нравств. прогресс. Ч-к= изначальная сущность+влияние среды. Хар-р vs среда. -обществ прогресс – эволюция личности

Жанр

а) эпос-трагедия(1)?

б) заявленный жанр: «провинциальная хроника(2)».

Почему именно хроника? 1) сама докум основа + любовь Д. к газете 2) налет «апокалиптичности»

Н.В. Кашина, Эстетика Д.: -интерес к системным, а не каузальным связям – явление в системе других явлений в фикируемый момент(включается в класс-в более высокий класс-вплоть до космогонических проблем). Расширение хроники до библейскийх масштабов(«масштаб в уголке карты»)

частное                                                                                универсальное

трагедия                                                                               апокалипсис

в) Долан П. Дж.(америк.). В «Б» две линии: «религиозная притча(3)» о Ставрогине, и сатирический памфлет(4) на нигилистов(Верхов.)

С. Сальвестрони:

Трансформация замысла

-параллельно с задумкой «Жития великого грешника»

- 1)первоначально главный персонаж Грановский=Верховенский-отец(западник), кт противопоставлен     православному мыслителю(впоследствии Тихону)

2)потом акцент на Нечаеве=Верховенском-сыне. Мысль – западники прямые отцы Нечаева

3)и наконец – на Ставрогине, Великом Грешнике

Функциии Ев. отрывков: 1) ключ 2) вводят темы, кт потом развиваются и становятся лейтмотивами

Лейтмотивы:1) бесы, темнота, зло 2) ощущение Богоприсутсвия:

1)Полюс Бесов: «Премудрый Змий»(Ставрогин): сеет семена зла, развиваент худшее в героях; ср. судьба Мэри в идиоте и судьба Марьи Тимофеевны.

2)Богоявленская улица, где живут будущие жертвы. Ощущение Бога связано с детьми(у Кириллова, Шатов, воображаемый ребенок Марьи) Оба ребенка Ст. умирают

Ценральный эпизод: исповедь Ст. у Тихона: отражает состояние двойственности, процесс «схождения ума в сердце», обретения гармонии ч-з страдание, открытие «царства божиего внутри»

            Послание Лаодикийской церкви: «ни горяч ни холоден»(СС, 109)

            Ст. хочет экзальтированного публичного покаяния, кт сразу бы все изменило, а Тихон предлагает долгий путь дух. совершенствования. Значимо отсутствие второй части эпизода, где дается «рецепт»(СС, 111, 112)

            + Степана Верховенский – возрожедение в финале, понимание ничтожности своих идеалов и собственной нагости.

Похожие работы на - Романы Ф.М. Достоевского 'Идиот', 'Бесы'

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!