Детство Пушкина
Род Пушкиных – старинный дворянский
род, ведущий свою родословную с 13 века, к концу 18 века этот род, отмеченны й
летописями, обеднел. Но бедность эта была весьма относительной.
Отец поэта, Сергей Львович, служивший в молодости в гвардии, а потом в
Коммисариате, менее всего был склонен заниматься серьезными делами, читал
французские романы, не удосужился побывать в своих деревнях, полагаясь на
крепостного приказчика.
Когда однажлы к нему пришла депутация крестьян сжалобами на
мошенника-управляющего, он прогнал ее, не потрудившись даже узнать. В чем дело.
Сергей Львович терпеть не мог деревни.
Такой же беспечной была и мать поэта, Надежлда осиповна, урожденная
Ганнибал, внучка арапа Ибрагима, о котором правнук- поэт рассказывал в совей
повести «Арап Петра Великого». Красавица, прозванная на свете за смуглый цвет
лица «парекрасной креолкой», поглощенная выездами и успехами на балах, она мало
вникала в домашние дела, а если и вникала , То , по врожденной вспыльчивосати и
экцентричности, только увеличивала беспорядок в доме, управление которым
всецело предал ей Сергей Львович.
Но домашнее нейстройство было скрыто доском светской жизни. Жизнь
родителей была сосредоточена в гостинной, а дети росли под присмотром бабушки и
крепостной няни, да гувернеров –иностранцев. Будущий поэт в раннем детстве
приводил в отчаяние своих светских рлдителей. Его насильно заставляли бегать и
играть со свертснпиками. Еще в детстве между ним и продителями возникла та
сухость отношений, которая продолжалась до конца его жизни. Его заставляли быть
любехзным, светским ребенком, но он и в детстве не терпел насилия, оно
проьбуждало в нем гнев и досаду.
Лоднажды на прогулке, он «незамеченный никем, отстал от общества и
преспокойно уселся посереди улицы. Ситдел он до тех пор, пока не заметил , что
из одного дома кто-то смострит на негь и смеется. Замкнутый, молчаливый,
бегающий от гостей, теряющий носовые платки- вот ччто мы узнаем из воспоминаний
о дестве поэта. Внутренний мир был скрыт от окружающих.
Кудрявый мальчик со смуглым лицом и живыми глазами рос и развивался для
всех незаметно. Семи лет он впервые попал в деревню, в поджмомковноеимениек
Захарово. Здесь характер его резко изменился. Он стал до крайности резвым.
Родители теперь были уже в отчаянии от его шалостей, сменявшихся капризной угрюмостью.
Даже добрая бабушка, Мария Алексеевна Гваннибал, говаривала про своего
люьбимца:»Не знаю, что выйдет из моего старшщего внука. Мальчик умен и охотник
до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой порядком сдаст, то его не
расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и
расходжится, что ничем его не уймешь, нет у него середины».
Теперь малени=ький Пушкин уже не убегал в жетскую из гостинной, где в
числе посетителей бюывали Карамзин, Батюшков, жуковский. «Он внимательно прислушивался
к их суждениям и разговорам, знает корифееев нашей словесноти не по одним их
произведениям, но и по живому слову, выражающему характер человека, западающему
часто в юный ум невольно и неизгладимо».
Среди разговоров светских знакомых и литературных друзей отца, в
обществе, где ценились тонкие мадригалы, эпиграммы, каламбуры, находило пищу и
остроумия Пушкина.
Воспитание, полученное Пушкиным в родном доме, черезвычайно характерно
для полуфранцукзских нравов русского дворянсткого общества начала 19 в. Учебные
занятия с гувернерамиЮ, большей частью плохими педагогами, не понимавшими
своего живого и своенравного ученика, пользы принесли ему немногоЮ но немало
доставили ему огорчений. В плане автобиографических записок пушкин
упоминает:»Первые неприятности- гуавернантки. Моли непричтные воспоминания –
Кат.П. и Ан.Ив. – Нестерпимое состояние». Сведения о первых учителях пушкина
сохранились очень сукудные. Сам он в упомянутом плане автобиографии называет
две фамилии- Монфор и Русло, но не указывает, ьбыли ли они гувернерами или
приходящими учителями.
В воспоминаниях сестры полэта Павлищевой сказано, что воспитание детей
«вверено было иностранцамиЮ гувернерам и гувернанткам. Первым восмпитателем был
эмигрант граф Монфор, челдовек образованный, музыкант и живописец, потом русло,
который писал хорошо французские стихи, далее Шедель и другие, им как воджилось
тоггда, была дана полная воля над детьми.
Настоящим и делтеным наставником в русском языке был священник Беликов,
принадлежавший к числу образвоанных представителей духовенства. Воспитанник
Славяно-греко-латинской академии в Москве, он влажал латинским, французским,
немецкими языками. Детям пушкиных он преподавал закон Божий, русский язык и
арифметику.
Пушкин вспоминал :»Гувернантки были сноснее гуверненво , хотя и не
бличстали напускными педагогическими ухватками. Но из них большая часть по
образвоанию и уму стояла ниже всякой критики, поражая своей наивностью. Так
одна их них удивлялась, поячему волки не гуляют по Москве, почему десертом не
служат сальные свечи.»
В программу воспитания детей входили и танцы. Маленьких пушкиных
родители водили на уроки танцев к Трубейким и сушковым. Пол четвергам детей
возили на знаменитые детские балы танцмейстера Иогеля.
Для развития будущего поэта большое значение, нежели уроки, имело
самостоятельное чтение. «Чтение – вот лучшее учение». Мальчик забирался в
отцовскую библиотеку и пожирал книгу одну за одной, в основном фрванцузскипе
роиманы. При поступлении в лицей пугкин поразил сверстников своей
начитанностью. «Все мы виели,- вспоминал пушин, друг пушкина,- что Пушкин нас
опередитл, многое прочел, о чем мы и не слыхивали, все. Что читал, помнил»
Чтение пробудило в ребенке творческую фантазию. Он стал писать
по-французски маленькие комедии и разыгрывал их перед сестрой, которая
изображала публику. Позднее пушкин считал такого роджа упражнения в чужом зяке
вредными для русской поэтической техники.
Лет десяти пушкин сочинил героико-комическую поэиту в шести песнях.
Содержанием ее была война между карлами и карлицами во времена короля
дагоберта. Поэма называалась «Толиада». Гувернантка похитила тетрадку юного
поэта и отдала ее гевернеру Шеделю, жалуясь, что мальчик не знает своего урока.
Шедель прочитал первые стихи и рахохотался. Тогда маленький автор расплакался и
в пылу оскорбленного самолюбия бросил свою поэму в печку.
Воспитание Пушкина «мало заключало в себе русского». Но, к счастью,
чсреди его воспитательниц были две замечательные русские женщины:бабушка Мария
Александровна и няня Арина Родионовна, крепостная из вотчины Ганнибалов –
Кобрино,
Бабушка, много испытавшая на своем веку, носохзранившая душевную
бодрость и мягкость, внесла в детскую пушкиных тот уют, которого дети не могли
видеть в светской гостинной. У бабушки поэт учился читать и писать по-русски.
Нужно хаметить, что она отдичнгол писала по-русски, бабушка была и
хранительницей семейных преданий. Внучек залезал в рабочую корзину и жадно
слуал ее рассказы и старине. От нее, как волшебгую сказку. Он узнал повесть и
жизни своего прадеда, арапа Ибрагима.
От бабушки пушкин еще в детстве мог слышать расскащзы и о прошлом
немекой слободы, связаной с реформами петра, от нее мог узнать предания о
годунове и Дмитрии Самозванце. В жвух верстах от Захарова находится село
Вязекмы, где был похоронен брат поэта николай. Село вяземы принадлежало борису
Годунову. Которым были построены каменная двухярусная церковь и каменная
звонница. Память о годунове жила в рассказах и преданиях местных жителей.
Захзарово было богатой деревней, в ней раздавплись русские песни,
устраивались праздники, хороводы, и пушкин имел возможность принять
впечатьления народа. В мир народной поэзии, к тому зеленому дубу у лдукоморья,
вокруг которого ходит кот ученый, уводиои ребенка сказки и песни арины
Роджионовны. Образы бабущки и няни сливались в его стихах с образом музы,
которая посетила его на слабом утре дней златых, она склонялась над колыбелью
поэжта веселой старушкой. В шушуне и в больших очках. Няня и бабушка- предания
старины и мир народной поэзии – были для поэта связующим звенолм с историческим
прошлым и с живой жизнью народа. Им поэт обязан своим трезвым реалихзмом и
глубоким пониманием родного языка.
Когда пушкин подрос, он перешел на попечсенье крепостного дядтьки
никиты Тимофеича Козлова. Никитьа среди дворни пушкиных был человек выдающийся:
он любил читать и даже сочинял стихи. С нНикитой Козловым пушкин совершал
далекие прогулки по москве и ее окрестностям, взбирался на колокольню Ивана
Великого, посещал монастыри, народные гуляния, джадно впитывал
впечатленияуличной жизнги, прислушивался к живому и образному говору московской
толпы. Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг, не
выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также
глубюочайщего изучения»- писал Пушкин в 1830 г., замечая, что писателям следует
«иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым
и правильным языком».
Совершая прогулки по московским улицам, Пушкин видел многое, что вскоре
было уничтожено опустошительным пожаром !*!»г.