Образы “Горя от ума”
Сивинсая Средняя школа.
РЕФЕРАТ.
Образы “Горя от ума”
Выполнил:
Миронов Е.
Скиперских А.В.
Научный руководитель:
Николаева Г.В.
Елец, 1998
УСПЕХ «Горя от ума», появившегося
накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму,
восхищению, любопытству конца нет», - так охарактеризовал сам Грибоедов
атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее
автора передовые русские люди двадцатых годов.
По словам Пушкина, комедии «произвела
неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими
поэтами». В мировой литературе не много можно найти произведений, которые,
подобно "Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную
всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали
социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное
произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей
главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной
истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не
заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический
конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с
окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым
конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в
кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия
крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения,
Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное,
характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух
мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.
И далее Грибоедов показывает, как
планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие»
Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме,
которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во
всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на «законный»
государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти
распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это
порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка
перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей
заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но
все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит
подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об
нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего
недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для
которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и
всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о
том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая
широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы
раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества
своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей,
враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения
героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему
перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века
нынешнего" и "века минувшего".
Отсюда - необыкновенное богатство
идейного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере
Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множества серьезнейших вопросов
общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху
самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении
русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах
России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости
человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом
и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе
человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и
воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был
исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого
неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести
самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского
общества, так и в лагере реакционеров.
Комедия с могучей сатирической силой
разоблачала "нравы» крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу
сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их на суд
людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с
блеском выполнил эту дачу. Он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею
человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не
прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом
и своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.
Здесь, в этом обществе, действовали
«знатные негодяи» и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие
старухи», ханжи и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой
враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению
независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли
крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и
почести, "разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой»,
зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого
жестокого мира жили по заветам и преданьям «минувшего века» - «века покорности
и страха». «Мораль» их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на
угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа
блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович, достигший
«степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в
царском дворце.
Типичнейший представитель этого мира
- сам Фамусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам
сибирской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.
В образе полковника Скалозуба
Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного
«героя» плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага
свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и
мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в себе
дух реакционного «пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в
русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего
суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб
сам говорит о себе: «Я - школы Фридриха...»).
Резкими, типическими чертами очерчены
и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная
барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство
Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным
- тайный агент политической полиции, Репетилов - «душа» дворянского общества,
шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг
каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом
приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с
Фамусовским миром.
Как свой принят в этом мире
«безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал
исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника,
«низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако,
дойти до "степеней известных». Вся лакейская «философия жизни" этого
чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его
знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых угождать всем людям без
изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья
зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Галерея типических образов
стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех,
кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых
характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие,
рельефные, законченные образы, как «черномазенький» завсегдатай всех балов и
обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник
камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный
«французик из Бордо», и клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до
княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском
мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не
появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для
раскрытия содержания «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских
черт комедии.
Социальная критика Грибоедова,
развернутая в "Горе от ума», по самой широте своей и конкретности была
явлением исключительным в литературе начала XIХ столетия. Если
сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях классицизма,
следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и осмеивали,
как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный «порок» или
отвлеченную моральную категорию (к примеру, только лихоимство, только
невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей
комедии затронул и разоблачил в духе социально-политических идей декабризма
широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической
России.
Злободневный смысл грибоедовской
критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался
современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего
прочего, именно злободневно. И вопросы дворянского воспитания в «пансионах,
школах, лицеях», и вопрос о «ланкартачных взаимных обучениях», и дебаты о
парламентском строе и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской
общественной жизни в период после наполеоновских войн, нашедшие отражение в
монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова, - все это имело самое
актуальное значение, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда
Грибоедов писал свою комедию.
Богатство и конкретность социального
содержания, вложенного в «Горе от ума», придает комедии значение широкой и
целостной картины русской общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х годов,
изображенной во всей ее исторической точности и достоверности.
В свое время (в 1865 году) на это
значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в
своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт
не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого
исследователя». И в этой связи Писарев совершенно справедливо заметил, что для
того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную
историческую картину, ему «надо быть не только внимательным наблюдателем, но
еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты
лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно
то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою
печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и
видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни.
Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов
Грибоедов» .
Продолжив обличительную
антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим
революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской
общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова,
Грибоедов создал произведение, все содержание которого - свидетельствовало о
его социально-политической направленности.
Недаром критика 1820 - 1830-х годов
сразу же по всей справедливости оценила "Горе от ума» как первую в русской
литературе «комедию политическую». Сближая ее в этом смысле с комедией Бомарше
«Женитьба Фигаро», которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший удар
абсолютизму и феодальным пережиткам в предреволюционной Франции, критика
указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на
сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя
гордым взглядом народную нравственность своих отечеств»'. А впоследствии
историка В.О. Ключевский даже назвал
' «Библиотека для чтения», 1834, т.
1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и А. И. Герцен, говоря о социально-историческом
значении «Горя от ума», вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по
словам Герцена, значение "государственного переворота".
комедию Грибоедова «самым серьезным
политическим произведением русской литературы XIX века» '.
Для подобной оценки, в самом деле,
имелись весьма веские основания. И не только потому, что «Горе от ума» является
одним из самых замечательных памятников русской и мировой
обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии есть
богатое позитивное, положительное содержание, которое, в свою очередь,
приобрело столь же сильное общественно-политическое звучание, как и гневное
разоблачение крепостнического мира.
«Горе от ума», конечно, остается
одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает
односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых
идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и
добродетелей, во имя утверждения некоего положительного идеала -
общественного, политического, морального. Также и Грибоедов в «Горе от ума» не
только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал,
исполненный глубокого общественно-политического смысла. Этот идеал нашел
художественное воплощение в образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого.
Как писатель национальный и народный,
Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского
мира, но непременно должен был отразить в своей исторической картине и другую
сторону действительности - брожение молодых, свежих, прогрессивных сил,
подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.
Эта задача также была блистательно
выполнена Грибоедовым. Идейное содержание «Горя от ума», конечно, не
исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии
дана действительно широкая и во всех деталях верная историческая картина всей
русской жизни в грибоедовское время - и теневых и светлых ее сторон. Комедия
отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным
преданиям «времен Очаковских и
' В. Ключевский. Курс русской
истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248.
покоренья Крыма», но и общественное
брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось
движение декабристов, складывалась в России революционная идеология.
Фамусовщина - это реакция, косность,
рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще
всего боятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое,
тревожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью
проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где
«Молчалины блаженствуют на свете". И в этот затхлый мир, подобно разряду
освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы
и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых,
Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание
заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, - о вольности, о
совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая
русская литература XIX века.
Изображая Чацкого человеком умным и
благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем
«свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов
решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему
создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно
направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем
декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению
порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой
и другие, не менее важные цели: служить средством революционного
общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному
благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не
только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов ответил на оба эти
требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы.
Возвращаясь к замечательно верной
мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе от ума» дан почти научный анализ
русской исторической действительности декабристской
эпохи, следует для полной ясности
подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не как
ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как
гениальный поэт. Изучая действительность как пытливей аналитик, он отразил ее
как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную
картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного
изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных
образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху
оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый
внимательный ученый-исследователь.
Когда правда жизни становится
содержанием искусства, сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще более
увеличивается. В том-то и состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям
даже то, что им хорошо известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с
новой, еще не знакомое стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное,
даже примелькавшееся, будучи преображенным великой обобщающей силой искусства
зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении,
раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им
недоступна.
«Горе от ума», конечно, одно из самых
тенденциозных произведений русской мировой литературы. Грибоедов поставил
перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был
озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он
написал «Горе от ума», что6ы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе
с тем не менее важной задачей было для Грибоедова раскрыть перед
читателем и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и
чувства, свои моральные и общественные идеи.
Грибоедов не отступил в "Горе от
ума» перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его
созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не
повредит искусству, если она будет художественно претворена, если она будет
логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в основу
произведения конфликта, из столкновения страстей, мнений, характеров.
В «Горе от ума» воплощена целая
система идейных взглядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами
и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным
тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции,
в сюжете в речевых характеристиках, короче говоря - в самой художественной
структуре комедии, в самой ее художественной ткани.
С этим связан важный вопрос о том,
как Грибоедов решил основную проблему «формировавшегося художественного
реализма - проблему типичности.
Во времена Грибоедова дело
освободительной борьбы осуществляли немногие «лучшие люди из дворян» (по
характеристике В.И. Ленина), далекие от народа и бессильные без поддержки
народа. Но их дело не пропало, потому что, как сказал Ленин, они «...помогли
разбудить народ»', потому что они подготовили дальнейший подъем
революционного движения в России.
' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23,
стр. 398.
Пусть во времена Грибоедова, накануне
восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного
быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы,
Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее
положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на
умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную
силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.
Поняв закономерность исторического
развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума»,
Грибоедов и отразил обьективную правду жизни, создал типический образ «нового
человека»- общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах
его исторического времени.
Столь же типичны и исторически
характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии
Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий,
княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы,
каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с
замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы,
которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков
феодально-крепостнического мира.
Смело, по-новаторски решив в «Горе от
ума» проблему типичности. Грибоедов тем самым с полной ясностью, не
допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во
имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть
основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что
Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского
общества, щедро наделив его характер героическими чертами. Грибоедов тем
самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась
общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей
убедительностью идейная направленность его творчества.