'Необыкновенная история' И.А.Гончаров )
РЕФЕРАТ
“Необыкновенная история”
И.А.Гончарова
ученика 10 класса 577 школы
Коренивского Сергея
СОДЕРЖАНИЕ:
1) О И.А.Гончарове 2
2) “Обыкновенная история”
3
3) Список используемой
литературы 8
О И.А.Гончарове
“Обыкновенная история”,
опубликованная в 1847 году в “Современнике”,
была первым
художественным произведением И.А.Гончарова , появив-
шимся в печати.
Над “Обыкновенной
историей” писатель работал в течении трех лет.
В статье
автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-
1878) он писал : “
Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846
мне оставалось
дописать несколько глав “. Гончаров несколько вечеров
сряду читал Белинскому
свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был
в восторге от нового
таланта, выступавшего так блистательно. До того,
как отдать свое
произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько
раз читал его в
дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем
появиться в печати,
роман претерпел много исправлений и переделок.
Вспоминая позднее
40-е годы, мрачную пору николаевского царствова
ния когда огромную
роль в борьбе с феодально-крепостнической реак-
цией играла передовая
русская литература, Гончаров писал : ”Крепостное
право,телесное
наказание,гнет начальства, ложь предрассудков обществен-
ной и семейной жизни,
грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло
на очереди в борьбе
и на что были устремлены главные силы русской ин-
теллигенции тридцатых и
сороковых годов”.
“Обыкновенная
история” показала, что Гончаров был чутким к интере-
сам своего времени
писателем. В произведении нашли отражение измене
ния и сдвиги,которые
происходили в жизни крепостнической России 1830-
1840 гг.Призывая к
борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-
чизны , Гончаров
страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые
могли бы осуществить
стоящие перед русской жизнью задачи.
“Обыкновенная история”
Сущность
псевдоромантического миросозерцания, присущего значитель-
ной части
идеалистически настроенной , оторванной от действительности
дворянской
интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе ос-
новного героя романа
- Александра Адуева. Почву, на которой вырас-
тало это явление,
художник видел в дворянско - поместном , крепостни
ческом строе жизни , в
барском помещичьем воспитании .
Романтическое
восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты
о славе и подвигах , о
необыкновенном, поэтические порывы - кто не про
ходил в какой - то
мере через все это в молодости , в “эпоху юношеских
волнений”. Но заслуга
Гончарова как художника в том, что он показал, как
извращают и уродуют
эти юношеские мечты и иллюзии барски - крепост
ническое воспитание .
Молодой Адуев о
горе и о бедах знает только “по слуху” - “жизнь от пе-
лен улыбается ему”.
Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви
ли в Адуеве “сердечные
склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед
нами один из тех
“романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли
беспечно жить за счет
труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев
видит не в труде и
творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-
вышенном
существовании”. В имении Адуевых царят “тишина.. неподвиж-
ность... благодатный
застой”. Но в имении он не находит поприща для се
бя. И Адуев уезжает
“искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну - в Петер-
бург”. Вся фальшь
житейских понятий Адуева начинает раскрываться в ро-
мане уже в первых
столкновениях избалованного ленью и барством пле-
мянника - мечтателя с
практическим и умным дядюшкой, Петром Иваны-
чем Адуевым.В борьбе
дяди с племянником отразилась и тогдашняя,толь-
ко что начинавшаяся
ломка старых понятий и нравов - сентиментальнос-
ти , карикатурного
преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд
ности , семейная и
домашняя ложь напускных, в сущности небывалых
чувств , пустая трата
времени на визиты, на ненужное гостеприимство и
т.д. Словом, вся
праздная мечтательная и аффектационная сторона ста-
рых правов с обычными
погрывами иности - к высокому,великому,изящ-
ному, к эффектам, с
жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более
в стихах.
Адуев-старший на
каждом шагу безжалостно высмеивает напускную,
ность никуда не
годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,
“забудь эти священные
да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но
молодой герой не поддается
нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ -
отвечает он дядюшке.
Характерно , что после первой неудачи в любви
Адуев-младший жалуется
“на скуку жизни, пустоту души”. Страница ро-
мана, посвященные,
описанию любовных похождений героя, - разоблаче-
ние
эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на
все романтические
позы, которые принимает герой перед избранницами
своего сердца.
Восемь лет возился с
Александром дядюшка. В конце концов племянник
его становится
деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-
ный брак по расчету.
От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и
мечтаний не осталось и
следа. Эволюция характера Александра Адуева,
показанная в
“Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для час-
ти дворянской
молодежи того времени. Осудив романтика Александра
Адуева, Гончаров
противопоставил ему в романе другое, бесспорно по
ряду черт более
положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра Ива-
новича Адуева.
Писатель, не бывший сторонником революционного преоб-
разования
феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основан-
ный на деятельности
просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-
ко в произведении нашли
отражение не столько эти взгляды писателя, коль-
косуществовавшие в
реальной действительности противоречия,которые нес
ли с собой шедшие на
смену “всероссийскому застою” буржуазно - капита-
листические
отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель
вместе с тем чувствовал
неполноценность философии и практики буржуаз-
ного “здравого смысла”,
эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали аду-
евых-старших. Петр
Иваныч умен, деловит и по-своему “порядочный чело-
век”. Но он в высшей
степени “безразличен к человеку, к его нуждам, инте-
ресам”.”Смотрят, что у
человека в кармане да в петлице фрака, а до осталь-
ного и дела
нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лиза-
вета Александровна о
своем супруге :”....что было главной целью его тру-
дов? Трудился ли он
для общей человеческой цели, исполняя заданный ему
судьбою урок, или
только для мелочных причин, чтобы приобресть между
людьми чиновное и
денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не
гнули в дугу нужда,
обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он раз-
говаривать не любил,
называл это бредом , а говорил сухо и просто, что на-
до дело делать”.
Александр и Петр
Иваныч Адуевы противопоставлены не только как про-
винциальный дворянин-
романтик. и делец-буржуа, но и как два психоло-
гически
противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, дру-
гой - ледян до
ожесточения”, - говорит Лизавета Александровна о племян-
нике и муже.
Гончаров стремился
найти идеал, то есть нормальный тип человека не в
Адуеве-старшем и не в
Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармо-
нии “ума” и “сердца”.
Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаве-
ты Александровны
Адуевой, несмотря на то, что “век” ее “заел” , по спра-
ведливому замечанию
Белинского, Петр Иваныч.
К числу этих
замечательных образов следует отнести не только Лизавету
Александровну, но и
Наденьку.
Дочь несколькими
шагами - впереди матери. Она без спросу полюбила
Адуева и почти не
скрывает этого от матери или молчит только для прили-
чия, считая за собою
право распоряжаться по-своему своим внутренним ми
ром и самим Адуевым ,
которым, изучив его хорошо,овладела и командует.
Это ее послушный раб,
нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий,
но мелко самолюбивый ,
простой, обыкновенный юноша,каких везде - куча.
И она приняла бы
его, вышла бы замуж - и все пошло бы обычным ходом.
Но явиласчь фигура графа,
сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька
увидала , что Адуев не
выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-
ре, ни в воспитании.
Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о ка-
ких идеалах мужского
достоинства, силы и какой силы? Ее достало разгля-
деть только, что она
видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми
танцевала , немного
кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.
Она ждала , что сила,
талант кроются там. Но оказалось, что он только пи-
шет сносные стихи, но
о них ни кто не знает , да еще дуется про себя на
графа за то,что этот
прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-
ла на сторону
последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской
девушки - безмолвная
эмансипация, протест против беспомощного для нее
авторитета матери.
Но тут и кончилась
эта эмансипация . Она сознала, но в действие своего
сознания не обратила,
остановилась в неведении, так как и самый момент
“Обыкновенная
история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд
прогрессивных писателей-реалистов.
В “Обыкновенной истории” в полной
мере сказался сильный и
оригинальный талант Гончарова, призванного ма-
стера русского
реалистического романа.
Список используемой литературы:
1) Собрание сочинений И.А.Гончарова
2) Собрание сочинений В.Г.Белинского
3) “Творчество И.А.Гончарова”
А.Рыбасов