Сборник сочинений
“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По
комедии Грибоедова “Горе от ума”).
Единственный персонаж,
задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, - это
Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая
предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже воплощен характер сложный,
автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы
и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот
образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне
терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его
роль в пьесе.
Софья – лицо драматическое, она персонаж
бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура
страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти
убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее
драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней
самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое:
Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой
встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее
нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник
никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже
внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она
исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала
служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья
настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от
отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее
возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?” Софье с
самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы,
сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного:
мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках).
Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в
нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и
скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется,
что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной
свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце,
она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.
Как же
случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца,
бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о
безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую
литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец
ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла
разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется.
Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое
мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового
воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали
девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение
такого образования:
Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Как отчетливо
сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания:
кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были
серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся
система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые
знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества.
Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой
шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой
путь.
С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными
историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью,
преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в
том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое –она
не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить
истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает
повинность”.
С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с
общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что
мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой
старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный,
благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и
Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и
так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не
подходит, а вот Молчалин – просто идеал!
И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от
“молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная,
униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее
вырывается:
…будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Даже это “кривизна души”,
доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость –
определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии –
поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А
вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает
ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим
будет отличаться от Молчалина.
Софья,
безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все
лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине
драматичен образ главной героини “Горя от ума”.
Лучший
анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он
сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в
ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают
особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит
грехом неведения и слепоты, в котором жили все…” “Это – смесь хороших
инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и
убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не
имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.