Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского
КРАТКИЙ ДОКЛАД
на тему
«Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского»
Студентки 3 курса ФС ВПУ
Кристины Узорко
Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. Семейство его
было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До поступления в
нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В 1834 поступил на
словесный факультет казанского университета, который успешно окончил. Будучи
уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск.
После ссылки работал старшим учителем гимназии.
Первое своё произведение
Мельников напечатал в журнале «Отечественные записки». Называется оно «Дорожные
записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», написано в беллетристическом
духе. В 1840 году появился рассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор
Перфильевич и какие приготовления делались в городе Чернограде к его именинам»
(«Литературная газета») – слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших
произведений этого периода – роман «Торин». В этом романе персонажи, по
выражению самого автора, «списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми,
Уфе можно найти таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в
провинциальном городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему
мнению, «Торин» не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта
и нравов народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.
Мельникову была
интересна история. Ещё в своём родном городе он был допущен к архивам, изучал
старообрядческие предания и легенды. Старообрядческими делами он занимался на
службе, будучи чиновником особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил
служебную карьеру и начал литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть
тем самым чиновником Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841
году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В
1845 – 1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских
ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические
материалы, собранные им самим.
Мельников-Печерский
посылает один из лучших своих рассказов «Красильниковы» на суд Далю. Даль дал
положительную оценку. «Красильниковы» - рассказ о характере русского купца.
Рассказ наполняет масса деталей из реальной жизни, которые могут быть интересны
этнографам и фольклористам. На интересном диалекте говорит девка-чернавка купца
Красильникова: «Лыска! Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!»
Красильников – это новый русский купец середины 19 века. Его апартаменты
обставлены роскошно, но он не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам
живёт в маленькой комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется
политикой, мыслит масштабно. Вся цель его жизни – деньги, и это прежде всего
пагубно влияет на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт
за такими купцами силу.
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по
делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно
ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство
начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель
скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и
легенды – например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть
сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на
змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к
нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он возложил
ответственность за раскол на низкий нравственный уровень православного
духовенства.
В 50-е годы
Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий
угол», «Непременный». В этих рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского
режима. Герои рассказов – губернские и уездные чиновники различных рангов. Они
занимаются взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую
службу чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по
причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ.
В повести «Старые годы»
обсуждается крестьянский вопрос. После отмены крепостного права некоторые
помещики продолжают видеть за собой родовое право владеть крестьянами,
оправдывая это своими заслугами перед отечеством: например, за доблести на
войне 1812 года, за становление русской культуры. В конце концов, Пушкин и
Лермонтов тоже были дворянами и владели душами.
Повесть «Гриша» (1861)
оказалась слабее предшествующих; однако она любопытна разнообразными портретами
старообрядцев. Один из них, развязный старец Варлаам, любитель выпить и
погулять, близок пушкинскому Варлааму («Борис Годунов»). Это позволило
Мусоргскому использовать черты мельниковского Варлаама и приведённую в повести
песню «Как во городе то было во Казани».
В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело
отдался литературной работе. С 1868 года – постоянный сотрудник «русского
вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-Рюминым;
Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел Чехова и угадал
в нём большой талант. В «московский» период Мельников создал ряд исторических
трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», 1867 год) и, наконец,
начал своё главное произведение – романную дилогию «В лесах» и «На горах».
Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело больным. Перед
смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и д-р).
Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с
увлечением занимался садоводством.
Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19
века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса,
о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о монастырских
нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов – жизнь нескольких
купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое сословие
обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или иначе
связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу в
нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства:
поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой
теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю; Гаврила Залётов
продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость
религиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.
Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве он
находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую
концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно богатый
этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы славянской
языческой мифологии.
Романом «На
горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В 1881 Мельников
переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он и умер в 1883 году,
и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном склепе.