Николай Гумилев
Первая
четверть двадцатого века была наполнена крупными историческими событиями, и,
как всегда, переломные годы России породили много писателей и поэтов, критиков
и философов. Среди них в годы, о которых идет речь, активно вели творческую
жизнь Лев Толстой, Иван Бунин, Куприн, Есенин, Блок, Маяковский, Мандельштам,
Андрей Белый и многие другие видные писатели, участвовавшие в общественной
борьбе и создававшие произведения, отражавшие жаркие схватки противоборствующих
сил. Именно в такую неоднородную литературную среду и вошел Николай Гумилев. Он
был щедро наделен от природы оригинальным талантом, впоследствии, к сожалению,
реализованным не в полной мере. Он написал много хороших и нисколько не
враждебных нам стихов и сделал много замечательных переводов, и нельзя писать
историю русской поэзии ХХ века, не упоминая о Гумилеве, о его стихах, о его
критической работе как автора книги о русской поэзии, о его взаимоотношениях с
Блоком, с Брюсовым, с другими выдающимися поэтами.
Поэт
вырос из семьи корабельного врача. Родители его переехали в Царское Село. Хотя
первое стихотворение поэта было опубликовано в газете «Тифлисский листок» в
городе Тифлисе. Огромный вклад в творчество Н. Гумилева внес известный в то
время поэт Инокентий Федорович Анненский, которому посвящено следубщее
стихотворение:
Памяти Аненского.
К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Инокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.
Я помнб дня: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространство безымянных
Мечтаний – слабого меня.
……..
Он был
директором царскосельской гимназии, в которой Гумилев выпустил свой первый
сборник стихов «Путь конквистадоров».
Н.
Гумилев сразу заявил об особом подходе к миру.
Конквистадор
завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, вплетая ,в воинственный наряд
звезду долин, лилию голубую, проникая в «тайны дивных снов», добывая звезды с
«заснувшего небосклона».
Возникают
«всегда живые, всегда могучие» «герои героев»: «сверкая доспехами», они
подымают «меч к великим войнам» во имя «божественной любви». Мужественная
интонация нарастает. Волевое начало становится доминирующим. Вот оно – отличие
Гумилева от его старших современников: К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока
(Брюсов считал, что именно им подражал Гумилев). Название «Путь конквистадоров»
оттеняло новизну избранной позиции. Идеалы утверждались в «битве» огневой,
даже кровавой.
Гумилев
стремился приблизить возможную гармонию. На этом пути фантазия подсказала
образы богов, королей, царей и пророков – символы кары за слабость людей,
всеядность.
Он,
как гроза, он гордо губит
В палящем зареве мечты
За
то, что он безмерно любит
Безумно-белые
цветы.
Страстная
притяженность к грядущим зорям тесно связала «Путь конквистадоров» с поэзией
начала ХХ века. В ней, однако, Гумилев проложил свое русло.
В
1907 году он уезжает в Париж для продолжения образования. Но, предаваясь
творческим увлечениям, будущий поэт таки не окончил Сербонны. Он начал издавать
литературный журнал «Сириус», соавтором которого была Анна Горенко, знакомая с
ним еще по Царскому Селу.
Гумилев
стремился стать знаменитым, но после публикации трех тоненьких номеров
«Сириуса» литературное предприятие его закончилось.
Там
же, в Париже, выходит в свет в 1908 году вторая книга «Романтические цветы». «Любовь,
в самом общем смысле слова, есть связь отдельного, и у Верхана (бельгийский
поэт – символист; писал на французском) совершенно отсутствует чувство этой
связи», - писал Гумилев в период создания «Романтических цветов», где драма
неразделимой либо неверной любви тоже трактуется расширительно. Как знак
разобщения, отчуждения людей друг от друга. Потому горечь обманутого
лирического героя приобретает особую значимость. А вечная тема – новые грани.
Большинство
стихотворений обладает спокойной интонацией. В неповторимом облике оживляет
поэт легендарные мотивы, творит фантастические превращения. Экзотика, обычно
географическая и историческая, определяет феномен Г.
Не
удовлетворяясь чтением и воображаемыми странствиями по экзотическим краям, Г. отправляется
в свое первое путешествие в Африку, о чем пишет в письме отцу, но отец считал это
пустым занятием и не только не прислал денег, в которых очень нуждался Николай,
но и не дал своего благословения, сказав, что сперва закончить университет,
только потом…
Но
увещевания отца не были приняты во внимание, и поездка совершилась на
сэкономленные присылаемые родителями деньги. Он заранее написал несколько писем
и попросил друзей, чтобы они отсылали их родителям через каждые 10 дней
В
1908 году Г. вернулся из Африки в Париж, а затем и в Россию.
Отношение
к начинающему поэту в литературных кругах было не особенно благожелательным.
Письмо Брюсову: «Я имел к Зинаиде Николаевне
Мережковской рекомендательное письмо от ее знакомой писательницы Микулич и
однажды днем я отправился к ней. Войдя, я отдал письмо и был введен в гостиную.
Там, кроме Зинаиды Ник., были еще Философов, Андрей Белый и Мережковский.
Последний почти тотчас скрылся, остальные присутствовавшие отнеслись ко мне
очень мило, и Философов начал меня расспрашивать о моих философско-политических
убеждениях. Я смутился, потому, чтобы рассказать мое мировоззрение стройно и
связно, потребовалась бы целая речь, а это было невозможно… Я отвечал, как мог,
отрывая от своей системы клочки мыслей, неясные и недосказанные. Но, очевидно,
желание общества было подвести меня под какую-нибудь рамку. Сначала меня сочли
мистическим анархистом – оказалось неправильно. Учеником Вячеслава Иванова – тоже.
Наконец сравнили с каким-то французским поэтом Бетнуаром или что-то в этом роде…
на мою беду в эту минуту вошел хозяин дома Мережковский, и Зинаида Ник. Сказал ему:
«Ты знаешь, Николай Степанович напоминает Бетнуара». Мережковский положил руки
в карманы, встал у стены и начал отрывисто и в нос: «Вы, голубчик, не туда
попали! Вам не здесь место. Знакомство с вами ничего не даст ни вам, ни нам.
Говорить о пустяках совестно. А в серьезных вопросах мы все равно не сойдемся.
Единственное, что мы могли бы сделать, это спасти вас, так как вы стоите над
пропастью. Но это ведь…» Тут он остановился. Я добавил: «Дело не интересное?» И
он откровенно ответил: «Да», - и повернулся ко мне спиной. Чтобы сгладить эту
неловкость, я посидел еще минуты три, потом стал прощаться. Никто меня не
удерживал, никто не приглашал. В переднюю, очевидно из жалости, меня проводил
Андрей Белый».
Не
получив признания в кружке Мережковских, Г. встречается с И. Ф. Аненским,
знакомится с С. К. Маковским (сыном художника), который основал журнал «Аполлон»,
и становится помощником по делам издания. Он печатает в «Аполлоне» стихи и ряд
статей о русской поэзии.
Так
появился критик, занимающийся специально поэзией, что не часто бывало в нашей
литературе.
25 апреля
Г. женится на Анне Андреевне Горенко, с которой он познакомился ещё в лицее. В
том же 1910 году у Г. вышел новый, третий, сборник стихов «Жемчуга». Каждое
выступление Г. встречалось в печати критически. Выход в свет «Жемчугов» тоже
не остался без такого внимания. С мягкой иронией Вячеслав Иванов заметил, что
автор сборника «в такой мере смешивает мечту и жизнь, что совершенное им
одинокое путешествие за парой леопардовых шкур в Африку немногим отличается от
задуманного – в Китай – с метром Рабле…». А. Брюсов вообще отказал Гумилеву в
связях с современностью.
Гумилев
находил одинаковую «нецеломудренность отношения» к художественному творчеству в
двух тезисах: «Искусство для жизни» и «искусство для искусства». Но делал
такой вывод: «Все же в первом больше уважения к искусству и понимания его
сущности.
Небольшой
цикл «Капитаны», о котором так много высказывалось неверных суждений, рожден
тем же стремлением вперед, тем же преклонением перед подвигом. С именами
путешественников входит в «Капитаны» поэзия великих открытий.
В
«Жизни страха» Гумилев писал: «Под жестом в стихотворении и подразумеваю такую
расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений
ритма, что читающий стихотворения невольно становится в позу героя». Таким мастерством
владел Гумилев.
Гумилев
сделал свой вклад в этнографию Африки: собрал фольклор, изучил быт, нравы
эфиопов. А для себя как поэта, по его словам, запасся материалом и зрительскими
впечатлениями «на две книги». Действительно, многие стихи, особенно сборников
«Шатер», «Чужое небо», обретают свежую тематику и стилистику.
Неутомимый
поиск определил активную позицию Гумилева в литературной среде. Он скоро
становится видным сотрудником журнала «Аполлон».
В
своих воспоминаниях В. Неведомская говорит, что в характере Гумилева «была
черта, заставлявшая его искать и создавать рискованные положения…». Отмечает
она и его влечение к опасности чисто физической.
Г.
ищет возможность как-то организационно объединить поэтов, близких ему по
взглядам, по творческому направлению. Так родился «Цех поэтов».
Он
предлагал: «Большее равновесие между субъектом и объектом» поэзии, не
оскорблять непознаваемые «более или менее вероятныими догадками», и – поведать «о
жизни, немало не сомневающейся в самой себе…».
Акмеистские
принципы в творчестве Г., как он считал, с наибольшей полнотой выразились в новом
его сборнике, вышедшем в 1912г., - «Чужое небо». Кроме своих стихов Г. включил
в этот сборник переводы пяти стихотворений Теофиля Готье.
В
сборник были включены небольшие поэмы «Блудный сын» и «Открытие Америки». Рядом
с героем Колумбом в «открытии» Америки стала не менее значительная героиня –Муза
Дальних Странствий.
Г.
влечет феномен жизни, которая таинственна, сложна, противоречива и маняща.
Ответ
на вопрос о смысле человеческого бытия Гумилев находит у Теофиля Готье:
избегать «как случайного, конкретного, так и туманного, отвлеченного»; познать «величественный
идеал жизни в искусстве и для искусства».
В
1912 году. Г. ездил в Италию, где получил много свежих впечатлений; они
породили новые стихи, которые он публиковал в «Русской мысли». В 1913г. Г.
предпринимает еще одно путешествие в Африку, на этот раз он был командирован
Академией наук. В результате этого путешествия родились новые стихи.
1914г,
такой трагический для всей Европы из-за начавшейся летом первой мировой войны,
был небезоблачен и для Гумилева, и прежде всего лично: наметился его разрыв с
Анной Ахматовой. Г. и в жизни, и в литературе всегда тяготел к битвам,
напряженным ситуациям, оружию, поэтому начало войны он встретил как возможность
лично для себя отличиться в делах ратных.
Так,
24 августа 1914г. Гумилев стал добровольцем лейб-гвардии уланского полка и сделал
все, чтобы немедленно попасть в действующую армию.
Одновременно
с Геогиевским крестом IV степени (24 декабря 1914г) за
смелые действия в разведке Г. получил и звание ефрейтора.
За
отличие в боях Г. 15 января 1915г. был произведен в унтер-офицеры, а 25 декабря
того же года его награждают вторым Георгиевским крестом уже III степени.
В
1916г. вышла его книга стихов «Колчан». В нее были включены стихи, написанные
уже в годы войны. В Колчане множество ярких вариантов темы души и тела: «все
идет душа, горда своим уделом…»; «Все в себе вмещает человек, который любит мир»;
«солнце духа, ах, беззакатно, не земле его побороть».
В
1918г. произошел окончательный разрыв с Анной Ахматовой. Они официально
оформили свой развод.
В
1920г. у молодых супругов родилась дочь Елена.
Вскоре
после возвращения Гумилев переиздает сборники своих стихов «Романтические цветы»
и «Жемчуга», пересмотрев, поправив и дополнив их. В том 1918же году выходит его
новый сборник «Костер», в который вошли стихи, написанные в 1916-1917гг.
Последний
сборник стихов, который вышел в 1921г. Гумилев назвал «Огненный столп». В этот
сборник вошли стихи, написанные после возвращения на родину, в период самых
напряженных революционных перемен в России. Здесь стихи совсем уже другого
Гумилева. Он отходит от им же придуманного акмеизма. Клирика «огненного столпа
Гумилев пришел не стразу. Значительной вехой после «Колчана» стали произведения
его парижского и лондонского альбомов, опубликованные в «Костре». Уже здесь
преобладают раздумья автора о собственном мироощущении. Стихотворения рождены вечными
проблемами – смысл жизни и счастья, противоречия души и тела, идеалы и
действительность. Чтение «Огненного столпа» пробуждает чувства восхождения на
разные высоты. «Огненный столп», тем не менее, дарит и светлые, прекрасные
чувства, преклонение перед красотой, любовью, поэзией. «Огненный столп» Гумилев
успел только собрать и приготовить к печати, а вышла книга уже после смерти Г.
тиражом в 1000 экз.
Гумилев был
арестован 3-го августа 1021 года по обвинению в участии в заговоре
контрреволюционной Петрогадской боевой организации, возглавляемой В.Н.
Таганцевым.
Решение суда – расстрел.
То,
что успел написать Гумилев, осталось в памяти многих и многих, любящих
отечественную поэзию. Более века прожил в нашей литературе замечательный
оригинальный поэт Николай Гумилев. Он прожил это время по-своему и как поэт, и
как человек. И столетний рубеж, который мы отмечали в 1986г., не является,
конечно, той гранью, за которой завершится писательская судьбы Гумилева.