Русский народный фольклор
Русский народный фольклор.
ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) – это
обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного
творчества , возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был
введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. И
понимался широко, как совокупность духовной и материальной культуры народа,
его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. С
течением времени содержание термина суживалось. Существует несколько точек
зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как
устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных,
игровых видов народного творчества. При всем многообразии региональных и
локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность,
коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой
деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной
традиции. Коллективная жизнь определяла появление у различных народов однотипных
жанров, сюжетов, таких средств художественной выразительности, как
гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет,
сравнения. Роль фольклора была особенно сильна в период преобладания
мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие виды фольклора
развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней,
оказывая на нее и на другие формы художественного творчества влияние и
испытывая обратное воздействие.
Неиссякаемый
источник русской музыкальной самобытности
(древнейшие
виды фольклора)
Народное музыкальное искусство зародилось
задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма. В
общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в
последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела
светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались
только две основные сферы – храмовое пение и народное творчество устной
традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры
(искусство сказителей, скоморохов и др.).
Ко времени русской православной гимнографии фольклор
имел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной
выразительности. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые
разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. Исследователи полагают,
что догосударственный период (то есть до того как сложилась Киевская Русь)
восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой
обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.
С принятием христианства языческие верования
постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или
иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы
древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор
продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.
Христианская церковь (не только на Руси, но и
в Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам,
считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка
зафиксирована во многих летописных источниках и в канонических церковных
постановлениях. Известны, например, ответы киевского митрополита Иоанна II писателю XI в. Якову Черноризцу, где говорится по
поводу священников: «Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры и
пьют, святые отцы повелевают соблюдать благообразие и принимать предложенное с
благословением; когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как
повелевают отцы, встать (из-за стола), дабы не осквернить чувства тем, что
могут увидеть и услышать, либо совсем отказаться от тех пиров или уходить в то
время, когда будет большой соблазн».
Негативную реакцию православной церкви
вызывала совершенно определенная область фольклора, рожденная в недрах так
называемой «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные
народные гульбища с элементами театрального действа и с непременным участием
музыки, истоки которых следует искать в древних языческих обрядах,
принципиально отличались от храмовых праздников. «Смеховая» культура всегда
была «кривым зеркалом» действительности, абсурдной «дурацкой» жизнью, где все
было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и
фантазия. Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды,
использование для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и другой
карнавальной атрибутики.
Самую обширную область народного музыкального
творчества Древней Руси составляют обрядовый фольклор, свидетельствующий
о высокой художественной одаренности русского народа. Обряд был нормативным,
строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение
столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления
природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни. Их
содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим
календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они
входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным
моментам в смене времен года. Совершая обряд, люди верили, что их заклинания
услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай,
приплод скота, безбедную жизнь.
Один из самых древних жанров – хороводные
песни. Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на
Масленицу, после пасхи. Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия.
Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением
столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились
во многих из них:
А мы просто сеяли, сеяли!
Ой,
Дид Ладо, сеяли, сеяли!
А мы
просто вытопчем, вытопчем!
Ой, Дид Ладо, вытопчем.
Сохранившиеся до наших дней плясовые
песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу
и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют
свою популярность плясовые напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская»,
«Барыня», «У меня ль во садочке» и др.
В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски
сменялись пением подблюдных песен – наступало таинственное время
святочных гаданий. Одной из наиболее старых подблюдных песен является «Хлебная
Слава», не раз привлекавшая внимание русских композиторов:
А
мы эту песню хлебу поем, Слава!
Хлебу
поем да хлебу честь воздаем, Слава!
С течением столетий музыкальный эпос начинает
пополняться новыми темами и образами. Рождаются былины, рассказывающие о борьбе
против ордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества,
народных восстаниях.