Тема 'Революции' в Творчестве Блока
Краткая биография.
Алексанр Александрович Блок родился в 1880
году в Петербурге. Его дед по
матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором
Петербургскогоуниверсетета.
Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета
.
Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские
годы
будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении
Шахматово
(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось
литературе
и искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными
и
научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых ,
способствовала
тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906
году Блок
закончил историко-философский факультет Петербургского университета
,еще
будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился
характерный
эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам
картин
В.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического
журнала
«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей
автобиографии ,
-
Он сказал : «Как вам не
стыдно , молодой человек , когда в университете бог
знает что творится !» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием .
Тогда это
было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих
позднейших
похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .
Россия на рубеже XIX-XX-веков
. Жизнь быстро меняется и усложняется .
Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический
прогрес делают
её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом , активными
поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране
зарождается новое
искуство , которое теперь мы называем искусством «серебрянного века» .
Наивный и
плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают
удовлетворять ;
«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются .
Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин
Бальмонт,
Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий
Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах
упадка
и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест
нового
направления в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».
Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта,
никому не
Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически,
пристально
Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и
Яркие
закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и
Связывались
с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,
Необычного,
глобально- значительного.
Один
из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге,
другой-
Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”,
в
Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,
философии
Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского,поэзии
Тютчева
и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый теоретически
Обосновывал
символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только
художественное,
но и пророческое, жизнетворческое значение.
Стихи
юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать пересылала их
в
Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время там бывал
Андрей
Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной
Петербургской
поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А.Белый) от
стихов
Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.
В январе 1903 года началась их переписка, причем оба
написали одновременно
так,что
письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое
значение
.Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей
молодой
женой состоялась их личная встреча.
Белый
в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка
познокомившись
со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали своим.
Петербургский
поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных
его
приверженцев.
Писать
стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его
Более
увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких
любительских
и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения
создавались
попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не
торопился
печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году
появились
в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник
“Стихи
о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не
как
начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с Фетом.
Он
входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским,
Брюсовым,
сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой
молодого
в то время течения – символизма.
Сборник
“Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,
что
было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и
идею.
Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева: идея
Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий».
Предчувствия
связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не
только
календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке
социальном
(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни
страны на
рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой
интеллигенции.
Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные
переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок-
поэт
сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства
с ним
поэтические искания молодого Блока были связаны и с
поэтами-предшественниками-
с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно
Вл.Соловьева.
Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте,
усадебные
мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,
напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им
отпредшественников.
Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая
техникой
символизма, Блок создает мистико-романтические произведения,
построенные на
завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером
неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.
Подобное затемнение стиха требовала сама тема :
расплывчатый миф о Таинственной,
Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.
“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги
лирических
произведений
Блока ,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.
Одноко
эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята
традиционной
либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в
“Стихах о
Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате
и
хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних стихах поэта нет
никакой
социальности: ожидание Прекрасной
Дамы соединено со смутным сознанием
неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.
Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до
тягот
фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются
в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в
поэте
сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир
делится на
голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него открытая
политическая лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом
всемирным…» ,
однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-
как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .
В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная
радость» (1907) .
Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» ,
связанного
с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном
стихотворении та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без
возврата» .
Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов ,
изображающих
город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его
фабрично-
заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из
мистико-романтического
трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .
Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей
материальной плоскостью
также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок рассорился
со
своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим
здесь
измену канонам символизма .
Центральное стихотворение сборника-
«Незнакомка»(1906г) принесло Блоку
громкую
известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала, но в отличие
от
Прекрасной Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный ,хотя
и
противопоставленный пошлости обыденной жизни.
Меняется и образ лирического героя – это
одинокий человек в состоянии
психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое
отчаяние
алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует
мировосприятию и
«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,
отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и
находящегося
в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он
беззаветно
любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено
не только
датой ,но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается
в творчестве
Блока огромная тема Родины.
Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная
во всем наследии
Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают
следы
прежнего «декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой
простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая
история,
выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.
Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе,
народе
пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не
только
лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его
творчества.
Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его
личности и его
творческогонаследия во всех жанрах.
Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с
надеждой
на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной
службе,он
писал матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».
Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял
предложение быть
одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,
раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии
проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но
результатом
работы в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни императорской
власти (1921г).
К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более
осмотрительно.
В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил
ведение
дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.
В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое стихотворение
«Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и
отношениям с
Западом, и статья «Интеллигенция и революция»
Поэма «Двенадцать»,вызванная октябрьскими
днями, получила одностороннее
толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием
предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема
революции
не означала для поэта политической , агитационной направленности поэмы.
В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.
Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой- то
мере и
присутствует в произведении , соединена Блоком с
бескомпромисно-реалистическим
изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции
из
народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной
неопределенной
позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие
революции, но
в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в
произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее
всего.
С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший гибели»
(запись
в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость
восприятия
революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,
появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости
революции.
Характерно,что не только писательская элитат в
лице А.Ахматовой,
Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие
поэмы
Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма
сдержанно,
тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в
печатных
органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в
какие партии
имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому
поводу кратко
временному аресту и допросу в ЧК.
Блок поверил в очистительную силу революции ,
вообразил себе ее
«музыкальный напор» , услыхал «шум от падения старого мира»
,-«страшного мира»
неприязнь к
которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес
интеллигенции и
буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,
состояние
близкое к помешательству,могут служить материалом для психопатолога.
Этих
материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять,
какого
рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в стихию
революции.
Переворот
в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю
в
обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне всяких
подозрений,
но тем не простительнее было его “падение” для тех и других.
Блок
“принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной политике,
повинуясь
только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок
ждал
от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро выяснилось,
что
ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление “человека
артиста”
подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок уповал
на
культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым
бюрократизмом,
жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением
нравов.
Образ
Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.
Все последующее
время ,до самой кончины – стало кресным путем для Блока.
Блок не только
перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,
в которую мы
попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся.Мне трудно
дышать, сердце
заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня
1921 года). От
тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный
разрешении
выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и проволочек
5
августа разрешение было получено ,но затерялись анкеты, и нельзя было выписать
заграничные
паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее написал
А.Белый
“он задохся от очень трудного воздуха жизни”