Булгаков (биография)
Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков
должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию,
прилагавшуюся к печатному «листку по учету кадров». Таких официальных
документов он собственноручно составил несколько, все они являются и
литературными произведениями, важными источниками для научной биографии
великого русского писателя.
В Отделе рукописей Государственного Литературного
музея (фонд 151, опись 1, единица хранения 278) хранится автобиография М. А.
Булгакова, датированная мартом 1931 года и содержащая малоизвестные сведения о
его театральной деятельности.
Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил
Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал
заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.
В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писал
фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал
в качестве актера.
В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах
репортером, затем фельетонистом.
В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал
сатирические повести и роман «Белая гвардия».
В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу,
которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре под названием «Дни
Турбиных» и была запрещена после 289-го представления.
Следующая пьеса «Зойкина квартира» шла в театре имени
Вахтангова и была запрещена после 200<-го> представления.
Следующая - «Багровый остров» шла в Камерном театре и
была запрещена приблизительно после 50-го представления.
Следующая - «Бег» была запрещена после первых
репетиций в Московском Художественном театре.
Следующая - «Кабала Святош» была запрещена сразу и до
репетиций не дошла.
Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930
года) был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера,
находясь в которой, написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя.
В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и в
актерский состав Московского Художественного театра.
Творчество Булгакова - вершинное
явление русской художественной культуры двадцатого века. Трагична судьба
Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по
1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.
Булгаков был своего рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после
окончания войны (1-ой мировой): "...западные страны зализывают свои раны,
они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем
драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!"
В своем знаменитом письме "Правительству
СССР", написанном в один из самых драматических, страшных моментов его
жизни, его самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из
главных черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в отношении
революционного процесса...". Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем
кто-либо из его современников, со всей определенностью поставил вопрос о
свободе слова, о свободе печати как непременном условии свободы творчества.
Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям,
кроме жертвы свободой художественной мысли.
Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя
его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый
сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит оглядки".
Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его
любимейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою Мастеру - он
придает портретное сходство с Гоголем.
Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы.
Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и
пристальный анализ формировали его неповторимый стиль.
Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну -
тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания,
тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе
немецких романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была
столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться
сверхъестественной.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, -
непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что
вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира
беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна;
время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром
есть понятия "Булгаковская Москва", "Булгаковский Киев".
Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во
многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии,
эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из
которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий
себя в литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и
драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но
скандальной славой «Дней Турбиных». Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич –
театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки
пьес уже не может – не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный
шедевр - «Мастера и Маргариту»). Надо сказать, что Булгаков – феноменальное
явление советских времен. Он с детства ненавидел писать на «социальный заказ»,
в то время как в стране конъюнктурщина и страх губили таланты и выдающиеся умы.
Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что никогда не станет «илотом,
панегиристом и запуганным услужающим». В своем письме правительству в 1930г. он
признавался: «Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил,
зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет». Эта невероятная смелость
была, очевидно, вызвана тем, что Булгаков никогда не отступался от своих
творческих позиций, идей и оставался самим собой в самые тяжелые моменты жизни.
А их у него было немало. Ему полной мерой довелось испытать на себе давление
мощной административно-бюрократической системы сталинских времен, той, которую
он впоследствии обозначил сильным и емким словом «Кабала». Многие его
творческие и жизненные установки, реализованные в художественных произведениях
и пьесах, встретили жестокий отпор. В жизни Булгакова были полосы кризисов,
когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не давали работать в
любимом МХАТе.
Со Сталиным у Булгакова были особые отношения. Вождь
критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в
них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что
называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те времена забирали
за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза,
унаследованного от отца). Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли ждет
блестящее литературное будущее (его произведения постоянно подвергались
чудовищной критике), доведенный до нервного расстройства, открыто писал Сталину
(письмо это приобрело широкую известность): «…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего
ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С
ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется». На самом
деле, Булгаков по-своему любил Родину, не представлял себе жизни без советского
театра, но.… Однажды он сказал: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если
замолчал, значит, был ненастоящий. А если настоящий замолчал – погибнет».
Почему же Вождь не ликвидировал «антисоветчика», «буржуазного писателя»
Булгакова? Говорят, писатель «сразил» его необыкновенным обаянием и чувством
юмора. А Сталин еще и ценил его как драматурга: смотрел пьесу «Дни Турбиных» 15
раз! Л.Е. Белозерская (жена Михаила Афанасьевича) так описывает Булгакова при
первой встрече с ним: «Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий
его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор.… Передо мной стоял
человек лет 30 – 32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор.
Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны; когда говорит,
морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших возможностей. Это
значит – способно выражать самые разнообразные чувства. Я долго мучилась,
прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг
меня осенило – на Шаляпина!»
Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург,
режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну
в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему
пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом),
гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном
городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное
молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми
зачитываются во всем мире.