Фантастические образы в романе М.А. Булгакова 'Мастер и Маргарита'
Фантастические образы в романе М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков
– писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала
известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. При этом
последний его роман – «Мастер и Маргарита» - принес автору мировую славу.
На мой взгляд,
своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он требует от
читателя выхода за пределы привычных эстетических представлений и сведений.
Иначе часть художественного смысла романа остается невидимой, а некоторые его
страницы могут показаться не более чем порождением страшной фантазии автора.
Дьявол был
нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов, его сразу узнавали
читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было подчеркнуто и именем Воланд,
которое встречается в «Фаусте» как одно из имен дьявола. Десятилетие спустя, во
время авторских чтений, реакция была уже совсем иной. Изменился литературный и
общественный фон, углубилась и усложнилась роль Воланда в завершенном романе,
становившемся, как сознавал автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями
владело огромное напряжение, желание понять, «что бы это значило». Необходимо
заметить, что Булгаков в своем романе достаточно точно описал неузнавание
Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию читателя,
автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман «кой – кому,
но его и половины не понимают».
Первые слушатели
романа – современники автора – были чрезмерно сосредоточены на разгадывании
Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело их всемогушество
героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа. Для меня же
«сатанизм» Воланда очевиден так же, как и божественность Иешуа. Но ведь из этого
следует, что Воланд – герой отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но
я считаю, чтоэто не так. Я думаю, что человек обязан знать свои недостатки,
познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как
зло способно скрыться в самых дальних уголках подсознания, просто исчезнуть,
едва показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом случае встреча с
Воландом необходима.
Создавая фигуру
Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную традицию, которая
сменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначе
сформировав, как писал В.М. Журмунский, «загадочный и сложный, опоэтизированный
и фантастический мир сверхъестественных существ… бессмертных, но открытых
страстям и страданиям, а главное – не поддающихся однозначной оценке с точки
зрения традиционных критериев добра и зла. Эти существа оказываются
таинственным образом связанными с человеком: он может вступать с ними в общение
и даже подчинять своей воле, хотя бы на время». Автор романа опирался на
древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, - Ветхий завет, Талмуд и
другие. Там он нашел, по-видимому, и такую функцию Воланда, которая приводит в
недоумение сегодняшнего даже искушенного читателя: почему именно Воланд
выполняет волю Иешуа относительно судьбы мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана
еще враг Бога и людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного
правосудия, нечто вроде судебного исполнителя.
Итак, подведя
итог сказанному, хочу заметить, что Воланд – фантастический персонаж. Но когда
нам необходима встреча с ним, мв всегда найдем его в себе. И он всегда
подскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность,
чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.