Вишнёвый сад А.П. Чехова, как пьеса о прошлом, настоящем и будущем
«ВИШНЁВЫЙ
САД» А.П. ЧЕХОВА,
КАК ПЬЕСА О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ.
Антон Павлович Чехов – писатель
могучего творческого дарования и своеобразного и тонкого мастерства,
проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и повестях и
пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской
драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое
влияние на всё последующее их развитие.
Продолжая и углубляя лучшие
традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому,
чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во
всей её обычности, будничности.
Показывая естественное течение
повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не
один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой
конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу
конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их
социальной средой.
В пьесе «Вишнёвый сад» основной
конфликт, отражая глубокие общественные противоречия конца XIX – начала XX века, заключается в желании
Раневской сохранить за собой вишнёвый сад и в стремлении Лопахина
превратить вишнёвый сад в капиталистическое предприятие.
Но, подчёркиваz индивидуальные положительные
особенности дворянских персонажей, Чехов убедительно показывает, что,
будучи представителями паразитического класса, отживающих общественных
отношений, они являются отрицательными в своих определяющих чертах. Так,
доброта Раневской не выражает её жизненных принципов. Это лишь
условность, видимость, манеры поведения человека по существу откровенно
эгоистичного. Эгоизм Раневской воспитан в ней всем образом её жизни,
привычкой к тому, чтобы люди преклонялись перед её богатством,
благоговели перед её красотой и выполняли её прихоти.
Смысл жизни она видит лишь в
сменяющихся личных удовольствиях, в сердечных увлечениях, но и здесь
она не обладает ни глубиной, ни цельностью чувств. В сущности – это
всего-навсего чувствительно-слезоточивая, экзальтированная, капризная и
легкомысленная барыня, с весьма не глубокими, быстроменяющимися
настроениями. Лично у меня Любовь Андреевна вызывает неприязнь, это
действительно человек прошлого, отживающий свой век, потому что она
уже не сможет жить по-новому, не сможет изменить свои жизненные
принципы. У действующих лиц «Вишнёвого сада» противоречие между
социально-типическим и индивидуальным наиболее резко проявляется в
характере купца Лопахина.
Лопахин не является той
общественной силой, которая была способна в корне изменить жизнь и
внести в неё начала подлинной справедливости и красоты. Свою огромную
энергию, практическую хозяйственную сметку он направляет на
удовлетворение не общественных интересов, и личных стремлений к наживе
и обогащению.
Но у Лопахина есть такие
индивидуальные качества, которые находятся в противоречии с сущностью
его характера. Это известная мягкость, доброта, лиризм, стремление к
красоте. Разве типично для купца сочувствие Раневской, стремление
помочь помещице спасти вишнёвый сад от продажи и появления неловкости
от того, что приобрёл вишнёвый сад именно он. Разве типична для купечества
такая черта Лопахина, о которой говорит Трофимов: - «тонкая, нежная
душа»?
Но поступки Лопахина определяются
не этими частными, индивидуальными чертами, а теми, которые отражают
социально-типическую сущность его характера. Несмотря на свойственную
ему сентиментальность, Лопахин купил имение Раневской, которой он многим
обязан, он явно бестактно, при ней начинает рубить вишнёвый сад.
На мой взгляд, Лопахин – человек
цели, и как он ведёт себя с Раневской и остальными, это не имеет
большого значения - главное то, что это человек практичный,
жизнедеятельный и на него всегда можно положиться, ведь это человек
настоящего.
Ответственность за завтрашний
день в пьесе ложиться на молодое поколение его представителем
является Петя Трофимов.
Трофимов – демократ по
происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова,
Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность
общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы
за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов несмотря
на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный
опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности,
что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».
Эгоизму помещиков и купцов
Трофимов противопоставляет свою преданность общественному делу, свой
патриотизм.
Трофимов – человек именно такого
мировоззрения, и это является причиной его абстрактных представлений о
будущем и о путях борьбы за него.
Трофимов был для Чехова лишь
отражением совершавшегося в тогдашней действительности социального
брожения, собирания прогрессивных сил для решительной борьбы с
самодержавием, деспотизмом.
Жизненная правда во всей её последовательности
и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы.
Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий
характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей
своей естественностью, теплотой человеческих чувств.
По силе своего непосредственного
эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург
в искусстве критического реализма.
Драматургия Чехова,
откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к
повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили
дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности
к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и
зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло
за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое
новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я
горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были
различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что
Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более
прекрасной, более справедливой, более разумной.