|
Подготовил:
ученик 11 «Д»
класса
Леонов Алексей
|
2001 год
ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1905-1984) - прозаик, публицист
Мать Шолохова – из крестьянской семьи,
отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был
приказчиком, управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в
церковно-приходской школе и гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.
В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает
грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются
рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и
«Лазоревая степь» (1926).
Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону,
ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах,
происходивших в деревне. Рассказы стали заметным явлением в советской
литературе первой половины 20-х годов. Умение раскрыть правду действительности в
острых общественных и бытовых конфликтов, проникновенное восприятие душевных
движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом
характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики»
(1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926).
В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу
Вешенская, где живет постоянно. Здесь он начинает писать «Тихий Дон»
(1928-1940) – роман, принесший писателю мировую известность. Это произведение
изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с
исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.
«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской
жизни (1912-1922); «Поднятая целина» (1932-1960) повествует о 1930 годе, о
революционном переломе в жизни деревни.
Во время Великой Отечественной войны Шолохов – военный
корреспондент. Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической
печати и вышли отдельными изданиями его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и
др. Широкую известность приобрел рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-1944
годах начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый
вариант – 1969).
Стремление к эпическому постижению судеб народа – в
самой природе таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил и
сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они
сражались за Родину». Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и
потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и
внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего
народа.
Рассказ «Судьба человека» (1956-1957) стал заметным
явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями
войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного
человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает
возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это
позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма. Эта
сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа. Отчетливо
выделяются ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора – дорога героя – судьба
человека на дорогах войны и т.п.), свободно чередуются голоса героя-рассказчика
и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное
зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа – вера в доброе,
человеческое, утверждение подвига.
После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических
произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак»
(1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и другие, в которых он
выступает против идеологов «холодной войны».
«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для
себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить
своим пером трудовому народу», - сказал он в речи после вручения ему
Нобелевской премии (1965г.)
Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его
умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих
эмоций – от трагической безнадежности до веселого смеха.
Вклад писателя в мировое искусство определяется,
прежде всего, тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы
трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте
социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд
неумирающих образов мировой литературы.
В его романах поэтическое наследие русского народа
соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX
веков, им были открыты новые связи между духовным и материльнм, между человеком
и окружающим миром. Для Шолохова характерно представление об универсальности
жизни; триединство его поэтики: человек – общество – природа – выражает одну из
особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.