Музей Габдуллы Тукая в г.Казани
Средняя школа № 56
РЕФЕРАТ
Музей
Габдуллы Тукая
ученицы 11 в класса
Елаковой Ю. Л.
Казань 2001
Содержание
· Введение
· Зал № 1.
Детство Г. Тукая.
· Зал № 2.
Жизнь и деятельность Тукая в
Уральске. Жизнь и творчество Тукая в Казани.
· Зал № 3.
Тукай - певец дружбы народов.
· Зал № 4.
Тукай - просветитель и педагог.
· Зал № 5.
Тукай в наши дни.
· Зал № 6.
Мемориал.
· Заключение.
· Список
литературы.
Введение
Немало в Казани мест, связанных с именем татарского
народного поэта - основоположника татарской реалистической литературы -
Габдуллы Тукая. Одним из них является улица Тукаевская с прилегающей к ней
территорией. Этот уголок города можно считать заповедным, его имя она носит по
праву. С этой улицей связана многогранная деятельность Тукая как журналиста и
публициста. Известно, что в 1908-1913 гг. здесь он издавал газету «Эль-Ислах»
(«Реформа») и журнал «Ялт-йолт» («Зарница»). На этой улице жили друзья Тукая -
его единомышленники, с которыми он был связан тесными творческими узами.
Здесь же в здании Восточного клуба он выступал со своими
лекциями, а рядом находился знаменитый Сенной базар, описанный поэтом в
сатирических произведениях Отсюда по узким поперечным улочкам можно спуститься
к озеру Кабан, любимому месту прогулок Тукая, воспетому им во многих
произведениях:
Чуть
про Казань разговор заведу,
вспомню
я место родное.
Озеро
то, что Кабаном зовут, сразу
встанет
предо мною.
Озеро это и город давно с любовью
народом
воспеты,
Все там старинною славой полно,
хранит
вековые заветы.
15 апреля 1913 г. на этой улице состоялся траурный митинг -
казанцы провожали поэта в последний путь.
И вполне закономерно, что 11 июня 1986 г. именно здесь, в
доме № 74, был открыт музей народного поэта Габдуллы Тукая.
Музей расположен в двухэтажном особняке конца XIX в. (проект
архитекторов Т.Б. Руша и Ф.И. Амлонга), в так называемом «доме Шамиля», где с
1882 по 1906 г. жил со своей семьей Магома Шаффи Шамиль - средний сын
руководителя народно-освободительного движения народов Дагестана имама Шамиля.
В создании экспозиции использован самый разнообразный
материал: книги, документы, музыкальные инструменты, произведения искусства,
предметы эпохи и этнографические коллекции. Особое место отводится личным вещам
и прижизненным изданиям книг Тукая. Представлено много фотографий,
дореволюционных и современных, с видами природы и городов, деревень и базаров,
ярмарок, типажей и конкретных людей, с которыми поэт тесно соприкасался в своей
короткой жизни. Фотографиям в музее отведена особая роль. Они выступают как
образы времени, в то же время сохраняя за собой документальность. Они поданы в
многоплановом порядке.
Первый план - символ, обобщающий образ зала или времени.
Вторым и третьим планом идут более конкретные фотографии, имеющие прямое
отношение к Тукаю.
В экспозиции, расположенной на двух этажах в семи залах
площадью 600 кв. м, раскрывается жизненная и творческая биография Тукая,
величие Тукая и его роль в духовном развитии народа.
Входим в вестибюль музея. Мраморные лестницы ведут на второй
этаж, откуда начинается осмотр музея. На площадке установлена скульптура Тукая
(худ. В. Рагожин и Р. Нигматуллина) - словно сам поэт первым приветствует тех,
кто пришел к нему в музей. Направо зал - и перед нами раскрывается экспозиция
зала, посвященного детству поэта.
ЗАЛ № 1
Детство Тукая.
О пора, когда бывает
сердце
чище родника!
О пора, когда, как листья,
жизнь свежа, нежна, ярка!
Г. Тукай
В центральной витрине лежат уникальные документы регистрации
рождаемости и смерти по деревне Кушлавуч за 1886 г., написанные арабской вязью.
На одном - рукой отца поэта запись о рождении в его семье сына. Рядом - другой
документ с записью о смерти самого Мухамметгарифа. Это случилось через 4 месяца
после рождения сына, 29 августа 1886 г. Неслучайно оба документа лежат рядом:
как бы судьба одного предопределила судьбу другого на долгие годы вперед. В
экспозиции - фото дома, где родился поэт, и могила отца с памятником, который
поставили благодарные потомки уже в наши дни.
О тяжелом, безрадостном детстве поэта свидетельствуют
подлинные экземпляры газет «Казанский телеграф» за 1 января 1886 г. и «Волжский
вестник» от 6 ноября 1891 г. с многочисленными объявлениями о голоде,
пожертвованиях голодающим в Казанской губернии и архивные документы о волнениях
крестьян, характеризующие обстановку этого периода.
В зале много фотографий с изображением природы, деревень
Заказанья. Обращает внимание фотопанно деревни Сасна с пересекающимися дорогами
на первом плане. Это - символ предстоящих дорог поэта и начало его сиротских
скитаний. Короткие, запутанные дороги потом выходят на большую дорогу
бессмертия Тукая. Но сколько нужно было испытать, пережить до этого. Первая
дорога мальчика в деревню Сасна к матери, вышедшей замуж второй раз, оставила в
душе будущего поэта радостное чувство. «Я ехал в Сасну и ощущал себя в широком,
счастливом мире, и, кажется, всю дорогу перед моими глазами сверкали какие-то
лучи»,- писал о ней Тукай. Но эта радость была мимолетной. И рядом горестная
дорога на кладбище, к березке, растущей на могиле матери.
Скупыми, но сильными штрихами рассказывается о жизни будущего
поэта у деда Зиннатуллы в деревне Училе, куда его вернули после смерти матери.
На фоне подлинных фотографий деревни и дома деда 1914 г. воссоздан условный
уголок дома Зиннатуллы, куда вошли материалы, собранные во время экспедиции в
этих местах. Центральное место в интерьере занимает низенький столик с
керосиновой лампой. За таким столом проводил свободное от службы в мечети время
Зиннатулла за чтением книг, написанием стихов. Стоит в интерьере и сундук,
сколоченный из грубообработанных досок, аналогичный тому, в каком Зиннатулла
хранил книги - самое большое свое богатство. Сохранились книги из его личной
библиотеки. Это - «История пророков» в пяти томах, изданная в Египте в конце XIX в.
Многие страницы (поля,форзацы) испещрены надписями - комментариями, полученными
из других источников. Зиннатулла писал и стихи. В экспозиции представлено его
стихотворение на смерть дочери - матери поэта. Оно дошло до нас в памяти
современников.
В интерьер экспозиции включен посох отчима из деревни Сасна,
расписанный арабской вязью, с изречениями из Корана. Он как бы символ
бесприютного детства поэта, как иллюстрация к словам Тукая: «У меня не было
утешителя, когда плакал... только знали, что толкали и били».
В экспозиции находится фото Сенного базара в Казани конца XIX в.,
куда Зиннатулла отправил внука с проезжим ямщиком, чтобы отдать кому-нибудь на
воспитание. Отсюда будущий поэт попал в дом кустаря из Ново-Татарской слободы
Казани. Здесь же фото Захарьевской улицы города, расположенной рядом с
Ново-Татарской слободой, где в основном проживала зажиточная часть татарского
населения. Маленький Габдулла с приемной матерью часто посещал подобные дома,
когда она разносила заказы татарских купцов: тюбетеи и калфаки, которые сама же
вышивала с утра до поздней ночи.
На фоне огромной фотографии Сенного базара - ичиги, башмачки,
вышитые тюбетеи - подлинные экспонаты. Они не только предметы купли продажи, но
и символы эпохи, «малого» и «большого» базара, где все покупается и продается.
И опять дорога. Она ведет его на этот раз в деревню Кырлай в
дом крестьянина Сагди. Это было в середине июня 1892 г. Но и здесь его ждут
нищета, голод, свирепствовавшие опять в Казанской губернии в 1892 г.,
свидетельства этого - сообщения в газете «Волжский вестник». После ознакомления
с ними совершенно по-другому раскрывается смысл слов, сказанных по дороге
Сагди: «Вот приедем...тебя встретит мать... У нас много хлеба и катыка». Яркой
иллюстрацией этому служит картина худ. Х. Казакова «Маленький Апуш». На картине
мы видим угол деревенской избы и сидящего на саке мальчика. В одной руке у него
ломоть хлеба, в другой - деревянная ложка. Перед ним плошка с картошкой и
катыком. В широко раскрытых глазах мальчика искрится радость, удивление и в то
же время недоверие, что все это наяву, а не во сне.
Экспонаты в витрине рассказывают о его жизни в Кырлае. Здесь
он начал учиться. Фото здания школы, где мальчик получил азы грамоты. Книги,
которыми пользовались в дореволюционных татарских мектебе: «Иман шарты» -
букварь арабского языка; «Хафтияк» - сборник, составленный из отдельных сур
Корана; «Бэдэвам» - литературное произведение 18 в. И др. - в основном книги
религиозного характера. Но среди них лежит одна - солидного объема и формата.
Это - «Фавакыйгельжоласа» («Плоды собеседника»), составителем которого является
просветитель Каюм Насыри, своеобразная антология поэзии, куда вошли
произведения древнетатарских поэтов, лучшие образцы поэзии Востока. Музей
располагает первым изданием книги, вышедшей в 1884 г. в типографии Казанского
университета.
До девяти лет будущий поэт жил в деревне Кырлай. В последних
числах 1894 г. его ждала опять дорога. На этот раз далеко, в степной город
Уральск.
ЗАЛ № 2
Зал в котором мы находимся посвящен раскрытию двух
тем: «Жизнь и деятельность Тукая в Уральске» и «Жизнь и творчество Тукая в
Казани». Хронологически зал охватывает период с 1894 по 1911 г.
Справа меньшая половина зала отведена материалам,
рассказывающим о жизни и творчестве Тукая в Уральске. В экспозиции внимание
привлекают фотографии огромных размеров: «Скачущие кони в степи» и «Пушкинский
сад в г. Уральске»,выступающие как символы степного города и жизнеутверждающей
силы поэзии Тукая; что свободолюбивые мотивы в его поэзии зародились в колыбели
русской вольницы. Интерьер «Казахская юрта», воссозданный на подлинных
этнографических материалах, передает национальный колорит степного края.
Многочисленные материалы рассказывают о пребывании поэта в
Уральске, корорый стал для него университетом. Это фотографии: общий вид города
начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился
по приезде; здание медресе «Мутыгия» и трехгодичные русские классы при медресе,
женских классов при этом же учебном заведении. По утверждениям современников,
среди них на фотографии - первая любовь поэта.
Здесь же представлены фотографии учителей - первых его
наставников: М.Тухфатуллина и А. Сиразетдинова, самого поэта - шакирда медресе
вместе с А. Кариевым - будущим основоположником татарского профессионального
театра. С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до
конца жизни поэта.
В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с
которыми Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют
книги из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии,
книги поэзии древнего Востока.
Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой
шакирдов медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания
медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы,
относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот
впервые.
В экспозиции представлены уникальные экспонаты, связанные с
учебой самого Тукая: рукописная газета «Эль магариф» («Просвещение») за 1903 г.
и журнал «Эльгасрель-джадит» («Новый век») за 1904 г., которые выпускали
шакирды медресе. По утверждению специалистов, некоторые страницы журнала
написаны самим Тукаем. В одном из номеров журнала от 15 ноября 1904 г. имеется
сообщение о состоявшемся в медресе литературном вечере, где ученик Тукаев
выступил со своими стихами. Представлена страница журнала с первым ученическим
стихотворением поэта.
В бурные дни революции в Уральске наборщиком русской газеты
«Уралец» поэт начал трудовую деятельность. На фото «Здание типографии газеты
«Уралец» и «Тукай - наборщик газеты» и др.
Тукай - поэт, рожденный революцией 1905 г. Творчество его
началось с переводов. В экспозиции книга - «Собрание сочинений А. Кольцова»
1903 г. издания со стихотворением «Что ты спишь, мужичок?», вольный перевод
которого сделан Тукаем. Рядом - газета «Фикер» («Мысль») № 1 за 1906 г. со
стихотворением Тукая «Сон мужика». В этом комплексе - уникальный экспонат -
договор на издание на паях газеты «Новая жизнь», подписанные Тукаем, К. Мутыги
и М. Мусиным.
За короткое время имя Тукая как талантливого поэта стало
известно далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и
Казани.
Край родной, не будь в обиде, край любимый, о
прости,
Место, где я жил надеждой людям пользу принести!
О прощай, родимый город, город детства моего!
Милый дом во мгле растаял - словно не было его, -
так Тукай прощается с Уральском, городом, где он прожил 12 лет (чуть
меньше половины жизни) , где он формировался как поэт и общественный деятель и
где проходило становление его как личности.
В последних числах сентября 1907 г. Тукай собирается в дорогу
в родной город Казань - «город науки, просвещения и искусства». Впереди его
ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследование охранки, смерть и
бессмертие.
О
Казань, ты - как светильник на
горе
горишь в ночи,
Словно
свечи - минареты, колокольни,
каланчи!
Ярко
светишь ты уездам захолустным
и
глухим.
Возвышаясь горделиво
путь
указываешь им! Г.
Тукай
Большую часть этого зала занимают материалы, рассказывающие о
жизни и деятельности Тукая в Казани. Очутившись под безмятежно голубым небом
Казани, поэт почувствовал, что самые заветные чаяния его сбылись.
В экспозиции фотографии с видами дореволюционной Казани. В
основном это фотографии мест, связанных с Тукаем, но в то же время
характеризующих Казань, по словам А.И. Герцена, как «место встречи и свидания
двух миров... западного и восточного». Белокаменные колонны университета,
остроконечные минареты, величавые колокольни соборов, здания городского театра
и художественного училища, пестрая толпа на улицах говорят о Казани, как о
крупном культурном центре Поволжья.
В витринах документы о культурной жизни города за 1907-1908
гг.: пригласительные билеты на городские концерты и спектакли, в знаменитый
казанский цирк Никитиных, объявления о народных гуляниях. Среди них особо нужно
отметить материалы, связанные с рождением татарского театра, труппы «Сайяр»:
групповой снимок артистов, внутренние правила для артистов, написанные рукой Г.
Кариева - руководителя труппы. В витринах - книги, изданные в типографиях
Казани. Безусловно, на них он обратил внимание в первую очередь после приезда.
Это сборники пьес - «Сватовство» Ш. Жамирова и «Бедная Бибиджан» З. Саедзаде;
переводы русских писателей - «Каменный гость» А. Пушкина, «Ашик Кериб» М.
Лермонтова, «Ильяс» - Л. Толстого... Рядом - книги соратников Тукая - Ф.
Амирхана, Г. Камала, Г. Кулахметова и др., с которыми он будет работать в
тесном контакте.
Центральное место в зале занимает условный интерьер
«Литературный салон в Казани начала XX в.». Он воссоздан из предметов, сохранившихся
в семьях друзей Тукая - Х. Ямашева, Ф. Амирхана. В них запечатлена память об
этих людях и о том времени. Тукай был желанным гостем в их семьях. В таких
салонах собиралась передовая казанская интеллигенция. Говорили о политике,
обсуждались новости городской жизни, спорили о новинках литературы. В салонах
ставились и любительские спектакли, звучали новые музыкальные записи. Неслучайно
в интерьере установлен граммофон, где проигрывались пластинки. На ломберном
столике лежит альбом-футляр с дореволюционными татарскими пластинками, с
записью любимых песен поэта «Зилайлук», «Тафтиляу». Особую ценность
представляют пластинки с записью стихотворения Тукая «Старометодник» в
исполнении А. Кариева и песни в исполнении М. Бабаджан, с которым поэт
познакомился на Н.-Новгородской ярмарке в 1909 г.
В интерьере - секретер темного цвета, принадлежавший когда-то
семье Ф. Амирхана. В нем книги - условно восстановленная библиотека Тукая. По
воспоминаниям современников, у Тукая в Казани была большая библиотека. К
сожалению, после смерти поэта библиотека его бесследно исчезла. До нас дошли
лишь те книги, которые поэт оставил сестре перед отъездом из города Уральска. К
нашему счастью, Тукай в своих статьях, путевых заметках, фельетонах говорил о
писателях, с творчеством которых он был хорошо знаком. На основе этих данных
была укомплектована условная библиотека поэта. В ней широко представлена
русская литература XIX - начала XX вв., книги зарубежных авторов. Среди них -
собрание сочинений Дж. Байрона в трех томах, выпущенное в Петербурге в
1902-1905 гг. под редакцией С.А. Венгерова, куда вошли поэма «Шильонский узник»
и стихотворение «В альбом». В экспозиции эти книги особо выделены не только
потому, что Тукай был первым переводчиком Байрона на татарский язык. В 1911 г.
поэма «Шильонский узник» вышла из печати с предисловием и под редакцией Тукая.
В витрине - рукопись перевода поэмы на татарский язык, сделанный поэтом С.
Сунчалей - современником и близким другом Тукая. На рукописи многочисленные
помарки и исправления, свидетельствующие о долгой и кропотливой работе над
переводом поэмы и переводчика и редактора. А стихотворение Байрона «В альбом» в
переводе Тукая до сих пор вызывает всеобщий интерес.
Окружение поэта в основном представлено в экспозиции
многочисленными фотографиями. Крупным планом даны фото, где поэт запечатлен со
своими друзьями: Ф. Амирханом и братьями Кулахметовыми, 1908 г., Г. Тукай, поэт
С. Рамиев и журалист Ф. Агеев,1908 г., Г. Тукай в редакции газеты «Эль-ислах»,
1908 г. Среди «благородных» друзей поэта были известные социал-демократы
Казани: Дулат-Али, Хусаин Ямашев. В экспозиции - их портреты, фото дома, где Х.
Ямашев встретился с Тукаем; страница с первой публикацией стихотворения Тукая
«Светлой памяти Хусаина», где поэт впервые в истории татарской литературы
создал образ большевика. Оживляют экспозицию личные вещи Ямашева: чернильный
прибор и пепельница, книга «Зачем нужна выставка домашних животных», изданная в
Казани в переводе Ямашева.
В окружении поэта были основоположники и актеры татарского
театра: Г. Камал, Кудашев-Ашказарский, Г. Кариев, первая профессиональная
актриса С. Гиззатуллина-Волжская, которой Тукай посвятил два стихотворения.
Представлены и их портреты, личные вещи: дорожная чернильница Кариева,
мандолина, принадлежавшая струнному оркестру клуба «Шарык» («Восток»).
Известно, что Тукай был первым слушателем оркестра.
В окружении Тукая были и образованные девушки - женщины новой
судьбы.среди них сестры Кулахметова Суфия и Шамсекарам. В одной из витрин -
предметы этнографии, изготовленные их руками: кружевное покрывало с
аппликациями, вышитый золотой канителью и шелковыми нитками тюбетей, женская
сумка и др. Среди знакомых поэта были: А. Терегулова, которой Тукай посвятил
некоторые свои юмористические стихи; З. Хасани - секретарь журнала «Ан»
(«Сознание») , которой поэт адресовал последнюю записку из Клячкинской больницы
по поводу корректуры своих стихов. В витрине предметы, которыми пользовались
работники журнала, в том числе З. Хасани: чернильница, лампа-спиртовка, ручной
станок для печатанья листовок - предметы, в которых запечатлен дух времени,
память людей из окружения Тукая, дух самого поэта. Известно, что Тукай принимал
самое активное участие в организации этого журнала, в определении его
идейно-эстетического направления. Даже название журнала было предложено поэтом.
В экспозицию вошла фотография любимой девушки Тукая - Зайтуны
Мавлюдовой.
Нет!
Со мной из всех влюбленных
не
сравнится ни один.
Я
люблю стократ сильнее, чем Фархат
любил
Ширин, -
писал о своих чувствах Тукай в стихотворении «Любовь», написанном в
Казани в 1908 г. В витрине предметы эпохи: вышитый разноцветным мулинэ футляр
для писем и бланки для личных писем, украшенные красочным орнаментом, арабской
вязью. Они - как штрихи к интимным чувствам поэта.
Левый угол зала занимает большое фото с видом Казанского
кремля, с многоступенчатым спуском к Булаку, с пестрой толпой ярмарки «Ташаяк»,
с многочисленными барабусами, грузчиками, купцами, духовенством.
В экспозиции воссоздан условный интерьер «Книжная лавка».
Известно, что Тукай работал экспедитором в лавке. В оформлении интерьера
использованы предметы эпохи: кассовый аппарат, принадлежащий до революции
гостинице «Казанское подворье», конторка, керосиновая лампа, счеты и все
необходимые для упаковки и отправки книг принадлежности. На полу и на стульях
приготовлены для посылки стопки книг. Рядом в одной из витрин лежит газета
«Эхбар» («Известия») - орган крупной татарской буржуазии, куда усердно
приглашали Тукая на работу, предлагая большую зарплату. Но он отказался,
остался верным своему поэтическому кредо, данному еще на заре творчества в 1906
г.
Лишь служение народу признаю за счастье я.
В
этом лучшая отрада, сладость жизни для меня.
Эти слова, написанные красными буквами на стекле, служат эпиграфом к
раскрытию всего творчества Тукая.
Творчество поэта достигло в Казани наивысшего расцвета.
Достаточно сказать, что в течение пяти лет, проведенных в Казани, произведения
поэта вышли отдельным изданием 23 раза. В 1909 г. в течение только одного года
было издано 9 сборников. В экспозиции сборники стихов поэта 1908. 1909 годов
издания. Они небольшого формата и объема, изданы на дешевой бумаге. Но и эти
книги не были доступны всем. Многие стихи поэта народ переписывал от руки.
Представлена тетрадь и отдельные листы со стихами Тукая, переписанные от руки.
Интересно отметить, что переписаны те стихи, в которых преобладают социальные
мотивы.
Большое место отведено раскрытию творчества Тукая как
талантливого сатирика. В Казани он сотрудничал в издании сатирических журналов
«Ялт-Йолт» («Зарница») и «Яшен» («Молния»), в которых публиковались многие его
фельетоны, памфлеты, сатирические стихи. В витрине - подлинные экземпляры этих
журналов. Особый интерес вызывает комплекс материалов, связанных с историей
создания поэмы Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Уникальными
экспонатами являются первое издание поэмы 1908 г. и религиозная книга «Кисекбаш»
1903 г. издания, сюжетную канву которой Тукай использовал как пародию для своей
поэмы; фотографии прототипов поэмы - известных борцов Карахмета и Заикина,
выступающих в то время в Казанском цирке Никитиных. Большую ценность
представляют рисунки к поэме, сделанные для прижизненного издания ее. А слева
во всю стену в специальной раме даны иллюстрация к поэме худ. Б. Урманче -
современника Тукая, очевидца событий, описанных в поэме.
В экспозиции нашла отражение деятельность поэта как
публициста и журналиста, его сотрудничество в татарской демократической печати,
в еженедельной газете «Эль-ислах», издававшейся с 1907 г. на средства
учащихся-шакирдов. Тукай здесь работал бесплатно. В витрине в развернутом виде
даны подлинные экземпляры газет «Эль-ислах» и «Кояш» и клише.
Тукай - певец угнетенных и обездоленных. Ему чужда была
национальная ограниченность. Везде, где бы он не был, Тукай оставался певцом
свободы, равенства. Об этом рассказано в следующем зале.
ЗАЛ № 3
Рекреации
Тукай - певец дружбы народов.
В центре зала на переднем плане установлены как образ дороги
поэта рулевое колесо и спасательный круг с дореволюционных пароходов,
принадлежавших обществам «Кавказ и Меркурий» и «Самолет». На пароходах этих
компаний в 1909, 1911 гг. Тукай совершает поездки в различные города, где
состоялись новые встречи и открытия, рождались новые чувства и переживания.
В 1909 г. по настойчивому приглашению фабрикантов Акчуриных
Тукай посетил поселок Гуриевка в Симбирской губернии. Скупые материалы
рассказывают об этой поездке: это фото дома Акчуриных, в котором около недели
жил поэт; как существенная деталь, указывающая на классовую принадлежность
хозяев, в экспозиции футляр с надписью «Головной убор княгини Акчуриной».
В августе этого же года Тукай посетил знаменитую ярмарку в
Н.-Новгороде. Наблюдал за жизнью и повадками главных воротил ярмарки -
татарских купцов, прототипы которых представлены подлинными фотографиями.
В экспозиции дореволюционные фотографии с видами городов
Астрахани, Уфы, Петербурга и Троицка, где бывал Тукай в 1911-1912 гг. Среди них
известное фото «Тукай - среди интеллигенции города Астрахани» в 1911 г. В
витрине фото поэта С. Рамиева, с которым Тукай жил в Астрахани, сборник его
стихов 1908 г. издания. Рядом экземпляр азербайджанского сатирического журнала
«Мулла Насретдин». Тукай был его постоянным читателем.
14-18 апреля 1912 г. поэт в Уфе. И здесь у Тукая встречи с
передовой интеллигенцией города, в частности с М. Гафури. В экспозиции
фотокопия с картины худ. Якупова «Г. Тукай и М. Гафури»;фото здания библиотеки
«Сабах» («Книга»), на складе которой Тукай жил во время пребывания в Уфе. Рядом
- книги, сборники стихов Гафури.
20 апреля Тукай в Петербурге. Крупным планом даны виды
Петербурга, связанные с Тукаем. И отдельно - дом, где он останавливался. В
витрине -подлинный экземпляр газеты «Нур» («Луч»), в редакции этой газеты
побывал Тукай; широкий круг людей, связанных с Петербургом, - хозяев квартиры,
где остановился Тукай: Муса Бигиев, его жена Марьям и своячница Гульсум.
В завершающей теме зала проходят материалы, связанные с
последними днями поэта, с подготовкой к изданию его сборника избранных
произведений и переводов его стихов на русский язык. Свой сборник избранных
произведений Тукай начал готовить в деревне Училе зимой 1912 г. Работал над ним
и в Клячкинской больнице до последней минуты своей жизни. В начале 1913 г. им
был подписан и договор на его издание, но вышел сборник в 1914 г., когда поэта
не было в живых. Рядом с ней как веское доказательство общественно-политической
значимости всего творчества Тукая документ царской цензуры о запрете стихов
поэта.
В экспозиции фото здания Клячкинской больницы Казани на
бывшей Вознесенской улице (ныне Островского). Она считалась не самой дорогой
больницей в городе. В этой больнице с 26 февраля по 2 апреля лечился и умер
Тукай. В витрине на белой салфетке лежит стетоскоп того времени и фото лечащего
врача Тукая, знаменитого в последствии терапевта Лурье. Обращает внимание
последняя фотография поэта на больничной койке за 28 часов до кончины: на нас
смотрит совершенно спокойное, осунувшееся лицо поэта. На нем ни малейшего
сожаления, что он так рано, в 27 лет, уходит из жизни. Рядом с последней
фотографией первые некрологи, в которых утверждается бессмертие поэта. Они шли
в течение года отовсюду, из различных уголков страны, из-за рубежа.
О многогранной деятельности Тукая не только как большого
поэта, но как просветителя, педагога и фольклориста рассказано в следующем
зале.
ЗАЛ № 4
Тукай и народное творчество.
Тукай - просветитель и педагог.
При входе в зал посетителя встречает известный портрет Тукая
1912 г. Он дан крупным планом. В глазах поэта «гнев и печаль» за судьбу родного
народа, за будущее детей. Портрет занимает в зале центральное место, четко
разделяя его на две части.
Справа - материалы, рассказывающие об отношении Тукая к
народному творчеству. В экспозиции фотографии народных певцов и сказителей -
современников поэта, образцы народных инструментов, сборники татарских народных
песен, выпущенных в типографиях Казани нач.
XX в. В зале звучит музыка,
которую сочинил народ на слова Тукая «Родной язык», «Разбитая надежда»,
«Тафтиляу» в исполнении современных певцов.
Творчество народа привлекало внимание не только одного Тукая.
В витрине - так называемая «Тетрадь шакирда» с записью народных песен, пословиц
и поговорок; рядом - фото современника Тукая, ученого-фольклориста Х. Бадиги,
который по совету поэта начал собирать и изучать татарский фольклор.
Тукай много сделал для пропаганды татарского фольклора. В
экспозиции фотография здания «Восточного клуба», где он 15 апреля 1909 г.
выступил с лекцией «Народная литература». Ее текст потом был издан отдельной
книгой и он также представлен в витрине. Интерес вызывает групповое фото
музыкантов первого струнного оркестра клуба «Восток».
Тукай хорошо знал, с уважением относился к фольклору других
народов. Например, в Уральске собирал казахские песни, а потом делал попытку
сравнительного анализа их с татарскими. О был знаком и с произведениями
русского фольклора. В экспозиции уникальные экспонаты: книга - первое издание
сказки А.С. Пушкина «Золотой петушок», выпущенное в литографии И.Н. Харитонова
в 1909 г. в переводе Тукая, и подлинные оттиски рисунков худ. Кускова,
подготовленные для этого издания. Особую ценность представляют подлинные
рисунки к сказкам «Шурале» и «Коза и баран», сделанные неизвестным художником
для прижизненных изданий сказок Тукая. Рисунки сохранились у потомков издателя
Галимзяна Шарафа. Эмоционально оживляющим фоном для сказок служат фотографии,
где изображена природа Заказанья: дремучий лес. По народному поверью именно в
таком лесу обитал Шурале; пруд, где жила Водяная. Рядом скульптура Шурале,
работы художников М. Адылова и Г. Богородского (дерево,металл).
Материалы второй половины зала рассказывают о деятельности
Тукая как педагога и просветителя. Для раскрытия этой темы использован самый
разнообразный материал: фотографии татарских медресе того времени, вошедшие в
музейный оборот впервые; учебные пособия, которые использовались в новометодных
татарских школах (географические карты и атласы, глобус, которым пользовались
учащиеся медресе «Касымия» в Казани, астрономический календарь и грифельная
доска, образцы похвальных грамот и свидетельств, которые выдавались ученикам
после окончания медресе, расписание уроков и др.) Они использованы в оформлении
интерьера «Класс при медресе». Представлены на его фоне фотографии детей
различных слоев населения.
Педагогические и просветительные воззрения Тукая развивались
под влиянием прогрессивной педагогической просветительской мысли Ушинского,
Добролюбова, Белинского. Особенно сильным было на Тукая влияние Л.Н. Толстого.
Неслучайно вошли в экспозицию книги: «Сочинения графа Л.Н. Толстого.
Педагогические статьи», «Азбука графа Л.Н. Толстого», «Новая Азбука графа Л.Н.
Толстого» и др.
Известно, что Тукай был в дружественных отношениях со многими
учителями медресе «Мухаммадия». Он присутствовал на уроках, использовал их
опыт, когда составлял свои учебники и книги для внеклассного чтения: «Радость»,
«Жемчужные зерна», «Развлечение детей», «Веселые страницы», «Плоды
развлечения», «Пища духовная». В экспозиции представлены подлинные экземпляры
этих книг. Тукай был автором хрестоматий: «Уроки национальной литературы в
школе» (1910 г.) и «Новое чтение» (книга переиздавалась с 1909 г. по 1918 г.
ежегодно).
Многогранное творчество Тукая легло в основу развития всей
культуры Татарстана. Об этом ведется рассказ в следующем зале.
ЗАЛ № 5
Тукай в наши дни.
Великие
уходят...Вслед за ними,
Как
звезды, новые восходят имена...
Народ
мой, береги сынов - и ныне,
И
впредь - в нелегкие, крутые времена...
С.
Хаким
Центральное место в экспозиции отведено материалам
рассказывающим об истории создания балета «Шурале»: фотография «Ф. Яруллин за
работой над балетом»; рукописная нотная страница партитуры балета, написанная
композитором и др. В экспозиции широко показаны постановки балета на сцене
различных театров: Казани, Москвы, Ленинграда, Киева, Тарту и за рубежом в
Болгарии, Чехословакии, Албании и др. Показаны сцены из спектаклей и фотокопия
письма М. Плисецкой, присланного в музей.
Благодарные потомки высоко чтят память поэта. В экспозиции
фотографии мест, носящих его имя: здание Татгосфилармонии, клуба Тукая и др.
Его именем названы улицы в Уральске, Уфе, Баку и Ташкенте.
Центральное место в зале отведено фотографиям памятников
Тукаю в деревнях Кушлавуч и Кырлае, в Казани. Каждый год в день рождения Тукая
около них - народ. Проводится День поэзии, где поэты выступают со своими
стихами, как бы отчитываясь перед Тукаем.
Центр зала занимают квадратные витрины с книгами. Это
небольшая часть книг самого Тукая и книги о нем. Среди них академические
издания произведений Тукая и отдельные сборники его. Например, издание первого
трехтомного собрания сочинений, осуществленное в 1929-31 гг.
ученым-литературоведом Сайфи-Казанлы.
Недавно стало известно, что стихи Тукая выходили отдельным
изданием в разгар гражданской войны и в типографии Туркестанского фронта.
Знаменательным событием стал выход книги о нем в серии ЖЗЛ,
написанной известным ученым-исследователем жизни и творчества поэта И.
Нуруллиным. Книга представлена в музее с его автографом. Сюда вошли также
книги, удостоенные Тукаевской премии.
ЗАЛ № 6
Мемориал
Завершает экспозицию музея зал, где сосредоточены
личные вещи поэта - бесценные реликвии, дошедшие до нас. Среди них подлинные
фотографии Тукая различных лет. Фото 1908 г. - это широко известное по многим
публикациям изображение поэта, в темном костюме, в белой рубашке с цветным
галстуком, в темном стеганом тюбетее на голове. Долгие годы фото сохраняла
любимая девушка Тукая Зайтуна Мавлюдова. Она передана в музей ее сыном,
известным писателем А. Расихом.
У Тукая не было своего угла, всю жизнь он скитался по чужим
домам. До нас дошли единичные предметы, связанные с его бытом. Среди них
тюбетей из черного бархата. Он имеет интересную историю. Как пишут
современники, Тукай тюбетеи не носил. По рассказу ученого-исследователя М. Гайнуллина,
тюбетей был надет на голову поэта, сидящего перед объективом фотографа,
буквально в момент съемки.
Достойное место в зале заняли: фаянсовая шкатулка, которую
Тукай купил сестре Газизе на свой первый гонорар; подкарандашница в виде
бокала, выпущенная к 200-летнему юбилею города Петербурга. С поездкой в этот
город связана бронзовая чернильница оригинальной работы. Она была преподнесена
Тукаю учащимися татарских школ Петербурга в день отъезда поэта из города.
Свидетельством большой популярности поэта являются почтовые
открытки с портретами Тукая, изданные в типографиях Казани в различные годы. Интерес
представляют подлинные фотографии, связанные с похоронами Тукая. Эти уникальные
фотографии сохранились у племянницы Г. Кулахметова - Г. Шариповой.
Как последний, завершающий экспонат зала представлена
дорожная корзина Тукая, с которой он приехал из Уральска и которая сопровождала
поэта в его путешествиях по стране. Она как символ бессмертия поэта, как образ дороги,
ведущей к вершинам мировой поэзии.
Осмотр экспозиции окончен. Но знакомство с музеем
продолжается. Из вестибюля первого этажа можно пройти в выставочный зал, где в
дни открытия музея экспонировались рисунки детей к произведениям Тукая. Завершив
осмотр выставки, проходим в лекционный зал. Он - небольшой, камерный. Рассчитан
на малое число зрителей. Со сцены звучали романсы русских композиторов на слова
Пушкина; песни и романсы татарских композиторов на слова Тукая в исполнении
мастеров искусств.
Осмотр музея завершен. Мы покидаем его с уверенностью, что наше
посещение не последнее, что мы вернемся сюда еще и еще к Тукаю, к его
бессмертной поэзии.
Заключение
Музей - клетка
живого организма истории. Время проходит, и мы проходим. Тем неожиданнее и
пронзительнее может быть встреча настоящего и минувшего...
Музеи - лучшие
помощники в росте интеллекта, в понимании истории жизни человека и Земли. Музейный
экспонат живой, любая вещь несет тепло или холод рук своего
мастера-изготовителя, владельца, имеет свою историю. Пройдешь ли по залам
музея, поработаешь ли в его фондах, разыскав в какой-нибудь папке неожиданный
документ, а с ним подробности жизни и движение души человека - не раз
всколыхнется сердце.
Музей -
национальное достояние. Ценности уходят, меняется образ жизни. Но музей -
прежде всего хранилище, кладовая памяти. В Татарстане, несмотря на тяжелое
положение в экономике, музеи развиваются у укрепляются.
Список используемой литературы
Д. Б. Багаутдинова Музей
Г. Тукая в Казани.
Г. С. Муханов Да
не оскудеет душа хранящего.
П. Хабибуллин Судьба
бесценных реликвий.