Анализ рассказа Блока 'Потомки солнца'
Рассказ «Потомки солнца» опубликован в первой части хрестоматии для XI
класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством
«Просвещение».
В 20— 30-е
годы - период к которому относится написание рассказа - и доброжелатели, и
хулители Платонова говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных
финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основе логики событий,
отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и
нас, современных читателей.
Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось
восхищение мощным художественным даром писателя — плотностью повествования,
универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой
в языковой стихии pyсского языка, способного выразить даже мучительную немоту
мира и человека.
Платонов жалеет человека. Потребность проливать слезы над чужим горем
у него настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает в
своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения...
фантазия художника не знает и не хочет знать никаких ограничений... Он сгущает
краски, преувеличивает, чтобы вызвать в читателе единственное из известных
наслаждений — чувство жалости».
Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той
правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа.
Платоновское повествование практически лишено метафоричности, присущих
«традиционному» стилю сравнений. Платонов, скорее, использует прием
«деметафоризации» и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста
построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая
конструкция Платонова — сложноподчиненное предложение с избыточным
употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы», фиксирующих
причины, цели, условия того образа мира, который создается в сознании
героя.
Рассказ
«Потомки солнца» разделён на четыре смысловые части. В первой из них нам
рассказывается о детских годах главного героя – инженера Вогулова: «Он был
когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать и родные плетни, и поле, и
небо над всеми ими».
Во второй
части мы узнаём, что Вогулов, тот самый некогда нежный мальчик, а теперь седой
согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, становится главным
руководителем по перестройки земного шара. Вогулов считает, что «Земля, с
развитием человечества, становится всё более неудобна и безумна. Землю надо
переделать руками человека, как нужно человеку». Он руководит миллионными
армиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют её образ.
Работает бессменно, бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, с
безумием и беспокойной неистощимой гениальностью. Вогулов изменяет рельеф
планеты, чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает огромный по своей
мощности источник энергии – ультрасвет, с помощью которого «армия рабочих в
двадцать-тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи». Вот
картина действия адской машины: «Ураган сметал страны, молнии засверкали в
атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды
тонн воды на острова».
Вогулов
командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. «В бешенстве и
неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в
материю и пережёвывали её. Безумие работы охватило человечество. Температура
была доведена до предела – дальше уже шло разрушение тела, разрыв мускул и
сумасшествие».
В будущем
Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику, «остальная же площадь земли
будет отведена под хлеб и под опыты и пробы человеческой мысли, она будет
мастерской, обителью машин и пашней».
Но на этом
Вогулов не останавливается. Он надеется “...постигнуть мир... и пересоздать
вселенную”, убежденный в своем праве “беспощадно” вмешаться в создание
“...творца, который когда-то, играя, сделал звезды и пространства”. И так,
Вогулов задаётся идеей перестроить Вселенную, для чего изобретает
фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на производство которого работают
огромное количество людей. «Но этого было мало: человек работал слишком
медленно и лениво» и Вогулов привил рабочим микроб энергии, который «делал
ненужной вечность – довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта и
почувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта.
В
заключительной части рассказа автор объясняет нам, что желание переустроить мир
объясняется трагической молодой любовью главного героя. Здесь же Платонов
делает вывод, что: «Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно
хочет этого невозможного и сделает это возможным, какие бы пути ни вели к
нему».
В своём рассказе
автор говорит нам о том, что человек должен жить в согласии с природой, не
разрушать, не перестраивать её, а особенно, в таких глобальных масштабах, как
это сделал инженер Вогулов. Человек – часть природы, её дитя. Он как родной сын
должен любить, уважать, защищать её, не давать в обиду. Ведь человек без
природы – ничто, без неё он не способен существовать.