Белинский, Писарев, Гуковский о Татьяне Лариной
В
основу художественного построения романа "Евгений Онегин"
положен принцип , который впоследствии позволил назвать его
"энциклопедией русской жизни" ( Белинский), а самого Пушкина
"поэтом действительности" (Киреевский). Этот принцип
предполагал выход "романной" действительности за пределы
литературного текста и погружение во внелитературную реальность . Этим
объясняется максимальная приближенность романа к жизни , которая
достигается разрушением каких бы то ни было литературных штампов ,
отказом от традиционных сюжетных ходов , а также неожиданной ролью
автора , который порой противоречит сам себе,"забалтываясь
донельзя".
Роман погружен в жизнь , в эпоху. Исторический пласт жизни общества
представлен на всех уровнях : социальном , культурном , личностном
.Социальный фон жизни явлен достаточно
широко
: бытоописание московского и петербургского общества , жизнь русских
помещиков , намеками обрисовано положение простого народа ( мать
Татьяны "брила лбы" , "служанок била осердясь "). В
романе дан своеобразный обзор , атмосфера жизни России . В текст романа
ограниченно и непринужденно вводятся реальные исторические лица : Каверин
, Вяземский , Чаадаев , сам Пушкин . Их знакомство с героями еще раз
подчеркивает невымышленность происходящего , реальность событий .
Образ автора в романе выполняет еще одну функцию : он выступает в
роли типичного представителя своего поколения . Его биография ,
являясь биографией поколения , становится частью той исторической
действительности , которую он же " исследует " в романе.
Полное
описание эпохи требует не только ответа на вопрос ,как живет , но и
чем живет общество . Именно обзор культурной сферы жизни предполагает
проникновение в умонастроение людей . Роман наполнен скрытыми и явными
цитатами , перекличками с другими произведениями , пародийными
отрывками . Однако вводятся они не нарочито и не создают ощущения
"литературности текста". Напротив , автором подразумевается , что
упоминаемые им имена у всех на устах . Поэтому многочисленные
реминисценции , цитаты подаются в потоке непринужденной
"болтовни" автора . Их употребление становится показателем
способа мыслить , интеллектуального настроя общества , современного
состояния умов ( увлечение Руссо , Вольтером , Ричардсоном ) . Порой
фамилии известных людей являют историческое прошлое России ( отступления
о театре , Фонвизине , Озерове ) .
Помимо этого историческое освещение получают и современные для Пушкина
литературные процессы , прежде всего переход от романтизма к реализму
. Автором осознается , что эти процессы выходят за рамки литературных
направлений ; с романтизмом уходит и определенное романтическое
мировосприятие , романе оно связано , прежде всего, с образом Ленского
. Но все это связано с одной культурной сферой жизни общества - с
европеизированной светской культурой . Пушкина же интересует и другая
сфера ,национальная ,которая для русского человека оказывается
основополагающей , определяющей его нравственные потенциал .
Поэзия
национального входит в роман вместе с образом Татьяны . В связи с
ней вводятся рассказы об обычаях , "привычках милой старины"
, гадания , сказочный фольклор . В них содержится определенная
нравственность , связанная с народной философией . Так , сцена гадания
выявляет философию женской души , русской души . Сама идея суженого
связана с представлением о долге , суженый мыслится как
предназначенный судьбой . Народная философия основана на предопределении
, основным в жизни становится исполнение долга , исполнение
предначертанного ( это подтверждается не только судьбой Татьяны , но и
судьбой ее матери , няни ) . Фольклорные мотивы появляются и во сне
Татьяны , народное творчество и философия подаются как органически
связанные с ее личностью . Две культуры - национальная русская и
западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе .
В обрисовке образа Татьяны , который столь дорог поэту , с не меньшей
степенью ,чем в образе Онегина , чувствуется стремление Пушкина быть
полностью верным жизненной правде . Подобно Онегину и Ленскому ,
Татьяна чувствует себя чужой среди окружающих и так же мучительно
ощущает это . Между тем , характер ее сложился в совершенно иной
обстановке . Татьяна , в отличие от Онегина , выросла "в глуши
забытого селенья" , в атмосфере русских народных сказок ,
"преданий простонародной старины " , рассказанных нянею ,
простой русской крестьянкой . Автор говорит о том , что Татьяна
зачитывалась иностранными романами , с трудом изъяснялась на родном
языке , но в то же время с помощью тонкого психологического приема
раскрывает ее "русскую душу" ( Под подушкой у Тани лежит
французская книжка , но видит она русские " простонародные "
сны ) .
Татьяна
- натура поэтическая , глубокая , страстная , жаждущая настоящей ,
большой любви .
Став
законодательницей мод в свете , она не только не потеряла лучших
черт своего духовного облика - чистоты , духовного благородства ,
искренности и глубины чувств , поэтического восприятия природы , - но
и приобрела новые ценные качества , сделавшие ее
неотразимой
в глазах Онегина .
Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины , но образ , не
выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни . Татьяна никогда
не сможет быть счастлива с нелюбимым человеком , она , как и Онегин
, стала жертвой света . "Природа создала Татьяну для любви ,
общество пересоздало ее " , - писал В.Г. Белинский .
Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной
. Он сразу же оценил ее незаурядность , поэтичность , ее возвышенно
-романтическую натуру и был немало удивлен тем , что поэт - романтик
Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более
земной и обыкновенной младшей сестре . "Этому равнодушному ,
охлажденному человеку , - писал Белинский - стоило одного или двух
невнимательных взглядов , чтобы понять разницу между обеими сестрами , -
тогда как пламенному , восторженному Ленскому и в голову не входило
, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое
создание , а просто хорошенькая и простенькая девочка , которая совсем
не стоила того , чтобы за нее рисковать убить приятеля или самому
быть убитым " ( Белинский В.Г.) .
Татьяна , действительно , разительно отличается от окружающих ее людей .
"Уездная барышня " , она , тем не менее , как Онегин и
Ленский , тоже чувствует себя в провинциально - поместной среде
одинокой и непонятой . " Вообрази , я здесь одна , / Никто меня не
понимает " , - признается она в письме Онегину . Даже " в
семье родной " она "казалась девочкой чужой " , избегала
игр с подругами - сверстницами . Причина такого отчуждения и
одиночества - в необычности , исключительности натуры Татьяны ,
одаренной " от небес " "Воображением мятежным , / Умом и
волею живой , / И своенравной головой , / И сердцем пламенным и
нежным" ( 3 , ХХ1У )
В романтической душе Татьяны своеобразно соединились два начала .
Сроднившаяся с русской природой и народно - патриархальным бытом ,
привычками и традициями " милой старины ", она живет в другом
- вымышленном , мечтательном мире . Татьяна - усердная читательница
иностранных романов , главным образом нравоучительных и синтиментальных
, где действуют идеальные герои , а в финале неизменно торжествует
добро .
Она предпочитает бродить по полям " с печальной думою в очах , с
французской книжкою в руках " . Привыкшая отождествлять себя с
добродетельными героинями любимых авторов, она и Онегина , столь не
похожего на окружающих , готова принять за " совершенства образец "
, как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо , - того героя о
котором она давно мечтала . "Литературность" ситуации
усиливается и тем , что письмо Татьяны Онегину насыщено
реминисценциями из французских романов . Однако , книжные заимствования
не могут заслонить непосредственного , искреннего и глубокого чувства
, которым проникнуто письмо Татьяны . Да и сам факт послания к едва
знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини
, прибегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих .
Письмо это , наивное , нежное , доверчивое , окончательно убедило Онегина
в необычности Татьяны , в ее душевной чистоте и неопытности , в ее
превосходстве над холодными и расчетливыми светскими кокетками , оно
оживило в нем лучшие , давно забытые воспоминания и чувства :
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил ;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый ;
И в сладостный , безгрешный сон
Душою погрузился он .
( 4 , Х1)
И все же на страстное послание Татьяны , " где все наруже ,
все на воле " , Онегин отвечает холодной отповедью . Почему ?
Прежде всего , конечно же , потому , что Онегин и Татьяна стоят на
разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут
понять друг друга . Не забудем , что Татьяна полюбила на самом
деле не Онегина , некий фантом , некий сочиненный ею образ , который
приняла за Онегина . ( Выгодский Л.С.) . Между тем он , скептик и
индивидуалист , превыше всего ценивший свою личную независимость ,
свою свободу , не мог и не хотел жертвовать ею никому и ничему .
" Как ! он , перегоревший в страстях , изведавший жизнь и людей ,
еще кипевший какими -то самому ему неясными не ясными стремлениями , -
он , которого могло занять и наполнить только что - ни будь такое , что
могло бы выдержать его собственную иронию , - он увлекся младенческой
любовью девочки - мечтательности , которая смотрела на жизнь как он
уже не мог смотреть ... И что же сулила ему в будущем эта любовь?
"-
разъяснял
поведение Онегина Белинский .
Действительно, ответить на любовь Татьяны значило для Онегина решиться
на брак ( "Но обмануть он не хотел / Доверчивость души невинной
" - 4 Х1 ) , т.е. утратить свободу в отношениях только с
женщинами , но и общества в целом . К тому же это ставило крест
на кипевших в нем неясных стремлениях , о которых писал Белинский
, явно имея в виду стремления гражданские , общественные . Отдадим
Онегину должное . Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть
не лукавил и прямо , честно , открыл ей все как есть . Он признался ,
что Татьяна нравится ему , но он не готов к браку , не хочет и не
может ограничить свою жизнь " домашним кругом" , что
интересы и цели у него иные , что его страшит прозаическая сторона
брака и что семейная жизнь ему наскучит . Словом , с точки зрения
житейской Онегин вел себя безупречно ( " Не в первый раз он
тут явил / Души прямое благородство " .
Онегин невольно совершает здесь непоправимую ошибку , о которой
впоследствии будет горько сожалеть . При всей своей проницательности он не
смог оценить истинный масштаб личности Татьяны , не увидел , что
перед ним редкостная , " гениальная натура " ( Белинский ) ,
наделенная исключительными способностями к духовно- нравственному развитию
и самосовершенствованию . Он не ощутил , во - вторых , сколь глубоким
, сильным и трагическим было чувство Татьяны , не почувствовал , что
безответная страсть поставит героиню на край гибели ( " Увы ,
Татьяна увядает , / Бледнеет , гаснет и молчит !" - ХХ1У ) . Главное
же - он не угадал , что любовь Татьяны - это дар судьбы , редкое
счастье , ради которого стоило изменить свой образ жизни , привычки
, планы на будущее .
Уверенный , что до конца понял Татьяну , он разглядел лишь одну
грань ее натуры . Ему казалось , что Татьяна - известный тип
простодушной и мечтательной провинциалки , милой уездной барышни . Но
ему остался неведом другой , скрытый пласт душевного мира Татьяны -
ее укорененность в народной почве , глубинная , органичная связь с
национальной традицией , фольклорно - поэтической стихией , с миром
русской старины и русской природы , притом более всего - с русской
зимой :
Татьяна ( русская душою ,
Сама не зная почему )
С ее холодною красою
Любила русскую зиму ,
На солнце иней в день морозный ,
И сани , и зарею поздней
Сиянье розовых снегов ,
И мглу крещенских вечеров .
( 5 , 1У )
Мало того, их сродство обретает здесь символический смысл ,
ассоциативно связывается с представлением о мраке и холоде как
сущностных свойствах жизни вообще ( Маркович В.М. ) . В результате
создается впечатление , что готовность страдать , терпеть ,
безропотно нести свой крест , уходящая своими корнями в глубины
народной этики ( вспомним ее разговор с няней ) , для Татьяны столь
же естественна , как привычка жить в суровом климате .
Теперь ясно , почему сон Татьяны - " это ключ к пониманию ее
души , ее сущности " . Заменяя прямую и подробную характеристику
героини , он позволяет проникнуть в самые сокровенные , неосознанные
глубины ее психики , ее душевного склада ( Гуковский Г.А. ) .
Однако он выполняет и еще одну важную роль - пророчества о будущем
, ибо " чудный сон" героини - это сон вещий . В
символических обрядно -фольклорных образах здесь предсказаны ,
предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования
: выход героини за пределы "своего" мира ( переправа через
ручей - традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии ) .
предстоящее замужество ( медведь - святочный образ жениха ) , появление
в лесной хижине - доме суженого или возлюбленного и узнавание его
истинной , доселе сокрытой сути , сборище " адских
привидений" , так напоминающих гостей на именинах Татьяны , ссора
Онегина и Ленского , завершившаяся убийством юного поэта , Главное же -
героиня интуитивно прозревает сатанинское , демоническое начало в душе
своего избранника ( Онегин как глава сонма адских чудовищ ) , что вскоре
подтверждается его " странным с Ольгой поведеньем " в день
именин и кровавой развязкой поединка с Ленским .
Сон Татьяны означает тем самым и новый шаг в постижении ею
характера Онегина . Если раньше она видела в нем
идеально-добродетельного героя , сходного с персонажами любимых романов
, то теперь едва ли не впадает в противоположную крайность .
Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина , Татьяна принимается
за чтение книг в его деревенском кабинете . " Но показался выбор
их ей странен " , - замечает поэт .
Удивляться этому не приходится . Провинциальная барышня , Татьяна
была читательницей с запоздалыми литературными вкусами . Круг ее
чтения составляли преимущественно романы второй половины ХУ111 века . В
этих романах , как уже говорилось , действовали герои благородные ,
добродетельные , верные законам долга и чести , способные совершить
подвиг самопожертвования . В пылком воображении Татьяны все они "
В единый образ облеклись ,/ В одном Онегине слились " (3 , 1Х ) .
Теперь же , в библиотеке Онегина , Татьяна находит совсем иные книги , о
которых не подозревала . Это новинки европейской литературы , главным
образом , творения писателей -романтиков : Байрона , Шатобриана , Бенжамена
Констана и других - произведения ,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой ,
Себялюбивой и сухой ,
Мечтанью преданной безмерно ,
С его озлобленным умом ,
Кипящем в действии пустом .
( 7 , ХХ11 )
В отличии от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои
холодные и опустошенные , разочарованные и эгоистичные , герои ,
совершающие преступления , творящие зло и наслаждающиеся злом .
Неудивительно , что Татьяне " открылся мир иной " -
трагически - противоречивый душевный строй современного человека
.Открылся ей отчасти и характер самого Онегина . Ведь с особым
вниманием читает она страницы , где встречаются на полях его замечания
, " черты его карандаша " и где " Онегина душа / Себя
невольно выражает / То кратким словом , то крестом , / То вопросительным
крючком " ( 7 , ХХ111 ) . Татьяна начинает понимать : если и можно
сравнить Онегина с литературными героями , то не с благородными и
восторженными персонажами литературы минувшего века , а с холодными и
скучающими героями литературы новейшей .
Новейшая романтическая литература в библиотеке Онегина и вся
обстановка его деревенского кабинета так же полно раскрывает его
потаенный душевный мир , как раскрывает сон Татьяны ее собственную
душу . Но в отличие от Онегина Татьяна имела возможность проникнуть
на " заповедную территорию " , получить доступ к тайнам души своего
избранника .
"
Вход Татьяны в дом Онегина воспринимался как вход в его внутренний
мир , в его душу !" -заметил А.Л. Слонимский .
Теперь - то , кажется Татьяне , она до конца поняла Онегина ,
разгадала его тайну : " Ужель загадку разрешила ?/ Ужели слово
найдено ?" ( имеется ввиду слово , зашифрованное в шараде ).
Отныне
он в ее глазах - " москвич в Гарольдовом плаще " , едва ли
не пародия на героя времени . Как видим , Татьяна вновь связывает Онегина
с определенным литературным типом . И вновь ошибается .Ибо разочарование
Онегина , его хандра , его душевные муки непритворны и искренни ( как
вполне искренни и переживания самой Татьяны , почерпнутые как будто из
французских романов ) .
Вернувшись после долгого перерыва в Петербург , Онегин чувствует себя в
" большом свете" еще более одиноким , чуждым окружающим , чем
прежде . Вокруг него как будто возникает зона пустоты :
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный ?
Для всех он кажется чужим .
Мелькают лица перед ним ,
Как ряд докучных привидений .
Что , сплин иль страждущая спесь
В его лице ? Зачем он здесь ?
Кто он таков ? Ужель Евгений ?
Ужели он ? ....
Отъединенность и сплин Онегина вполне объяснимы . На что мог он еще
надеяться после всего пережитого , передуманного , перечувствованного ?
Смирить гордые мечтания , жить как
все : " не чуждаться " " светской черни " , идти "
вслед за шумною толпою " , которую он так презирал ? Нет , твердо
говорит автор , Онегин не таков , двигаться по наезженной колее он не
в состоянии . Как бы беспощадно поэт не судил порой своего героя ,
личная независимость и душевное благородство Евгения для него несомненны
.
Итак , ни гражданское поприще , ни обычная карьера человека его круга
не могут стать уделом Онегина . Остается лишь сфера частной жизни ,
прежде отвергаемая им как нечто низшее.
Не
потому ли неожиданная встреча с Татьяной - княгиней производит на
него столь сильное , поистине потрясающее впечатление?
Ее новый облик , манеры , стиль поведения отвечают самым строгим
требованиям хорошего вкуса , высшего тона и немало не напоминают
повадки прежней провинциальной барышни . Онегин видит : она научилась
благородной сдержанности , умеет " властвовать собой" , он
поражен происшедшей с ней переменой , которая представляется ему
абсолютной , полной :
Хоть он глядел нельзя прилежней ,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести .
( 8 , Х1Х )
Онегин настойчиво ищет встреч с Татьяной , пишет ей одно за другим
страстные любовные признания , а потеряв надежду на взаимность ,
тяжело заболевает и едва не умирает от любви
(
точно так же в свое время бледнела , гасла и увядала Татьяна ) . Ему
становится ясно , что его попытка прожить в полном одиночестве , в
состоянии абсолютного покоя , без страстей и душевных бурь , оказалась
несостоятельной и обернулась трагическими последствиями :
Чужой для всех , ничем не связан,
Я думал : вольность и покой
Замена счастью . Боже мой !
Как я ошибся , как наказан !
И тут возникает естественный вопрос , ставший камнем преткновения для
русских критиков : чего же , собственно , добивался Онегин ? Ведь
Татьяна замужем , причем муж ее - видный генерал , герой сражений,
известный при дворе , не обойденный назначениями , наградами , почестями
( его самого и супругу " ласкает двор " ) . Известно , что
Белинский сурово осудил Татьяну именно за то , что она продолжая в
душе любить Онегина , предпочла все же сохранить верность
патриархальным нравам и безоговорочно отвергла его чувство . По мнению
критика , семейные отношения " не освящаемые любовию , в высшей
степени безнравственны ... "
Напротив , Достоевский расценил этот поступок Татьяны не просто как
высоконравственный ,
жертвенный
. Женщина истинно русская , говорил он в знаменитой речи о Пушкине ,
Татьяна не могла бросить своего мужа и бежать с Онегиным , ибо
хорошо понимала невозможность строить свое благополучие на несчастье
другого человека . ( Достоевский Ф.М. )
На что же все-таки рассчитывает он ? Да именно на то , что , как
ему показалось , Татьяна изменилась полностью , что она стала
совершенно другой , что из романтической , наивной и неопытной
провинциалки она превратилась в истинную аристократку , опытную светскую
даму , опытную светскую даму .
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой , в сей небрежной
Законодательнице зал ?
( 8 , ХХУ111 )
А истинная аристократка , непременно принимая облик преданной своему
мужу
"
верной жены " , могла позволить себе тайную связь , которую ,
разумеется , ни в коем случае нельзя было афишировать . " Свет
... не карает заблуждений , но тайны требует от них " , - точно
сформулировал
этот негласный закон светской жизни сам Пушкин ( в стихотворении
" Когда твои младые лета ..." , 1829 ) .
Другое дело , что расчеты Онегина не оправдались . В финале он
застает Татьяну врасплох и делает невероятное , столь поразившее его
открытие . Оказывается , Татьяна изменилась только внешне , внутренне
она во многом осталась " прежней Таней " , " простой
девой" ! А такие женщины на супружескую измену не способны .
Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене
острый драматизм и горькую безнадежность .
Убедившись , что его страстные признания не достигают цели , что
Татьяна окружена "крещенским холодом " и на лице ее можно
увидеть лишь " гнева след" , Онегин вновь ( как в начале
романа - в момент первого кризиса ) уединяется в своем "
молчаливом кабинете " и, отрекшись от света , опять принимается за
чтение .
И что же ? Глаза его читали ,
Но мысли были далеко ;
..............................................
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки . В них -то он
Был совершенно углублен .
Такое чтение " духовными глазами" позволяет Онегину , человеку
европейской культуры , погрузиться в доселе чуждый ему патриархально -
усадебный , народно - поэтический мир , мир старины и придания , столь
сродный Татьяне , ощутить ее укорененность в нем :
То были тайные преданья
Сердечной , темной старины ,
Ни с чем не связанные сны ,
Угрозы , толки , предсказанья ,
Иль длинной сказки вздор живой ,
Иль письма девы молодой .
Можно сказать , что Онегин сумел приблизиться теперь к разгадке тайны
Татьяны , ее натуры,
ее
души ,что он начинает постигать то , чего не в состоянии был
понять в дни своего деревенского затворничества . Все меркнет перед
непрестанной думой о Татьяне , встреча с которой -ясней и ясней
понимает понимает теперь герой - стала главным событием в его судьбе
, событием , всю значимость которого он тогда не смог оценить .
Любовь к Татьяне - последнее , что осталось у Онегина , и поэтому
последний его визит к ней - акт отчаяния .
Нарушая
все приличия , он приходит в чужой дом в неурочное время и застает
Татьяну врасплох
-
в слезах , за чтением письма , одетой по- домашнему - и , потрясенный
ее нежданно знакомым обликом , молча падает к ее ногам " в
тоске безумных сожалений " .
Конечно , глядя на Онегина , Татьяна прекрасно понимает его
страдания ( " ей внятно все" ) :
ведь
она сама пережила нечто подобное . Но точно так же , как Онегин до
сей минуты не подозревал что в княгине живет " простая дева
" , " прежняя Таня " , так и Татьяна не могла знать
,что произошло с Онегиным после дуэли , что понял он во время
странствий по России , что пережил в часы добровольного заточения в
своем кабинете . Она считала , что разгадала Онегина раз и навсегда .
Для нее он по- прежнему человек холодный , опустошенный , эгоистичный.
Этим
и объясняется суровая отповедь Татьяны , зеркально повторяющая холодную
отповедь Онегина .
Именно " зеркально отраженная " композиция этих сцен позволяет
провести между ними и внутреннюю аналогию , а значит - лучше понять
и оценить поведение пушкинской героини (Гуковский Г.А . ).Именно в
бескорыстие и благородство страсти Онегина не может поверить Татьяна
. Убежденная , что он стал " чувства мелкого рабом " , она ,
кажется , не допускает даже мысли , что во время их разлуки ( а ведь
прошло целых четыре года ! ) Онегин способен измениться . Теперь
ошибку совершает Татьяна .
Но в монологе Татьяны звучат другие ноты . Упреки оскорбленной
женщины незаметно переходят в исповедь , поражающую своей
откровенностью и бесстрашной искренностью .
Татьяна
признается , что успехи " в вихре света " тяготят ее , что
она предпочла бы нынешней мишурой жизни прежнее неприметное
существование в деревенской глуши . Мало того : она прямо говорит
Онегину , поступила " неосторожно " , решившись на брак без
любви , что она по-прежнему любит его и горестно переживает
упущенную возможность счастья . Чего же боле ? Ведь такое признание
предполагает высочайшую степень взаимного доверия и внутренней близости
!
" Эта встреча , - пишет современный исследователь , - предваряющая
разлуку навсегда , отмечена своего рода равенством Онегина и Татьяны в
их общей скорби о несбывшемся и неповторимом ; здесь угадываются
покаяния ,
прощения
, благодарности ". ( Хализев В.Е.)
В. Г. Белинский о романе А.С. Пушкина
" Евгений Онегин"
( из статей 8,9 )
" Велик подвиг Пушкина , что он первый в своем романе поэтически
воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и
Ленского показал его главную , то есть мужскую , сторону ; но едва ли
не выше подвиг нашего поэта в том , что он первый поэтически
воспроизвел , в лице Татьяны , русскую женщину ...
Натура Татьяны не многосложна , но глубока и сильна . В Татьяне нет
этих болезненных противоречий , которыми страдают слишком сложные
натуры ; Татьяна создана как будто из
одного цельного куска , без всяких приделок и примесей . Вся жизнь ее
проникнута тою целостностью , тем единством , которое в мире
искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения
. Страстно влюбленная , простая деревенская девушка , потом светская
дама , Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же ;
портрет ее в детстве , так мастерски написанный поэтом , впоследствии
является только развившимся , но не изменившимся .
... Татьяна - существо исключительное , натура глубокая , любящая ,
страстная . Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством , или
величайшим бедствием жизни , без всякой примирительной середины . При
счастье взаимности любовь такой женщины - ровное , светлое пламя ; в
противном случае - упорное пламя , которому сила воли , может быть
, не позволит прорваться наружу , но которое тем разрушительнее и
жгучее , чем больше оно сдавлено внутри .
Счастливая
жена , Татьяна спокойно , но тем не менее страстно и глубоко любила
бы своего мужа , вполне пожертвовала бы собою детям ... но не по
рассудку , а опять по страсти , и в этой жертве , в строгом выполнении
своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение , свое
верховное блаженство . И все это без фраз , без рассуждений , с этим
спокойствием , с этим внешним бесстрастием , с этою наружною
холодностью , которые составляют достоинство глубоких и сильных натур .
Это дивное соединение грубых ,вульгарных предрассудков с страстию к
французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки
возможно только в русской женщине . Весь внутренний мир Татьяны
заключался в жажде любви ; ничто другое не говорило ее душе ; ум ее
спал , и только разве тяжкое горе жизни могло потом разбудить его
, да и то для того , чтоб сдержать страсть и подчинить и подчинить
ее расчету благоразумной морали ... Дикое растение , вполне
предоставленное самому себе , Татьяна создала себе свою собственную
жизнь , в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее внутренний
огонь , что ее ум ничем не был занят .
Без книги она была бы совершенно немым существом , и ее пылающий и
сохнущий язык не обрел бы ни одного живого , страстного слова , которым
бы могла она облегчить себя от давящей полноты чувства . И хотя
непосредственным источником ее страсти к Онегину была ее страстная
натура , ее переполнившаяся жажда сочувствия , - все же началась она
несколько идеально .
Татьяна
не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого- ни будь
из известных ей мужчин : она так хорошо их знала , и они так мало
представляли пищи ее экзальтированному , аскетичному воображению ... И
вдруг является Онегин . Он весь окружен тайною , его аристократизм ,
его светскость , неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и
пошлым миром , среди которого он явился таким метеором , его равнодушие
ко всему , странность жизни - все это произвело таинственные слухи ,
которые не могли не действовать на фантазию Татьяны , не могли не
расположить , не подготовить ее к решительному эффекту первого
свидания с Онегиным . И она увидела его , и он предстал перед нею ,
молодой , красивый , ловкий , блестящий , равнодушный , скучающий ,
загадочный , непостижимый , весь неразрешима тайна для ее неразвитого ума
, весь обольщение для ее дикой фантазии ... Есть женщины , которых
внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием ,
холодностью и скептицизмом , как признаками огромных требований на
жизнь или как результатом мятежно и полно пережитой жизни ; бедная
Татьяна была из числа таких женщин ....
... Объяснение Онегина Татьяной в ответ на ее письмо . Как
подействовало на нее это объяснение , - понятно : все надежды бедной девушки
рушились и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира .
И так , в Татьяне , наконец , совершился акт сознания ( после посящения
дома Онегина ) : ум ее проснулся . Она поняла ,наконец , что есть для
человека интересы , есть страдания и скорби , кроме интереса , страданий
и скорби любви . Но поняла ли она , в чем именно состоят эти другие
интересы и страдания , если поняла , послужило ли это ей к облегчению
ее собственных страданий ? Конечно , поняла , но только умом , головою ,
потому что есть идеи которые надо пережить и душой и телом , чтоб
понять их вполне , и которых нельзя изучить в книге . И потому
книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для
Татьяны откровением , это откровение произвело на нее тяжелое ,
безотрадное и бесплодное впечатление : оно испугало ее ,
ужаснуло
и заставило смотреть на страсти , как на гибель жизни , убедило ее в
необходимости покориться действительности , как она есть , и если жить
жизнью сердца , то про себя , во глубине своей души , в тиши уединения
, во мраке ночи ,посвященной тоске и рыданиям . Посещение дома Онегина
и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской
девочки в светскую даму , которое так удивило и поразило Онегина .
Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным . В этом
объяснении все существо Татьяны выразилось вполне . В этом объяснении
высказалось все , что составляет сущность русской женщины с глубокою
натурою , развитою обществом , все : и пламенная страсть
и
задушевность простого , искреннего чувства , и чистота и святость
наивных движений благородной натуры , и резонерство , и оскорбленное
самолюбие , и тщеславие добродетелью , под которою замаскирована
рабская боязнь общественного мнения , и хитрые силлогизмы ума ,светскою
моралью пора порализовавшего великодушные движения сердца ...
.... Татьяна - тип русской женщины .... Восторженные идеалисты ,
изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского , требуют оти
необыкновенной женщины презрения к общественному мнению . Это ложь :
женщина не может презирать общественного мнения , но может им
жертвовать скромно , без фраз , без самохвальства , понимая всю
великость своей жертвы , всю тягость проклятия , которое она берет на
себя , повинуясь другому , высшему закону - закону своей натуры , а
ее натура - любовь и самоотвержение .... "
Г. А . Гуковский
« Пушкин и проблемы реалистического стиля»
( Татьяна как тип русской женщины )
Идейное построение « Евгения Онегина » основано на сопоставлении , а в
первых главах и противопоставлении Онегина и Татьяны , то есть двух
типов культуры морально- психологического склада , обоснованных в свою
очередь двумя видами среды , воспитания , культурных и бытовых
воздействий и - еще глубже - двумя видами отношения к национально -
народному началу в жизни и в культуре . Онегин ... становится вполне
понятен именно в контрастном сопоставлении с Татьяной , демонстрирующей
национально - народный тип сознания , душевного склада и потому
выражающий норму , идеал пушкинского мировоззрения 1823- 1830 ( « Татьяны
милой идеал » , - сказал сам Пушкин в завершающей строфе романа ) . Для
Пушкина в пору написания « Онегина » еще не важно то обстоятельство
, что Татьяна - дворянская , помещичья дочка , хотя он тщательно
выписывает социальный фон своей героини : ее семью , и соседей -
помещиков , и московскую родню . Этот фон дан с отрицательными
социальными и моральными оценками , начиная с указаний на
бескультурье и низменность интересов окружающих Татьяну помещиков или
на элементарную развращенность их и кончая указаниями на
крепостническую практику :
Гвоздин , хозяин превосходный ,
Владелец нищих мужиков ...
При всем том Татьяна , по Пушкину , связана не только с этой
средой , но и с народной стихией , окружающей ее в деревне . Пушкин
отделяет Татьяну от ее собственной семьи :
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой ....
Он окружает Татьяну более возвышенными воздействиями - и книжными и
человеческими . Впрочем , как неказисто родственное окружение Татьяны ,
Пушкин подчеркивает его истинно русский , национальный характер .
Русская деревня и в своем помещичьем варианте - это Русь , такая , какая
есть , далекая от идеала свободолюбцев , но подлинная , реальная . Для
Пушкина еще не играет решающей роли то , что Татьяна - помещичья
дочка . Но для него важно то , что она « уездная барышня » , живущая
в окружении исконно национальной культуры и в тесной близости к народу
.
.... Татьяна - идеал русской женщины , воплощение высокопоэтического
русского народного духа .
Татьяна как тип , то есть закономерный характер , и как явление
культуры определена у Пушкина двумя началами по преимуществу . Глубокой
основой ее образа является народность , второй элемент ее образа -
это ее чтение , книжное воздействие предромантизма ( сентиментализма ) .
...
Образ Татьяны определен органическим складом народной жизни и фольклора
. Здесь следует различать два круга образно- словесных символов ,
выражающих в тексте романа идею народности - основы душевной жизни
Татьяны : с одной стороны , это фольклор , с другой -русский по
преимуществу быт , воздействие национальной , хоть и патриархальной
среды .
Фольклор
и народная жизнь сопровождают образ Татьяны как лейтмотив . Первое
появление Татьяны в романе сопровождается акцентировкой демократичности
ее имени . Пушкин указывает по поводу имени « Татьяна » :
... Оно приятно , звучно ,
Но с ним , я знаю , неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей ! ...
Итак , с первых слов о Татьяне ее образ окружен представлениями о
старине , о девичьей , о вкусах простолюдинов , причем не противостоит
этим представлениям , а как бы сливается с ними . Что же касается
имени , то оно до конца романа придавало образу героини его некое
звучание простонародности , вплоть до того места , где о княгине
сказано совсем просто :
Кто прежней Тани , бедной Тани ,
Теперь в княгине б не узнал !
.....
Развитие образа Татьяны совершается в сопровождении фольклора и образов
крестьянской жизни .
... В третьей главе дана завязка романа Татьяны , первый поворотный
пункт ее судьбы : она полюбила ; и именно тут , рядом с нею ,
оттеняя ее , возникает образ няни , простой русской крестьянки ,
женщины из народа . Именно няня оказывается другом Татьяны в решающую
минуту . Пушкин даже не упоминает в соответственном месте о родных
Татьяны , об ее матери , об Ольге . На их месте -няня , которая
символизирует подлинную душевно - культурную среду Татьяны .
...Новое событие в жизни Татьяны -грядущее свидание с Онегиным.
Мучительное волнение Татьяны опять изображается на фоне фольклорного
мотива ...
... Между тем именно то обстоятельство , что Пушкин решился пойти на
риск задержки хода романа , показывает , насколько важен был его
замысла , для его идеи сон Татьяны . В самом деле , сон - средство
раскрытия самых глубоких , сокровенных , неосознанных глубин , основ
душевного склада героя .
Сон
Татьяны заменяет у Пушкина подробный анализ ее психологического мира ,
воплощая
его в образах . Сон Татьяны - это ключ к пониманию ее души , ее
сущности . В его состав входят два элемента . Сначала он слегка
окрашен образами и мотивами модных романов- таков образ Онегина во сне
, с его сверкающими очами , таинственной властью , джентльменством ,
соединенным с страшной губительной силой . Но мотивы романов - отпечаток
чтений Татьяны - только ложатся дополнительным оттенком на основное
содержание сна . Оно соткано из образов и мотивов народного искусства
, народных представлений , фольклора . Таким образом , сон дает как бы
формулу душевной культуры Татьяны : основа ее - народность , вторичное
влияние - романы . ...
Таким образом , можно подумать , что Пушкин в сне Татьяны объединил
разнообразный фольклорный материал композиционной формулой ритуального
сна невесты . Татьяна , в глубине души мыслящая себя как красну
девицу фольклора , а Онегина как суженого , перед встречей с ним , с
суженым , и под влиянием святочных гаданий видит сон , который в
основе своей есть сон невесты русского фольклора . Так образ Татьяны
глубоко и интимно связан с образами народного творчества и быта .
... Татьяна - в Москве , в чуждой ей и далекой от народности среде
. И вот в конце главы речь идет о душевном состоянии Татьяны , и
опять дается народность и сентиментальные романы :
Ей душно здесь ... она мечтой
Стремиться к жизни полевой ,
В деревню , бедным поселянам ,
В уединенный уголок ,
Где льется светлый ручеек ,
К своим цветам , к своим романам .
Бедные поселяне , деревня - это не просто руссоизм ,а более глубокая
связь с народной жизнью . « Льется светлый ручеек » , романы - это
воздействие книг .
В восьмой главе Татьяна - в новой , в другой , и ,конечно , в чужой
ей среде . Но именно глубокая органическая народность и моральный
строй ее личности обусловили ее победу над светским обществом . Она
вовсе не стала светской дамой , такой , как другие светские дамы .
Она осталась прежней , той же чистой и возвышенной Таней , преданной
деревне , своей полке книг ,воспоминанию о своей няне . Это-то и
выделяет ее из круга дам и делает ее царицей зал , хотя она даже
и не красавица . Поэтому праздны размышления о том , могла ли
Татьяна за два года стать великолепной дамой . Темы внутреннего
изменения Татьяны в романе нет. В нем указано лишь внешнее усвоение
Татьяной светских манер , не более . А в существе своем Татьяна
осталась прежней - милым идеалом , бедной Таней . Таков был , по
Пушкину , высший апофеоз простого и скромного величия нравственной
народной души : явившись в чуждую ей пышную и искусственную среду ,
она и ее , даже ее , эту ложную среду , заставила склониться с
чувством невольного уважения .
Бедная
Таня победила высший свет , и в этой победе - залог победы духа
народности над всем , ему противостоящим .
Как уже было сказано выше , облик Татьяны обрисован не только
чертами народности , но и чертами окружающей ее истинно национальной
русской среды , русского жизненного уклада , распространяющегося как
на жизнь крестьян , так и на быт семьи Лариных . Этот национальный «
местный колорит» выражен и в слоге изображения среды Татьяны , и в
подборе предметных деталей , характеризующих эту среду . Здесь тоже
намечается контраст по отнашению к среде Онегина . Без сомнения , не
случайно , что там , где речь идет о Татьяне , в тексте романа
чрезвычайной редкостью являются варваризмы , если не считать разговора о
ее чтениях . Наоборот , здесь встречаются « руссизмы» , то есть слова
и выражения подчеркнуто русского , национально - идиоматического
характера , так и термины , обозначающие предметы и явления
типически- русского быта . Сразу после первого появления Татьяны в
романе появляются пяльцы , и узор на полотне , и примета , и тут же
указание , что Татьяна даже девочкой не говорила с куклой « про
вести города , про моды» .....
Русский склад , окружающий Татьяну и в обиходе Лариных ,
противопоставлен стилю и складу Онегина . ,,,
Однако подлинным контрастом Татьяне является круг ее московских кузин
в седьмой главе и сами эти кузины , изображенные в сатирических
тонах . Пошлость и развращенность московской дворянской среды измеряют
достоинство идеала , воплощенного в Татьяне .
Что же касается автора - поэта , то , как он ни связан во многом с
онегинским миром , он несет в своей душе идеал Татьяны . Поэтому
он мечтает написать роман в духе ее душевного строя . Поэтому же
он отрекается от « ученых» светских дам в пользу дедовских традиций
мира Татьяны :
Но я ... Какое дело мне ?
Я верен буду старине ...
Д.И. Писарев
О Татьяне Лариной
« Вводя нас в семейство Лариных , Пушкин тотчас старается
предрасположить нас в пользу Татьяны ; эта , дескать , старшая ,
Татьяна , пускай будет интересная личность , высшая натура и героиня .
... Однако же я попробую отрешиться от этих предвзятых чувств любви
и уважения . Я взгляну на Татьяну как на совершенно незнакомую мне
девушку , которой ум и характер должны раскрывать предо мною не в
рекомендательных словах автора , а в ее собственных поступках и
разговорах .
Первый поступок Татьяны -ее письмо к Онегину . Поступок очень крупный
и до такой степени выразительный , что в нем сразу раскрывается весь
характер девушки . Надо отдать полную справедливость Пушкину :
характер выдержан превосходно до конца романа ; но здесь как и везде
, Пушкин понимает совершенно превратно те явления , которые он
рисует совершенно верно .
В
своей Татьяне он рисует с восторгом и с сочувствием такое явление
русской жизни , которое можно и должно рисовать только с глубоким
состраданием или с резкою ирониею .
Онегин во все продолжение романа был у Лариных три раза . В первый
раз тогда , когда Ленский его представил и когда их угощали
вареньем и брусничною водою . Во второй раз тогда , когда он получил
письмо Татьяны .
И
в третий раз на именинах Татьяны .
Значит , до именин было только два визита . Значит , Татьяна
влюбилась в Онегина сразу и решилась к нему написать письмо ,
проникнутая самою страшною нежностью , видевши его всего один раз . ...
Знакомство было , очевидно , самое поверхностное , когда Онегин даже
не знает , « которая Татьяна» . Легко может быть , что Онегин не
сказал с Татьяною ни одного слова ; это обстоятельство тем более
правдоподобно , что Ленский называет Татьяну молчаливой ; по всей
вероятности , разговором владела постоянно старуха Ларина ; ...А в
разговоре с простою старухой он ,очевидно , не мог высказать ничего
замечательного , что оправдывало бы или Объясняло бы возникновение
внезапного и страстного чувства в душе умной и рассудительной девушки
. Как бы то ни было ,результатом первого , совершенно
поверхностного знакомства Твтьяны с Онегиным оказалось то знаменитое
письмо которое Пушкин свято бережет и читает с тайною тоскою .
Татьяна начинает свое письмо довольно умеренно ; она выражает желание
видеть Онегина хоть раз в неделю , чтоб только слышать его речи . чтобы
молвить ему слово и чтобы потом день и ночь думать о нем до новой
встречи . Все это было бы очень хорошо , если бы мы знали , какие
это речи так понравились Татьяне и какое слово она желает молвить
Онегину . Но к сожалению , нам достоверно , что Онегин не мог
говорить старухе Лариной никаких замечательных речей и что Татьяна не
вымолвила ни одного слова . Если же она желает молвить слова,
подобные тем , которыми она наполняет свое письмо , то ей , право ,
незачем приглашать Онегина в неделю раз , потому что в этих словах
нет никакого смысла и от них не может быть никакого облегчения ни
тому , кто их произносит , ни тому , кто их выслушивает .
Татьяна
, повидимому , предчувствует , что Онегин не станет ездить к ним раз
в неделю , чтобы говорить ей речи и выслушивать слова ; вследствие
этого начинаются в письме нежные упреки ; уж если , дескать , не будете
вы , коварный тиран , ездить к нам раз в неделю , так незачем
было и показываться у нас ; без вас я бы , может быть , сделалась
верною женою и добродетелбною матерью ; а теперь я по вашей милости ,
жестокий мужчина пропадать должна .
Все
это , разумеется , изложено самым благородным тоном и втиснуто в
самые безукоризненные четырехстопные ямбы . - Ни за кого я не хочу
замуж идти , продолжает Татьяна , а за тебя даже очень хочу ,
потому что " то в вышнем суждено совете ... то воля неба : я
твоя " , и потому что ты мне послан богом и ты хранитель по
гроб моей жизни . - Тут Татьяна как будто спохватилась и , вероятно ,
подумала про себя : что ж это я , однако , за глупость пишу и с
какой стати я это так раскутилась ? Ведь я его всего- навсего
только один раз видала . Так нет же вот , прдолжает она : не один
раз ; не такая же я в самом деле , шальная дура , чтобы вешаться на
шею первому встречному ; я влюбилась в него потому ,что он мой идеал
; а я уж давно мечтаю об идеале , значит , я видела его много раз
; волосы , усы , глаза , нос - все как есть так , как должно быть у
идеала ; и , кроме того , в высшем совете так суждено ; значит , не
о чем толковать : влюблена в него до безумия , буду ему верна в
сей жизни и в будущей , буду о нем мечтать денно и нощно и
напишу к нему такое пламенное письмо ,от которого затрепещет самое
безчувственное сердце . Затем Татьяна бросает в сторону последние
остатки своего здравого смысла и начинает взводить на несчастного
Онегина самые неправдоподобные напраслины .
" Ты в сновиденьях мне являлся" .... С каждой дальнейшей
строчкой письма Татьяна завирается хуже и хуже , по русской пословице
: чем дальше в лес , тем больше дров .....
Было бы очень недурно и очень полезно для Татьяны , если бы Онегин отвечал
ей словесно или письменно в том резко - насмешливом тоне , в каком
я написал от его лица несколько фраз.
Такой
ответ , конечно , заставил бы Татьяну пролить несметное количество
слез ; но если только мы допустим предположение , что Татьяна была
неглупа от природы , что ее врожденный ум не был еще окончательно
истреблен бестолковыми романами и что ее нервная система не была
вполне расстроена ночными мечтаниями и сладкими сновидениями ,- то мы
прдем к тому убеждению ,что горькие слезы пролитые ею над
прозаическим ответом жестокого идеала , должны были бы произвести во
всей умственной жизни необходимый чрезвычайно благодетельный переворот
.Глубокая рана ,нанесенная ее самолюбию , мгновенно истребила бы ее
фантастическую любовь к очаровательному соседу . - Что ж , - подумала
бы она , - должно быть , это в самом деле не он мелькал в
прозрачной темноте . А если не он , так кто же ? Да , должно быть
, никто не мелькал. И зачем это я ему так много глупостей написала
?
Татьяна увидела бы ясно , что ее любовь к Онегину , лопнувшая как
мыльный пузырь , была только подделкой любви , бесплодною и
мучительною игрою праздного воображения ; она поняла бы в то же
время , что эта ошибка , стоившая ей многих слез и заставляющая
ее краснеть от стыда и досады , была естественным и необходимым
выводом из всего строя ее понятий , которые она черпала с страстною
жадностью из своего беспорядочного чтения ;... Необходимо или отыскать
себе другое , здоровое чтение , или по крайней мере прислониться в
действительной жизни к какому- нибудь хорошему и разумному делу ,
которое могло бы постоянно поддерживать в ней умственную трезвость и
отвлекать ее от туманной области наркотических мечтаний . Такое хорошее
и разумное дело отыскать нетрудно ; намек на него существует даже в
нелепом письме Татьяны ; она говорит , что помогаеи бедным , - ну ,
помогай ; но только займись этим делом серьезно и смотри на него как
на постоянный и любимый труд.... Словом , несмотря на пустоту и
бесцветность той жизни , на которую была осуждена Татьяна с самого
детства , наша героиня все-таки имела возможность действовать в этой
жизни с пользою дляя себя и для других , и она непременно принялась
бы за какую - нибудь скромную , полезную деятельность , если бы
нашелся умный человек , который бы энергическим словом и резкою
насмешкою выбросил ее вон из ядовитой атмосферы фантастических видений
и глупых романов .
...
В онегинские времена уровень нравственных требований стоял так низко ,
Татьяна вышедши замуж , в конце романа считает своею обязанностью
благодарить Онегина за то , что он поступил с нею благородно . А все
это благородство , которого Татьяна никак не может забыть , состояло
в том ,что Онегин не оказался по отношению к ней вором . ......
Осмеять письмо Татьяны он не в состоянии , потому что он сам ,
подобно Пушкину , находил это письмо не смешным , а троготельным .
... Онегин решился поднести Татьяне золоченую пилюлю , которая не могла
подействовать на нее благотворно именно потому , что она была
позолочена .
С самого начала Онегин делает грубую и непоправимую ошибку ; он
принимает любовь Татьяны за действительно существующий факт ; а ему ,
напротив того , надо было сказать и доказать ей , что она его
совсем не любит и не может любить , потому что с первого взгляда
люди влюбляются только в глупых романах .
Голова несчастной девушки до такой степени засорена всякой дрянью и до
такой степени разгорячена глупыми комплиментами Онегина , что нелепые
слова : " гибель от него любезна " , произносятся с глубоким
убеждением и очень добросовестно проводятся в жизнь . Забыть Онегина ,
прогнать мысль о нем какими - нибудь дельными занятиями , подумать о
каком - нибудь новом чувстве и вообще превратиться какими-нибудь
средствами из несчастной страдалицы в обыкновенную , здоровую и
веселую девушку - все это возвышенная Татьяна считает для себя
величайшим бесчестием ; это , по ее мнению , значило бы свалиться с
неба на землю , смешаться с пошлою толпою , погрузиться в грязный
омут житейской прозы . Она говорит , что " гибель от него любезна
" , и поэтому находит , что гораздо величесвеннее стродать и
чахнуть в мире воображаемой любви , чем жить и веселиться в сфере
презренной деятельности . И в самом деле , ей удается довести себя
слезами , бессонными ночами и печальными размышлениями под лучом Дианы
до совершенного изнеможения .
После отъезда Онегина из деревни Татьяна , стараясь поддержать в себе
неугосимый огонь своей вечной любви , посещает неоднократно кабинет
уехавшего идеала и читает с большим внимантем его книги . С
особенным любопытством вглядывается и вдумывается она в те страницы ,
на которых рукою Онегина сделана какая - нибудь отметка . "И ей
открылся мир иной " ,- объявляет нам Пушкин . Слова : " мир иной
" , должны , повидимому обозначать собою новый взгляд на
человеческую жизнь вообще и на личность Онегина в особенности .
До открытия нового мира она воображала себе , что влюблена по гроб
жизни ; после своего открытия она остается при том же самом убеждении
. До открытия нового мира она бесприкословно повиновалась мамаше ; и
после открытия она продолжает повиноваться так же бесприкословно . Это
с ее стороны очень похвально , но для того , что бы повиноваться
мамаше в самых важных случаях жизни , небыло ни малейшей надобности
открывать новый мир , потому что и старый наш мир основан целиком на
смирении и послушании .
Пока Татьяна в кабинете Онегина открывает новые миры , один из
жителей старого мира советует ее мамаше повезти дочь " в Москву ,
на ярмарку невест " . Ларина соглашается с этой мыслью , и когда
Татьяна узнает об этом решении , тогда она , с своей стороны не
представляет никаких возражений . Надо полагать , что " ярмарка
невест" занимает очень почетное место в том новом мире ,
который открыла Татьяна .
Куда бы она не стремилась мечтой - это решительно все равно . Тело ее
, затянутое в корсет во всяком случае находится там , где ему велят
находиться , и делает именно те движения ,которые ему прикажут делать
. .... Татьяна до конца романа остается тем самым рыцарем печального
образа , каким мы видели ее в ее письме к Онегину . Ее болезненно
развитое воображение постоянно создает ей поддельные чувства ,
поддельные потребностим , поддельные обязанности , целую искусственную
программу жизни , и она выполняет эту искусственную программу с тем
поразительным упорством которым обыкновенно отлличаются люди ,
одержимые какой нибудь мономаниею . Она вообразила себе ,что влюблена в
Онегина , и действительно влюбила себя в него . Потом она вообразила
себе Бчто ее жизнь разбита . Потом , видя , что ей не удается
умереть , она вообразила , что теперь ко всему равнодушна ; тогда
она отдала себя в распоряжение своих родственников ,которые сбыли ее
толстому генералу . Очутитившись в руках своего нового хозяина , она
вообразила ,что превращена в украшение генеральского дома . Она
поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под
этим колпаком в течении всей своей жизни . И сама она смотрит на
себя со стороны и любуется неприкосновенностью и твердостью своего
характера .
Онегин встречается с нею в Петербурге в то время , когда она ,
драпируясь в свою неприкосновенность ,уже украшает своею добродетельною
особою жилище толстого генерала .
....
Онегин проникается предосудительным желанием вытащить это украшение
из-под стеклянного колпака .Но украшение не трогается с места и ,
оставаясь под колпаком , читает оттуда предприимчивому денди такую
проповедь ,которая доставляет ему очень мало удовольствия .
Этой
проповедью ,как известно , заканчивается весь роман . Знаменитый монолог
заключает в себе следующий смысл : зачем вы не влюбились в меня
прежде ? Теперь вы ухаживаете за мною потому , что я превратилась в
блестящее украшение богатого дома , Я вас все-таки люблю , пршу вас
убираться к черту ; свет мне пртивен ,но я намерена безусловно
исполнять все его требования .
Этот монолог доказывает ясно , что Татьяна и Онегин - друг друга
стоят ; оба они до такой степени исковеркали себя , что совершенно
потеряли способность думать , чувствовать и действовать по -человечески .
Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло ; но по отношению к
своему предмету это чувство точь-в-точь такое каким оно должно быть .
Белинский посвятил характеристике Татьяны целую отдельную статью . В
этой статье он , по своему обыкновению , высказал много превосходных
мыслей ,которые даже теперь по прошествии двадцати лет , могут еще
изумлять и приводить в ужас неисправимых филистеров .
Белинский ставит Татьяну на пьедестал и приписывает ей такие высокие
достоинства , на которые она не имеет никакого права и которыми сам
Пушкин , при своем поверхностном и ребяческом взгляде на жизнь вообще
и на женщину в особенности , не хотел и не мог наделить любимое
создание своей фантазии . ..."
Мы исследовали образ любимой героини поэмы А.С.Пушкина " Евгений
Онегин" Татьяны Лариной с точки зрения различных критиков .
Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным
образом русской женщины .
Пушкин явилсяпервым в России создателем реалистического стихотворного
романа .Во время работы над произхведением он писал Вяземскому : "
Пишу роман , и не просто роман , а роман в стихах . А это дьявольская
разница " .
" Евгений Онегин " - роман о современной поэту действительности
, о людях пушкинского поколения , их судьбах ,роман , отличающийся
остротой ,актуальностью . По моему мнению , именно это и давало прво
Белинскому назвать Пушкинский роман в стихах не только " в
высшей степени народным произведением " , но и " актом
" создания для русского общества ,почти первым , но зато каким
великим шагом вперед для него " . Действительно в строфах
пушкинского романа русское общество впервые увидело , и что еще важнее
, впервые поняло себя и причины своих недугов "
Список литературы :
В. Г. Белинский Избранное " Московский рабочий " 1954 г.
Г.А. Гуковский Пушкин и проблемы реалистического стиля
( Татьяна как тип русской женщины )
Русская литература Х1Х века Москва " Просвещение" 1984 г.
Д.И.Писарев Москва " Художественная литература" 1986 г.
Хализев В.Е. Восьмая глава " Евгения Онегина" ( Опыт
интрепритаций )
Литература в школе 1988 г.
А.М. Гуревич Сюжет " Евгения Онегина" Издательство Московского
Университета 2001 г.