Младограмматизм

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,96 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Младограмматизм

Содержание:

Стр.

1.Младограмматизм в языкознании ………………………………………………………………………………………… 2

2.Основные принципы младограмматизма: историзм, психологизм, индивидуализм ………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3

3.Говорящий человек  ……………………………………………………………………………………………………………………… 4

4.Методы исторического изучения процессов развития языка ……………………… 5

5.Учение об изменении значений слов ……………………………………………………………………………… 7

6.Диалетология и лингвистическая география …………………………………………………………… 8

7.Заключительные положения ……………………………………………………………………………………………………… 9

8.Список использованной литературы ………………………………………………………………………………… 10










Младограмматизм в языкознании

Возникновение школы младограмматиков относится к последней трети XIX в. Сторонники нового направления выступили с резкой критикой взглядов старшего поколения языковедов, и за свой молодой задор получили шутливое название «младограмматиков», которое стало обозначе­нием целого направления. Становление младограмматиче­ского направления связано с именами таких лингвистов, как Август Лескин (1840-1916), Карл Бругман (1849-1919), Герман Остгоф (1847-1909), Герман Пауль (1846-1921), Бертольд Дельбрюк (1842-1922) и др. Эти ученые были связаны с Лейпцигским университетом, поэтому младо­грамматиков называют также Лейпцигской школой языко­знания. К этому течению примкнули языковеды других стран: французский языковед Мишель Бреаль (1832-1915), датские исследователи Карл Вернер (1846-1896) и Виль­гельм Томсен (1842-1927), итальянский ученый Грациадио Асколи (1829-1907), американский языковед Вильям Уитни (1827-1894), лингвисты Казанской и Московской школ во главе с И.А. Бодуэном де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунато­вым. Поэтому в широком смысле младограмматизм охва­тывает всех, кто в основном разделял новую методологию и практику сравнительно-исторического исследования.

Манифестом младограмматиков стало предисловие К.Бругмана и Г.Остгофа к первому тому непериодиче­ского издания «Морфологические исследования» (1878). Принципы младограмматического исследования отражены в книге Г. Пауля «Принципы истории языка» (1880), в ра­боте Б.Дельбрюка «Введение в изучение индоевропейских языков» (1880), в шеститомном издании К. Бругмана и Б. Дельбрюка «Основы сравнительной грамматики индогерманских языков» (1886-1900), в «Грамматике древне-болгарского (церковнославянского) языка» (1909) А.Лескина. В наиболее полном и последовательном виде кон­цепция младограмматиков сформулирована в «Принципах истории языка» Г. Пауля, эту книгу называют иногда эн­циклопедией младограмматизма.

























Основные принципы младограмматизма:

историзм, психологизм, индивидуализм


По своим взглядам на природу языка, предмет язы­кознания и методику научного исследования младограмма­тизм представляет сравнительно-историческое психологи­ческое языкознание. Характерной чертой лингвистической концепции младограмматиков является стремление избе­гать философии. «Языкознание вступило из философского периода в исторический», - замечает Дельбрюк. Исто­ризм - один из основополагающих принципов концепции языка Пауля. Он считает, что невозможно с успехом рас­суждать о языке, не добывая сведений о его историческом становлении. По мнению Пауля, как только исследователь выходит за пределы простой констатации единичных фак­тов, как только он пытается уловить связь между явления­ми и понять их, так сразу же начинается область истории.

 Языкознание относится к науке культурно-исторической, а поскольку важнейшим признаком культуры, по мысли Пауля, является психическое начало, то принцип историз­ма предполагает психологическое понимание сущности языка. Поэтому языкознание должно быть психологиче­ским насквозь, даже там, где речь идет о простой конста­тации единичных фактов.

Пауль считает, что всякие психические образования появляются лишь в душе индивида и в действительности существует лишь индивидуальная психология, никакой этнопсихологии не существует. Отсюда подлинной реальностью в его концепции выступает лишь индивидуальный  язык. Так как каждый индивид обладает собственным языком, а каждый из этих языков - собственной историей, то Пауль приходит к выводу, что «на свете столько же отдельных языков, сколько индивидов». Это же положение подчеркивается Бругманом и Остгофом: «Язык не есть вещь, стоящая вне людей и над ними и существующая для себя; он по-настоящему существует только в индивидууме, и тем самым все изменения в жизни языка могут исходить только от говорящих индивидов». Таким образом, историзм и психологизм определяют, по Паулю, еще один принцип в изучении языка - индивидуализм.



















Говорящий человек

Центральным в концепции младограмматизма явля­ется представление о языке как об индивидуальной психофизической (психофизиологической) деятельности. Недос­таток предшествующего языкознания младограмматики ви­дят в том, что до них языкознание слишком много зани­малось языком и слишком мало человеком, как будто язык может существовать самостоятельно, отдельно от человека. «Никто не может отрицать, - указывали Отсгоф и Бругман, - что прежнее языкознание подходило к объекту своего исследования - индоевропейским языкам, не составив  себе предварительно ясного представления о том, как живет и развивается человеческий язык вообще, какие факторы действуют при речевой деятельности и как совместное действие этих факторов влияет на дальнейшее развитие и преобразование языкового материала. С исключительным рвением исследовали языки, но слишком мало - говорящего человека». Говорящий индивид выступает исходным пунктом и объектом изучения мла­дограмматиков.

 В механизме человеческой речи они выделяют две стороны - физическую и психическую, про­тестуя против исключительного внимания к физической стороне речи и требуя должного внимания к изучению психических факторов речи. Несмотря на то, что реальной является только речь отдельного лица, индивидуальная речь является выражением общенародной речи. Это дела­ет возможным общение с помощью языка. Оно основыва­ется на общности психической жизни людей, звуки языка говорящего и слушающего вызывают в душах обоих один и тот же комплекс представлений. Вместе с тем причины и законы изменения языка лежат не в развитии человече­ского общества, а в психике отдельного человека, все язы­ковые изменения совершаются в «обычной речевой дея­тельности» индивида.


























Методы исторического изучения процессов развития языка

Двусторонний характер языка - физический и психи­ческий - нашел свое выражение в формулировании младо­грамматиками методов исторического изучения процессов развития языка. С одной стороны, следует вскрывать и описывать фонетические законы, отражающие физиологи­ческую сторону жизни языка, с другой стороны - устанав­ливать новообразования по аналогии, основывающейся на психических законах ассоциации.

Фонетические законы развития языка характеризуются регулярными звуковыми изменениями, которые совершаются механически и осу­ществляются со строгой последовательностью, не знающей исключений. Пауль подчеркивал, что понятие звукового закона не следует отождествлять с законами природы, с законами физики или химии. Звуковой закон констатирует лишь регулярность определенной группы исторических яв­лений и не содержит в себе указаний на то, что непремен­но должно наступить всякий раз при данных общих усло­виях. В отличие от законов природы, звуковой закон воз­никает «в известном языке и в известное время», он имеет силу только для этого языка и времени (современная лин­гвистика добавляет сюда еще «известные условия и тер­риторию»).

По мнению младограмматиков, «каждое зву­ковое изменение, поскольку оно происходит механически, совершается по законам, не знающим исключений, т.е. на­правление, в котором происходит изменение звука, всегда одно и то же у всех членов языкового сообщества, кроме случая диалектного дробления, и все без исключения сло­ва, в которых подверженный фонетическому изменению звук находится в одинаковых условиях, участвуют в этом процессе».

Младограмматики считали, что изменчивость звуковой стороны языка в целом основана на отклонениях от узуса в индивидуальной речи. Их рас­пространение приводит к постепенному превращению ин­дивидуального в общее и узуальное. Такое превращение происходит незаметно, постепенно, незначительно. Носите­ли языковых изменений даже не догадываются об их су­ществовании. Пауль, например, подчеркивает, что в самом начале отклонение может оказаться ничтожным, оно повле­чет за собой минимальнейший сдвиг моторного чувства, и лишь в результате накопления ничтожно малых сдвигов возникает заметная разница в произношении. На протяже­нии одного поколения могут произойти лишь очень не­значительные изменения.

Звуковые изменения могут про­исходить не только под действием фонетических законов, но и по аналогии, однако к ней «следует прибегать только тогда, когда нас принуждают к этому звуковые законы».

Закон аналогии исходит из признания активного ха­рактера речевой деятельности говорящего. Он основывает­ся на ассоциативной комбинаторной деятельности, напо­минающей решение пропорциональных уравнений, когда, зная ряд привычных пропорций, человек свободно создает по образцу этих отношений искомый второй член пропор­ции. Например, в латинском языке можно составить урав­нение аnimus: аnimi = senatus: х, где х = senati. Или, зная три элемента отношения- дом: домов = стол: х, можно лег­ко образовать форму столов. Возникновение форм именно под влиянием аналогии происходит наиболее последова­тельно в детской речи. Например, диалог у К. Чуковского двух четырехлетних девочек:

- А я твоего петушка спря-та-ю (очень протяжно).

- А я отыскаю.

- А ты не отыскаешъ.

- Ну, тогда я сядаю и заплакаю.

Действие аналогии распространяется на грамматиче­ские формы, словообразовательные типы и даже чередо­вание звуков. Аналогия у младограмматиков выступает как мощный фактор перестройки грамматической системы язы­ка, она в какой-то мере выравнивает формы языка. Вместе с тем аналогия не может уничтожить изменчивости языка, особенно сильно изменениям подвержено значение слов.





























Учение об изменении значений слов

Причину изменений смысла слов Пауль видит в не­устойчивости и колебаниях представлений индивидуальной психики, вызывающих смещение границ между узуаль­ным и окказиональным значениями слова.

Под узуальным значением он понимает «всю совокупность представле­ний, составляющих для члена данной языковой общности содержание данного слова», под окказиональным - «те представления, которые говорящий связывает с этим сло­вом в момент его произнесения» и которые, в свою оче­редь, свяжет и слушатель с данным словом.

Узуальное значение слова является внеконтекстным, а окказиональное значение конкретизируется в индивидуальном речевом ак­те. Например, значение слова осёл 'животное' является узуальным, а его конкретное значение 'тупой человек' - окказиональным. Узуальное слово может быть многознач­ным, окказионально же всегда однозначно.

Пауль соз­дал классификацию изменений значений слов, которая с некоторыми модификациями используется и в настоящее время. К основным видам изменений значений слов он от­носил:

- сужение, или специализация, значения (балык в та­тарском языке - рыба, в русском - копченая спинка осет­ра),(Glas – стекло и стакан), (появление имени собственного);

- расширение значения (рус. дом - здание и дом - ро­дина), (sehr – больно и очень), (переход имени собственного в нарицательное); 

- перенос значения на базе ассоциативных связей: метафора, метонимия, синекдоха;

- прочие случаи - литота, гипербола, эвфемизмы.
























Диалектология и лингвистическая география

 

Распространение младограмматических воззрений способствовало развитию диалектологии. Младограмматики выдвигали тезис о необходимости изучения живых языков и диалектов.

Ученый, занимаю­щийся сравнительным изучением языков, должен обратить свой взор к современности, если он хочет иметь правиль­ное представление о характере развития языка. Поскольку на этих языках говорят и в настоящее время, они живут перед нами и в нас полнокровной жизнью, то в них легко можно заметить психологический элемент. Наблюдения над физическими и психическими механизмами речи и наблю­дения над живыми народными говорами, сохранившими древние звуковые формы, дают возможность получить бо­лее точную картину жизни языка, чем ее можно составить на основе изучения только письменных памятников.   

Остгоф и Бругман в образной форме подчеркивали, что «толь­ко тот компаративист-языковед, который покинет душную, полную туманных гипотез атмосферу мастерской, где ку­ются индоевропейские праформы, и выйдет на свежий воз­дух осязаемой действительности и современности, чтобы познать то, что непостигаемо с помощью сухой теории, только тот, кто раз и навсегда откажется от столь распро­страненного ранее и встречающегося и сейчас метода ис­следования, согласно которому язык изучают только на бумаге, растворяют все в терминологии, в формулах и грамматическом схематизме... только такой ученый смо­жет достичь правильного понимания характера жизни и преобразования языковых форм». Прав­да, на деле младограмматики занимались, пусть и по более новой и усовершенствованной методике, тем же самым материалом индоевропейского праязыка.

В конце ХIХ в. получает развитие лингвистическая география, представившая новые данные о диалекте и диалектных зонах, и выработавшая новые приемы лингвистического исследования. Со времен младограмматиков диалектные данные стали одним из трех основных источников исторического изучения языка.





















Заключительные положения

Предшествующее романтическое направление в срав­нительно-историческом языкознании рассматривало язык как произведение духовного начала, задачу лингвистики видело в реконструкции и описании по произведениям фольклора и раннего литературного творчества общих ис­токов индоевропейской духовной культуры. Основные фак­торы и причины развития языковой системы усматривались ими в изменениях духовной жизни народов, культуры, то есть вне языка. Младограмматики же главную причину языковых изменений видят во внутрилингвистических факторах, в строении самого языка как самодвижущейся системы, в процессе функционирования которой происхо­дит ее саморазвитие, что роднит язык с естественноисторическими объектами. Естественноисторическое развитие языка происходит через индивидуальные или коллектив­ные психологические отклонения, реализующиеся в зву­ковой сфере и физиологии производства звуков.

Младограмматизм приблизительно в течение 50 лет выступал как одно из влиятельнейших течений и школ языкознания, не имеющих себе равных по широте распро­страненности, количеству конкретных лингвистических ра­бот, отработанности принципов и приемов исследования, по воздействию на общественно-языковую практику кон­ца XIX - начала XX века.

Младограмматизм как лингвис­тическое течение обнаруживает свою неоднородность как по научному мировоззрению, так и по разрабатываемой проблематике в различных школах. Например, В.Д. Уитни в своих работах разграничивает социальное и индивиду­альное в языке и ставит вопрос о языке как явлении в пер­вую очередь общественном. Связь истории языка с исто­рией общества подчеркивает и Московская лингвистиче­ская школа во главе с Фортунатовым. Казанская лингвис­тическая школа во главе с Бодуэном де Куртенэ в отличие от лейпцигских младограмматиков стремилась к постанов­ке общелингвистических проблем, к широким научным обобщениям.
























Список использованной литературы:

  1.Гируцкий А.А. Общее языкознание: Учеб.пособие для студентов вузов/ А.А.Гируцкий.-Изд-е 2-е, стереотип.-Мн.: «ТетраСистемс», 2001.-304с.

2.Кодухов В.И. Общее языкознание. Ученик для студентов филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш.школа», 1974.

Похожие работы на - Младограмматизм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!