Поп-Арт
«Поп-арт» (англ. pop art, от pop — отрывистый звук, лёгкий
удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально — искусство, производящее
взрывной, шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского
popular art — популярное, общедоступное искусство), неоавангардистское
направление в изобразительном искусстве. Явившись своеобразной реакцией на
абстрактное искусство и вместе с тем обнаружив связь с дадаизмом (особенно с
творчеством М. Дюшана) и сюрреялизмом, «П.-а.» получил распространение со 2-й
половины 1950-х гг. в США (основоположник направления — Р. Раушенберг; К.
Олденберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн, Дж. Дайн), Великобритании
(П. Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими целями представители «Поп-арта»
провозгласили «возвращение к реальности», «раскрытие эстетической ценности»
образцов массовой продукции, языка средств массовой коммуникации (реклама,
фото, репродукция, комикс и т.п.), всей окружающей человека искусств.
материальной среды. Они буквально воспроизводят (часто с помощью коллажа или
иных подобных техник) типичные предметы современного урбанизированного быта
(вещи домашнего обихода, упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин
и т.д.), популярные печатные изображения каких-либо известных личностей и событий
или даже включают эти предметы и изображения в композиции в натуральном виде.
Подменяя реальность алогичной комбинацией разнохарактерных муляжей, «Поп-арта»,
как и исторически предшествующие ему течениямодернизма , остаётся
замкнутым в круге самодовлеющих формальных экспериментов; он так же далёк от
реалистически последовательного изображения действительности, как, например,
абстракционизм, являясь, по существу, антиискусством. Известное влияние
«Поп-арт.» на рекламу, плакат, журнальную графику свидетельствует о его
ориентированности на «массовую культуру» капиталистического общества с её
девальвацией духовных ценностей.
Художники группы, получившей известность в середине
пятидесятых годов , за ново открыли то , что любители продолжают считать само
собой разумеющимся , несмотря на все усилия убедить их в обратном : что картина
– это не «плоская, по существу, поверхность, покрытая красками», на чём
настаивал Морис Дени, а узнаваемый образ. Если искусство по своей природе
репрезентативно, то современные художественные движения , от Мане до Поллока
исходили из ложной посылки , независимо от того, насколько впечатляющими были
их творческие достижения. Создалось впечатление , что в последнее столетие
живопись была на своего рода добровольной голодной диете питаясь сама собой, а
не окружающим миром. Наступило время, когда художники стали испытывать чувство
«голода по реальному образу» -голода, которым некогда не мучилась широкая
публика, так как её спрос на образность щедро удовлетворялся фотографией,
рекламой, журнальными иллюстрациями и комиксами.
Почувствовавшие это художники схватились за
продукцию коммерческого искусства, потакающую обывательским вкусам. Они увидели
в нём главную примету визуального окружения нашего времени, явление, которое
начисто игнорировалось представителями « высоколобой » культуры как
вульгарное, антиэстетическое, хотя не заметить его кричащего присутствия было
невозможно. Только Марсель Дюшан и некоторые из дадаистов с их неприятием
любых ортодоксальных суждений осмелились окунуться в эту среду ( см. стр. 432
). Они и стали святыми-покровителями нового движения, получившего название
«поп-арт».
На самом деле поп-арт зародился в
Лондоне в середине пятидесятых годов. Группа независимых художников и
интеллектуалов. Создавшая его, была восхищена воздействием на повседневную
жизнь Великобритании американских средств массовой информации, заполнивших
страну после Второй мировой войны. НЕ удивительно, что новое искусство пришлось
особенно по нраву именно американцам и получило бурное развитие в США в
последующее десятилетие. Теперь, в ретроспективе, развитие поп-арт в США
воспринимается как выражение оптимистического духа 1960-годов. Начавшихся с
избрания Джона Кеннеди и завершившегося кульминацией Вьетнамской войны. В
отличие от дадаизма. Поп-арт возник не от отчаяния и не из-за отвращения к
современной цивилизации. Это течение в искусстве рассматривало коммерческую
культуру как сырье, как неиссякаемый источник живописного содержания, а не как
зло, с которым надо бороться. Не разделяет поп-арт и агрессивного подхода
дадаистов к сложившейся системе ценностей современного искусства.
ДЖОНС. Джэспер
Джонс (род. 1930) , один из основоположников поп-арта в Америке, начал с
детального, точного изображения таких общеизвестных предметов, как флаги,
мишени, числа, карты. Его картина «Три флага» (илл.457) ставит перед зрителем
интригующий вопрос: в чем , собственно, разница между образом и
действительностью? Мы сразу узнаем звезды и полосы, но если попытаемся
уточнить, что же именно находится перед нами, то ответ окажется не таким
простым. Эти флаги выглядят слишком «ненатурально». Вместо того, чтобы
развеваться на ветру, они как бы застыли в ожидании, в своего рода обратной
перспективе, четко выровненные по отношению к друг другу. Здесь есть движение
другого рода: красные. Белые и голубые участки – не плоскости локального цвета.
А тщательно модулированные поверхности. Можно ли в таком случае утверждать, что
это изображение трех флагов? Очевидно, что таких флагов не бывает, и они могут
существовать лишь в воображении художника. Чем больше задумываешься над этим,
тем больше удивление вызывает эта картина именно как плод воображения – меньше
всего можно было ожидать такого вывода при первом взгляде на нее.