Белинский, Писарев, Гуковский о Татьяне Лариной

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,87 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Белинский, Писарев, Гуковский о Татьяне Лариной




       В  основу  художественного  построения  романа  "Евгений  Онегин"  положен  принцип  ,  который  впоследствии  позволил  назвать  его  "энциклопедией  русской  жизни" ( Белинский), а самого  Пушкина  "поэтом  действительности"   (Киреевский). Этот  принцип  предполагал  выход  "романной" действительности  за  пределы  литературного  текста  и  погружение  во  внелитературную реальность . Этим  объясняется  максимальная  приближенность  романа  к  жизни , которая  достигается  разрушением  каких бы то ни было  литературных  штампов  , отказом  от  традиционных  сюжетных  ходов  ,  а  также неожиданной  ролью  автора  ,  который  порой  противоречит  сам  себе,"забалтываясь  донельзя".

     Роман  погружен  в  жизнь , в  эпоху. Исторический  пласт  жизни  общества  представлен  на  всех  уровнях  : социальном , культурном , личностном .Социальный  фон  жизни  явлен  достаточно 

широко :  бытоописание  московского  и  петербургского  общества  ,  жизнь  русских  помещиков , намеками  обрисовано  положение  простого  народа  ( мать  Татьяны   "брила  лбы" , "служанок  била  осердясь "). В  романе  дан  своеобразный  обзор , атмосфера  жизни  России . В  текст  романа  ограниченно  и  непринужденно  вводятся  реальные  исторические  лица : Каверин , Вяземский , Чаадаев , сам  Пушкин .  Их  знакомство  с  героями  еще  раз  подчеркивает  невымышленность  происходящего  , реальность  событий .

     Образ  автора  в  романе  выполняет  еще  одну  функцию  :  он  выступает  в  роли  типичного  представителя  своего  поколения  .  Его  биография  , являясь  биографией  поколения  ,  становится  частью  той  исторической  действительности  ,  которую  он  же " исследует " в  романе.

Полное  описание  эпохи  требует  не  только  ответа  на  вопрос  ,как  живет , но  и  чем  живет  общество . Именно  обзор  культурной  сферы  жизни  предполагает  проникновение  в  умонастроение  людей . Роман   наполнен  скрытыми  и  явными  цитатами  ,  перекличками  с  другими  произведениями  ,  пародийными  отрывками .  Однако  вводятся  они  не  нарочито  и  не  создают  ощущения  "литературности  текста". Напротив ,  автором  подразумевается , что  упоминаемые  им  имена  у  всех  на  устах .  Поэтому  многочисленные  реминисценции ,  цитаты  подаются  в  потоке  непринужденной  "болтовни"  автора . Их  употребление  становится  показателем  способа  мыслить ,  интеллектуального  настроя  общества  ,  современного  состояния  умов  ( увлечение  Руссо , Вольтером , Ричардсоном ) . Порой  фамилии  известных людей  являют  историческое  прошлое  России ( отступления  о  театре , Фонвизине , Озерове ) .

     Помимо  этого  историческое  освещение  получают  и  современные  для  Пушкина  литературные  процессы  ,  прежде  всего  переход  от  романтизма  к  реализму  . Автором  осознается  ,  что  эти  процессы  выходят  за  рамки  литературных  направлений  ; с  романтизмом  уходит  и  определенное  романтическое  мировосприятие ,  романе  оно  связано  ,  прежде  всего, с образом  Ленского  .  Но  все  это  связано  с  одной  культурной  сферой  жизни  общества  - с  европеизированной  светской  культурой .  Пушкина  же  интересует  и  другая  сфера ,национальная ,которая  для  русского  человека  оказывается  основополагающей , определяющей  его  нравственные  потенциал .

 Поэзия  национального  входит  в  роман  вместе  с  образом  Татьяны  . В  связи  с ней  вводятся  рассказы  об  обычаях  ,  "привычках  милой  старины" , гадания , сказочный  фольклор .  В  них  содержится  определенная  нравственность  ,  связанная  с  народной  философией . Так  , сцена  гадания   выявляет  философию  женской  души  , русской  души .  Сама  идея  суженого  связана  с  представлением  о  долге  ,  суженый  мыслится  как  предназначенный  судьбой . Народная  философия  основана  на  предопределении ,  основным  в  жизни  становится  исполнение  долга ,  исполнение  предначертанного ( это  подтверждается  не  только судьбой  Татьяны ,  но  и  судьбой  ее  матери  ,  няни ) . Фольклорные  мотивы  появляются  и  во  сне  Татьяны , народное  творчество  и  философия  подаются  как  органически  связанные  с  ее  личностью  .  Две  культуры  -  национальная  русская  и  западноевропейская  - гармонично  сопряжены  в  ее  образе .   

      В  обрисовке  образа  Татьяны  , который  столь  дорог  поэту , с  не меньшей  степенью  ,чем  в  образе  Онегина  ,  чувствуется  стремление  Пушкина  быть  полностью  верным  жизненной  правде .  Подобно  Онегину  и  Ленскому  ,  Татьяна  чувствует  себя  чужой  среди  окружающих  и  так  же  мучительно  ощущает  это  .  Между  тем  ,  характер  ее  сложился  в  совершенно  иной  обстановке  .  Татьяна , в  отличие  от  Онегина , выросла  "в  глуши  забытого  селенья"  ,  в  атмосфере  русских  народных  сказок   , "преданий  простонародной  старины "  ,  рассказанных  нянею ,  простой  русской  крестьянкой . Автор  говорит   о  том ,  что  Татьяна  зачитывалась иностранными  романами  ,  с  трудом   изъяснялась  на  родном  языке  ,  но  в  то  же  время   с  помощью  тонкого  психологического  приема  раскрывает   ее  "русскую душу"  ( Под  подушкой  у  Тани  лежит  французская  книжка  ,  но  видит  она  русские   " простонародные " сны  ) .

 Татьяна  -  натура  поэтическая  ,  глубокая  ,  страстная , жаждущая  настоящей , большой  любви .

Став  законодательницей  мод  в  свете  ,  она  не  только  не  потеряла  лучших  черт  своего  духовного  облика  - чистоты ,  духовного  благородства  ,  искренности  и  глубины  чувств  ,  поэтического  восприятия  природы  , - но  и  приобрела  новые  ценные  качества   ,  сделавшие  ее 

неотразимой  в  глазах  Онегина  . 

  Татьяна  -  идеальный  образ  русской  девушки  и  женщины  ,  но  образ  , не  выдуманный  Пушкиным,  а  взятый  им  из  реальной  жизни  .  Татьяна  никогда  не  сможет  быть  счастлива  с  нелюбимым  человеком  ,  она , как  и  Онегин  ,  стала  жертвой  света .  "Природа  создала  Татьяну  для  любви ,  общество  пересоздало  ее " ,  -  писал  В.Г. Белинский .  

      Одним  из  ключевых  событий  романа  является  встреча  Онегина  с  Татьяной  .  Он  сразу  же  оценил  ее  незаурядность   ,  поэтичность ,  ее  возвышенно -романтическую  натуру  и  был  немало  удивлен  тем ,  что  поэт -  романтик  Ленский  ничего  этого  не  заметил  и  отдал  предпочтение  куда  более  земной  и  обыкновенной  младшей  сестре . "Этому  равнодушному  , охлажденному  человеку  , - писал  Белинский   -  стоило  одного  или  двух  невнимательных  взглядов  , чтобы  понять  разницу  между  обеими  сестрами , - тогда  как  пламенному  ,  восторженному  Ленскому  и  в  голову  не  входило  ,  что  его  возлюбленная  была  совсем  не  идеальное  и  поэтическое  создание  , а  просто  хорошенькая  и  простенькая  девочка , которая  совсем  не  стоила  того  ,  чтобы  за  нее  рисковать  убить  приятеля  или  самому  быть  убитым " ( Белинский В.Г.) .

      Татьяна  , действительно , разительно  отличается  от  окружающих  ее  людей .  "Уездная  барышня  " , она  ,  тем  не  менее  ,  как  Онегин  и  Ленский  ,  тоже  чувствует  себя  в  провинциально -  поместной  среде  одинокой  и  непонятой . " Вообрази , я  здесь  одна , / Никто  меня  не  понимает  " , -  признается  она  в  письме  Онегину . Даже   " в  семье  родной "  она  "казалась  девочкой чужой " , избегала  игр  с  подругами  - сверстницами  .  Причина  такого  отчуждения  и  одиночества  -  в  необычности  ,  исключительности  натуры  Татьяны  ,  одаренной  " от  небес  " "Воображением  мятежным , / Умом  и  волею  живой , / И  своенравной  головой , / И  сердцем  пламенным  и  нежным"  ( 3 , ХХ1У )

      В  романтической  душе  Татьяны  своеобразно  соединились  два  начала  .  Сроднившаяся  с  русской  природой  и  народно  -  патриархальным  бытом  , привычками  и  традициями  " милой  старины ", она  живет  в  другом  -  вымышленном  ,  мечтательном  мире .  Татьяна  -  усердная  читательница  иностранных  романов , главным  образом    нравоучительных  и  синтиментальных , где действуют  идеальные  герои  ,  а  в  финале  неизменно  торжествует  добро .

      Она  предпочитает  бродить  по  полям  " с  печальной  думою  в  очах , с  французской  книжкою  в  руках "  .  Привыкшая  отождествлять  себя   с  добродетельными  героинями  любимых  авторов, она  и  Онегина ,  столь  не  похожего  на  окружающих  ,  готова  принять  за  " совершенства  образец " , как бы  сошедший  со  страниц  Ричардсона  и  Руссо , - того  героя  о  котором  она  давно  мечтала  .  "Литературность" ситуации  усиливается  и  тем  ,  что  письмо  Татьяны  Онегину   насыщено  реминисценциями  из  французских  романов  .  Однако  ,  книжные  заимствования  не  могут  заслонить  непосредственного  ,  искреннего  и  глубокого  чувства  ,  которым  проникнуто  письмо  Татьяны . Да  и  сам  факт  послания  к  едва  знакомому  мужчине  говорит  о  страстности  и  безоглядной  смелости  героини  ,  прибегающей  опасениями  быть  скомпрометированной  в  глазах  окружающих .

      Письмо  это , наивное , нежное , доверчивое , окончательно  убедило  Онегина  в  необычности  Татьяны  ,  в  ее  душевной  чистоте  и  неопытности , в  ее  превосходстве  над  холодными  и  расчетливыми  светскими  кокетками  ,  оно  оживило  в  нем  лучшие  ,  давно  забытые  воспоминания  и  чувства : 

         Язык  девических  мечтаний 

         В нем  думы  роем  возмутил ;

         И  вспомнил  он  Татьяны  милой

         И  бледный  цвет и  вид  унылый ;

         И  в  сладостный  ,  безгрешный  сон

         Душою  погрузился  он .

                                                      ( 4 , Х1)

 

        И  все же  на  страстное  послание  Татьяны  ,  " где  все  наруже  ,  все  на  воле " ,  Онегин  отвечает  холодной  отповедью  .  Почему ?  Прежде  всего , конечно же ,  потому , что  Онегин  и  Татьяна  стоят  на  разных  ступенях  духовно - нравственного  развития  и  вряд  ли  могут  понять  друг  друга  .  Не  забудем  ,  что  Татьяна  полюбила  на  самом  деле  не  Онегина  ,  некий  фантом , некий  сочиненный  ею  образ  , который  приняла  за  Онегина . ( Выгодский Л.С.)  .  Между  тем  он  ,  скептик  и  индивидуалист  , превыше  всего  ценивший  свою  личную  независимость  ,  свою  свободу  ,  не  мог  и  не  хотел  жертвовать  ею  никому  и  ничему .  " Как !  он , перегоревший  в   страстях  ,  изведавший  жизнь  и  людей , еще  кипевший какими -то  самому  ему  неясными  не ясными  стремлениями  , - он ,  которого  могло  занять  и  наполнить  только  что - ни будь такое , что  могло  бы  выдержать  его  собственную  иронию  , - он  увлекся  младенческой  любовью  девочки - мечтательности  ,  которая  смотрела  на  жизнь  как  он  уже  не  мог  смотреть ... И  что же  сулила  ему  в  будущем  эта  любовь?  "-

разъяснял поведение Онегина  Белинский .

      Действительно, ответить на  любовь  Татьяны  значило  для  Онегина  решиться  на  брак  ( "Но  обмануть  он  не  хотел / Доверчивость  души  невинной "  -  4 Х1  )  ,  т.е. утратить  свободу  в  отношениях  только  с  женщинами  ,  но  и  общества  в  целом .  К  тому  же  это  ставило  крест  на  кипевших  в  нем  неясных  стремлениях  ,  о  которых  писал  Белинский   ,  явно  имея  в  виду  стремления  гражданские  , общественные . Отдадим  Онегину  должное  . Во  время  объяснения  с  Татьяной  в  саду  он  ничуть  не  лукавил  и  прямо  , честно , открыл  ей  все  как  есть . Он  признался  , что  Татьяна  нравится  ему , но  он  не  готов  к  браку , не  хочет  и  не  может  ограничить  свою  жизнь  "  домашним  кругом" ,  что  интересы  и  цели  у  него  иные  ,  что  его  страшит  прозаическая  сторона  брака  и  что  семейная  жизнь  ему  наскучит . Словом ,  с  точки  зрения  житейской  Онегин  вел  себя  безупречно  (  " Не  в  первый  раз  он  тут  явил  / Души  прямое  благородство " . 

      Онегин  невольно  совершает  здесь  непоправимую  ошибку ,  о  которой   впоследствии  будет горько  сожалеть . При  всей  своей  проницательности  он  не  смог  оценить истинный  масштаб  личности  Татьяны  ,  не  увидел ,  что  перед  ним  редкостная , " гениальная  натура " ( Белинский ) , наделенная исключительными  способностями  к  духовно- нравственному  развитию  и  самосовершенствованию  .  Он  не  ощутил  ,  во - вторых ,  сколь  глубоким  ,  сильным  и  трагическим  было  чувство  Татьяны  ,  не  почувствовал ,  что  безответная  страсть  поставит  героиню  на  край  гибели  ( " Увы , Татьяна  увядает  , / Бледнеет , гаснет  и  молчит !" - ХХ1У ) . Главное  же  -  он  не  угадал ,  что  любовь  Татьяны   - это  дар  судьбы ,  редкое  счастье ,  ради  которого  стоило  изменить  свой  образ  жизни  ,  привычки  ,  планы  на  будущее .

       Уверенный  ,  что  до  конца  понял  Татьяну  ,  он  разглядел  лишь  одну  грань  ее  натуры . Ему  казалось  ,  что  Татьяна  -  известный  тип  простодушной  и  мечтательной  провинциалки  ,  милой  уездной  барышни .  Но  ему  остался  неведом  другой , скрытый  пласт  душевного  мира  Татьяны  -  ее  укорененность в  народной  почве  ,  глубинная  ,  органичная  связь  с  национальной  традицией , фольклорно - поэтической  стихией ,  с  миром  русской  старины  и  русской  природы ,  притом  более  всего - с русской  зимой :

       Татьяна  ( русская  душою  ,

       Сама  не  зная  почему )

       С  ее  холодною  красою 

       Любила  русскую  зиму ,

       На  солнце  иней  в  день  морозный  ,

       И  сани , и  зарею  поздней

       Сиянье  розовых  снегов ,

       И  мглу  крещенских  вечеров .

                                      ( 5 , 1У )

           Мало  того, их  сродство  обретает  здесь  символический  смысл  ,  ассоциативно  связывается  с  представлением  о  мраке  и  холоде  как  сущностных  свойствах  жизни  вообще   ( Маркович В.М. )  . В  результате  создается  впечатление  ,  что  готовность  страдать  ,  терпеть  ,  безропотно  нести  свой  крест  ,  уходящая  своими  корнями  в  глубины  народной  этики  ( вспомним  ее  разговор  с  няней )  ,  для Татьяны  столь  же  естественна  ,  как  привычка  жить  в  суровом  климате  .

       Теперь  ясно  ,  почему  сон  Татьяны  - " это  ключ  к  пониманию  ее  души  ,  ее  сущности " . Заменяя  прямую  и  подробную  характеристику  героини  ,  он  позволяет  проникнуть  в  самые  сокровенные  ,  неосознанные  глубины  ее  психики  ,  ее  душевного  склада  ( Гуковский Г.А. ) .

      Однако  он  выполняет  и  еще  одну   важную  роль  -  пророчества  о  будущем  ,  ибо  " чудный  сон"  героини  -  это  сон  вещий  . В  символических  обрядно -фольклорных  образах  здесь  предсказаны  , предугаданы  едва  ли  не  все  главные  события  последующего  повествования  : выход  героини  за  пределы  "своего" мира ( переправа  через  ручей - традиционный  образ  женитьбы  в  народной  свадебной  поэзии ) . предстоящее  замужество  ( медведь  -  святочный  образ жениха ) ,  появление  в  лесной  хижине  - доме  суженого  или  возлюбленного  и  узнавание  его  истинной  ,  доселе  сокрытой  сути  , сборище  "  адских  привидений" ,  так  напоминающих  гостей  на  именинах  Татьяны  ,  ссора Онегина  и  Ленского  ,  завершившаяся  убийством  юного  поэта , Главное же -  героиня  интуитивно  прозревает   сатанинское , демоническое  начало  в  душе  своего  избранника ( Онегин как  глава  сонма адских  чудовищ ) , что  вскоре  подтверждается  его  " странным с  Ольгой  поведеньем " в  день  именин  и  кровавой  развязкой  поединка  с  Ленским .

      Сон  Татьяны  означает  тем  самым  и  новый  шаг  в  постижении  ею  характера  Онегина . Если  раньше  она  видела  в  нем  идеально-добродетельного  героя  ,  сходного  с  персонажами  любимых  романов  ,  то  теперь  едва  ли  не  впадает  в  противоположную  крайность . Очутившись после  отъезда  хозяина  в  доме  Онегина  , Татьяна  принимается  за  чтение  книг  в  его  деревенском  кабинете  . " Но  показался  выбор  их  ей  странен " , -  замечает  поэт .

      Удивляться  этому  не  приходится  .  Провинциальная  барышня  ,  Татьяна  была  читательницей  с  запоздалыми  литературными  вкусами  . Круг  ее  чтения  составляли  преимущественно  романы  второй  половины  ХУ111 века  . В этих  романах  , как  уже  говорилось  ,  действовали  герои  благородные  ,  добродетельные  ,  верные  законам  долга  и  чести  ,  способные  совершить  подвиг  самопожертвования  . В  пылком  воображении  Татьяны  все  они  " В  единый  образ  облеклись  ,/ В  одном  Онегине  слились "  (3 , 1Х ) .

       Теперь же , в  библиотеке  Онегина , Татьяна  находит  совсем  иные  книги , о  которых  не  подозревала . Это  новинки  европейской  литературы ,  главным  образом , творения  писателей -романтиков :  Байрона , Шатобриана , Бенжамена Констана  и  других - произведения ,

       В  которых  отразился  век 

       И  современный  человек

       Изображен  довольно  верно

       С  его  безнравственной  душой ,

       Себялюбивой  и  сухой ,

       Мечтанью  преданной  безмерно ,

       С  его  озлобленным  умом ,

       Кипящем  в  действии  пустом .

                             ( 7 , ХХ11 )

 

        В  отличии  от  романов  Ричардсона  и  Руссо  здесь  господствовали  герои  холодные  и  опустошенные  , разочарованные  и  эгоистичные  ,  герои  ,  совершающие  преступления  ,  творящие  зло  и  наслаждающиеся  злом . Неудивительно  ,  что  Татьяне  " открылся  мир  иной   " - трагически  -  противоречивый  душевный  строй  современного  человека .Открылся  ей  отчасти  и  характер  самого  Онегина . Ведь  с  особым  вниманием  читает  она  страницы , где  встречаются  на  полях  его  замечания  , " черты  его  карандаша  " и  где " Онегина  душа  / Себя  невольно  выражает / То  кратким  словом , то  крестом , / То вопросительным  крючком "  ( 7 , ХХ111 ) .  Татьяна  начинает  понимать  : если  и  можно  сравнить  Онегина  с  литературными  героями  ,  то  не  с  благородными  и  восторженными  персонажами  литературы  минувшего  века  ,  а  с холодными  и  скучающими  героями  литературы  новейшей  . 

       Новейшая  романтическая  литература  в  библиотеке  Онегина  и  вся  обстановка  его  деревенского   кабинета  так  же  полно  раскрывает  его  потаенный  душевный  мир  ,  как  раскрывает  сон  Татьяны  ее  собственную  душу .  Но  в  отличие  от  Онегина  Татьяна  имела  возможность  проникнуть  на  " заповедную  территорию " , получить  доступ  к  тайнам  души  своего  избранника .

"  Вход  Татьяны  в  дом  Онегина воспринимался  как  вход  в  его  внутренний  мир ,  в  его  душу !" -заметил  А.Л. Слонимский .

      Теперь - то , кажется  Татьяне  , она  до  конца  поняла  Онегина  ,  разгадала  его  тайну : " Ужель  загадку  разрешила ?/ Ужели  слово  найдено ?" ( имеется  ввиду  слово , зашифрованное  в  шараде ).

Отныне  он  в  ее  глазах  - " москвич  в  Гарольдовом  плаще " , едва  ли  не  пародия  на  героя  времени . Как видим  , Татьяна  вновь  связывает  Онегина с  определенным  литературным  типом . И вновь ошибается .Ибо  разочарование  Онегина , его  хандра , его  душевные  муки  непритворны и  искренни ( как  вполне искренни  и  переживания  самой  Татьяны ,  почерпнутые как  будто  из  французских  романов ) .

       Вернувшись  после  долгого  перерыва  в  Петербург , Онегин чувствует  себя  в  " большом  свете" еще  более  одиноким , чуждым  окружающим  , чем  прежде . Вокруг  него  как  будто  возникает  зона  пустоты :

       Но  это  кто  в  толпе  избранной

       Стоит  безмолвный  и  туманный ?

       Для  всех  он  кажется  чужим .

       Мелькают  лица  перед  ним ,

       Как  ряд  докучных  привидений .

       Что  ,  сплин иль  страждущая спесь

       В  его  лице ? Зачем  он  здесь ?

       Кто  он  таков ? Ужель Евгений ?

       Ужели он ? ....


          Отъединенность и  сплин  Онегина  вполне  объяснимы . На что  мог  он  еще  надеяться  после  всего  пережитого , передуманного  , перечувствованного  ? Смирить  гордые  мечтания  , жить  как

  все : " не  чуждаться " " светской  черни " , идти  " вслед  за  шумною толпою " ,  которую он  так  презирал ? Нет , твердо  говорит автор ,  Онегин  не  таков ,  двигаться  по  наезженной  колее  он  не  в  состоянии  . Как бы  беспощадно  поэт  не  судил  порой  своего  героя , личная  независимость  и  душевное  благородство Евгения  для  него  несомненны .

     Итак ,  ни  гражданское  поприще  ,  ни  обычная  карьера  человека  его  круга не  могут  стать  уделом  Онегина . Остается лишь  сфера  частной  жизни , прежде  отвергаемая  им  как  нечто  низшее.

Не  потому  ли  неожиданная  встреча  с  Татьяной  -  княгиней  производит  на  него  столь  сильное  , поистине  потрясающее  впечатление?

      Ее  новый  облик  ,  манеры  ,  стиль  поведения  отвечают  самым  строгим  требованиям  хорошего  вкуса  , высшего  тона  и  немало  не  напоминают  повадки  прежней  провинциальной  барышни . Онегин  видит  : она  научилась  благородной  сдержанности ,  умеет  " властвовать собой" , он  поражен  происшедшей  с  ней  переменой ,  которая  представляется  ему  абсолютной ,  полной :

         Хоть  он  глядел  нельзя  прилежней  ,

         Но  и  следов  Татьяны  прежней

         Не мог  Онегин  обрести .

                              ( 8 , Х1Х )

      Онегин  настойчиво  ищет  встреч  с  Татьяной , пишет  ей  одно  за  другим страстные  любовные  признания  , а  потеряв  надежду  на  взаимность  ,  тяжело  заболевает  и  едва  не  умирает  от  любви

( точно  так же  в  свое  время  бледнела  ,  гасла  и  увядала  Татьяна ) . Ему  становится  ясно ,  что  его  попытка  прожить в  полном  одиночестве  ,  в  состоянии  абсолютного  покоя , без  страстей  и  душевных бурь ,  оказалась несостоятельной  и  обернулась  трагическими  последствиями :

      Чужой  для  всех , ничем  не  связан,

      Я  думал : вольность  и  покой

      Замена  счастью . Боже мой !

      Как я  ошибся , как  наказан !

      И  тут  возникает  естественный  вопрос , ставший  камнем  преткновения  для  русских  критиков : чего  же  ,  собственно  ,  добивался  Онегин ? Ведь  Татьяна  замужем  ,  причем  муж  ее  - видный  генерал  ,  герой  сражений,  известный  при  дворе , не  обойденный  назначениями  ,  наградами  ,  почестями   ( его  самого  и  супругу " ласкает  двор "  ) .  Известно , что  Белинский  сурово  осудил  Татьяну  именно  за  то  ,  что  она  продолжая  в  душе  любить  Онегина  ,  предпочла  все  же  сохранить  верность  патриархальным  нравам  и  безоговорочно  отвергла  его  чувство . По  мнению  критика  , семейные  отношения  " не  освящаемые  любовию , в  высшей  степени  безнравственны ... "

     Напротив  ,  Достоевский  расценил  этот  поступок  Татьяны  не  просто  как  высоконравственный ,          

жертвенный  .  Женщина  истинно  русская   , говорил  он  в  знаменитой  речи  о  Пушкине , Татьяна  не  могла  бросить  своего  мужа  и  бежать  с  Онегиным , ибо  хорошо  понимала  невозможность  строить  свое  благополучие  на  несчастье  другого  человека . ( Достоевский Ф.М. )

     На  что  же  все-таки  рассчитывает  он ?  Да именно  на  то  , что  ,  как  ему  показалось ,  Татьяна  изменилась  полностью , что  она  стала  совершенно  другой , что  из  романтической  ,  наивной  и  неопытной  провинциалки  она  превратилась в истинную  аристократку  ,  опытную  светскую  даму  , опытную  светскую  даму  .

      Кто б  смел  искать  девчонки  нежной 

      В  сей  величавой  ,  в  сей  небрежной

      Законодательнице  зал ?

                          ( 8 , ХХУ111 )

      А  истинная  аристократка  ,  непременно  принимая  облик  преданной   своему   мужу

 " верной  жены  "  ,  могла  позволить  себе   тайную  связь ,  которую  ,  разумеется  ,  ни  в  коем  случае  нельзя  было  афишировать .  "  Свет ... не  карает   заблуждений  ,  но  тайны  требует  от  них   " , - точно

сформулировал   этот  негласный  закон  светской  жизни  сам  Пушкин  ( в  стихотворении  " Когда  твои  младые  лета ..." , 1829 ) .

     Другое  дело ,  что  расчеты  Онегина  не  оправдались . В  финале  он  застает  Татьяну  врасплох  и  делает  невероятное  ,  столь  поразившее  его  открытие . Оказывается ,  Татьяна  изменилась  только  внешне  ,  внутренне  она  во  многом  осталась   "  прежней  Таней " ,  " простой  девой"  !  А  такие  женщины  на  супружескую  измену  не  способны  .  Именно  это  внезапное  прозрение  Евгения  и  придает  финальной  сцене  острый  драматизм  и  горькую  безнадежность .

      Убедившись  ,  что  его  страстные  признания  не  достигают  цели ,  что  Татьяна  окружена  "крещенским   холодом " и  на  лице  ее  можно  увидеть  лишь  " гнева  след" , Онегин  вновь  (  как  в  начале  романа - в  момент  первого  кризиса  )  уединяется  в  своем  " молчаливом  кабинете " и, отрекшись  от  света  ,  опять  принимается  за  чтение .

      И  что  же ? Глаза  его  читали  ,

      Но  мысли  были  далеко ;

      ..............................................

    Он меж  печатными  строками 

    Читал  духовными  глазами

    Другие  строки . В  них -то  он

    Был  совершенно  углублен .

      Такое  чтение  " духовными  глазами"  позволяет  Онегину  ,  человеку европейской  культуры ,  погрузиться  в  доселе  чуждый  ему  патриархально - усадебный  ,  народно - поэтический  мир ,  мир  старины  и  придания  , столь  сродный  Татьяне  ,  ощутить  ее  укорененность  в  нем : 

      То  были  тайные  преданья 

      Сердечной  ,  темной  старины ,

      Ни  с  чем  не  связанные  сны ,

      Угрозы  ,  толки , предсказанья ,

      Иль  длинной  сказки  вздор  живой  ,

      Иль  письма  девы  молодой .

      Можно  сказать ,  что  Онегин  сумел  приблизиться  теперь  к  разгадке  тайны  Татьяны , ее  натуры,

ее  души  ,что  он  начинает  постигать  то  ,  чего  не  в  состоянии  был  понять  в  дни  своего  деревенского  затворничества  .  Все  меркнет  перед  непрестанной  думой  о  Татьяне  ,  встреча  с  которой  -ясней  и  ясней  понимает  понимает  теперь  герой - стала  главным  событием  в  его  судьбе  ,  событием  ,  всю  значимость  которого  он  тогда  не  смог  оценить .  Любовь  к  Татьяне  -  последнее ,  что  осталось  у  Онегина  , и  поэтому  последний  его  визит  к  ней   -  акт  отчаяния .

Нарушая  все  приличия  , он  приходит  в  чужой  дом  в  неурочное  время   и  застает  Татьяну  врасплох 

-  в  слезах  ,  за  чтением  письма  ,  одетой  по- домашнему  - и , потрясенный  ее  нежданно  знакомым  обликом  ,  молча  падает  к  ее  ногам  " в  тоске  безумных  сожалений " .

     Конечно ,  глядя  на  Онегина  ,  Татьяна  прекрасно  понимает  его  страдания   ( " ей  внятно  все" ) :          

ведь  она  сама  пережила  нечто  подобное . Но  точно  так  же  ,  как  Онегин  до  сей  минуты  не  подозревал   что в  княгине  живет " простая  дева   "  , " прежняя  Таня " , так  и  Татьяна  не  могла  знать  ,что  произошло  с  Онегиным  после  дуэли  ,  что  понял  он  во  время  странствий  по  России , что  пережил  в  часы  добровольного  заточения  в  своем  кабинете . Она  считала  ,  что  разгадала  Онегина  раз  и  навсегда  .  Для  нее  он  по- прежнему человек  холодный ,  опустошенный , эгоистичный.

Этим и  объясняется  суровая  отповедь  Татьяны ,  зеркально  повторяющая  холодную  отповедь  Онегина . 

      Именно  " зеркально  отраженная "  композиция  этих  сцен   позволяет  провести  между  ними  и  внутреннюю  аналогию , а  значит  -  лучше  понять  и  оценить  поведение  пушкинской  героини  (Гуковский  Г.А . ).Именно  в  бескорыстие  и  благородство  страсти  Онегина  не  может  поверить  Татьяна  .  Убежденная  , что  он  стал  " чувства  мелкого  рабом  " , она , кажется , не  допускает даже  мысли , что  во  время  их  разлуки ( а ведь  прошло  целых  четыре  года ! )  Онегин  способен  измениться  . Теперь  ошибку  совершает  Татьяна  .

      Но  в  монологе  Татьяны  звучат  другие  ноты  . Упреки  оскорбленной  женщины  незаметно  переходят  в  исповедь  ,  поражающую   своей  откровенностью  и  бесстрашной  искренностью  .

Татьяна  признается  ,  что  успехи  " в  вихре  света "  тяготят  ее , что  она  предпочла  бы  нынешней  мишурой  жизни  прежнее  неприметное  существование   в  деревенской  глуши . Мало  того : она  прямо  говорит  Онегину   ,  поступила  " неосторожно " , решившись  на  брак  без  любви  ,  что  она  по-прежнему  любит  его  и  горестно  переживает  упущенную  возможность  счастья . Чего  же  боле ? Ведь  такое  признание  предполагает  высочайшую  степень  взаимного  доверия  и  внутренней  близости  !


      " Эта  встреча  , - пишет  современный  исследователь  , - предваряющая  разлуку  навсегда , отмечена  своего  рода  равенством  Онегина  и  Татьяны  в  их  общей  скорби о  несбывшемся  и  неповторимом ; здесь  угадываются  покаяния ,

 прощения ,  благодарности ". ( Хализев В.Е.)






                              В. Г. Белинский  о  романе  А.С. Пушкина

                                                " Евгений  Онегин" 

                                                   ( из  статей 8,9 )  


     "  Велик  подвиг Пушкина , что  он  первый в  своем  романе  поэтически  воспроизвел  русское  общество  того  времени  и  в  лице  Онегина  и  Ленского  показал  его  главную  , то  есть  мужскую  , сторону ; но  едва  ли  не  выше  подвиг  нашего  поэта  в  том  , что  он  первый  поэтически  воспроизвел  , в  лице  Татьяны , русскую  женщину ...

     Натура  Татьяны  не  многосложна  ,  но  глубока  и  сильна . В  Татьяне  нет  этих  болезненных  противоречий  ,  которыми  страдают  слишком  сложные  натуры ; Татьяна  создана  как  будто  из

  одного  цельного куска , без  всяких  приделок  и  примесей . Вся  жизнь  ее  проникнута  тою  целостностью  ,  тем  единством ,  которое  в  мире  искусства  составляет  высочайшее  достоинство  художественного  произведения  . Страстно  влюбленная ,  простая  деревенская  девушка  ,  потом  светская  дама  ,  Татьяна  во  всех  положениях  своей  жизни  всегда одна  и  та же  ; портрет  ее  в  детстве  ,  так  мастерски  написанный  поэтом  , впоследствии  является  только  развившимся  , но  не  изменившимся .

     ... Татьяна  -  существо  исключительное , натура  глубокая , любящая , страстная . Любовь для  нее  могла  быть  или  величайшим  блаженством  ,  или  величайшим  бедствием  жизни , без  всякой  примирительной  середины . При  счастье  взаимности  любовь  такой  женщины  -  ровное ,  светлое  пламя  ;  в  противном  случае - упорное  пламя    ,  которому  сила  воли  ,  может  быть  , не  позволит  прорваться  наружу  , но  которое  тем  разрушительнее  и  жгучее  , чем  больше  оно  сдавлено  внутри .

Счастливая  жена  ,  Татьяна  спокойно , но  тем  не  менее  страстно  и  глубоко  любила  бы  своего  мужа  ,  вполне  пожертвовала  бы  собою  детям  ... но  не  по  рассудку  ,  а  опять  по  страсти  , и в этой жертве , в  строгом  выполнении  своих  обязанностей  нашла  бы  свое  величайшее  наслаждение , свое  верховное  блаженство . И  все  это  без  фраз , без  рассуждений , с  этим  спокойствием  , с  этим  внешним  бесстрастием  , с  этою  наружною  холодностью , которые  составляют  достоинство  глубоких  и  сильных  натур .

     Это  дивное  соединение  грубых ,вульгарных  предрассудков  с  страстию  к  французским  книжкам  и  с  уважением  к  глубокому  творению  Мартына  Задеки возможно  только  в  русской  женщине . Весь  внутренний  мир Татьяны  заключался в жажде  любви  ;  ничто  другое  не  говорило  ее  душе ; ум  ее спал  ,  и  только  разве  тяжкое  горе  жизни  могло  потом  разбудить  его  ,  да и  то  для  того ,  чтоб  сдержать  страсть  и  подчинить  и  подчинить  ее  расчету  благоразумной  морали ... Дикое  растение  ,  вполне  предоставленное  самому  себе  ,  Татьяна  создала  себе  свою  собственную  жизнь , в  пустоте  которой  тем  мятежнее  горел  пожиравший  ее  внутренний  огонь , что  ее  ум ничем  не  был  занят .

      Без  книги  она  была бы  совершенно  немым существом ,  и  ее  пылающий  и  сохнущий  язык  не  обрел  бы  ни  одного  живого , страстного слова , которым  бы  могла  она  облегчить  себя  от  давящей  полноты  чувства . И  хотя  непосредственным  источником  ее  страсти  к  Онегину  была  ее  страстная  натура , ее  переполнившаяся  жажда  сочувствия  , - все же  началась  она  несколько  идеально  .

Татьяна  не  могла  полюбить  Ленского  и  еще  менее  могла  полюбить  кого- ни будь  из  известных  ей  мужчин : она  так  хорошо  их  знала , и  они  так  мало  представляли  пищи ее  экзальтированному , аскетичному воображению ... И  вдруг  является  Онегин . Он  весь  окружен  тайною , его  аристократизм  ,  его  светскость  ,  неоспоримое  превосходство  над  всем  этим  спокойным  и  пошлым  миром , среди  которого  он  явился  таким метеором , его  равнодушие  ко  всему  , странность  жизни  -  все  это  произвело  таинственные  слухи , которые  не  могли  не действовать  на  фантазию  Татьяны , не  могли  не  расположить ,  не  подготовить  ее  к  решительному  эффекту  первого  свидания  с  Онегиным . И  она  увидела  его , и  он  предстал  перед  нею , молодой ,  красивый ,  ловкий , блестящий , равнодушный , скучающий , загадочный , непостижимый , весь  неразрешима  тайна для  ее  неразвитого  ума , весь  обольщение  для  ее  дикой  фантазии ... Есть  женщины  , которых  внимание  мужчина  может    возбудить  к  себе  только  равнодушием , холодностью  и  скептицизмом , как  признаками  огромных  требований  на  жизнь  или  как  результатом  мятежно и  полно пережитой  жизни ;  бедная  Татьяна  была  из  числа  таких  женщин  ....

      ... Объяснение  Онегина  Татьяной  в  ответ на  ее  письмо . Как  подействовало  на  нее это  объяснение  , - понятно  :  все  надежды  бедной  девушки  рушились  и  она  еще  глубже  затворилась  в  себе  для  внешнего  мира .

      И так , в  Татьяне , наконец , совершился  акт  сознания  ( после  посящения  дома  Онегина  ) : ум  ее  проснулся  . Она  поняла ,наконец , что  есть  для  человека  интересы , есть  страдания  и  скорби , кроме  интереса , страданий  и  скорби  любви . Но  поняла  ли  она , в  чем  именно  состоят  эти  другие  интересы  и  страдания ,  если  поняла , послужило  ли  это  ей  к  облегчению  ее  собственных  страданий ? Конечно , поняла , но  только  умом , головою ,  потому  что  есть  идеи  которые  надо  пережить  и  душой  и  телом , чтоб  понять  их  вполне , и  которых  нельзя  изучить  в  книге . И  потому  книжное  знакомство  с  этим  новым  миром  скорбей  если  и  было  для  Татьяны  откровением , это  откровение  произвело  на  нее  тяжелое  , безотрадное  и  бесплодное  впечатление :  оно  испугало  ее ,

ужаснуло и  заставило  смотреть  на  страсти  , как  на  гибель  жизни , убедило  ее  в  необходимости  покориться  действительности , как  она  есть , и  если  жить  жизнью  сердца , то  про  себя , во  глубине  своей  души , в  тиши  уединения , во  мраке  ночи ,посвященной  тоске  и  рыданиям  . Посещение  дома  Онегина  и  чтение  его  книг  приготовили  Татьяну  к  перерождению  из  деревенской  девочки  в  светскую  даму ,  которое  так  удивило  и  поразило  Онегина .

      Теперь  перейдем  прямо  к  объяснению  Татьяны  с  Онегиным  .  В  этом  объяснении  все  существо  Татьяны  выразилось  вполне . В  этом  объяснении  высказалось  все  ,  что  составляет  сущность  русской  женщины  с  глубокою  натурою  ,  развитою  обществом  , все  : и  пламенная  страсть 

 и  задушевность  простого ,  искреннего  чувства  , и  чистота  и  святость  наивных  движений  благородной  натуры ,  и  резонерство , и  оскорбленное  самолюбие  ,  и  тщеславие  добродетелью , под  которою  замаскирована  рабская  боязнь  общественного  мнения  ,  и  хитрые  силлогизмы  ума ,светскою моралью пора порализовавшего  великодушные   движения  сердца ...

      .... Татьяна  -  тип  русской  женщины  .... Восторженные  идеалисты  , изучившие  жизнь  и  женщину  по  повестям  Марлинского ,  требуют  оти  необыкновенной  женщины  презрения  к  общественному  мнению  . Это  ложь : женщина  не  может  презирать  общественного  мнения , но  может  им  жертвовать  скромно , без  фраз  , без  самохвальства , понимая  всю  великость  своей  жертвы , всю  тягость  проклятия , которое  она  берет  на  себя  ,  повинуясь  другому  ,  высшему  закону  -  закону  своей  натуры  , а  ее  натура -  любовь  и  самоотвержение .... "              

        


























                                                      Г. А .   Гуковский 

                              «  Пушкин  и  проблемы  реалистического  стиля»

                                     ( Татьяна  как  тип  русской  женщины )

        Идейное  построение   « Евгения  Онегина » основано  на  сопоставлении , а в  первых  главах  и  противопоставлении  Онегина  и  Татьяны , то  есть  двух  типов  культуры  морально- психологического  склада , обоснованных  в свою  очередь  двумя  видами  среды ,  воспитания , культурных  и  бытовых  воздействий и - еще  глубже  -  двумя  видами  отношения  к  национально - народному началу  в  жизни  и  в  культуре . Онегин ... становится  вполне понятен  именно  в  контрастном  сопоставлении  с  Татьяной ,  демонстрирующей  национально - народный  тип  сознания , душевного  склада  и  потому  выражающий  норму , идеал  пушкинского  мировоззрения   1823- 1830 ( « Татьяны  милой идеал » , - сказал  сам  Пушкин  в  завершающей  строфе  романа  ) . Для  Пушкина  в  пору  написания  « Онегина »  еще  не  важно  то  обстоятельство  ,  что  Татьяна  -  дворянская ,  помещичья  дочка , хотя  он  тщательно  выписывает  социальный  фон  своей  героини :  ее  семью  ,  и  соседей - помещиков , и  московскую  родню . Этот  фон  дан  с  отрицательными  социальными  и  моральными  оценками  ,  начиная  с  указаний  на  бескультурье  и  низменность  интересов  окружающих  Татьяну  помещиков  или  на  элементарную  развращенность  их  и  кончая  указаниями  на  крепостническую  практику :

                Гвоздин  ,  хозяин  превосходный  ,

                Владелец  нищих  мужиков ...

     При  всем  том  Татьяна  ,  по  Пушкину  ,  связана  не  только  с  этой  средой  ,  но  и с народной  стихией  ,  окружающей  ее  в  деревне . Пушкин  отделяет  Татьяну  от  ее  собственной  семьи  :

                Она  в  семье  своей  родной

                Казалась  девочкой  чужой  ....

     Он  окружает  Татьяну  более  возвышенными  воздействиями  -  и  книжными  и  человеческими . Впрочем  ,  как  неказисто  родственное  окружение  Татьяны  ,  Пушкин  подчеркивает  его  истинно  русский  ,  национальный  характер  .  Русская  деревня  и  в  своем  помещичьем  варианте  - это Русь , такая , какая есть , далекая от   идеала   свободолюбцев , но  подлинная  ,  реальная . Для  Пушкина  еще   не  играет  решающей  роли  то , что  Татьяна  -  помещичья  дочка .  Но  для  него важно то ,  что  она  « уездная  барышня »  ,  живущая  в  окружении  исконно национальной  культуры  и  в  тесной  близости  к  народу .

    .... Татьяна  - идеал  русской  женщины  , воплощение  высокопоэтического  русского   народного  духа .

          Татьяна  как  тип  ,  то  есть  закономерный  характер , и как  явление  культуры  определена  у  Пушкина  двумя  началами  по  преимуществу . Глубокой  основой  ее  образа  является  народность , второй  элемент  ее  образа  -  это  ее  чтение  , книжное  воздействие  предромантизма  ( сентиментализма ) . ...

     Образ  Татьяны  определен  органическим  складом  народной  жизни  и  фольклора . Здесь  следует  различать  два  круга  образно- словесных  символов ,  выражающих  в  тексте  романа  идею  народности - основы  душевной  жизни  Татьяны  : с  одной  стороны  ,  это  фольклор  ,  с  другой  -русский  по  преимуществу  быт ,  воздействие  национальной  ,  хоть  и  патриархальной  среды .

Фольклор  и народная  жизнь  сопровождают  образ  Татьяны  как  лейтмотив . Первое  появление  Татьяны  в  романе  сопровождается  акцентировкой  демократичности  ее  имени  .  Пушкин  указывает  по  поводу  имени  « Татьяна » :

         ... Оно  приятно , звучно ,

          Но с ним , я знаю , неразлучно

          Воспоминанье  старины

          Иль  девичьей ! ...

      Итак ,  с  первых  слов  о  Татьяне  ее  образ  окружен  представлениями  о  старине , о  девичьей  ,  о  вкусах  простолюдинов , причем  не  противостоит  этим  представлениям ,  а  как  бы  сливается  с  ними  .  Что же  касается  имени  ,  то  оно  до  конца  романа  придавало  образу  героини  его  некое  звучание  простонародности   ,  вплоть  до  того  места  ,  где  о  княгине  сказано  совсем  просто : 

           Кто  прежней  Тани  ,  бедной  Тани  ,

           Теперь  в  княгине  б  не  узнал  !

.....  Развитие образа  Татьяны  совершается  в  сопровождении  фольклора  и  образов  крестьянской  жизни  . 

    ...  В  третьей  главе  дана  завязка  романа  Татьяны  ,  первый  поворотный  пункт  ее  судьбы : она  полюбила ; и  именно  тут  ,  рядом  с  нею  ,  оттеняя  ее  , возникает  образ  няни  ,  простой  русской  крестьянки ,  женщины  из  народа . Именно  няня  оказывается  другом  Татьяны  в  решающую  минуту . Пушкин даже  не  упоминает  в  соответственном  месте  о  родных  Татьяны , об  ее  матери , об Ольге . На их  месте  -няня ,  которая  символизирует  подлинную  душевно - культурную  среду  Татьяны .

   ...Новое  событие  в  жизни Татьяны -грядущее  свидание  с  Онегиным. Мучительное  волнение  Татьяны  опять  изображается  на  фоне  фольклорного  мотива ...

      ...   Между  тем  именно  то  обстоятельство , что Пушкин  решился  пойти  на  риск  задержки  хода  романа  , показывает  ,  насколько  важен  был  его  замысла  ,  для его  идеи  сон  Татьяны . В  самом  деле , сон - средство  раскрытия  самых  глубоких , сокровенных  ,  неосознанных  глубин  ,  основ  душевного  склада  героя .

Сон  Татьяны  заменяет  у  Пушкина  подробный  анализ ее психологического  мира  ,

воплощая  его  в  образах . Сон  Татьяны  - это  ключ  к  пониманию  ее  души , ее сущности . В  его  состав  входят  два  элемента . Сначала  он  слегка  окрашен  образами  и мотивами  модных  романов-  таков  образ  Онегина  во  сне ,  с  его  сверкающими  очами  ,  таинственной  властью , джентльменством , соединенным  с  страшной  губительной  силой . Но мотивы  романов - отпечаток  чтений  Татьяны - только  ложатся  дополнительным  оттенком  на  основное  содержание  сна . Оно  соткано  из   образов  и  мотивов  народного  искусства , народных  представлений , фольклора . Таким  образом  ,  сон  дает  как бы  формулу  душевной  культуры  Татьяны  : основа ее -  народность ,  вторичное  влияние  -  романы . ...

     Таким  образом  ,  можно  подумать  ,  что  Пушкин  в  сне  Татьяны  объединил  разнообразный  фольклорный  материал композиционной  формулой  ритуального  сна  невесты .  Татьяна  ,  в  глубине  души  мыслящая  себя  как  красну  девицу  фольклора  , а  Онегина  как  суженого  ,  перед  встречей  с  ним  ,  с  суженым  ,  и  под  влиянием  святочных  гаданий  видит  сон  ,  который  в  основе  своей  есть  сон  невесты  русского  фольклора  .  Так  образ  Татьяны  глубоко  и  интимно  связан  с  образами  народного  творчества  и  быта .

      ...  Татьяна - в  Москве ,  в  чуждой  ей  и  далекой  от  народности  среде  .  И  вот  в  конце  главы  речь  идет  о  душевном  состоянии  Татьяны  ,  и  опять  дается  народность  и  сентиментальные  романы  :

       Ей  душно  здесь  ...  она  мечтой 
       Стремиться  к  жизни  полевой  ,

       В  деревню  ,  бедным  поселянам ,

       В  уединенный  уголок  ,

       Где  льется  светлый  ручеек ,

       К  своим  цветам  ,  к  своим  романам .

     Бедные  поселяне  , деревня  -  это  не  просто  руссоизм  ,а  более  глубокая  связь с  народной  жизнью . « Льется  светлый  ручеек »  , романы - это  воздействие  книг .

      В  восьмой  главе  Татьяна  - в  новой  ,  в  другой , и ,конечно ,  в  чужой  ей  среде .  Но  именно  глубокая  органическая  народность  и  моральный  строй  ее  личности  обусловили  ее  победу  над  светским  обществом .  Она  вовсе  не  стала  светской  дамой  ,  такой  ,  как  другие  светские  дамы . Она  осталась  прежней  ,  той  же  чистой  и  возвышенной  Таней ,  преданной  деревне  ,  своей  полке  книг  ,воспоминанию  о  своей  няне .  Это-то и  выделяет  ее  из  круга  дам  и  делает  ее  царицей  зал  ,  хотя  она  даже  и  не  красавица .  Поэтому  праздны  размышления  о  том  ,  могла  ли  Татьяна  за  два  года  стать  великолепной  дамой . Темы  внутреннего  изменения  Татьяны  в  романе  нет. В  нем  указано  лишь  внешнее  усвоение  Татьяной  светских  манер  ,  не  более .  А в  существе  своем  Татьяна  осталась  прежней  -  милым  идеалом ,  бедной  Таней .  Таков  был  ,  по  Пушкину  , высший  апофеоз  простого   и  скромного  величия  нравственной  народной  души : явившись  в  чуждую  ей  пышную и  искусственную  среду  ,  она  и  ее  ,  даже  ее  ,  эту  ложную  среду  ,  заставила  склониться  с  чувством  невольного  уважения  .

Бедная  Таня  победила  высший  свет ,  и  в  этой  победе  -  залог  победы  духа  народности  над  всем  ,  ему  противостоящим .

     Как  уже  было  сказано  выше  ,  облик  Татьяны  обрисован  не  только  чертами  народности  ,  но  и  чертами  окружающей  ее  истинно  национальной русской  среды  ,  русского  жизненного  уклада  ,  распространяющегося  как  на  жизнь  крестьян  ,  так  и  на  быт  семьи  Лариных . Этот  национальный  « местный  колорит»   выражен и  в  слоге  изображения  среды  Татьяны  ,  и  в  подборе  предметных  деталей  ,  характеризующих  эту  среду . Здесь  тоже  намечается  контраст  по  отнашению  к  среде  Онегина . Без  сомнения  ,  не  случайно , что  там  ,  где  речь  идет  о  Татьяне  ,  в  тексте  романа  чрезвычайной  редкостью  являются варваризмы ,  если  не  считать  разговора  о ее  чтениях . Наоборот ,  здесь  встречаются  « руссизмы»  ,  то  есть  слова  и  выражения  подчеркнуто  русского  ,  национально  - идиоматического  характера  ,  так  и  термины  ,  обозначающие  предметы  и  явления  типически- русского  быта . Сразу  после  первого  появления  Татьяны  в  романе  появляются  пяльцы , и  узор  на  полотне ,  и  примета  ,  и  тут  же  указание  ,  что  Татьяна  даже  девочкой  не  говорила  с  куклой  «  про  вести  города , про  моды»  .....

     Русский  склад  ,  окружающий  Татьяну   и  в  обиходе  Лариных  ,  противопоставлен  стилю  и  складу  Онегина . ,,,

      Однако  подлинным  контрастом  Татьяне  является  круг  ее  московских  кузин  в  седьмой  главе  и  сами  эти  кузины  , изображенные  в  сатирических  тонах  .  Пошлость  и  развращенность  московской  дворянской  среды  измеряют  достоинство  идеала  ,  воплощенного  в  Татьяне .

      Что же  касается  автора - поэта  ,  то  ,  как  он  ни  связан  во  многом  с  онегинским  миром  ,  он  несет  в  своей  душе  идеал  Татьяны  .  Поэтому  он  мечтает  написать  роман  в  духе  ее  душевного  строя  .  Поэтому  же  он  отрекается  от  « ученых» светских  дам  в  пользу  дедовских  традиций  мира  Татьяны  : 

       Но  я  ...  Какое  дело  мне  ?

      Я  верен   буду  старине  ...



                                             


                                                      Д.И. Писарев

                                                О  Татьяне  Лариной

                

                                           

          «   Вводя  нас  в  семейство  Лариных ,  Пушкин  тотчас  старается  предрасположить  нас  в  пользу  Татьяны  ; эта ,  дескать   , старшая  ,  Татьяна ,  пускай  будет  интересная  личность ,  высшая  натура  и  героиня  .

   ...  Однако  же  я   попробую  отрешиться  от  этих  предвзятых  чувств  любви  и  уважения  .  Я  взгляну   на  Татьяну  как  на  совершенно  незнакомую  мне  девушку  ,  которой  ум  и  характер  должны  раскрывать  предо  мною  не  в  рекомендательных  словах  автора ,  а  в  ее  собственных  поступках  и  разговорах .

       Первый  поступок  Татьяны  -ее  письмо  к  Онегину . Поступок  очень  крупный  и  до  такой  степени  выразительный  ,  что  в нем  сразу  раскрывается  весь  характер  девушки  . Надо  отдать  полную  справедливость  Пушкину  :  характер  выдержан  превосходно  до  конца  романа  ; но  здесь  как  и  везде  ,  Пушкин  понимает  совершенно  превратно  те  явления  ,  которые  он  рисует  совершенно  верно .

В  своей  Татьяне  он  рисует  с  восторгом  и  с  сочувствием  такое явление  русской  жизни  ,  которое  можно  и  должно  рисовать  только  с  глубоким  состраданием  или  с  резкою  ирониею .

      Онегин  во  все  продолжение  романа был  у  Лариных  три  раза . В  первый  раз  тогда ,  когда   Ленский  его  представил  и  когда  их  угощали  вареньем  и  брусничною  водою . Во  второй  раз  тогда ,  когда  он  получил  письмо  Татьяны .

И  в  третий  раз  на  именинах  Татьяны .

    Значит  ,  до  именин  было  только  два  визита  . Значит , Татьяна  влюбилась  в  Онегина  сразу  и  решилась  к  нему  написать  письмо ,  проникнутая  самою  страшною  нежностью ,  видевши  его  всего  один  раз . ... Знакомство  было , очевидно ,  самое  поверхностное  ,  когда  Онегин  даже  не  знает  , « которая  Татьяна» . Легко  может  быть  ,  что  Онегин  не  сказал  с  Татьяною  ни  одного  слова ; это  обстоятельство  тем  более  правдоподобно ,  что  Ленский  называет  Татьяну  молчаливой  ;  по  всей  вероятности  ,  разговором  владела  постоянно  старуха  Ларина  ; ...А  в  разговоре   с  простою  старухой  он  ,очевидно  ,  не  мог  высказать  ничего  замечательного  , что  оправдывало  бы  или   Объясняло  бы  возникновение  внезапного  и  страстного  чувства  в  душе  умной  и  рассудительной  девушки  .  Как  бы  то  ни  было   ,результатом  первого  ,  совершенно  поверхностного  знакомства  Твтьяны  с  Онегиным   оказалось  то  знаменитое  письмо  которое  Пушкин  свято  бережет  и  читает  с  тайною  тоскою . Татьяна  начинает  свое  письмо  довольно  умеренно  ;  она  выражает  желание  видеть  Онегина  хоть  раз  в  неделю ,  чтоб  только  слышать  его  речи  .  чтобы  молвить  ему  слово  и  чтобы  потом  день и ночь  думать  о  нем  до  новой  встречи . Все  это  было  бы  очень  хорошо  ,  если  бы  мы  знали  ,  какие  это  речи  так  понравились  Татьяне  и  какое  слово  она  желает  молвить  Онегину  .  Но  к  сожалению  ,  нам  достоверно  ,  что  Онегин  не  мог  говорить старухе  Лариной  никаких  замечательных  речей  и  что  Татьяна   не  вымолвила  ни  одного  слова . Если  же  она  желает  молвить  слова,  подобные  тем ,  которыми  она  наполняет  свое  письмо , то  ей ,  право  ,  незачем  приглашать  Онегина  в   неделю  раз  , потому  что  в  этих  словах  нет  никакого  смысла  и  от  них  не  может  быть  никакого  облегчения  ни  тому ,  кто  их  произносит ,  ни  тому  , кто  их  выслушивает  .

Татьяна  ,  повидимому ,  предчувствует , что  Онегин  не  станет  ездить  к  ним   раз  в  неделю  ,  чтобы  говорить  ей  речи  и  выслушивать  слова ; вследствие  этого  начинаются  в  письме  нежные  упреки ; уж если ,  дескать , не  будете  вы ,  коварный  тиран  ,  ездить  к  нам  раз  в  неделю  ,  так  незачем  было  и  показываться  у  нас  ;  без  вас  я  бы  ,  может  быть ,  сделалась  верною  женою  и  добродетелбною  матерью ; а теперь  я  по  вашей  милости  , жестокий  мужчина  пропадать  должна .

Все  это ,  разумеется  ,  изложено  самым  благородным  тоном  и  втиснуто  в  самые  безукоризненные  четырехстопные  ямбы .  -  Ни  за  кого  я  не  хочу  замуж  идти  ,  продолжает  Татьяна ,  а  за  тебя  даже  очень  хочу ,  потому  что  " то  в  вышнем  суждено  совете ...  то  воля  неба : я  твоя " ,  и  потому  что  ты  мне  послан  богом  и  ты  хранитель  по  гроб  моей  жизни . - Тут  Татьяна как  будто  спохватилась  и , вероятно ,  подумала  про  себя  : что ж  это  я  ,  однако  ,  за  глупость  пишу  и  с какой  стати  я  это   так  раскутилась ? Ведь  я  его  всего-  навсего  только  один  раз  видала .  Так  нет  же  вот  ,  прдолжает  она  :  не  один  раз  ; не  такая  же  я  в  самом  деле  ,  шальная  дура  ,  чтобы  вешаться  на  шею  первому  встречному  ; я  влюбилась  в  него  потому  ,что  он  мой  идеал ;  а  я  уж  давно  мечтаю  об  идеале ,  значит ,  я  видела  его  много  раз ; волосы , усы , глаза , нос - все  как  есть  так ,  как  должно  быть  у  идеала  ;  и , кроме того , в  высшем  совете  так  суждено ; значит  ,  не  о   чем  толковать :  влюблена  в  него  до  безумия  ,  буду  ему  верна  в  сей  жизни  и  в  будущей  ,  буду  о  нем  мечтать  денно  и  нощно  и  напишу  к  нему  такое  пламенное  письмо ,от  которого  затрепещет  самое  безчувственное  сердце .  Затем  Татьяна  бросает  в  сторону  последние  остатки  своего  здравого  смысла   и  начинает  взводить  на  несчастного  Онегина  самые  неправдоподобные  напраслины .

  "  Ты  в  сновиденьях  мне  являлся"  ....  С  каждой  дальнейшей  строчкой  письма  Татьяна  завирается  хуже  и  хуже  ,  по  русской  пословице : чем  дальше  в  лес  ,  тем  больше  дров .....

     Было бы  очень  недурно  и  очень  полезно  для  Татьяны  ,  если  бы  Онегин  отвечал  ей  словесно  или  письменно  в  том  резко - насмешливом  тоне  ,  в  каком  я  написал  от  его  лица  несколько  фраз.

Такой  ответ  ,  конечно  ,  заставил  бы  Татьяну  пролить  несметное   количество  слез ; но  если  только  мы  допустим  предположение ,  что  Татьяна  была  неглупа  от  природы  ,  что  ее  врожденный  ум не  был  еще  окончательно  истреблен  бестолковыми  романами и  что  ее  нервная  система  не  была  вполне  расстроена  ночными  мечтаниями  и  сладкими  сновидениями  ,- то  мы  прдем  к  тому  убеждению  ,что  горькие  слезы  пролитые  ею  над  прозаическим  ответом  жестокого  идеала  ,  должны  были  бы  произвести  во  всей  умственной  жизни  необходимый чрезвычайно  благодетельный  переворот .Глубокая  рана ,нанесенная  ее  самолюбию  ,  мгновенно  истребила  бы  ее  фантастическую  любовь к  очаровательному  соседу . - Что ж  ,  -  подумала  бы  она  , -  должно  быть  ,  это  в  самом  деле  не  он  мелькал  в  прозрачной  темноте  .  А  если  не  он  ,  так  кто  же ?  Да ,  должно  быть ,  никто  не  мелькал. И  зачем  это  я  ему  так  много  глупостей  написала  ?

      Татьяна  увидела  бы  ясно  ,  что  ее  любовь  к  Онегину ,  лопнувшая  как  мыльный  пузырь  ,  была  только  подделкой  любви , бесплодною  и  мучительною  игрою  праздного  воображения  ; она  поняла  бы  в  то  же  время  ,  что  эта  ошибка  ,  стоившая  ей  многих  слез  и   заставляющая  ее  краснеть  от  стыда  и  досады  , была  естественным  и  необходимым  выводом  из  всего  строя  ее  понятий  ,  которые  она  черпала  с  страстною  жадностью  из  своего  беспорядочного  чтения ;... Необходимо  или  отыскать  себе  другое  ,  здоровое  чтение ,  или  по  крайней  мере  прислониться  в  действительной  жизни  к  какому- нибудь  хорошему  и  разумному  делу ,  которое  могло  бы  постоянно  поддерживать  в  ней  умственную  трезвость и  отвлекать  ее  от  туманной  области  наркотических  мечтаний . Такое  хорошее  и  разумное  дело  отыскать  нетрудно ; намек  на  него  существует  даже  в  нелепом  письме  Татьяны ;  она  говорит , что  помогаеи  бедным , - ну , помогай ; но  только  займись  этим  делом  серьезно  и  смотри  на  него  как  на  постоянный  и  любимый  труд....   Словом ,  несмотря  на  пустоту  и бесцветность  той  жизни  ,  на  которую  была  осуждена  Татьяна  с  самого  детства  ,  наша  героиня  все-таки  имела  возможность  действовать  в  этой  жизни  с  пользою  дляя  себя  и для  других  ,  и  она  непременно  принялась  бы  за  какую - нибудь  скромную ,  полезную  деятельность ,  если  бы  нашелся  умный  человек  ,  который  бы  энергическим  словом  и  резкою  насмешкою  выбросил  ее  вон  из  ядовитой  атмосферы  фантастических  видений  и  глупых  романов .

...  В  онегинские  времена  уровень  нравственных  требований  стоял  так  низко ,  Татьяна вышедши  замуж  ,  в  конце  романа  считает  своею  обязанностью  благодарить  Онегина за то , что  он  поступил  с  нею  благородно . А  все  это  благородство  ,  которого  Татьяна  никак  не  может  забыть , состояло  в  том  ,что  Онегин  не  оказался  по  отношению  к  ней  вором .   ......

      Осмеять   письмо  Татьяны  он  не   в  состоянии , потому  что  он  сам  ,  подобно  Пушкину  ,  находил  это  письмо  не  смешным  ,  а  троготельным . ... Онегин  решился  поднести  Татьяне  золоченую  пилюлю , которая  не  могла  подействовать  на  нее  благотворно  именно  потому  , что  она  была  позолочена .

     С  самого  начала  Онегин  делает  грубую  и  непоправимую  ошибку  ;  он  принимает  любовь  Татьяны  за  действительно  существующий  факт  ; а  ему ,  напротив  того  ,  надо  было  сказать  и  доказать  ей  ,  что  она  его  совсем  не  любит  и  не  может  любить  ,  потому  что  с  первого  взгляда  люди  влюбляются  только  в  глупых  романах .

      Голова  несчастной  девушки  до  такой степени  засорена  всякой  дрянью и  до  такой  степени  разгорячена  глупыми комплиментами  Онегина , что  нелепые  слова : " гибель  от  него  любезна  " ,  произносятся  с  глубоким  убеждением  и  очень  добросовестно  проводятся  в  жизнь .  Забыть  Онегина ,  прогнать  мысль  о  нем  какими -  нибудь  дельными  занятиями , подумать  о  каком  -  нибудь  новом   чувстве  и  вообще  превратиться  какими-нибудь  средствами  из  несчастной  страдалицы  в  обыкновенную  , здоровую  и  веселую  девушку - все это  возвышенная  Татьяна  считает  для  себя  величайшим  бесчестием ; это ,  по  ее  мнению ,  значило  бы  свалиться  с  неба  на  землю , смешаться  с  пошлою  толпою ,  погрузиться  в  грязный  омут  житейской  прозы . Она  говорит , что " гибель  от  него  любезна " ,  и  поэтому  находит  ,  что  гораздо  величесвеннее  стродать  и  чахнуть  в  мире  воображаемой  любви , чем  жить  и  веселиться  в  сфере  презренной   деятельности .  И  в  самом  деле  ,  ей  удается  довести  себя  слезами ,  бессонными  ночами  и  печальными  размышлениями  под  лучом  Дианы  до  совершенного  изнеможения .

      После  отъезда Онегина  из  деревни  Татьяна ,  стараясь  поддержать  в  себе  неугосимый  огонь  своей  вечной  любви ,  посещает  неоднократно  кабинет  уехавшего  идеала  и  читает  с  большим  внимантем  его  книги .  С  особенным  любопытством  вглядывается  и  вдумывается  она  в  те  страницы  , на  которых  рукою  Онегина  сделана  какая - нибудь  отметка . "И  ей  открылся  мир  иной " ,- объявляет  нам  Пушкин . Слова : " мир  иной "  , должны , повидимому обозначать  собою  новый  взгляд  на  человеческую  жизнь вообще  и  на  личность  Онегина  в  особенности .

       До  открытия  нового  мира  она  воображала  себе , что  влюблена  по  гроб  жизни  ;  после  своего открытия  она  остается  при  том  же  самом  убеждении . До  открытия  нового  мира  она  бесприкословно  повиновалась  мамаше  ; и  после  открытия  она  продолжает  повиноваться  так  же  бесприкословно .  Это  с  ее  стороны  очень  похвально , но  для  того , что бы  повиноваться  мамаше  в  самых  важных  случаях  жизни   ,  небыло   ни малейшей  надобности  открывать  новый  мир , потому  что  и  старый  наш  мир основан  целиком  на  смирении  и  послушании .

      Пока  Татьяна  в  кабинете  Онегина  открывает  новые  миры  , один  из  жителей  старого  мира  советует  ее  мамаше  повезти  дочь " в  Москву ,  на  ярмарку  невест " . Ларина  соглашается  с  этой  мыслью , и  когда  Татьяна  узнает  об  этом  решении ,  тогда  она  , с  своей стороны  не  представляет  никаких  возражений . Надо  полагать , что "   ярмарка  невест"   занимает  очень  почетное  место  в  том  новом  мире  ,  который  открыла  Татьяна .

     Куда  бы  она  не  стремилась  мечтой - это  решительно  все  равно . Тело  ее ,  затянутое  в  корсет  во  всяком  случае  находится  там , где  ему  велят  находиться ,  и  делает  именно  те  движения  ,которые  ему  прикажут  делать . ....  Татьяна  до  конца  романа  остается тем  самым  рыцарем  печального  образа , каким  мы  видели  ее  в  ее  письме  к  Онегину . Ее  болезненно  развитое  воображение  постоянно  создает  ей  поддельные  чувства  ,  поддельные  потребностим , поддельные  обязанности , целую  искусственную  программу  жизни ,  и  она  выполняет  эту  искусственную  программу с  тем  поразительным  упорством  которым  обыкновенно  отлличаются  люди  ,  одержимые  какой нибудь  мономаниею . Она  вообразила  себе  ,что  влюблена  в  Онегина  ,  и  действительно  влюбила  себя  в  него  . Потом  она  вообразила  себе  Бчто  ее  жизнь  разбита .  Потом , видя  ,  что  ей  не  удается  умереть  ,  она  вообразила  ,  что  теперь  ко  всему  равнодушна   ;  тогда  она  отдала  себя   в  распоряжение  своих  родственников  ,которые  сбыли  ее  толстому  генералу . Очутитившись  в  руках  своего  нового  хозяина   ,  она  вообразила  ,что  превращена  в  украшение  генеральского  дома  . Она  поставила  себя  под  стеклянный  колпак  и  обязала  себя  простоять  под  этим  колпаком  в  течении  всей  своей  жизни .  И  сама  она  смотрит  на  себя  со  стороны  и  любуется  неприкосновенностью  и  твердостью  своего  характера .

      Онегин  встречается  с  нею  в  Петербурге  в  то  время ,  когда  она  ,  драпируясь  в  свою  неприкосновенность  ,уже  украшает  своею  добродетельною  особою  жилище  толстого  генерала  . 

.... Онегин  проникается  предосудительным  желанием  вытащить  это  украшение  из-под  стеклянного  колпака .Но украшение  не  трогается  с  места   и , оставаясь  под  колпаком ,  читает  оттуда  предприимчивому  денди  такую  проповедь  ,которая  доставляет  ему  очень  мало  удовольствия .

Этой  проповедью  ,как известно ,  заканчивается  весь  роман . Знаменитый   монолог  заключает  в  себе  следующий  смысл : зачем  вы  не  влюбились  в  меня  прежде  ? Теперь  вы  ухаживаете  за  мною  потому  ,  что  я  превратилась  в  блестящее  украшение  богатого  дома ,  Я  вас  все-таки  люблю ,  пршу  вас  убираться  к  черту  ;  свет  мне  пртивен ,но  я  намерена  безусловно  исполнять  все  его  требования .

     Этот  монолог  доказывает  ясно , что  Татьяна  и  Онегин  -  друг  друга  стоят ; оба  они  до  такой  степени  исковеркали  себя  , что  совершенно  потеряли  способность думать , чувствовать и  действовать по -человечески .  Само  по  себе  чувство  Татьяны  мелко  и  дрябло  ;  но  по  отношению  к  своему  предмету  это  чувство  точь-в-точь такое  каким  оно  должно  быть .

     Белинский  посвятил  характеристике  Татьяны  целую  отдельную  статью  .  В  этой  статье он , по  своему  обыкновению  ,  высказал  много  превосходных  мыслей  ,которые  даже  теперь  по  прошествии  двадцати  лет  ,  могут  еще  изумлять  и  приводить  в  ужас  неисправимых  филистеров .

     Белинский  ставит  Татьяну  на  пьедестал  и  приписывает  ей  такие  высокие  достоинства  ,  на  которые  она  не  имеет  никакого  права  и  которыми  сам  Пушкин  , при  своем  поверхностном  и  ребяческом  взгляде  на  жизнь  вообще  и  на  женщину  в  особенности  ,  не  хотел  и  не  мог  наделить  любимое  создание  своей  фантазии . ..."

 

  

   

          

    

          Мы   исследовали   образ  любимой  героини  поэмы  А.С.Пушкина  " Евгений  Онегин"   Татьяны  Лариной  с   точки  зрения    различных  критиков  .  Сам  поэт  считал  образ  Татьяны  "идеальным" положительным  образом  русской  женщины .

    Пушкин  явилсяпервым  в  России  создателем  реалистического  стихотворного  романа .Во  время  работы  над  произхведением  он  писал  Вяземскому : " Пишу  роман , и не  просто  роман , а  роман  в  стихах . А  это  дьявольская  разница " .

    " Евгений  Онегин " - роман  о  современной  поэту  действительности  ,  о  людях  пушкинского  поколения  , их  судьбах  ,роман ,  отличающийся  остротой ,актуальностью . По  моему  мнению  , именно  это  и  давало  прво  Белинскому  назвать  Пушкинский  роман  в  стихах не  только  " в  высшей   степени  народным  произведением   "  ,  но  и  " актом "  создания  для  русского  общества  ,почти  первым  ,  но  зато  каким  великим  шагом  вперед  для  него " . Действительно  в  строфах  пушкинского  романа  русское  общество  впервые  увидело  , и что  еще  важнее  ,  впервые  поняло  себя  и  причины  своих  недугов "  





                    



                                           Список  литературы :



          В. Г. Белинский     Избранное    " Московский  рабочий  "  1954 г.

        

          Г.А. Гуковский   Пушкин  и  проблемы  реалистического  стиля

          ( Татьяна  как  тип  русской  женщины )

        

           Русская  литература  Х1Х века  Москва  " Просвещение" 1984 г.

           Д.И.Писарев    Москва  " Художественная  литература"  1986 г.

      

           Хализев  В.Е. Восьмая  глава  " Евгения  Онегина"  ( Опыт  интрепритаций )

            Литература  в  школе  1988 г.

           А.М. Гуревич   Сюжет  " Евгения  Онегина"  Издательство  Московского Университета 2001 г.


































     







                                      

Похожие работы на - Белинский, Писарев, Гуковский о Татьяне Лариной

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!