В.Г. Белинский о романе М.Ю. Лермонтова 'Герой нашего времени'
В.Г.БЕЛИНСКИЙ О РОМАНЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО
ВРЕМЕНИ»
Свое отношение к главному
персонажу Лермонтов выразил в названии романа. Итак, герой нашего времени — вот
основная мысль произведения. Белинский задает вопрос: “А чем он дурен?”
Обвинять Печорина в том, что в нем нет веры, бессмысленно. Кроме того, Печорин
сам не рад своему безверию. Он готов ценою жизни и счастья купить эту веру. Но
для нее еще не настал его час. За свой эгоизм Печорин презирает и ненавидит
только себя. Душа Печорина “не каменистая почва, не засохшая от зноя земля”. «В этом человеке есть сила духа и могущество воли... в
самих пороках его проглядывает что-то великое, и он прекрасен, полон поэзии
даже в те минуты, когда человеческое чувство восстанет на него. Его
страсти — бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они,—
острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь.
Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастье в
насыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую натуру, видя в ней один
эгоизм; пусть клевещет на самого себя, принимая моменты своего духа за его
полное развитие и смешивая юность с возмужалостью,— пусть! ...Так глубока его
натура, так врожденна ему разумность, так силен у него инстинкт истины!
Печорин еще рано почел себя допившим до дна чашу жизни, тогда как он еще и не
сдул порядочно ее шипящей пены... он еще не знает самого себя, и если не должно
ему всегда верить, когда он оправдывает себя, то еще менее должно ему верить,
когда он обвиняет себя или приписывает себе разные нечеловеческие свойства и
пороки». Печорин говорит, что в нем два человека... «Это признание обнаруживает
всего Печорина. В нем нет фраз, и каждое слово искренно. Бессознательно, но
верно выговорил Печорин всего себя. Этот человек не пылкий юноша, который
гоняется за впечатлениями и всего себя отдает первому из них, пока оно не
изгладится и душа не запросит нового... он вполне пережил юношеский возраст...
он уже не мечтает умереть за свою возлюбленную, произнося ее имя и завещая
другу локон волос, не принимает слова за дело... Он много перечувствовал, много
любил и по опыту знает, как непродолжительны все чувства, все привязанности;
дух его созрел для новых чувств и новых дум, сердце требует новой
привязанности: действительность — вот сущность и характер всего этого нового.
Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а
нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то
действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем...
Но можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или,
может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот
вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов категорически заявляет, что
Печорин - "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в
полном их развитии. Печоринство было типичной болезнью времени. Однако уже и в
те годы, полные мрака и безнадежности, появились имена истинных героев. Они шаг
за шагом прошли "кремнистый путь" борцов и явили миру образцы
патриотизма и гражданского мужества.
Печорин — это Онегин нашего времени. Онегин -
отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин - герой третьего
десятилетия, "жестокого века". Оба они - мыслящие интеллигенты своего
времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а
Онегин - в период общественного оживления и мог быть декабристом. У Печорина
этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит: "Онегин скучает, а
Печорин страдает" (Онегин — это уже
прошедшее, а прошедшее невозвратно). Несходство их между собою гораздо меньше
расстояния между Онегою и Печорою. Онегин, несомненно, выше Печорина в художественном
отношении. Но Печорин выше Онегина по идее. Ведь что такое Онегин? Это человек,
которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все
прилюбилось, вся жизнь ему быстро надоела. Печорин же не равнодушно, не
апатически несет свое страдание: “бешено гоняется он за жизнью, ища ее
повсюду”. Печорин горек в своих заблуждениях. В нем постоянно рождаются
внутренние вопросы, которые тревожат и мучают его, и он в рефлексии ищет их
разрешения. Из самого себя он сделал самый любопытный предмет своих наблюдений,
и, стараясь быть как можно более искренним в своей исповеди, он откровенно
признается в своих недостатках.
Белинский отмечает, что роман Лермонтова производит “полноту впечатления”. Причина
этого заключается в единстве мысли, которая порождает чувство ответственности
частей с целым. Белинский восхищается художественным мастерством Лермонтова,
который в каждой части своего романа сумел исчерпать ее содержание и в
типических .чертах “вывести все внутреннее”, крывшееся в ней как возможность. В
результате всего этого Лермонтов явился в повести таким же творцом, как и в
своих стихотворениях. “Герой нашего времени”, напишет Белинский, обнаружил силу
молодого таланта и показал его разнообразие и многосторонность. Главным героем
романа Лермонтова является Печорин. Основную проблему романтизма можно
определить одним словом — “личность”. Лермонтов — романтик.
“Герой нашего времени” — это грустная душа в нашем времени”, — напишет
Белинский. Век Лермонтова был по преимуществу историческим. Все думы, все
вопросы и ответы, вся деятельность того времени вырастали из исторической почвы
и на исторической почве. Роман Лермонтова не является исключением. Однако сам
образ Печорина по форме изображения не совсем художественен. Причина этого не в
недостатке таланта автора, а в том, что изображаемый им характер был настолько
близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объективироваться.
Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам
в начале романа. Оттого сам роман оставляет ощущение бесперспективности. В нем
сеть что-то неразгаданное, как бы недосказанное, а потому остается тяжкое
впечатление после его прочтения. Но этот недостаток, по мнению Белинского, есть
в то же время и достоинство романа Лермонтова, ведь таковы бывают все
современные общественные вопросы, высказываемые в поэтических произведениях.
Это вопль страдания, его вопль, который отличает страдание.