Правда о войне (Ю.Бондарев 'Батальоны просят огня')
Правда о войне (Ю. Бондарев “Батальоны просят огня”)
Поле Куликово, Бородино,
Прохоровка... Для русского солдата - просто земля. И нужно вставать во весь
рост и идти в атаку. И умирать... В чистом поле... Под небом России... Так
русский человек выполнял испокон веков свой долг, так начинался его подвиг. И в
двадцатом веке доля сия не миновала русского человека. Двадцать второго июня
1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории
человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая
дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней
и ночей Великой Отечественной. Литература вновь и вновь возвращает нас к
событиям этой войны, к не знающему себе равных в истории подвигу народа. По
определению Ю. Бондарева, героизм - преодоление самого себя. И писатель ставит
своего героя в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства, проверяя,
испытывая его нравственную силу, его человеческую значимость в чрезвычайно
сложном конфликте, показанном предельными ситуациями войны, когда при
ежесекундном взгляде в лицо смерти все обострено, все сконцентрировано в
человеческой душе.
Первые страницы повести
"Батальоны просят огня" воскрешают те далекие события: "Все
горело, рвалось, трещало... Клочья горячего пепла опадали в нагретом
воздухе". Здесь открывается поистине ад: ощущение смертельной опасности,
обжигающей человека своим дыханием. Это и есть правда о войне, жуткая и
кровавая, правда, которую уважают и боятся. Правда Бондарева похожа на моментальные
фотографии, что создает "эффект присутствия". Каждый эпизод с
достоверностью передает мельчайшие подробности фронтового быта. И здесь, среди
крови и смерти, человек просто, незаметно делает обычное и святое дело -
защищает Родину. И вот перед нашим взором возникает капитан артиллерии Борис
Ермаков. Он сбежал из госпиталя, не желая отрываться от своей части, будто
война вот-вот кончится без него. Жажда подвига - таков мотив его бегства.
Ермаков сжился с войной и, кажется, не особенно задумывался о ней. Он любил
риск. "Все - это конец прежнего, грань нового, грань жизни и смерти:
сумасшедший огонь, раскаленные докрасна стволы орудий, вольно распахнувшаяся на
потной груди шинель, страшные в копоти глаза наводчиков". Я будто вижу
этого капитана в прожженной, пропахшей горьким порохом гимнастерке, с
воспаленными от бессонницы глазами, потерявшего счет остервенелым атакам.
Приказ о наступлении - это радость для Бориса. Молодость жаждет новизны, пусть
и гибельной. Ведя бой на плацдарме в тылу противника и уже понимая, что
поддержки не будет и что батальон обречен на гибель, Ермаков и перед лицом
смерти не изменяет чувству долга, не падает духом. Он вершит свой незаметный
подвиг... Сначала и не понимаешь, что это и есть подвиг. В бондаревских
"Батальонах..." погибают почти все. Из нескольких сотен людей, в
самых жестоких и безнадежных обстоятельствах до конца выполнивших свой
солдатский долг, в живых остаются пятеро. В такие дни и в такие минуты особо
суровой мерой измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, ведь об этом
никто не узнает, стоит чуть-чуть поберечь себя - и ты спасен. Но спасен ценою
жизни других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит, погибнуть,
потому что еще ни один рубеж в мире не был взят без жертв. Капитан Ермаков, вернувшийся после боя к своим и
повзрослевший за сутки чуть ли не на несколько лет, нарушая все уставы и
субординацию, бросит гневно и бескомпромиссно в лицо командиру дивизии,
карьеристу Иверзеву: "Я не могу считать вас человеком и офицером". А
сколько было таких Ермаковых, таких безнадёжных битв за плацдарм, наконец,
таких батальонов, практически полностью уничтоженных, во Второй Мировой!
Десятки? Сотни? Тысячи? Правда в этой войне – это подвиг и смерть тысяч за
жизнь, свободу и славу миллионов.