Гюстав Флобер 'Саламбо'
В ряду крупнейших писателей-реалистов 19
века во Франции справедливо называют имя Гюстава Флобера.
Он родился 12декабря 1821 года в Руане. Он был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской
больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его
эстетики. Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, он рано избрал себе
литературную карьеру, однако ничего не публиковал вплоть до 1856. Его первые новеллы и хроники носили на себе печать увлечения
романтизмом. С 1846 жил уединенно в загородной
усадьбе Круассе, лишь иногда совершая путешествия (самое большое — на Восток в
1849-51).
Расцвет творчества Флобера приходится на
50-60-е годы. Первую известность получил в 1857, после публикации романа
«Госпожа Бовари» и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была
обвинена в «оскорблении нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С
этого момента Флобер стал признанным лидером нового художественного направления
— реализма, прямым учителем Г. де Мопассана. Позднее был объявлен предтечей
натурализма (Э. Золя, Ш. М. Ж. Гюисманс, братья Э. и Ж. Гонкур). Сделавшись
знаменитым, он по-прежнему основную часть времени аскетически замкнуто жил в
Круассе, общаясь с миром в многочисленных письмах, многие из них — к поэтам Луизе
Коле, Луи Буйе, прозаикам Золя, Жорж Санд, И. С. Тургеневу и др. — представляют
собой исключительно содержательные документы, в которых нашло отражение его
эстетическое кредо.
Три больших реалистических романа были
созданы им за 20 лет:”Госпожа бовари”, “Саламбо”, “Воспитание чувств”.
Флобер был поистине “блудным сыном
буржуазии”. Противоречивую суть его творчества можно было бы выразить в краткой
формуле: он был вечным бунтарем против буржуазии и вечным пленником ее…
“Саламбо”
Этот роман, как и некоторые другие произведения зрелого
Флобера — обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности:
сюжет — история мятежа войска наемников против Карфагена (3 в. до н. э.).
Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и
жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую
мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит,
отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.
В
силу,каких причин обратился он к сюжету из далекой древности, к восстанию
наемных войск против карфагенской республики, разразившемуся в 3 веке до н.э.?
По-разному
отвечали на этот вопрос французские критики. Побудительным толчком к созданию
романа могло стать заметное во Франции увлечение археологическими разысканьями.
Нет, вероятнее всего Флобера вдохновил, указывали другие, пример близких к нему
литераторов. Подобные объяснения не затронули все же важнейшей причины,
обусловившей рождение замысла “Саламбо”.
Существовали
достаточно серьезные политические мотивы, вынудившие писателя уйти в прошлое.
Еще и еще раз оказывалось справедливым излюбленное изречение Флобера: сюжеты не
выбирают, их навязывает писателю жизнь…
Писатель
избрал удаленный от современности сюжет, который мог бы гарантировать ему
проявление творческой свободы и независимости. Но живая действительность по
пятам преследовала Флобера. Задуманный как далекий от злобы дня “карфагенский
роман” в ходе работы над ним стал приобретать для автора все более актуальное
звучание.
С
избранным сюжетом были связаны огромные трудности: ведь дело шло о том, чтобы
воссоздать средствами искусства Карфаген таким, каким он был в
действительности.
Был
предпринят поистине гигантский труд по собиранию крупиц прямых и косвенных
свидетельств о Карфагене. Понадобились и громадные усилия от Флобера-художника,
чтобы использовать исторические показания.
Над
романом “Саламбо” писатель работал с 1857 по 1862 г.г.
В
ходе долгой и кропотливой работы над романом перед Флобером вставали двоякого
рода трудности. Одна трудность была связана с изучением материальной культуры
далекого прошлого. Неизмеримо сложней был вопрос о психологии столь удаленной
от современности эпохи.
В
“Саламбо” на первый план выдвинут вооруженный конфликт между наемниками и
Карфагеном, резко подчеркнуто огромное значение опоры республики – наемной
армии.
В
критической литературе о “Саламбо” обычно говорят только о конфликте купцов
Карфагена с наемными солдатами, Все произведение сводят к этому. В
действительности же, писатель, сумел за указанным конфликтом разглядеть
напластование иных противоречий. В романе намечен троякого рода конфликт.
Показ
противоречий внутри самого Карфагена представляет собой наиболее интересную
сюжетную линию в “Саламбо”.
Однако
тема развертывающейся социальной драмы неприметно затухает к концу романа.
Интерес перемещается на батальные перипетии борьбы между наемниками и
Карфагеном. Сюжет раздваивается. Все более грандиозный разворот батальной
темы совмещается с романтической историей любви варвара Мато и Саламбо.
В
сознании Флобера далекое прошлое и настоящее тесно переплеталось. В период
работы над романом большую остроту во Франции и за ее пределами приобрел
“религиозный вопрос”.
Для
Флобера в его романе таился по-своему гуманистический смысл. Он полагал, что
акт гуманности – воскресить пером людей, переставших “быть”, исчезнувших,
постичь то, чем они жили, что волновало их – словом, открыть в мертвом живое.
Вместе с тем, что было противоречиво, Флобер пытался усмотреть доказательство
своей человечности именно в уходе от современности.
В
какую же форму облек свое гуманное отношение к человечеству, Флобер?
Обращает
на себя внимание то обстоятельство, что перед выходом “Саламбо” в свет Флобер
отверг предложение издателя сопроводить роман иллюстрациями.
В
романе затемняется писателем, как бы зашифровывается многое, что относится к
области личных интересов и переживаний, Например, он стремится облечь образ
Саламбо в неопределенную, скрадывающую конкретные детали, туманную форму. В ее
портрете опущено все индивидуально неповторимое.
Уже
в 20 веке некоторые буржуазные критики пробовали связать роман Флобера с
империалистическими тенденциями эпохи. В наше время “Cаламбо” как роман, якобы
предсказавший кровавые расовые столкновения, которые в перспективе ожидают
современное человечество. Другие критики рассматривают “Саламбо” как книгу,
полную романтического мистицизма, или как “роман поэта”, не роман исторический,
а “чудо пластики” т.д. Эти и подобные им толкования далеки от истины.
… Одной из самых трагических фигур
французской литературы прошлого встает перед нами Густав Флобер. Все его
творчество свидетельствует о том, что он объявил войну буржуазии, внутренне так
и не разорвав всех связей с нею. Пусть помнит читатель: как близок и как далек
от нас этот человек и художник, духовная трагедия которого состояла в том, что
он оказался на перепутье разных исторических дорог…