Александр Николаевич Островский
Александр Николаевич Островский
( 1823-1886)
Александр
Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, - в
старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга,
образованный и умелый судебный чиновник , а затем - известный в московских
коммерческих кругах стряпчий (адвокат), нажил изрядный достаток; поднимаясь по
служебной лестнице , получил права потомственного дворянина, стал помещиком;
понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части .
Александр
Островский получил неплохое домашнее образование - с детства пристрастился к
литературе, владел немецким и французским языками, хорошо знал латынь, охотно
занимался музыкой. Он успешно окончил гимназию и в 1840 году поступил на
юридический факультет Московского университета. Но карьера юриста Островскому
не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство. Он старался не пропускать
ни одного спектакля: много читал и спорил о литературе, страстно полюбил
музыку. В то же время сам пробовал писать стихи и рассказы.
Охладев к занятиям
в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца
служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся
человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в судебной
деятельности, Островский мечтает стать писателем.
Во времена
юности Островского крестьяне и купцы одевались , ели , пили и веселились не
так, как люди просвещенных сословий. Даже общая православная вера не до конца
объединяла их с образованными. В русской земле словно существовало два разных,
мало связанных , мало понятных друг для друга мира. Но в середине 19 века
границы этих миров начали постепенно разрушаться. Образованные люди стали
искать способы преодолеть разрыв, восстановить не столько государственное -
оно-то было ! - сколько духовного и культурное единство русского народа. А
простые, верные старинному укладу люди с развитием деловой жизни все чаще
вынуждены сталкиваться с современным им государством. Приходилось обращаться в
суды для разрешения имущественных и наследственных споров , в разных учреждений
получать разрешения на промысел и торговлю. Чиновники их обманывали, запугивали
и обирали. Поэтому самые сметливые стали учить своих детей, начали приспосабливаться
к «европеизированной» жизни. Но на первых порах часто принимали за
образованность лишь различные внешние стороны высший сословий.
Богатые, но
еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно
предъявляет им современная жизнь, - вот основа комедийных конфликтов молодого
Островского, да еще таких , где смешное переплетено с грустным: ведь причуды
имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и
угнетенных.
Его
всероссийская известность началась со второй комедии - «Свои люди сочтемся !»
(или «Банкрот» 1849 г.) Пьеса имела огромный успех у читателей после публикации
в журнале «Московитянин». Однако постановка ее были запрещена по указанию
самого царя Николая 1 . Цензурный запрет продержался одиннадцать лет.
Уже в комедии
«Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского:
умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы,
создать яркие и узнаваемые характеры не только главных , но и второстепенных
персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. И у каждой из них
- не простой, заставляющий задуматься конец.
После того:
как в комедии «Свои люди - сочтемся!» была создана столь безотрадная картина,
Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять
безнравственности и жестокости современных отношений. Он опасался поселить в своих
зрелищах чувство безнадежности. Именно такие, взывающие сочувствия герои и
появляются в комедии «Не свои сани не садись» (1853) (первая из пьес
Островского которая пошла на сцене ) и «Бедность не порок» (1954).
В 1956 г
Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки до Нижнего Новгорода.
Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в
«Грозе» (1959) одной из самых знаменитых его пьес. Действие пьесы происходит в
вымышленном глухом городе Калинове. Островский показал в пьесе не только
внешние обстоятельства трагедии: суровость свекрови, безволие мужа и его
приверженность к вину; равнодушное формальное отношение калиновцев к вере; не
только властную грубость богатых купцов, нищету и суеверие жителей. Главное в
пьесе - внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще
неясного ей самой. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на
переломе, на пороге новой исторической эпохи.
В 60 г.г. в
творчестве островского появляется и герой дворянин. Но такой, который занят не
правдоискательством, а успешной карьерой. Например в комедии «На всякого
мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских типов, по-разному
переживающих отмену крепостного права. Главные герои «Леса» - двое из
дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица, проматывающая имение
с любовниками, и ее племянник актер.
В последних
произведениях Островского в центре событий все чаще оказывается женщина.
Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя,
«делового человека», интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью
поглощает борьба за материальный успех. В конце своего творческого пути он
написал драму «Богатые невесты»ю Но самая прославленная пьеса Островского о
судьбе: как тогда выражались, « девушки на выданье» - «Бесприданница» (1878 г)
В последние
десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник
отечественному театру. В 1972 г. он написал стихотворную комедию «Комик 17
столетия»о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы
Островского о современном ему театре - «Таланты и поклонники» (1981) и «Без
вины виноватые» (1983). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актеров .
Проработав для
русской сцены без малого сорок лет Островский создал целый репертуар - около
пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И
через полтораста лет не трудно увидеть рядом героев его пьес.
Умер
Островский в 1886 году в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в
костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких извилистых речек.
Жизнь писателя по большей части и протекала в этих сердцевинных местах России:
где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало затронутые современной ему
городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную русскую речь.