Лирика Сергея Есенина
Синий
туман. Снеговое раздолье,
Тонкий
лимонный лунный свет…
Я
в твоих глазах увидел море,
Полыхающее
голубым огнем.
О
всех ушедших грезит конопляник
С
широким месяцем над голубым прудом.
Гаснут
красные крылья заката,
Тихо
дремлют в тумане плетни.
Цветовая гамма способствует передаче тончайших
настроений, придаёт романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.
Любимые
цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение
необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнце струганные дранки загораживают синь» и т. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером
синим», «предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («голубая кофта, синие
глаза», «парень синеглазый», «заметался пожар голубой» и т. п.).
Для того чтобы понять, каким образом эпитеты,
метафоры и сравнения, выражают чувства поэта, обратимся к стихотворениям:
(“ Не бродить, не мять в кустах багряных… “
“Спит ковыль…”)
Не
бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды
и не искать следа.
Со
снопом волос твоих овсяных
Отоснилась
ты мне навсегда.
С
алым соком ягоды на коже,
Нежная,
красивая, была
На
закат ты розовый похожа
И,
как снег, лучиста и светла.
Зерна
глаз твоих осыпались, завяли,
Имя
тонкое растаяло, как звук,
Но
остался в складках смятой шали
Запах
меда от невинных рук.
В
тихий час, когда заря на крыше,
Как
котенок, моет лапкой рот,
Говор
кроткий о тебе я слышу
Водяных
поющих с ветром сот.
Пусть
порой мне шепчет синий вечер,
Что
была ты песня и мечта
Все
ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К
светлой тайне приложил уста.
Не
бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды
и не искать следа.
Со
снопом волос твоих овсяных
Отоснилась
мне ты навсегда.
В этом стихотворении
Сергей Есенин показывает через любовь к женщине, любовь к природе. Любовь к
женщине – это лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. Любимая
представляется чаще всего в образе природы. Так через любовное стихотворение “Не бродить, не мять в
кустах багряных…” С. Есенин
выражает свою любовь к родине. Также стоит обратить внимание на то, что в этом
стихотворении преобладает гамма нежных красок:
(“…в кустах багряных лебеды…”
“…со снопом волос твоих овсяных…”
“C алым соком ягоды…”)
Багряный,
овсяный, алый – цвета нежности, чистоты, тепла. Даже “Cиний
вечер” в стихотворении не что – то темное, а светлое, спокойное, тихое… Синий
цвет, как и слово “милый”, имеет у поэта мистический оттенок. В “Исповеди
хулигана” :
(“ cвет такой синий !
В эту синь даже умереть нежаль”)
Как будто синий цвет
содержит нравственную категорию. Издалека, из космоса, наша планета сине –
голубая – основное её цветовое содержание. Можно предположить, что “синий” у
Есенина в соединении “несказанного” и “нежного” передает сакральный смысл.
Страна, которую он любит, и есть для него земля обетованная, как бы глубоко ни
погружалась она в небытие и какие бы чудища не разгуливали по её поверхности.
Особенно
значимы в лирике Сергея Есенина эпитеты: лебеда становится багряной; волосы –
овсяным снопом; закат – розовым… Эпитеты, придают необычайную свежесть и
живость стихотворению.
Также в
этом стихотворении можно услышать звуковые образы:
(“Со снопом волос
твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…”)
Хорошо слышится звук “C”. Этот звук
нежности, спокойствия…
Стихотворение насыщено яркими сравнительными оборотами, которые ещё раз
подчеркивают единение образов любимой природы, и придают этому образу нежность
русской природы:
(“И как снег лучиста и светла …”
“Имя тонкое растаяло как
звук…”
“…заря на крыше, как котенок…”)
Поэт
увидел в котенке зарю, столь же красивую, нежную, сонную, “пушистую” и в тоже
время бессмысленную.
Лексический повтор усиливает частоты,
духовности мира:
(“…тонкое имя…” и ”…гибкий стан…”
“…лучиста…” и ”…светла…”)
Метафоры
ещё больше помогают прочувствовать близость души Есенина и природы:
(“…зерна глаз…” , “…заря на крыше…”)
Кольцевая композиция
роднит это стихотворение с народной песней. Как и песенный припев первая и
последняя строфы акцентируют основную мысль:
(“Отоснилась ты мне навсегда”)
Это стихотворение
относится к ранним стихам Сергея Есенина. Оно ассоциируется с осенью, причем
теплой осенью. Поэт создавший его в 1917 году – романтик, у которого в данный
период времени было много идей на будущее, жизнь только начиналась впереди
виделось все главное и прекрасное.
Для
сравнения обратимся к стихотворению Сергея Есенина, которое относится к его
поздней лирике. Стихотворение «Спит ковыль»
написано в 1925 году.
Спит
ковыль.
Равнина
дорогая
И
свинцовой свежести полынь!
Никакая
родина другая
Не
вольёт мне в грудь мою теплынь.
И,
пожалуй всякого спроси –
Радуясь,
свирепствуя и мучась,
Хорошо
живется на Руси.
Свет
луны, таинственный и длинный,
Плачут
вербы, шепчут тополя.
Но
никто под окрик журавлиный
Не
разлюбит отчие поля.
И
теперь, когда вот новым светом
И
моей коснулась жизнь судьбы,
Все
равно остался я поэтом
Золотой
бревенчатой избы.
По
ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу
я, как сильного врага,
Как
чужая юность брезжет новью
На
мои поляны и луга.
Но
и все же новью той теснимый,
Я
могу прочувственно пропеть:
Дайте
мне на родине любимой,
Все
любя, спокойно умереть.
В этом
стихотворении выражены его сокровенные мысли. В строке: “Радуясь свирепствуя и мучась” – трудный исторический опыт, который выпал
на долю есенинского поколения.
Стихотворение «Спит
ковыль» проникнуто любовью,
нежностью к Родине. Причем эта любовь безгранична и бескорыстна. Она отчетливо
звучит в строках:
(“ Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь”)
Это
стихотворение можно считать результатом мучительных размышлений над тем, что
происходит в России и об отношении поэта к новому. Поэт ощущает, что что – то
новое теснит его:
(“ Чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга”)
Это чувство даёт
понять поэту, что ему здесь нет места. Отсюда грусть и печаль, но не
безысходная, а светлая. Его печаль светла, потому что полна Россией, любовью к
ней, и строки звучат просветленно:
(“ Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.”)
Есенин так любит Родину, как
поэты любить умеют. Стихотворение «Спит ковыль» можно считать признанием любви
к Родине, к природе. Поэтому природа оживает, живет:
(“Свет луны, таинственный и
длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.”)
Есенин чувствует, что новое все
сильнее врывается в тихую жизнь деревни, “Новым светом” коснулась судьба поэта.
Она волнует Есенина, в его словах слышатся отчаяния, боль, и Есенин восклицает:
(“И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.”)
Поэт мучается, он видит, “Как чужая юность брызжет
новью” на его “поляны и луга”. В этом заключается драматизм его
произведения и трагедия самого поэта. Стихотворение построено на традиционно
поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ
тоски, полынь с её богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному
пейзажу в котором олицетворением поэзии является не
менее традиционный "Свет луны", противостоит "Новый свет". Скорее абстрактный не живой, лишенный
поэзии . И в противоположность ему звучит признание лирического героя
есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. В этом
стихотворении поэт использует разнообразные художественные средства, помогающие
глубже понять идею стихотворения : эпитеты " свинцовой свежести
полынь "," золотой бревенчатой избы". Особо значим у поэта эпитет "золотой".
Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Сергея Есенина, но обычно
он связан с цветовым понятием : золотой - тоесть желтый, но непременно и с
оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотой лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок
ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
ценности как символа уклада деревенской
жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее
разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал
стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии
С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.
Выражение передающее любовь поэта к
Родине: " теплынь", "отчие поля","мои
поляны и луга", "родине
любимой". Также это стихотворение насыщено
словами - антонимами ("Радуясь, свирепствуя и
мучась") и метафорами ("Плачут
вербы", "Шепчут тополя"), которые придают стихотворению живость и
осязаемость...
Стихотворение
подчинено главной цели: показать духовное возрождения, передать то ощущение
радости бытия, которое поэт испытывает в эти годы.
Прошли годы, и поэзия от ярких и теплых оттенков перешла в серые тона. Жизнь
подходила к завершению и ощущение смерти, видимо, не покидает поэта. Для поэта
горько осознавать, что скоро его не будет, а в России ничего не меняется. Тяжесть
на душе нарастает с каждым днем , душа измучена “но любовь к родине жива”.
Через метафоры, эпитеты, сравнения можно заметить, как изменяется внутренний
мир поэта. В его ранних стихотворениях он (мир) был светлый, радужный (все
происходящее было описано на заре). Если сопоставить ранние стихи Есенина с
поздними, то можно заметить, что с каждым годом средства выразительности меняют
свою окраску, от более светлых стихов во что – то темное, мрачное, обидное,
таинственное. Поздние стихи – это неизвестность, страх того, что будет дальше.
В этих стихотворениях преобладают тяжелые, серые краски. Можно сравнивать стихи
Есенина с его жизнью: Поэт молод – в лирике свет, счастье, любовь, романтика…
становится старше – в лирике заметны изменения , они становятся более насыщены
какими – либо проблемами (“Анна Снегина”). А когда жизнь поэта близится к
завершению, то и поэзия становится более осознанной.
Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта.
Стремление к овеществлению образа – один из важных моментов своеобразия его
реалистического стиля. Вспомним , к примеру, есенинский месяц. Он резвится в
поле – «ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве»; радуется скорому приходу зимы – «рыжий месяц
жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке – «а месяц будет плыть, и плыть, роняя весла по
озерам»; как птица,
кружит в небе – «посмотри; во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется над землей».
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, не
ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства поэта. «Искусство для
меня, - отмечал
Есенин в 1924 году, - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того
языка, которым я хочу себя выразить».