Жизнь и Творчество Л.Н.Толстого
ЛЕВ
НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828-1910)
Ему было близко всё человечество. Но любил
он, непобедимой любовью, свою Россию. Её
душу понимал он, как никто, красоту её при-
роды изображал с совершенством непости-
жимым.
В.Я.Брюсов
По рождению и воспитанию Лев Николаевич
Толстой принадлежал к «высшей помещи-
чьей знати России». Его отец, граф
Н.И.Толстой, был участником Отечественной войны
1812 года, мать – урождённая княгиня
Волконская.
Его предки были в родстве с Пушкиными,
Трубецкими,Голицыными. Семейные предания,
рассказы родных и близких о событиях 1812 и
1825 годов, жизнь в родовой усадьбе оказа-
ли на Толстого огромное влияние и оставили
заметный след в его творчестве. «Без своей
Ясной Поляны,- писал Толстой,-я трудно могу
себе представить Россию и своё отношение
к ней» Ясная Поляна была его колыбелью .
Здесь проходила жизнь семьи, друзей и близ-
ких, здесь он видел, как живёт народ, здесь
познакомился с народными песнями, сказками,
легендами, былинами.
рую высоко оценил Н.Некрасов и напечатал в
«Современнике». За «Детством» последова-
ли повесть «Отрочество». «Юность», составившие
трилогию. В главном герое Николеньке
Иртеньеве много автобиографических черт. Его
детство, как и детство самого автора, про-
текает в дворянской усадьбе. Он умён,
наблюдателен, обладает необычайно живым вооб-
ражением, постоянно анализирует свои мысли
и поступки. Душа Николеньки открыта
всем впечатлениям жизни, но в детские годы
дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской
усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки лю-
дей своего круга и приходит к мысли о
необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправит сомого себя.
Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания,
и Николенька постепенно уступает дурному
влиянию своей среды, с её тщеславием, лице-
мерием, презрением к незнатным людям,
равнодушным, а чаще жестоким отношением к
слугам и крепостным.
Автор «Детства» и «Отрочества» проявил себя
глубоким и тонким мастером, психологом,
критика отмечала его исключительную
способность передавать тайные, сокровенные мыс-
ли и чувства человека.
В «Юности» показаны студенческие годы героя
трилогии, его первый разлад с барской средой и стремление сблизиться со
студентами, вышедшими из среды, близкой к народу.
Впоследствии Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне
школу для крестьянских детей, затем
20 начальных школ в окрестных деревнях,
написал статьи по вопросам педогогики, создал
«Книги для чтения», составил «Азбуку».
Писатель обижался, что эта огромная работа бы-
ла не замечена. «Меня,- писал он,- хвалили за
всё, что я написал, но об одном, точно хоро-
шем и полезном, что я сделал, об Азбуке и этих
книжках, не сказано в печати ни единого ругательного слова… Но пусть попробует
кто-нибудь такие же рассказы, то увидит, как
трудно даются эти достоинства, состоящие
только в том, чтобы было просто, ясно, не бы-
всего из нескольких строк. А он их переделывал
десятки раз, добиваясь предельной прос-
тоты и ясности. В течение всей своей жизни
ихзучал произведения усного народного творчества – песни, сказки, былины,
легенды,был уверен, что в «песни, сказки, былины –
всё простое – будут читать, пока будет русский
язык».
Появление романов «Война и мир», «Анна
Каренина» и других произведений Л.Н.Толсто-
го вызвало многочисленное количество отзывов,
книг, статей. Известный русский критик
В.В.Стасов писал : «Лев Толстой поднялся до
такой высокой ноты, какой ещё никогда не
брала русская литература…»
Имя Толстого ещё при жизни писателя приобрело
всемирную известность. В наше время
Толстой занимает одно из первых мест среди
писателей всей стран и народов по числу пе-
реводов его произведений на иностранные языки.
Своей жизнью и творчеством Толстой
связал и соединил «два века» русской литературы.
М.Горький сказал : « Не зная Толстого-
нельзя считать себя знающим свою страну,
нельзя считать себя культурным человеком».