Закон, живущий в нас, называется совестью
Таллиннская Тынисмяэская Реальная Школа
Закон, живущий в нас, называется совестью.
(по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание»)
Автор: Филипп Кекс
Таллинн 2002
нутри каждого человека находится некий механизм, регулирующий его
поведение. Этот механизм часто именуют словом «совесть». Но какова природа
этого механизма, и является ли он нашим внутренним законом? На эти вопросы вряд
ли кто-нибудь сможет дать однозначный ответ.
Я считаю, что в голове у каждого человека находится
некая матрица, содержащая в себе представления об идеальном мире. Информация,
заложенная в матрицу идеального мира, формируется из жизненного опыта. Её
формирование начинается с первых секунд жизни и продолжается до самой смерти. Но
в старости этот процесс замедляется потому, что количество нового опыта во
много раз меньше количества информации, уже накопленной в матрице. Поэтому
жизненный опыт, полученный в старости, мало влияет на представление об
идеальном мире. Человеческая совесть является желанием приблизить окружающий
мир к идеальному. Часть информации, описывающей идеальный мир, можно охватить
своим сознанием, но оставшаяся часть находится в подсознании, и человек часто
не понимает, почему он поступил так, а не иначе. Например,
если мы видим, что кто-либо поступил не так, как он не должен был поступить в
нашем идеальном мире, то мы его осуждаем. А если мы сами поступили не так, как
должны были, то мы осуждаем сами себя. Самоосуждение – это муки совести.
Так как Раскольников воспитывался в обычной семье, я
осмелюсь предположить, что в его голове отложились нравственные принципы
свойственные большинству людей. В его идеальном мире нет ни убийств, ни
бедности. В нём его мать и сестра счастливы и довольны им. А сам он прилежно
учится в университете, и параллельно неплохо зарабатывает на интересной работе.
По этому он бескорыстно помогает почти незнакомым ему людям: пьяной девочке на
улице, семье Мармиладовых.
Убив старуху, Родион Раскольников поступает против
своего идеального мира, и подсознательно начинает осуждать себя. Но он также не
хочет отказываться от своего придуманного идеального мира, и это приносит ему
ещё большие страдания.
И так, мы уяснили, что есть совесть, и какое она имеет
влияние на своего хозяина. Теперь мы выясним, может ли совесть называться
законом?
Совесть очень сходна с законами, создаваемыми людьми
для поддержания порядка в обществе. Законодательство каждой страны – есть
разложенное по частям идеальное общественное положение этой страны.
Законодатели пытаются при помощи законов приблизить реальное положение к
идеальному. Но есть одно принципиальное различие между законом общественным и
законом внутренним (совестью): совесть опирается на целый мир, созданный самим
человеком, и поэтому разночтения не могут иметь места, а закон есть лишь
упрощённая копия совести.
Наказание, которое понёс Раскольников по человеческим
законам ничтожно по сравнению с наказанием его внутреннего закона. Но
Достоевский пощадил своего героя, дав ему понять, что он «тварь ползучая», и
позволив раскаяться в содеянном.
Поведение Раскольникова не доказывает мою теорию о
существовании идеального мира, но и не опровергает. Следственно моя идея имеет
право быть.