Литература в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю
русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от
этого события.
Так в первый день войны
на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский
писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если
это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей
Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали
себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на
фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю.
Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П.
Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль
отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший
незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах,
ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы
войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.
Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была
"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром
врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет
владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой.
Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по
радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали
с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи
переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди
меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова,
"Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы.
Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы
войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии
сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и
исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство
и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа –
вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского,
Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу,
горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий
и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные
родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло
отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о
Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.
Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого
лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике
предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её
батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не
помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего
народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания:
Впору поднять десяти поколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.
(писал в своих стихах А. Сурков)
В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы
стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую
(баллады, поэмы).
ПРОЗА.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только
стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми
жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны
публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод
Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие
гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали
подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой
пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые
факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские
показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на
секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они
рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о
победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!"
– так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".
По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической,
либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались
фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи,
обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи -
обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо
Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу".
Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных
лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах
Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге
молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия".
Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей.
Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о
героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные
героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого
начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев,
сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали
Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.
Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда
событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых
операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года"
Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.
В годы Великой
Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное
внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война –
так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто
любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского,
"Третья палата" Леонидова.
В 1942 году
появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое
произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана,
провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его
обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В
произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания
о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека,
исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в
повести великое испытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся
со всей бесчеловечностью и жестокостью войны. Это была одна из первых попыток
психологического осмысления подвига народа.
Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время
люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как
проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек,
«...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не
объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся
патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают
все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы
выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который
думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и
Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять,
несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.
Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого,
несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в
справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут
верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.
В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева
«Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как
и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат. В.
Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том
жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева
Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть,
согреться — уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого.
Полкотелка... пшенки на двоих — и будь здоров».
Нейтральная
полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка
ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого
немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у
самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие
качества русского солдата, Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом
свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести —
отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не
выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же
мы, а не фашисты».
В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера:
мужества, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость,
гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность
размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились
еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в
боях идет по самой Сашкиной жизни. 'Понимал и ворчал, как и другие, но не
обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не
совершал».
«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное
время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской», — писал
о герое Кондратьева К. М. Симонов.
Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе
послевоенного времени.
Использованная литература:
Ø
История русской советской литературы. Под редакцией проф.
П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970
Ø
Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война.
Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель",
1985
Ø
Русская литература ХХ века.
Изд. "Астрель", 2000