Анализ стихотворения А.С. Пушкина 'Я помню чудное мгновенье'
Анализ
стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Работа выполнена
ученицей
9а класса
школы
№ 47
Пашкевич
Дарьей
г. Омск, 2004г.
Как много стихов
написано о любви! Как много песен о ней сложено! Любовь – безответная и
взаимная, приносящая страдание и радость, – прекрасна. Поэты написали
гениальные стихотворения, посвященные этому великолепному чувству. У Пушкина
стихи о любви как-то по-особому пропитаны теплом. Особенно душевным мне кажется
стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»
Считается, что это
стихотворение посвящено. Анне Петровне Керн. Стихотворение начинается с
воспоминания о дорогом образе, на всю жизнь вошедшем в сознание, душу поэта.
Это глубоко сокровенное воспоминание согрето трепетным и горячим чувством.
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Стихотворение
"Я помню чудное мгновенье..." схоже с письмом Татьяны:
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул...
"Письмо Татьяны
к Онегину" написано в 1824 году, за несколько месяцев до новой встречи с
Керн. И, возможно, это письмо подсказало Пушкину первые строки его
стихотворения. Встреча с Керн послужила лишь стимулом для выражения того
восторга, счастья, умиленья, которое испытывал в это "чудное
мгновенье" поэт. Лирическое напряжение, страстное томленье души ждали
только "мимолётного виденья", чтобы слова зазвучали гимном о силе
любви.
Образ "гения
чистой красоты" заимствован Пушкиным у В.А. Жуковского, из стихотворения
"Лалла Рук":
Ах! не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты...
Однако Пушкин
наполняет образ реальным и земным содержанием. У Жуковского это чудесное,
бесплотное, небесное виденье. У Пушкина это облик земной женщины, явившейся
перед поэтом во всём очаровании своей красоты. Но одновременно с этим
"гений чистой красоты" - это обобщенный образ идеальной женщины.
Следующие строчки стихотворения биографичны. Пушкин вспоминает годы
петербургской жизни, прошедшие "в томленьях грусти безнадёжной, в тревогах
шумной суеты", говорит о "мраке заточенья" михайловской ссылки:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.
В этих строках
выражено не просто воспоминание пережитых впечатлений. В памяти поэта
"милые черты", "небесные черты" не стираются, "голос
нежный" всё так же звучит в душе.
И вдруг все это
взрывается. Тихая нежность уступает место бурной страсти:
Душе настало пробужденье;
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
В пушкинском
стихотворении упоение красотой любимой женщины приносит ни с чем не
сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет "божества",
нет "вдохновенья".
В стихотворении
Пушкина любовная тема неразрывно сочетается с раздумьями поэта о собственной
жизни. Явление "гения чистой красоты" внушило поэту и восхищение, и
упоение любовью, и просветлённое вдохновенье.