Биография Александра Дюма. Характеристика его романа 'Учитель фехтования'
Александр Дюма прославленный романист родился в 1802 г. В семье генерала Тома
Дюма и дочери трактирщика - Марии-Луизы Лабурэ. Юные годы Александр провел в
родном городе Виллер-Котре; окончив в 1823 г. местный коллеж, он направился в
Париж, где некоторое время служил в канцелярии герцога Орлеанского.
В молодые годы Дюма Увлекся поэзией и театром, стал
ярым поборником романтического искусства. В духе этого передового направления в
литературе он создает свои первые драмы – «Христина»(1827), «Гентих III и
его двор» (1829).
Пятого июня 1832 г. Париж хоронил генерала Ламарка.
Дюма был лично знаком с Ламарком, вот почему по просьбе родственников покойного
генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным
катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, что и
следовало ожидать: траурное шествие превратилось в революционное восстание.
Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет
напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был
схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян.
Дюма угрожал арест; по совету друзей он покинул Францию
и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию
свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».
В 1834 г., совершая путешествие по Испании и Италии,
Александр Дюма побывал в Сицилии, где по совету известного композитора Беллини
он осмотрел достопримечательности небольшого селения Баузо и на основе
бытовавшего там народного предания написал новеллу «Паскаль Бруно».
В тридцатых годах Дюма стал разрабатывать особый
литературный жанр, названый им « исторические сцены». То был вид романа,
повести, новеллы, в которых построенная на историческом материале повествование
перемежалось живым, динамичным диалогом; описательный элемент в таких
произведениях был сведен до минимума, с тем, чтобы с первых же страниц книги
ввести главных героев в стремительно развивающиеся действия. Такова композиция
повести «Правая рука кавалера де Жиака» (отнесенная автором к виду
«исторических сцен»), имеющая хронологическую общность с романом «Изабелла
Баварская».
Годы 1840-1848- период наиболее интенсивного труда
писателя, когда им были созданы произведения, ставшие известными во многих
странах мира. Поражает разнообразие жанров: роман исторический и
нравоописательный, новеллы фантастические и реалистические, драмы и комедии,
путевые очерки и газетные статьи.
«Граф Монте-Кристо»- классический образец жанра
романа-фельетона. Каждая глава включает напряженный момент из жизни того или
иного персонажа, перекидывает мост к следующей ступени увлекательного сюжета,
раскрывает новые грани характера героев.
Работая над «Графом Монте-Кристо» Дюма одновременно начал публиковать роман
«Три мушкетера» (1844), первую часть знаменитой трилогии, в которую вошли
романы «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон или Десять лет спустя».
Накануне революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе,
которой он уделил исключительное внимание в своем творчестве, - к XVI
веку, и пишет вторую трилогию, посвященную борьбе Генриха Наваррского за
Французский престол: “Каралева Марго”, “Графиня Монсоро” и “ Сорок пять” (1845
– 1848).
Дюма
отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа и весть о крушении королевского
трона встретил с искренним ликованием. Он устраивает на площади Парижа народное
гуляние и уже в марте 1848 г. начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи
в защиту Республики. Но Республика просуществовала всего лишь несколько лет.
В декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал
писать «Мемуары», которые по своим художественным достоинствам не уступают его
лучшим беллетристическим сочинениям.
Возвратившись в Париж в 1853 г., Александр Дюма основал
здесь собственный журнал «Мушкетер», пытавшийся быть не зависимым в отношении
нового режима. Но по-прежнему главным делом его жизни являлся усердный труд над
большими романами.
Продолжая заполнять «белые пятна» много вековой эпопеи,
Дюма в 1857 г. обращается к роману под несколько завуалированным названием
«Сообщники Иегу».
Этот роман представляет тот эпизод из истории Франции, когда она вела
революционные войны против коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегу скрывался
Жорж Кадудаль, известный монархист, заговорщик. Действие романа начинается в
1799 г., когда Наполеон был первым консулом Республики. В стране создалась
напряженная обстановка. Восстание в Вандее, спровоцированное монархистами,
поддерживалось бандами Кадудаля, грабившими государственную казну и
терроризировавшими мирных жителей.
В 1866 г. Александр Дюма направился в Пруссию и
Австрию; тогда между этими странами возникла война. С фронта он направляет в
парижские газеты обзоры военных действий и одновременно работает над новым
романом – «Прусский террор», в котором обличил под именем графа Безеверка
прусского канцлера Бисмарка.
Весной 1870 г. Александр Дюма уехал на юг Франции, где
должен был подготовить к изданию ряд книг, но франко-прусская война произвела
тяжелое впечатление на писателя, его здоровье резко ухудшилось. 6 декабря 1870
г. он умер и был похоронен в Виллер – Котре.
ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ»
Главные герои романа «Учитель фехтования» - Иван
Александрович Анненков и француженка Полина Гебль, ставшая после замужества
Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей пребывание на каторге в своей
книге воспоминаний.
Композицию этого романа Дюма формирует, сообразуясь с
теми моментами из жизни героев, которые были зафиксированы Гризье. Богатая
фантазия писателя придала хроникальному материалу форму художественного
произведения, в котором историзм соседствовал с изрядной долей вымысла.
Узловыми эпизодами сюжета были:
Приезд Гризье в Петербург. Его знакомства с Луизой
Дюпюи ( Полиной Гебль). Любовь Луизы и кавалергардского офицера Алексея
(Анненкова). Встречи республиканца Алексея с заговорщиками. Военное восстание
декабристов. Арест Алексея. Суд и ссылка. Следование Луизы в Сибирь.
Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском заводе.
Итак, сюжет романа в основных своих разветвлениях
построен сообразно тем обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни
Анненкова и его близкого друга. М.Н. Волконская в своих «Записках» образно
рисует момент приезда будущей супруги декабриста:
«Анненкова приехала к нам, нася еще имя м-ль Поль. Это была молодая
француженка, красивая, лет 30; она кипела жизнью и весельем и умела удивительно
выискивать смешные стороны в других. Тотчас по ее приезде комендант объявил ей,
что уже получил повеление его величества относительно ее свадьбы. С Анненкова,
как того требует закон, сняли кандалы, когда повели в церковь, но, по
возвращении, их опять на него надели. Дамы проводили м-ль Поль в церковь; она
не понимала по-русски и все время пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и
Александром Муравьевым. Под этой кажущейся беспечностью скрывалось глубокое
чувство любви к Анненкову, заставившее отказаться от своей родины и от независимой
жизни». ( Записки княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)
Анненков, как представил его Дюма, особо значительной
роли в движении декабристов не принимал, но он возвеличен как человек и
участник восстания, увлеченный мечтой – основать в России республику, он отдает
во имя торжества этого дела все свои средства. Увидев, как в неравной борьбе
пали его сподвижники, он не бежит с поля боя, а добровольно вручает свою шпагу
офицера царскому сановнику Орлову.
Романист явно обеднил духовную сторону жизни члена
Северного общества И.А. Анненкова, получившего прекрасное образование в
Московском университете. На следствии Анненков указал на исключительное
значение лекций швейцарского просветителя Дюбуа, которые он слушал в университете:
«Первые свободные мысли внушил мне мой наставник, ибо он всегда выставлял свое
правительство как единственное, не унижающее человечества, а прочее говорил с
презрением, наше же особенно было предметом его шуток».
Академик М.В. Нечкина, выявляя рост политического
сознания русских революционеров, пишет: «Поручик кавалергардского полка
декабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес на Общество, также (как А.
Раевский.- М.Т.) мотивировал это честью: «Тяжело, не честно доносить на своих
товарищей». В ответ на это Николай, вспылив, крикнул: « Вы не имеете понятия о
чести!»
Столкнулись два понятия о чести – реакционное и
революционное». (Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977, с.332.)
По показаниям Матвея Муравьева-Апостола, Анненков
наряду с Рылеевым, Н. Тургеневым, Оболенским выражал согласие с умыслом
цареубийства и установления республики. Арестованный 19 декабря Анненков был
приговорен Верховным уголовным судом к 20 годам каторжных работ с последующей
ссылкой на поселение. Поскольку события романа «Учитель фехтования» завершались
в 1826 г., естественно Дюма не мог рассказать о жизни своего героя в
последовавшие за тем годы.
В Сибири Прасковья Егоровна и Иван Александрович
прожили тридцать лет. В 1854 г. их навестил находившийся в ссылке Ф.М.
Достоевский, знавший, сколько вытерпели они горя. Несколько позже он писал П.У.
Анненковой: « Я всегда буду помнить, что с самого пребывания моего в Сибири, вы
и все превосходное семейство ваше брали и во мне и в товарищах моих по
несчастью полное и искреннее участие. Я не могу вспоминать об этом без
особенного, утешительного чувства, и, кажется, никогда не забуду». ( Письмо
Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).
В 1856 г. И.А. Анненков с супругой переехали на
постоянное местожительство в Нижний Новгород. Здесь И.А. Анненков служил в
губернском управлении, состоял членом комитета по улучшению быта крестьян, был
избран почетным мировым судьей, принимал деятельное участие в проведении
крестьянской реформы.
В Нижнем Новгороде Анненков завел знакомство с
литераторами. Великий украинский поэт Т.Г. Шевченко сделал краткую запись в
своем дневнике от 16 октябре 1857 г.: «На квартире у Якобы встретился я
благоговейно познакомился с Иваном Александровичем Анненковым».
Здесь мы не будем говорить о серьезных ошибках
автора «Учителя фехтования», допущенных им при реализации столь сложной темы,
как деятельность русских революционеров 20-х годов. Причин тому множество.
Укажем лишь те, которые ясны каждому. Прежде всего «Учитель фехтования», один
из ранних романов Дюма, и за плечами французского писателя не было еще его
известных творений – ни «Трех мушкетеров», ни «Графа Монте-Кристо», опыт
создания которых помог бы ему, положить в основу эпохальное событие русской
действительности, создать масштабное художественное произведение.
Не забудем и другого немаловажного обстоятельства
– отсутствие объективных сведений о характере движения декабристов. Писатель
мог познакомиться лишь с «Докладом следственной комиссии» да с легендой «о
нескольких злодеях и безумцах мечтавших о возможности революции», для которой в
России не существовало благоприятных условий.
Известный литературовед С. Дурылин весьма
объективно и содержательно охарактеризовал значение книги французского
писателя: «Роман Дюма был повествованием о декабристе, основанном не на
вымысле, а на исторической правде, и повествованию этому, вышедшему из-под пера
популярнейшего писателя современности, был обеспечен успех и внимание широкого
европейского читателя. Для Николая I это не могло не быть весьма неприятным
сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и сочувственное внимание – широкой
европейской аудитории к людям, самое имя которых для Николая I было
ненавистно. Присуждая декабристов к каторжному молчанию сибирских пустынь,
Николай хотел казнить их жестокой казнью полного забвения. Дюма своим романом
отменял этот приговор для одного из декабристов и тем самым привлекал внимание
к судьбе всех остальных. Эти остальные героическими тенями проходят в романе».
(Дурылин С. Александр Дюма – отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32,
М., 1937,с. 513.) И действительно, стоит прочесть описание событий,
происходивших 14 декабря на Сенатской площади, и можно убедиться, что Дюма
всецело на стороне храбрых солдат и офицеров, принявших участие в памятном
восстании.
В 1858 г. осуществилась давнишняя мечта
французского писателя – посетит Россию. Прибыв в Петербург 23 июня, он
остановился в особняке Г. А. Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста
постоянно собирались многие литераторы.
У Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и
Л.А. Меем. Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.
Петербург встретил французского писателя с
искренним радушием. Так как Дюма по свидетельству И. И. Панаева пользовался в
России почти такой же популярностью, как и во Франции.
В Петербурге Дюма провел полтора месяца, затем
направился в Москву. Далее он предпринял путешествие по Волге от Нижнего
Новгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и Баку добрался до Кавказа и
только лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию.
Использованная литература: Александр Дюма. «Учитель фехтования».
«Черный тюльпан». Новеллы.
Москва.
Издательство «Правда» 1981 г.