Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина.
СОЧИНЕНИЕ
На тему: Мир обывателей в произведениях
Салтыкова-Щедрина.
Салтыков-Щедрин жил в XIX веке, но и сегодня его произведения имеют отношение к современности.
Взять хотя бы его жгучую ненависть к обывателям. Казалось бы, чем его не
устраивают тихое существование некоторых особей. Но его желание добра родине
настолько остро, что он хочет вытравить из человека все то приниженное и
рабское что делает человека обывателем независимо от того поста, который он
занимает.
Но как сказать об этом людям, не обидев их. И
он обращается к жанру сказок. Так появляется на свет сказка “Премудрый пискарь”.
Медленно разворачиваются события на речном дне,
“жил-был пискарь”. И родители у него были хорошие, сумели уберечь его от всяких
напастей. Но как-то уж впрямую понял их напутствие “гляди в оба”. Он не пошел
дальше продолжать их пескариный род, а скрылся от жизни в мутной, речной воде.
Можно подумать, что Салтыков-Щедрин провел ни
одну неделю в акваланге (если бы он тогда существовал) присматривая за
пескарем. Фантазия его безгранична. Вот как он описывает гнездо пескаря: (Цитата,
в которой говорится, как пескарь долбил норку).
Но конечно Щедрин описывает и трудности
пескариной жизни: ему, как и всем угрожают всякие напасти. В страх бросает,
когда читаешь, как рак возник у жилища пескаря: (Цитата - встреча с раком).
Тут мы впервые слышим слова, которые будут
повторяться не один раз: “все дрожал, все дрожал”.
И не приходит в голову пескарю, что можно
защитить свое жилище: испугать рака, забросать его илом, соседей позвать на помощь.
Но если кто-то подумает, что щедрин высмеивает
только мелких обывателей – пескарей, то это не так, вспомним Органчика,
градоначальника города Глупова из “Истории одного города”. В его голове только
две команды: “разорю” и “не потерплю”.
Он не дает себе труда позаботиться о своих
подданных. Ему не приходит в голову, что надо работать, не покладая рук ради
своего города. Он только ведет свой город к разорению и уничтожению. Он не
развивается как личность, а деградирует.
Но вернемся к пескарю. Он уже достиг середины
жизни, и мы вправе ждать от него каких-то свершений, поступков, какой-то оценки
своего жизненного пути. И что же мы видим: большого, глупого пескаря, который
нисколько не набрался не ума, не опыта. И радости !
от жизни у него нет:
(Цитата - о том, как он не играет в карты и
т.д.).
Тут Щедрин выступает не как фантаст, а как
сатирик, потому что здесь каждый понимает, что речь идет о человеческом
обществе, а если точнее то о русском обществе IX века, о
его либеральной прослойке.
И все, потому что он - пескарь боялся риска,
боялся жизни, а, как известно кто не рискует, тот не пьет шампанское.
Щедринская ярость с каждой строкой набирает
силу, ему уже недостаточно обозначить пороки общества. Он переходит в прямую
атаку не оставляя не каких сомнений в своих намерениях. Так он пишет о
последних днях пескаря. Переходя от иносказания к грубому обличению:
(Цитата о том, как пескарь сидит в норке и
рассуждает о своей жизни).
А ведь наверно
для чего-то появился пескарь на свет, хотя бы для того, что бы род продолжить,
как завещали ему родители. “ Ведь было и у него предназначение высокое”- как с
тоской писал о Плюшкине Гоголь.
Но нет, не использовал пескарь свой шанс в
жизни. Этим сатирические сказки Щедрина и замечательны, что они заставляют
задуматься о своем предназначении, о том, что жизнь строится не только силою
судьбы, но и силами человека. И как же сильно надо было любить свой народ, чтоб
не побоятся показать как в зеркале его недостатки. Потомучто только зная их
влицо - можно их побороть.
И в нынешнем веке можно прожить жизнь безо
всякого смысла, как сделал это пескарь. Но как вспоминаешь эту сказку, так
сразу не хочется быть этим пескарем и сделать что-нибудь хорошее в жизни.
И только прочитав до конца эту великую сказку,
понимаешь иронию, заложенную в названии “Премудрый пискарь”. Никакой он не
премудрый, а жалкое, неинтересное существо. Одно слово – обыватель.