Поиски истины по роману Булгакова 'Мастер и Маргарита'
Муниципальное
общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная
школа № 1 с. Некрасовка Хабаровского района, края.
ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ
СОЧИНЕНИЕ
на
тему:
Поиски истины
по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Выполнила: ученица 11 кл. «Б»
Тихоньких Елена
Проверила: Лебедикова Л. Ю.
2001
год
Без
истины трудно жить
А. Платонов
Истина… Какое глубокое и емкое слово. Стараясь осмыслить его, мы
говорим «истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта». Каждому
человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений,
свойственен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые, считающие себя
ответственными за все происходящее на земле, всю жизнь старались найти правду,
благодаря которой можно изменить себя и окружающий мир.
В поисках истины провел свою жизнь Лев
Николаевич Толстой, анализируя каждый прожитый час. Страдал и мучился Федор
Михайлович Достоевский, отыскивая в истине пути совершенствования души
человека.
Для Михаила Афанасьевича Булгакова
основным источником истины стала религия. Он был убежден, что только через
приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой
невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей творческих – это знак,
которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются герои
его книг.
Герои произведений Михаила Булгакова
реалистичны и современны. Именно они помогают читателю осознать позицию автора,
его отношение к добру и злу, его глубокое убеждение в том, что человек должен
сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Проблема нравственного выбора,
ответственности и наказания становятся главными проблемами романа.
Роман «Мастер и Маргарита» начинается со
спора двух литераторов Берлиоза и Бездомного с встретившимся им незнакомцем на
Патриарших прудах. Они спорят о том, есть ли Бог или нет. На утверждение
Берлиоза о невозможности существования Бога Воланд возражает:
«Кто же управляет жизнью человеческой и
всем распорядком на земле?».
Иван Бездомный сумел ответить на этот
вопрос:
«Сам человек и управляет».
Но развитие сюжета романа Михаила Булгакова
опровергает этот тезис, раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей.
Например, нелепая смерть Берлиоза. А если жизнь человека действительно зависит
от случайностей, то можно ли ручаться за будущее? Что же является истиной в
этом хаотическом мире?
Этот вопрос и становится главным в
романе. Ответ на него читатель находит в «евангельских» главах, где автор
размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на
земле, за собственный выбор человеческих путей, ведущих или к истине и свободе,
или к рабству и бесчеловечности.
«В белом плаще с кровавым подбоем»
появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он
должен решить судьбу другого человека. У римского прокуратора нет желания
губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осознает, что Иешуа не
виновен. Но Михаил Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства,
он не имеет права руководствоваться нравственными принципами. Понтий Пилат –
сильный человек, и он понимает, что может выжить и преуспеть, оставаясь рабом и
слугой кесаря. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на
смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, он восклицает: «Погибли!»
Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Но в
споре между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и добре побеждает последний,
потому что он идет на смерть, но не отказывается от своих убеждений, оставаясь
истинно свободным.
Иешуа у Булгакова – обычный смертный
человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный, но он – воплощение
чистой идеи, провоз вестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание
не могут изменить идее добра, милосердия. Он утверждает «царство истины и
справедливости», где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти».
Иешуа верит в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство
истины» обязательно наступит.
В романе Михаила Булгакова Иешуа –
прообраз Христа, но это не Богочеловек, а Тот, Кто знает и несет истину. Он проповедник,
носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути
к добру, любви, милосердию.
Но в мире булгаковского романа появляется
и Сатана-Воланд со своей свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас, и
этот иронический взгляд Воланда на окружающее близок автору. Воланд
вглядывается в людей и окружающий мир, стараясь выявить в них несовершенное. Он
высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра,
изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Всего на три дня Воланд и
свита остается в Москве, но спадает покров серой повседневности, и человек
предстает перед нами в своей наготе:
«Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь
это всегда было… Человечество любит деньги. Ну, легкомысленны… ну что ж… и
милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают
прежних… квартирный вопрос только испортил их…».
Внешне же люди сильно изменились, как и сам
город.
Он восстанавливает равновесие между добром
и злом и этим служит добру. Но разве можно считать, что в романе порок наказан?
Перемены – мнимые: Степа Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а
гастрономом в Ростове. Так все видящий Воланд утверждает, что никакой ход
истории не меняет человеческую природу. Именно эти страницы романа заставляют
читателя задуматься над вопросом: человек полностью зависит от случая и все в
нем непредсказуемо? Что же может противостоять стихии жизни и можно ли изменить
этот мир? На эти вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую историю
Мастера и Маргариты.
Поведение романтических героев определяет
не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Мастер
устанавливает историческую истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате.
Читая этот роман Мастера, мы понимаем, почему «Рукописи не горят». Мастер в
своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить
истину, вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. Но Мастер не герой, он лишь
служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного
государства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от
романа, сжигает его.
Подвиг совершает Маргарита, она умеет
бороться. Она преодолевает обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры
в талант Мастера:
«Я погибаю вместе с тобой».
Она идет на самопожертвование, закладывая
душу дьяволу. Так Маргарита сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими
нравственными принципами.
Прочитан роман Михаила Афанасьевича
Булгакова «Мастер и Маргарита»… Но я еще долго размышляю над тем, что
человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск
истины, следования высоким идеалам добра и красоты. Так что же такое истина по
Булгакову? Истина – это ответственность человека за все добро и зло, которые
совершаются на земле, это собственный выбор жизненных путей. Истина – это
всепобеждающая сила любви и творчества, возносящая душу к высотам настоящей
человечности.
PS. Это сочинение выполнила медалистка
закончившая в 2001 году школу с серебряной медалью. Сочинение сдавалось в РОНО
Хабаровского района. Оценка «ОТЛИЧНО»