Образ Евгения Онегина
Сочинение
по теме «Евгений Онегин».
План.
1)
Описание
Онегина.
2)
Отношения
Онегина и других персонажей:
а) Онегин и
Ленский. Дуэль;
б) Онегин и
Татьяна;
3) Пушкинский Онегин похож на
Чацкого Грибоедова.
Онегин - типичная фигура для
дворянской молодежи 20-х годов 19 века, современник Пушкина и декабристов.
Онегина не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Он, «страдающий
эгоист», - необычный человек. Поэт описывает разные его черты – «мечтам невольная
преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». Пушкин
подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было
общественно-полезного дела. Герой романа после получения наследства от «всех
своих родных» сделался богатым помещиком, он теперь «Заводов, вод, лесов,
земель хозяин полный ...». Но в то же время Онегин понимает плохое влияние
крепостничества - он «читал Адама Смита и был глубокий эконом» и «Ярем он
барщины старинной оброком легким заменил». Но таких людей было мало – «... В
своем углу надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед».
Устав от
городской жизни, в которой он был «Подобен ветреной Венере» Онегин поселяется в
деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин говорит,
что они "от делать нечего друзья". Наверное, именно из-за этого в
конце концов произошла дуэль.
Те высокие
идеалы, которым верит Ленский, Пушкин называет «чудесами». Возможно,
Ленский наивен, не знает жизни, но Онегину интереснее с ним, чем с
остальными соседями. Хоть в глубине души Ленский нравится Онегину, но в его
отношении проскальзывают снисходительность: «Он слушал Ленского с улыбкой … Он
охладительное слово в устах старался удержать»; неуважение к его чувствам:
«Неужто ты влюблен в меньшую? … Я выбрал бы другую». Онегин неуважительно
отзывается об Ольге, зная что Ленский влюблен в нее: «Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна». Дружеские отношения не помешали Онегину уязвить Ленского,
проведя на именинах Татьяны весь вечер с Ольгой. Ленский, привезший из
Германии «Дух пылкий …», не смог стерпеть этого и вызвал Онегина на дуэль.
Знатоком дуэльных правил в романе является Зарецкий. Он, «в дуэлях классик и
педант», игнорировал все, что могло предотвратить смерть Ленского. Зарецкий мог
бы, и был обязан, обсудить возможность примирения. Это входило в его
обязанности секунданта, тем более, что кровной обиды нанесено не было и всем,
кроме романтика-Ленского, который был «…добрым юношей, готовым подвиг
совершить», было ясно, что проблему можно было бы решить мирным путем. Онегин,
даже понимая это, выстрелил в Ленского. В этом проявляется зависимость Онегина
от общества того времени, боязнь показаться смешным или сделаться предметом
сплетен. Выбор Онегина мог бы быть другим, но он пошел на поводу у общества: «Поэт,
задумчивый мечтатель убит приятельской рукой!»
Но вполне
возможно что для душевных качеств Ленского такой исход был лучшим, ведь иначе
«Поэта обыкновенный ждал удел»: повзрослев, Ленский стал бы подобен своим
соседям – «…В деревне счастлив и рогат … скончался б посреди детей, плаксивых
баб и лекарей». Так что смерть Ленского спасла его и навсегда оставила
человеком, который «Из Германии … привез … вольнолюбивые мечты, дух пылкий …
всегда восторженную речь».
Отношением
Онегина к Татьяне автор подчеркивает его эгоистичность, в которой виновато его
воспитание – ведь воспитывали его разные «мосье и мадам», которые «учили его
всему шутя, не докучали моралью строгой, слегка за шалости бранили …». В романе
в основном описывается внутренний облик Татьяны, ее переживания: «Дика,
печальна, молчалива … боязлива»; «Да та, которая грустна и молчалива…»;
«Татьяна слушала с досадой … но с неизъяснимою отрадой … думала о том». Именно
Татьянино одиночество делает ее любовь к Онегину такой сильной. Онегин же
думает только о своей свободе. Возможно, проповедь Онегина была направлена на
благо для Татьяны, но Онегин не думает о Татьяниных переживаниях, не понимает
их. Понимание к Онегину приходит только в конце романа, но уже поздно: «Но я
другому отдана; я буду век ему верна». Но по-другому произойти не могло – ведь
Онегин полюбил Татьяну только после нескольких лет разлуки. И если бы они не
разлучались, то было бы так, как сказал Онегин: «Привыкнув, разлюблю тотчас».
В романе «Евгений
Онегин» два сюжета: сюжет Онегина и сюжет автора. Это доказывается множеством
лирических отступлений и раздумий автора. Между автором и Онегиным
прослеживается сходство – оба они осуждались окружающим их обществом. В этом
Онегин чем-то похож на Чацкого. Евгений Онегин скептически, трезво и
реалистически относится к жизни, именно поэтому его отношения с другими героями
столь трагичны. Но виновато в его отношении к жизни то, что Онегин – лишний
человек, подобно Чацкому он не находит себе единомышленников. Даже Ленский не
становится Онегину настоящим другом из-за того, что у них совершенно разные
взгляды на жизнь: Онегин – скептик, Ленский – романтик. Именно из-за того, что
Онегина никто не понимает, да и сам он никого не хочет понять, конец романа
трагичен и по общему смыслу похож на конец «Горя от ума» Грибоедова.