Эволюция чувства свободы (по произведениям Пушкина)
Эволюция
чувства свободы. (по произведениям Пушкина).
Александр Сергеевич Пушкин родился 6
июня 1799 года. Через 12 лет он поступил в Царскосельский лицей, где пробыл 6
долгих лет. Для Пушкина это был не только источник дорогих воспоминаний, но и место,
где определились его убеждения и миропонимание. Одной из задач преподавателей
было воспитание в молодых людях чувства чести и гражданского долга. Там же
друзьями Александра Сергеевича стали будущие декабристы и известные поэты.
Отечественная война 1812 года и победа в ней пробудили в людях
гордость за страну и надежду на её возрождение. Однако в судьбе народа ничего
не изменилось в хорошую сторону, для крестьян начались ещё более трудные
послевоенные годы. Видя это, русская интеллигенция активно создаёт политические
кружки, начинает действовать во имя спасения Отечества. Пушкин с радостью
принимает участие в тайных собраниях и пишет свободолюбивые стихотворения.
Пером поэта руководит любовь к своей стране и народу.
Одним из первых таких произведений было обращение «К Чаадаеву»,
написанное совсем юным ещё Пушкиным в 1818 году. Идеей стихотворения стали
мысли о вольности, чести, рабстве и его безнравственности. Здесь хорошо видно
влияние поэзии XVIII века, это ещё «предпушкин», он пользуется речевыми
штампами : «звезда пленительно счастья», «сон», «утренний туман», «под гнётом
власти роковой». В начале стихотворения говорится о забавах юности и мечтах,
которые присущи всем в 19 лет:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
Пушкин молод, полон сил и энергии. Об этом
говорит и рваная строка, придающая стихотворению динамичность. На это указывают
и такие строчки:
Но в нас горит ещё
желанье…
… … … … … … … … … … … … … …
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты первого свиданья.
Автор пользуется одной из самых мощных
структур в стихотворении: периодом:
Пока
свободою горим,
Пока
сердца для чести живы,
Мой
друг! Отчизне посвятим
Души
прекрасные порывы.
Товарищ,
верь: взойдёт она,
Звезда
пленительного счастья,
Россия
вспрянет ото сна,
И
на обломках самовластья
Напишут
наши имена!
Правительство видит в Пушкине опасного
врага, молодого, энергичного и мужественного человека. Выход один: отправить
поэта в ссылку. Но Александр Сергеевич не сдаётся, продолжает творить, и одним
из вольнолюбивых стихотворений, написанных в ссылке, становится «Узник». Здесь
автор отразил свои мысли о свободе. Он понимает её как биологическое,
врождённое чувство, ведь не случайно героем стихотворения выбран орёл- сильная
и вольная птица.
В «Узнике» Пушкин говорит не только о
своей ссылке и о желании быть свободным, но и призывает к жизни на воле и
борьбе за это счастье:
Мы
вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда,
где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь
ветер…да я!
После подавления восстания декабристов
Пушкин не отказывается от своих взглядов, а наоборот, позиция его становится
более критичной. Но поэт потрясён казнью пятерых декабристов, рисунок виселицы
с тех пор стал часто появляться в его черновиках.
В 1827 году он создаёт стихотворение
«Арион», где иносказательно изображает события на Сенатской площади. Все
занимались своим делом: «Иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь
мощны вёсла». О себе Пушкин говорит так:
А
я- беспечной веры полн, -
Пловцам
я пел…
Мне кажется, поэт понял, что его мечтания
слишком легкомысленны и изменить всё будет очень трудно. Однако желание борьбы
за свободу Пушкин не утратил:
Я
гимны прежние пою
И
ризу влажную мою
Сушу
на солнце под скалою.
Здесь, как и в предыдущих произведения,
присутствует рваная строка, придающая стихотворению динамичность.
Проанализировав основные
свободолюбивые стихотворения Пушкина, мы можем сделать вывод, что поэт всегда
мечтал о счастье людей, о спокойной и вольной жизни, боролся за это счастье, но
мечтаньям его н7е суждено было сбыться. На мой взгляд, полной свободы у людей
нет и по сей день.
«5/5»