Поиск зрителя документального кино, на примере фильмов режиссера В. Косаковского
Подготовка материала к докладу «Поиск зрителя
документального кино, на примере фильмов режиссера В. Косаковского»
Виктор Косаковский родился 19 июля 1961 года в
Ленинграде.
В 1978-79 гг. учился на электротехническом
факультете Ленинградского института киноинженеров.
С 1979 г. работает на ЛСДФ (ныне
Санкт-Петербургская студия документальных фильмов) - монтажером, ассистентом
оператора, ассистентом режиссера, с 1989 г. - сценарист и режиссер.
В 1989 г. В возрасте 28 лет окончил
режиссерское отделение ВКСР (мастерская Л. Николаева, Б. Галантера).
В 1989 снимает совместно с Р.Рербергом фильм «Лосев»,
в котором берет интервью у известного 94-летнего русского философа, что
является очень типичным для документального кино к.80-н.90. На волне отрицания
и «богоборчества» со всем советским, в документалистике стали появляться
материалы о людях к.19-н.20 века, которые сами по себе несли другую
ментальность, культуру. Так тогда же стала известна Одоевцева и ее мемуары; в
1991 г был снят Невзоровым фильм о Гумилеве и пр.
Ценность этого периода русской
документалистики в том, что она смогла успеть дать слово тем, кто отличался от
классического «хомо-советикуса». Конечно, в эстетическом, творческом плане
находок в этих фильмах не наблюдалось, работы были ангажированы временем , но
это давало возможность на гребне моды познакомить широкого зрителя с
неоднозначными и интересными фигурами в русской культуре.
В 1991 снимается фильм «На днях» (авт. сцен.,
реж.)
В 1992 Беловы (авт. сцен., реж.)
Часовая картина «Беловы» (1992), посвященная
русской крестьянке Анне Федоровне и ее брату Михаилу, принесла Косаковскому
настоящее международное признание и более двадцати наград в разных странах.
Этот фильм посвящен показу быта пожилой женщины, ее песен под нос при дойке
коровы, ее ругани со спившимся и философствующим братом. Показаны все реалии
«папуасского» быта: коровы, картошка, баня, пьяницы, поваленные заборы.
Этот фильм берет награды от критиков и публики
и через 2 года Косаковский получает государственную премию:
1993 МКФ
"Послание к человеку" (Приз критики, Приз экуменического жюри
1993 МКФ
"Послание к человеку" (Приз "Золотой кентавр" - Виктор
Косаковский)
1993 МКФ в Амстердаме
(Приз им. Й. Ивенса, Приз публики - Виктор Косаковский)
1993 МКФ
документального кино в Нионе (Приз "Золотой сестерций", Приз
FIPRESCI, Приз публики - Виктор Косаковский)
1994 Гос. премия
России (Виктор Косаковский)
В 1997 режиссер снимает фильм «Среда.
19.07.1961» (авт. сцен., реж., оп.) и
представляет всех, кто родился в Ленинграде в
один день с Косаковским, -- сто одного человека. Эта кинопродукция России,
Германии, Англии, Финляндии, Франции, Дании, Голландии и Швеции, получившая
приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале и другие награды, шла в кинотеатрах
многих стран, как и «Беловы», но у нас была воспринята как неинтересная и
передергивающая факты в сторону очернительства. Режиссер же подчеркивал, что
этим фильмом стремился создать портрет своего поколения. Свой
фильм «Среда» в 1997 году Косаковский снимал с Виолой Штефан, где она выступала
вторым сценаристом.
Немецкий режиссер и продюсер Виола Штефан
становится постоянным партнером Косаковского. Они организуют совместную
кинокомпанию "Sreda-film" (www.sreda-film.de,
названа по одноименному фильму режиссера). Косаковский становится оператором в
фильмах Виолы Штефан: "Боровичи"(1996), "Белый
танец"(1999), «Maiking of» (2005).
(Виола Штефан
родилась в Хейдельберге, закончила факультет славистики и восточно-европейской
истории, обучалась в Берлине и Лондоне. С 1977 года жила в Нью-Йорке и изучала
фильмы в Нью-Йоркском университете, снимала документальное кино в США и России
в 80-е годы)
2000 Детский сад – любовный треугольник (Часть
III, в трилогии «Я вас любил... Три романса»; авт. сцен., реж.)
Свадьба (Часть II, в трилогии «Я вас
любил... Три романса»; авт. сцен., реж.)
Эти три фильма снимались режиссером как общий
цикл, действие которого происходит в трех разных местах. Каждый из этих
фильмов снимался всего один день: в Иерусалиме, на свадьбе и в детском саду.
В 2002 выходит фильм «Тише!» (авт. сц., реж.,
оп.)
«Тише!» удостоен главных призов кинофестиваля
«Россия» (Екатеринбург), «Послание к человеку» (Санкт-Петербург), фестиваля
документальных фильмов в Мюнхене (Германия), а также приза жюри зрителей
кинофестивалей в Нионе (Швейцария) и Флоренции (Италия).
«Тише!» снят Косаковским как режиссером и
оператором из окна его питерской квартиры, где он появлялся наездами из
загранкомандировок. Режиссер-оператор наблюдает за людьми, проходящими перед
окном, за проезжающими машинами, за переменами в природе. И за рабочими, пять
раз кряду вскрывающими и вновь укладывающими асфальт, так как трубу
теплоцентрали постоянно прорывает.
Если в других странах этот фильм
воспринимается комично, как притча, то в городе трех революций с обречением:
трубы давно пора менять, мелкий ремонт уже не помогает. А дырку все латают и
латают. В этом фильме режиссер смог удачно затронуть социальные темы через быт,
хотя перефразы с известными кадрами Бунюэлевской луны и лужи Косаковского
слишком нарочиты. Но очень мило смотрится битва жэковских рабочих и дворников за
изменения бытия в лучшую сторону. Но мы то все знаем – им не победить.
В 2005 году выходит фильм «Свято» (реж.,
опер.), самый неоднозначный из всех фильмов режиссера.
Отрывок из интервью с Косаковским в
Санкт-Петербургских ведомостях
- Как возник замысел " Свято "?
- Мой первый сын родился в Москве в общежитии
ВГИКа. В нашей комнате почему-то не было зеркала. Случайно мы поняли, что наш
сын, а он уже бегал тогда, еще не видел себя. Захотелось, конечно,
зафиксировать этот момент. Я нашел камеру "Конвас" и пленку на две
минуты. Обмотали шумную камеру одеялом, чтобы не напугать ребенка. Принесли
зеркало и стали снимать. Сын подошел, поздоровался с отражением, потом сел в
угол комнаты и задумался минут на десять. Потом вернулся, и началось кино... Но
пленка моя уже давно закончилась. Когда же спустя пятнадцать лет родился второй
ребенок, мы решили непременно снять фильм. Теперь, конечно, я использовал
видеокамеру с возможностью часовой непрерывной съемки.
- Как же удалось уберечь ребенка от окружающих
отражений до момента съемки?
- В наши дни это сложно - кругом отражения,
особенно на улице. Машины, витрины... Надо очень стараться всей семье. И быть
все время во внимании. Нам пришлось убрать все зеркала в доме. Даже заменить
ложки на пластмассовые. Хотя ложка, конечно, значения не имеет. Если ребенок и
увидит себя таким маленьким в отражении, то не сообразит, что это он. Мы ждали
два года. Потом снимали один день. Интересно, что люди не понимают - такое
может быть только один раз.
- Вы не опасались за психику ребенка? Не
боялись ему навредить?
- Конечно, опасались. Было понятно, что для
ребенка внезапная встреча с зеркалом станет событием в жизни. Я советовался с
детскими психиатрами, с психологами... и у нас, и в Оксфорде, и в Гарварде - и
получил одобрение. Более того, не исключено, что подобный эксперимент станет
скоро обязательным элементом воспитания личности.»
Фильм «Свято» самый психологичный и самый
открытый в плане показа самого режиссера. По настрою он ближе всего к фильму
«Среда». Фильм был встречен неоднозначно, так как никто до этого эксперименты в
кино над собственными детьми не ставил, а идея Косаковского о том, что в фильме
произошла самоидентификация ребенка совершенно не подтверждается самой
картиной. В фильме мы видим маленького мальчика, который общается с другим
мальчиком (зеркальным) и злится, что ему не отвечают. Особенно неоднозначны
кадры, когда съемки идут за стеклом и зритель понимает, что мальчик впрямую
обращается в зазеркалье к своему отцу, который стоит на другой стороне для
великого дела творчества. В том, что это не имеет отношения к самоидентификации
иллюстрируют кадры, когда около зеркала появляется сам автор проекта, ребенок
успокаивается, он получает общение, любовь и целует все, что подвернется: папу,
отражение в зеркале, камеру, которая это все снимала. Это скорее фильм о
русских папах, которые не знают, что мамы своих детишек маленькими берут на
ручки, учат умываться и ласково щебечут « а чьи это красивые заспанные
глазки…». И прочую милую чепуху, которая дают ребенку тепло, силы и радость от
собственного отражения. Но это знают в России мамы, и очень мало, к сожалению,
пап. Папы в России очень часто знают, о своих важных проектах, делах, долге
перед семьей и редко задумываются, как они нужны своим детям без этой мишуры
своих планов. А потом их сыновья так же не получив опыта внимания и любви
сбегают в очередное громадье планов и идей, так и не научившись добродушно и
ласково жить с окружающим миром.
Если коротко оценить творчество Косаковского
как представителя документального кино в Петербурге можно сказать, что эти
фильмы предназначены для определенного круга зрителей, которые любят артхауз,
игру в образы. Лучше всего об этом сказал Ник Фрейзер, телевизионный журналист
и продюсер на канале BBC4 в интервью на «Эхе Москвы»:
«-- Ну и бог с ними, со стандартами. Мы на
BBC, замечу, ни разу не отвергали фильм потому лишь, что он, дескать, не
подходит нам по каким-то там стандартам. Другое дело, что сам я не очень люблю
«замороченную», «артхаусную» документалистику. Не то чтобы я имел что-то против
режиссеров, для которых эстетика и искусство важнее журналистики, -- нет-нет,
«поэтическая» документалистика вполне возможна. Но я считаю, что хорошее
неигровое кино должно быть доступным. И что в нем должны быть грамотно смешаны
репортаж и поэзия. Есть люди, которые со мной не согласятся. Например, ваш
соотечественник Виктор Косаковский. Он думает и снимает совсем иначе»