Иван Алексеевич Бунин
Иван
Алексеевич Бунин.
Родился Иван
Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в Воронеже, в разорившейся дворянской
семье, детство провел в глухом обедневшем поместье Орловской губернии.
Художественная одаренность Бунина была
разносторонней. Рано проявились его склонности к музыке, живописи, поэзии.
Обучение в Елецкой уездной гимназии длилось
всего четыре года. Дальше он проходил гимназический курс дома. С ним занимался
старший брат Юлий, окончивший университет, народоволец, пробывший год в тюрьме
и высланный из столицы. “Он прошел со мной весь гимназический
курс, - писал Бунин в автобиографической заметке, - занимался со мной языками,
читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук”.
Впервые стихи и рассказы Бунина появились в печати в 1887
году. Покинув обедневший родительский кров весной 1889 года, он почти десять
лет провел в борьбе с нуждой, в скитаниях, в поисках самого себя.
В эти годы он сотрудничал в газете “Орловский
вестник”. Много путешествовал, бродил по Крыму, по Украине,
по России.
Попав в столичные литературные круги, Бунин
сразу столкнулся с разными поколениями писателей: Л. Толстой, Чехов, Горький,
Бальмонт, Брюсов…
В 1897 году вышел в свет первый сборник
рассказов «На край света», одобрительно встреченный критикой. Социальные драмы
и трагедии деревни оттенял поэзией и красотой природы и человеческой души.
Однако во всю силу поэтические дарования
писателя раскрылось в переводе «Песни о Гайвате» Лонгфелло.
Блестящий перевод поэмы Лонгфелло, дружба с
Чеховым, с Горьким, Куприным, участие в литературном кружке
«Среда» - послужило выходом в большую литературу.
Новые настроения деревни кануна революции
1905 года – ненависть к господам и ожидание «больших перемен» - писатель
чутко передал в рассказах «Сны», «Золотое дно», в стихотворении «Запустение».
Они были опубликованы в 1-м сборнике «Знания» вместе с прозой Горького,
Андреева, Вересаева, Серафимовича. Критика сочувственно встретила произведения
Бунина, отметив, что они являются верным барометром времени.
Первые известия о революции, о всеобщей
забастовке, царском манифесте, обещавшем свободу слова, печати, собраний,
застали писателя в Ялте. «Какой-то жуткий восторг, чувство великого события», -
записал он в дневнике 18 октября 1905 года.
Влияние пережитого окрашены публицистически
страстные стихи тех лет: «Джордано Бруно», «Мудрым», Каменная баба», «Мистику»
(1906), перевод поэмы Теннисона «Годива» (1906) и особенно стихотворение
«Пустошь» (1907), в котором о времени реакции говорится как о времени «зверств,
расстрелов, пыток, казней».
В 1909 году Бунину присвоено
звание почетного академика императорской Академии наук.
«Деревня» (1910) – одна из
самых «русских» и социально-острых вещей Бунина.
Основные события повести
разворачиваются в годы революции и реакции (1904-1907). Как ни одно другое
произведение писателя, эта повесть вобрала в себя всю боль и скорбь, всю силу
негодующей авторской мысли и горькой мучительной любви к России, ее замученному
народу.
Суровое изображение
русской действительности усилилось в рассказах, созданных накануне и в годы
первой мировой войны. «Чаша жизни», «Архивное дело», «Казимир Станиславович»,
«Петлистые уши», «Аглая», «Старуха»… Провинциальная глушь и обе столицы,
мещане, дворяне, духовенство, интеллигенция, художественные круги – все
подвергается такому бескомпромиссному осуждению, какого не было у Бунина в
изображении деревни.
В свете народных страданий,
нужны и горя автор сильнее и жестче оттеняет фальшь, притворство и пошлость
тех, у кого были достаток и образование.
Первая мировая война усугубила
тревожные раздумья писателя о России и судьбах всего человечества. «Горе тебе,
Вавилон, город крепкий!» - Эти страшные слова Апокалипсиса неотступно звучали в
моей душе, когда я писал «Братьев» и задумывал «Господина из Сан-Франциско…» -
вспоминал позднее художник. Непосредственно о войне Бунин почти не писал, но ее
трагический отсвет лежит на всем его творчестве 0914 – 1917 годов.
Предчувствуя крах самодержавно-буржуазной
России, художник не видел реальных сил, способных перестроить русскую жизнь, он
оставался непримиримым противником революции.
В феврале 1920 года на французском пароходе
отплыл он из России, как оказалось – навсегда. Оставшуюся половину жизни Бунин
провел в эмиграции, живя то в Париже, то в Грассе.
Но творческие силы писателя не иссякли,
слишком большим талантом обладал Бунин, слишком глубокими корнями был он связан
с Россией, слишком велик был запас жизненных впечатлений, чтобы могло оскудеть
его дарование. В глубинах своей личности, в воспоминаниях о прошлом находит он
теперь источник вдохновения. Лирическая миниатюра «Роза Иерихона», открывавшая
и давшая название сборнику 1924 года, свидетельствует о возвращении к жизни,
которое переживал тогда писатель. Не о конце, не о смерти, не о тщете земного
существования, чем насыщена была его проза и поэзия 1920 – 1923 годов, а о
творческой силе Любви и Памяти говорит Бунин: «Нет в мире смерти, нет гибели
тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа,
моя Любовь и Память!»
Философские раздумья о смысле жизни, а
назначении человека, о любви и смерти, а главное, о многообразных связях
человека с миром, о роли разнородных, внешних и внутренних сил в формировании
личности, - все это легло в основу «Жизни Арсеньева», произведения, вобравшего
весь человеческий и художественный опыт писателя.
Ни одна книга не вынашивалась художником так
долго. Задумана она была еще в 1920 году, а осуществление замысла длилось
одиннадцать лет – с 1927 по 1938 год.
В 1933 году Бунину присуждена Нобелевская
премия – это акция, носившая политический характер, - художественная ценность
творений Бунина была там лишь поводом.
В годы Второй мировой войны, в годы
оккупации Франции, писатель вел себя
мужественно. Бунин жил в Грассе, голодал, сильно
нуждался, но ни единой строки не
напечатал в фашистской прессе, укрывал у себя дома
гонимых людей, следил за движением советских войск, делая отметки на огромных
картах Советского Союза,
развешанных в кабинете. Победа русских войск была для
него великим праздником.
«Темные
аллеи» - книга рассказов о любви, созданная в годы второй мировой войны (1937 -
1944). «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что
это самое лучшее и самое оригинальное, что я писал в жизни…» – признался
Бунин.
В годы
тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человеку
фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и
высоком, что есть в мире.
Писатель приветствовал Указ, разрешающий
эмигрантам принять советское
гражданство, но от предложений возвратиться на родину
отказывался. «Поймите, - говорил он, - очень трудно и тяжело возвращаться
глубоким стариком в родные места… Все друзья, все родные – в могиле. Будешь
ходить как по кладбищу».
Но дело было не только в старости, хотя и
шел писателю 76-й год. Былые несогласия с общественным строем России не
исчезли. Доживая дни почти в нищете, Бунин продолжал напряженно работать: писал
книгу о Чехове, оставшуюся не завершенной.
По-толстовски влюбленный в земное небытие и
мучившийся его загадками, Бунин много видел и пережил на своем веку. Диапазон
его художественных впечатлений простирался от русской деревни до всей мировой
истории.
Путешествия и увлеченность многообразием
жизненных проявлений обогащали бунинской искусство. Лучшие произведения
писателя передавали и движения современности, и связь русской жизни с глубинами
веков, и ее своеобразие по сравнению с бытом и нравами других стран.
Справедливо писал Горький в день 25-летия литературной деятельности Бунина: «И
проза Ваша, и стихи с одинаковою красотой и силой раздвигали перед русским
человеком границы однообразного бытия, щедро одаряя его сокровищами мировой литературы,
прекрасными картинами иных стран, связывая воедино русскую литературу с
общечеловеческим на земле».
Рассматривая личность, как звено в цепи
поколений, несущее в себе наследие веков, взывал к самосознанию человека, к
чувству ответственности человека, к чувству ответственности за прожитую жизнь,
к расширению гражданского, эстетического и эмоционального восприятия мира.
Стремление к совершенству определяло и
работу Бунина над словом. Поэт и прозаик, он обладал обостренным чувством
ритма, музыкальности вещи, где «не только каждое отдельное слово, но и каждая
буква имеют значение». Немало «адовых мук» испытал художник, добиваясь нужного
смысла и тона повествования. Верность таланту, верность призванию – едва ли
самая яркая, доминирующая черта его личности и творчества.
«Какой талант! Какой язык! – говорил Горький
в 1918 году. Быть может это лучшее, на что способна современная проза». Высокая
оценка Горького выдержала проверку временем.
Умер писатель 8 ноября 1953 года в возрасте
83-х лет. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
1. Библиотека
всемирной литературы серия третья Том 140.
«Художественная литература»
Москва 1973 г.
2. И.А.
Бунин – Избранное. Издательство «Художественная литература» Москва 1970 г.
3. Бунин
И.А. Избранное. Издательство «Кыргызстан» 1980 г.
4. Уч.
Русская литература XX века 11 класс. 1 часть.
Издательский дом «Дрофа» 1997
г.