Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелихова
ДОНСКИЕ КАЗАКИ И РЕВОЛЮЦИЯ НА ПРИМЕРЕ СУДЬБЫ
ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА
(по роману М. А. Шолохова
«Тихий дон»)
Ибо в те дни будет такая скорбь,
какой не было от начала творения...даже доныне, и не будет... Предаст же брат
брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
Из Евангелия
С детства я привык слышать в слове «казак» что-то
героическое. И застольные казачьи песни говорили об этом, и исторические
фильмы. С интересом я узнавал об истории казачества на Дону. Как бежали сюда из
России в течение веков люди: кто ет крепостного тягла, кто, спасаясь от
государства, кто из любви к разбою. И занимали землю, сеяли хлеб, воевали с
татарами и турками, грабили купцов и бояр, а порой вместе с другими
недовольными устраивали настоящие казачьи и крестьянские войны. Но уже после
пугачевского бунта, привлеченное большими льготами, стало казачество опорой
русским царям, воевало за них и за славу России.
Конец этой
жизни и описывает в первых книгах «Тихого Дона» Шолохов. Веселую, радостную,
полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает первая мировая война. И с
ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над донскими
степями.
Ходят казаки на поле брани, а запустение, словно вор,
закрадывается в хутора. И все же воевать — дело для казаков привычное, а вот
революция...
Февраль
1917... Царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. И заметались
казаки, служившие в армии: кому верить, кому подчиняться? Особенно сложно было
решать в дни Корниловского мятежа. Главнокомандующий Корнилов зовет свергнуть
революционную власть Временного правительства. В конце концов казаки
поворачивают назад от Петрограда. А тут новая, Октябрьская революция. И вновь
смута в душе у донцов. Чью сторону принять? Что обещают большевики? Землю? Так
у них ее довольно. Мир? Да, война надоела...
Главный
герой романа «Тихий Дон» Григорий Мелехов мучается теми же сомнениями, что и
остальное казачество. Вначале ему кажется прав Изварин, который говорит: «Нам
необходимо свое, и прежде всего избавление казаков от всех опекунов — будь то
Корнилов, или Керенский, или Ленин. Обойдемся на своем поле и без этих фигур.
Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы сами управимся».
Но после
встречи с Подтелковым склоняется Григорий к красным, воюет на их стороне, хотя
душой еще никак не пристанет к какому-то берегу. После ранения под станицей
Глубокой едет он в свой родной хутор. И тяжко в груди у него. Вот что пишет
автор о его сомнениях: «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно
нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа
дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет».
Особенно
тягостны воспоминания о расстреле офицеров красноармейцами, начатом по команде
Подтелкова. Так начиналось великое истребление казачества советской властью,
которое именовалось «расказачиванием». Говорят, Я. М. Свердлов, с согласия ЦК,
давал команду брать заложников и расстреливать всех, кто так или иначе
противился новой власти.
Не нашел
своего места Мелехов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И
вот уже он вместе с другими односельчанами выступает биться с Подтелковым.
Трагично
рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг однокашники,
кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли назвать друг
друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания. А назавтра пленных казаков
ставят к стенке... Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной
драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции,
законы, рушится жизнь, налаживаемая веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне
противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую участь.
И началось
время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить
противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже
женщины. Вспомним очень сильную сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая
его убийцей своего мужа Петра.
И все же
советская власть кажется чуждой большинству казачества, хотя такие, как Михаил
Кошевой, были верными ей с самого начала. В конце концов, начинается широкого
повстанческое движение против нее. Поднаторевший в политике Осип Штокман
главную причину антисоветских восстаний на Дону видит в кулаках, атаманах,
офицерах, богатеях. И не желает понять, что никому не дано право безнаказанно
ломать чужую жизнь, навязывать силой новый порядок.
Григорий
становится одним из крупных военачальников повстанцев, показывая себя умелым и
опытным командиром. Но что-то уже ломается в душе его от многолетнего военного
убийства: все чаще он пьянствует и путается с женщинами, забывая о семье, все
безразличнее становится к себе.
Восстание
разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелеховым переворот. Его насильно
мобилизуют в Красную Армию, где он и воюет с Врангелем.
Устал
человек от семилетней войны. И хотел жить мирным крестьянским трудом вместе с
семьей. Возвращается в родные места. Не осталось в хуторе татарской семьи,
которую бы не обездолила братоубийственная война. Во многом верными оказались
слова одного из героев, что «нету казакам больше жизни, и казаков нету!»
На
пепелище пытается возродить жизнь Григорий, но не дает ему этого советская
власть. Грозит тюрьмой (а может, и расстрелом, если дело дошло бы до неправого
и скорого суда) за то, что прежде воевал против нее. И выступает эта власть от
лица родственника Григория — Кошевого. А тут подоспела продразверстка. И
объединились недовольные вновь в отряд Фомина. Ушел и Григорий. Однако уже
устали казаки от войны, да и власть пообещала не мешать им трудиться и
крестьянствовать. (Обманула, как выяснилось позже, дав покой лишь на несколько
лет!)
И у Фомина
— тупик. Великая трагедия Григория Мелехова в том, что в кровавой круговерти
исчезло все: родители, жена, дочь, брат, любимая женщина. В самом конце романа
устами Аксиньи, объясняющей Мишатке, кто его отец, говорит писатель: «Никакой
он не бандит, твой отец. Он так... несчастный человек». И сколько сочувствия в
этих словах.
Но жизнь
продолжается.
Революция
причинила много горя Григорию Мелехову и всему казачеству. И была она только
началом испытаний, выпавших на долю этой части нашего народа. Но не умерло
казачество. Живо и возрождается. Радостно видеть все чаще на экранах синюю
казачью форму, бравые лица.