Тема дружбы и образы друзей в лирике Пушкина
Тема дружбы и образы
друзей в лирике Пушкина.
Лирика занимает
значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина.
Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан
на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика
вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от
искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со
своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много
друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая
соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.
Почти во всех стихотворениях, которые относят к
лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны
ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и
В.К. Кюхельбекер.
Иван Иванович Пущин –
первый лицейский друг Пушкина, сам прекрасный человек, умный добрый,
справедливый, общительный, честный и мужественный. Пущин навсегда остался для
поэта таким -- “первым”, “бесценным”. Именно ему посвящены многие известные
стихи Пушкина. Так пишет он о посещении его в Михайловском Пущиным
...Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый
посетил;
Ты усладил изгнанья день
печальный,
Ты в день его лицея
превратил.
Вместе с Пущиным как бы
приходят к Пушкину воспоминания о лицее.
Пущину же посвящены
стихотворения, написанные поэтом в Лицее, например, “Воспоминание”, в котором
поэт называет его “мой брат по чаше”, описывает веселую студенческую пирушку.
Истинно дружеские чувства к Пущину выражает поэт в стихотворении-поздравлении,
которое так и называется “К Пущину” и которое было написано к его дню рождения.
“Любезный именинник”, “О Пущин дорогой”, “Друг сердечный” – вот эпитеты
которыми характеризует друга Пушкин. Это не просто стихотворение-поздравление,
здесь поэт показал свои взаимоотношения с Пущиным.
…Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися –
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца.
Он гость без этикета,
Не требует привета
Прими ж его лобзанья
И чистые желанья
Сердечной простоты !
Они давно и крепко дружны, поэтому Пушкин не
просит для себя парадного приема: “он гость без этикета, не требует привета”,
ему этого не нужно, он и так знает, как к нему относится Пущин, да и кроме
того, суетливые, парадные приемы часто бывают неискренними…
Однако Пушкин и его друзья все совершенно
разные, так что же объединяет друзей ? Стихотворение “Пирующие студенты”
содержит в себе ответ на этот вопрос. В нем дружба воспевается как счастливый,
но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от
тягот учения, от “холодных мудрецов”. Юному поэту важно, чтобы все его друзья
объединились в порыве беззаботной радости. Энергия брызжет из него, он
подтрунивает над друзьями, рисуя их шутливые образы, здесь показан и Пущин:
“Товарищ милый, друг прямой”, и Дельвиг:
Дай
руку Дельвиг, что ты спишь ?
Проснись,
ленивец сонный!
Ты не
под кафедрой лежишь,
Латынью
усыпленный.
И Кюхельбекер:
Писатель,
за свои грехи
Ты с
виду всех трезвее;
Вильгельм,
прочти свои стихи,
Чтоб
мне заснуть скорее!
Лицей навсегда остался в
памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как "лицейская
республика", сплотившая лицеистов в “святое братство”. Да, именно “Святое
братство” -- вот что для Пушкина дружба в лицейские годы, а чем же она стала
для него по прошествии лет ?
Стихотворение “19
октября”, посвящено дню открытия лицея. Пушкин написал его потому, что в 1925
году находился в южной ссылке и не смог приехать и встретиться с друзьями.
Восемь лет прошло с того момента, как Пушкин вышел из ворот Лицея, но не забыл
он своих друзей, он грустит о том, что не смог отпраздновать с ними эту
знаменательную дату: “Печален я: со мною друга нет…” И здесь поэт дает
характеристики своим друзьям, схожие с теми, которые можно увидеть в его
лицейских стихотворениях: Дельвиг – “…сын лени вдохновенный…”, Кюхельбекер –
“…брат родной по музе, по судьбе…”. Как не забыл Пушкин каждого из своих друзей
в отдельности, так не забыл он и их компанию:
Друзья мои, прекрасен
наш союз !
Он, как душа, не
разделим и вечен –
Неколебим, свободен и
беспечен,
Куда бы нас не бросила
судьбина,
И счастие куда б не
повело,
Все те же мы: нам целый
мир чужбина;
Отечество нам Царское
Село.
Но время не проходит бесследно, редеет круг
лицеистов, их все меньше и меньше: “…увы, наш круг час от часу редеет…”, и
Пушкин начинает размышлять уже и о смерти:
Судьба глядит, мы вянем;
дни бегут;
Невидимо склоняясь и
хладея,
Мы близимся к началу
своему…
Последняя для
Пушкина лицейская годовщина отмечена стихотворением “Была пора: Наш праздник
молодой Сиял, шумел и розами венчался...” (1836). В сущности, начало его — это
обобщенный образ стихотворения “Пирующие студенты”, но написан он уже
свободной рукой мастера. В стихотворении сопоставлены начало и конец жизни,
одушевление и тишина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт
утверждает, что “недаром... промчалась четверть века”. Стихотворение, пронизанное
рефреном “Вы помните. ..”, восстанавливает историческую панораму века.
Припомните, о други, с
той поры,
Когда наш круг судьбы
соединили,
Чему, чему свидетели мы
были!
Игралища таинственной
игры,
Металися смущенные
народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.
Дружба в этом стихотворении — единство поколения перед
лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями,
падениями и взлетами.
Наиболее подходящими для заключения здесь, я считаю
слова В.Г. Маранцмана: “Итак, дружба для поэта оказывается спасительной потому,
что при всей суровости судьбы возможны “дни соединений”. Дружба – это признание
другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не
самоутверждение”.