Романы Ф.М. Достоевского 'Идиот', 'Бесы'
Жестокий талант
1) «жестокий талант»(Михайловский) – изобр
концентр-ое зло(ср. «Человек проклят», Вересаев)
2) Луначарский, фрейдистская тз: «центральным
движущим стимулом художественного творчества является половое чувство»,
«сладострастный мазохизм Д.»(термин л.!!): «наслаждение страданием,
преступлением и унижением»
3) Мочульский: для Д. страдание
- центральная категория эстетики хр трагедии, а не патологический фрейдистский
садомазохизм.
4) В.В. Розанов Размолвка между Достоевским и
Соловьевым1906
Состав «белого луча» в «темном Достоевском»,
тезис в противоположность всем антитезам:
- образ христа
- «народ-богоносец»(«Бесы»)*
- «нервно-моральные пантеизм»(«молюсь пауку»)
Роман-трагедия
1.1) Вяч. Иванов – «роман-трагедия» -- Кокс РЛ
«М-у землей и небом»
Вяч. Иванов(символист, декадент) – относил к
«своим», несмотря на реализм.
Метафизический план
|
Бытовой план
|
Ч-к определяется
|
Человек только проявляется
|
Метафизич преступление – бунт против Б.
Суд идет по нему
|
Эмпирическое
|
Человек психический
|
Человек социальный(среда и тп)
|
трагедия
|
роман
|
+ двойники
1.2) Вяч. Иванов – «роман-трагедия» --
Кокс РЛ «М-у землей и небом»
основа трагедии – «незаслуженное страдание» +
хр образ «страдающего бога»
ср. Шекспир: интеллектуальная, «павловская»
традиция -- Д. – пророческая, иоанновская
см. Мочульский
2)Луначарский о Достоевском(1921): перевес
идеи над формой, несовершенство формы, «равнодушно проходит мимо природы»
драматичность: «Достоевский пишет романы и повести. Но эти
романы и повести в сущности драмы. Драмы, чрезвычайно сценичные притом. В них
все основано на переживаниях человеческой души. Остальное задето мимоходом,
вскользь. Его краткие отметки о костюмах действующих лиц, об обстановке похожи
на ремарки».
3) Джонс Малькольм, «Достоевский и один из аспектов психологии Шиллера»//
Новые зарубежные исследования о Д»
Композиция:
«монологическая+полифоническая». «монистический принцип не исключается, а лишь
иногда отступает на второй план»
--Шиллеровская психологическая теория:
1. динамическая
психология противоборствующих сил
2. красота и
искусства как средство обретения гармонии. Герой, совершивший добрый поступок,
считает себя вправе судить других( vs
христианину), «абстакная» любовь к дальнему вместо хр любви к ближнему
3. «русская идея» -
(+) организующий, здоровый принцип, но в основном типы, зараженные идеями
Запада, и не находящие организующего принципа(Ставрогин)
Отличие почвенничества Д. от классического
«славянофильства»: 1)утрверждение личности, а не
растворение ее в коллективе 2) чужда идея «искусства для искусства», кт
разделяли многие славянофилы.
ИДИОТ. Роман в 4-х частях 1868 год(67-69), за границей, Русский Вестник,
поджимали сроки, печать ║с созданием
Отличие от предыдущего романа ПиН: 1. +/-ный нравственный идеал
2.
аристократия, дворянство вм. разночинцев
Система
персонажей:
1. двойничество(Мыш
вс рогожин/ лебедев, др…)
2. Шарден Ф.(фр.)
«Роман светотени: «Идиот» Д-го»
Связи м-у
персонажами: тендеция «да неестественного усиливать связи м-у
персонажами»(ср. Бахтин – принцип полифонического романа)
Социальная
классификация: все персонажи делятся на семьи(4) и «банды»(3 – НФ, Рогожин и
Бурдовский с нигилистами). Мышкин – «ни там ни тут»
Рогожин и НФ –
демонические герои?
3. Гроссфогел: Мышкин
– изоляция!!! М – посредник м-у абсолютным добром и неабсолютным
обществом, медиум
Главный герой
Мышкин:
1. Задача: «изобразить положительно прекрасного
человека»
Истоки: ДонКохот, Иисус, Пиквик, ЖанВальжан +?=) М.Фатрелл: «метафизика Д» -
интерес к исламу, Мышкин-Эпилептик-Магомет(«Новые зарубежные исследования о
Д.») но скорее всего, Д. просто спроецировал собственную эпилепсию
*функции
эпилепсии по СимСал:1) препятствие для вхождения в обыденную жизнь
2) способ познания сверх-обыденного
*значение слова
«идиот»: 1. Даль – «тупой, убогий…», 2. Кириллов – «кроткий, не
подверженный припадкам бешенства, как иногда называют дурачок, дурень» 3.
медицинский термин. Первоначально в богословнской лит-ре просто «невежда»,
«деревенский паренек», «мирянин», «частное лицо»
2. Выражает эстетический(+этический) идеал Д: а) «цельная,
нерефлектирующая личность, несущая общественные идеалы братсва(соборности?),
гармонии личного и общ-го»(Кашина).
ВН Белопольский. Д
и философия: связи и параллели
1)
Шеллинг: категория зла и кат свободы
зло?
|
1. = добро,
изначально
|
2.
случайность, искажение добра
|
Человек:
родовое(+)+индивид(-)
Зло= индивид vs родовое → своеволие,
эгоизм
своеволие(-) vs подлинная свобода, учитывающая интересы рода
2)
Шопенгауэр: идея сострадания, ценности всего живого.
Мышкин=1+2 настоящая
реализовавшаяся личность!
3. Трансформация типа «мечтателя»: 1) детскость 2) существо
среднего рода, неполноценен 3) за детскостью скрывается определенная идейная
направленность, ему есть чему поучить 4) деятельное добро
4. Комическое снижение, «спорные мудрецы»:
Три варианта
истолкования: 1) образ излишне возвыш, рафинированный
2) сообразуясь с действительностью, Д. вынужден был
развенчать героя
3) изначально планировал неоднозначный образ: вторая сторона эст
идеала – динамичность, а не мертвая статика
Способы снижения(Н.В. Кашина, Эстетика Д.):
1)
идиотизм сам по себе(грустно + смешно), он «мямлит», «лепечет»; внешне
непрезентабелен, нет «жеста приличного»: распр. прием(ср. тлетворный дух от
Зосимы)- осложняет положение (+) персонажей вместо того, чтобы помочь им. (-)
герои, в противопложность, часто осанисты, внешне значительны. а) Идеал
Мадонны(духовная красота) vs идеал содомский(телесная красота): ВАЖНО! проблема красоты
вообще одна из центральных б) ч-к должен выбрать/узнать богочеловека свободно,
без чуда//авторитета (║ с Христом, 69)
2)
меркантильные детали(Кун, стр 14), происхождение(папаня – (-))
3)
Осменяние:-за счет легкого комического налета снижает (+) героя: НО! во всех
случаях осмеяния ему сочувствуют (Кунильский Опыт Истолкования лит. героя)
Функции
комического снижения:
1) Кашина: чтоб
был ближе к народу, реальнее, понятнее, милее
2) Кун-кий: ║ с Христом
-мышкин vs донкихот: м. понимает, что делает, понимает
суть происходящего, но сознательно продолжает действовать таким же образом
5. ║ с Христом 1) безвидность 2) осмеяние 4)
бессилие что-либо сделать. Ведь главное – не счастье и даже не жизнь 5) сем.
параллели: Лев – символ Христа, Лев Николаевич Мышкин – «победительная сила
слабости»
Х-во и язычество:
романтическое язычество, Аглая, Епанчины(хорошо кушают, здоровые), стрстная
любовь
Метод:
Лагерлёф К.Э.(швед)
«экстатический реализм» в «Идиоте»: взрывы, разрушающие идиллию повседневности
полемика с Бахтиным
об «идейном центре»: это идеальный образ Мышкина.
Полифоничность
условна – делающий вывод голос отсутсвует только формально
Жанр:
Ричард Пирс.
«ступени шутовства»
(мело)драма+фарс(интеллектуальная
беседа-разбитая ваза: трагическое превращение)
шут/идиот – трагич.
превращение. финальная сцена – комич прием двойничества + смешна сама сцена
Композиция:
Шарден Ф.(фр.)
«Роман светотени: «Идиот» Д-го»
Композиция –
классицистическая стройность. В 1 части – единство времени(24 ч) и
места(питер), отличная экспозиция. Дальше на самом деле еще 2 части, а не 3(4
части из-за неблагоприятных условий публикации).
1. Принцип
«чередования»: «Части»(кт. 3, а не 4) опеределяются чередованием «фаз затишья»
и «сканадальных сцен». Чередование сильных(ясность виденья рассказчика,
концентрир. действие) и слабых периодов(косв. рассказчик, скорее хроника,
рассредоточенность действия). + чередование драматических сцен и комич.
интермедий, сцен любви и ненависти и т.д.
2. Принцип
повторения – чаще всего связано с фигурой мышкина -
знакомство/неприязнь/симпатия, сцены с защитой женщин, сбывающиеся пророчества
Христианские
символы(по Симонетте Сальвестрони):
- мало прямых
цитат, и хотя в Ев. есть ответы на мучающих героев вопросы, прямого ответа или
толкователя типа Зосимы нет
- Ев.цитирует
прохвост Лебедев
- единственный
образ Христа: труп на картине Гольбейна. Нарочитая анти-эстетичность! Не «содомский
идеал» внешней красоты, а идеал любви и самопожертвования
- Мышкин невинность Адам
Первые главы Рай
Бытия
Питерское
общество Апокалипсис
Апокалиптические
образы: саранча в сне Ипполита
Жертвы: НФ(Барашкова!),
Рогожин, Мышкин
М – как главный «агнец»:
трагический финал, но ведь и это не утопия(хотя вариант хэппие-энда был), а
трагичю роман, оставляет след в мировосприятии детей(как мари)
БЕСЫ, роман в 3-х частях, 71-72, Русский Вестник
! «Роман-
предупреждение»
Эпиграфы: 1) строфы из «Бесов» Пушкина(«Сбились мы, что делать нам…»)
2) стихи 32-39 главы 8 Ев. от Луки
Прототипы:
провинциальный
город
|
Тверь(+ губернатор
с женой и др)
|
Зосима
|
Тихон Задонский
|
Петр Верховенский
|
Нечаев
|
Ставрогин
|
Стешнев(лидер кружка
петрашевцев)
|
Кармазинов
|
Тургенев
|
Степан Трофимович
со своей статьей "Об аравитянах"
|
Грановский
|
Документальная
основа: в 69 году пять членов тайного об-ва «Народная
расправа» во главе с Нечаевым убили студента Иванова, заподозренного в предательстве
+ собственный опыт
в кружке петрашевцев
«Антизападничество»
-задумывался как
памфлет на западников и нигилистов
-параллельно с
другими «антинигилистическими» романам(Лесков, Крестовский и др.).
Д. в них не устраивала «надуманность», «герои как с луны свалились».
Бесы=продолжение традиции+полемика
В сопроводительном
письме к одельному изданию для наследника престола ААРоманова : наши оторвались
от корней, гоняясь за Европой, «Белинские и Грановские - прямые отцы Нечаева»,
хотя первые же отреклись бы от нечаевского дела
Суть – история
идей:
/Н.В. Кашина,
Эстетика Д./
а) собственно реализм
скупой: детали однообразные, характеризуют тип(красота/безобразие/ничтожность),
а не индивид; типовые жесты; скупое описание внешности
б) идеальное не
менее реально, чем материальное – подробное описание идей, так как они часто
оказываются важнее бытаё
-одержимость
идеями-призраками(idee fixe), порабощение человека идеей(Кириллов)
Идеи:
-- народ-богоносец
-- соц. зло←нравственная
деградация←забвение хр-ва
-«И»: «в отвлеченной
любви к человечеству любишь почти всегда одного лишь себя»
преобразование
л.бви к человечестви в ненависть к конкт человеку
- идея соборности
против индивидуализма*
- новый человек(человекобог) – не шаг вперед, а шаг назад, в
дочеловеческое: «Тогда историю будут делить на две части: от гориллы до
уничтожения Бога и от уничтожения Бога… -До гориллы?=)»
Персонажная
система:
1) В.В. Розанов, О
происхождении некоторых типов Достоевского
Мышкин – то же
самое – отроческая психология
Достоевский: ср. с
Алеко, но теперь они уходят в социализм, а не в табор
2) Ставрогин
а)Интерпретация
1)
одержимый, но не воплощение зла(Бердяев:)
2)
Ставрогин – мировое зло, воплощение сатанизма (-)(Паничас, Лагерлёф)
3)Ю.Глазов.–
демонический герой, двойничество и т.п.п (+/[-])
4)Холквист
– Ст – жертва «кризиса гуманности»(скорее (+))
5)
Ф.Ристен – Ставрогин-лжепророк
б) про
Ивана-царевича:
*Бесы: коллективный
индивидуализм→↓уровня представителей→потребность
в мифе о вожде, обладающем исключ. качествами
Хронотоп,
композиция
а) Лагерлёф
К.Э.(швед)
«сценичность
романа»: композиция – «система переднего и заднего планов». Передний план –
рассказчик(друг отца Верховенского). /простенько/
б) Дж. Паничас: простанство
– психологично и метафизично, бегание вверх-вниз по лестницам
олицетворяет метания м-у Богом и Дьяволом
время – апокалипсично, неизбежноть
рокового развития событий, «эпос-трагедия»
в) М. Холквист.
Время – два уровня:
1.
горизонтальное время детективного жанра
2.
вертикальное время философской притчи. Конфликт м-у синхронией и диахронией,
м-у структурой и историей – трагедия Ставрогина(«открытие в себе структуры,
разрушающей их психологию, тк в ней не заложено времени для дальнейшего
развития»)
Бесы – две
плоскости: 1. настоящее, несущее повеств-сюжетную функцию 2. аморфное прошлое –
«постоянный контрапункт»,
г) Почему у Д такое
«аморфное» прошлое? Н.В. Кашина, Эстетика Д.:
-против
абсолютизации среды→снятие ответвенности+уничтожение свободной воли личности. В романах нет
генезиса, нет среды, прошлое дано незначительными ссылками, герой вступает в
конфликт уже сформировавшимся. На первом месте – не среда, а
нравств. прогресс. Ч-к= изначальная сущность+влияние среды. Хар-р vs среда. -обществ прогресс – эволюция
личности
Жанр
а) эпос-трагедия(1)?
б) заявленный жанр:
«провинциальная хроника(2)».
Почему именно
хроника? 1) сама докум основа + любовь Д. к газете 2) налет «апокалиптичности»
Н.В. Кашина,
Эстетика Д.: -интерес к системным, а не каузальным связям – явление в системе
других явлений в фикируемый момент(включается в класс-в более высокий
класс-вплоть до космогонических проблем). Расширение хроники до библейскийх
масштабов(«масштаб в уголке карты»)
частное универсальное
трагедия апокалипсис
в) Долан П.
Дж.(америк.). В «Б» две линии: «религиозная притча(3)» о Ставрогине, и
сатирический памфлет(4) на нигилистов(Верхов.)
С. Сальвестрони:
Трансформация
замысла
-параллельно с
задумкой «Жития великого грешника»
- 1)первоначально главный персонаж
Грановский=Верховенский-отец(западник), кт противопоставлен православному
мыслителю(впоследствии Тихону)
2)потом
акцент на Нечаеве=Верховенском-сыне. Мысль – западники прямые отцы Нечаева
3)и
наконец – на Ставрогине, Великом Грешнике
Функциии Ев. отрывков: 1) ключ 2) вводят темы, кт потом развиваются и становятся лейтмотивами
Лейтмотивы:1) бесы, темнота, зло 2) ощущение
Богоприсутсвия:
1)Полюс Бесов: «Премудрый Змий»(Ставрогин): сеет семена зла, развиваент худшее в
героях; ср. судьба Мэри в идиоте и судьба Марьи Тимофеевны.
2)Богоявленская
улица, где живут будущие жертвы. Ощущение Бога связано с детьми(у Кириллова,
Шатов, воображаемый ребенок Марьи) Оба ребенка Ст. умирают
Ценральный эпизод:
исповедь Ст. у Тихона: отражает состояние двойственности, процесс «схождения
ума в сердце», обретения гармонии ч-з страдание, открытие «царства божиего
внутри»
Послание Лаодикийской церкви: «ни
горяч ни холоден»(СС, 109)
Ст. хочет экзальтированного
публичного покаяния, кт сразу бы все изменило, а Тихон предлагает долгий путь
дух. совершенствования. Значимо отсутствие второй части эпизода, где дается
«рецепт»(СС, 111, 112)
+ Степана Верховенский –
возрожедение в финале, понимание ничтожности своих идеалов и собственной
нагости.