Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени
Почему Пьера и князя Андрея можно назвать
лучшими людьми их времени.
Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять
бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - есть душевная подлость.
Л. Н. Толстой.
В начале Х1Х века
в России в высших сферах общества начали появляться прогрессивные люди. Их
взгляды отличались от взглядов завсегдатаев петербургского салона.
В романе «Война и мир» такими людьми являются князь Андрей Болконский и
Пьер Безухов. Героев сближает общность взглядов, поиск смысла жизни и душевные
переживания. Всем этим они отличаются от окружающих их людей, всего
петербургского общества. В первых же главах романа Толстой показывает
общность этих героев. Единственным приятным князю Андрею человеком в салоне
Анны Павловны Шеррер является Пьер. Толстой рисует встречу друзей: «Пьер, со
времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных,
дружелюбных глаз […]. Князь Андрей, […] увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся
неожиданно-доброй и приятной улыбкой». Князь Андрей говорит Пьеру: «Ты мне
дорог особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света».
Пьер очень уважительно относится к князю: «Пьер считал князя Андрея образцом
всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял те
качества, которые ближе всего можно выразить понятием силы воли».
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой
неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести.
Стремясь к полезной деятельности, он едет в армию. Пьеру он объясняет
свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной
жизни. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит
никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг.
Эта потребность поддерживается в нем присущим ему честолюбием,
стремлением к славе и власти. Следует сказать, однако, что князь Андрей не
способен к сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе у него сочетается
с жаждой бескорыстного подвига.
Новой встрече друзей суждено было состояться только через два года.
Многое пережили они за это время, разными путями подошли они к этой встрече.
После бесславной кампании тысяча восемьсот пятого – седьмого годов,
сражения под Аустерлицем смыслом жизни для героя стало «жить для себя». В
разговоре с Пьером он говорит: «Я жил для славы. Так я жил для других и не
почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал жить спокойнее, как я живу
для одного себя».
Сложная и глубокая натура, князь Андрей живет в период общественного
возбуждения, в той атмосфере, в которой формировались будущие декабристы. Для
него характерна неуспокоенность в жизни. Поэтому, после встречи с Пьером в
Богучарове, начинается духовное возрождение героя.
Высказанная им в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право
нравственно растлевает самих владельцев «крепостной собственности», являлась
антикрепостнической; она была, в частности, одним из документов декабристов в
их борьбе против крепостного права. После отъезда Пьера Андрей Болконский
проводит в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их
быт.
Эпоха до войны двенадцатого года была заполнена преобразованиями в
деревне, попытками проведения государственных реформ, что говорит об активной
жизненной позиции героя.
У князя Андрея большая воля к жизни, и к жизни именно с людьми: «Надо,
чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все
жили со мной вместе».
Патриотизм князя Андрея четко сформирован в словах его, сказанных
накануне Бородина: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили
и оскорбляют всякую минуту. И так же думают Тимохин и вся армия. Надо их
казнить».
Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их
простой и естественной жизнью – вот тот новый идеал, который пробудился в душе
Андрея в дни суровых для родины испытаний.
Внутреннее развитие князя Андрея сближает его с образом другого героя
– Пьером Безуховым. Оба они напряженно и мучительно ищут своего места в жизни,
хотят приносить людям пользу. Всем хорошим людям свойственно
неудовлетворенность собой.
Что значит жить честно? По закону жизни для положительных героев у
Толстого это постоянное нравственное самоусовершенствование. Пьера привлекает
идея внутреннего очищения, которую ему открыл встреченный в Торжке масон
Баздеев. Что такое масонство и какова его роль? Многие декабристы прошли через
масонские ложи. Вокруг них было создано вполне определенное общественное
мнение: их считали нарушителями спокойствия, чуть ли не бунтовщиками.
Путь Пьера Безухова и путь князя Андрея, это путь к народу. Он решает
посвятить свои силы благоустройству крестьян. Но постепенно к нему приходит
разочарование, вызванное глубиной его симпатий и поверхностью натуры.
Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с
народом на Бородинском поле, после битвы и в плену. Герой приходит к духовному
обновлению, преодолев каратаевский фашизм и непротивленчество. Впоследствии он
приходит к идеям декабризма.