Инвайронментальная социология
Инвайронментальная социология
Введение
В
условиях когда природная среда не только полностью включена в процессы человеческой
жизнедеятельности на всех ее уровнях социализирована но и оказывает воздействие
на ход этих процессов посредством механизмов обратных связей которые работают
по естественным (а не социальным) законам актуальным становится именно
взаимодействие общества и природы. Изменения природной среды приобретают
социальную значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы общество
тем не менее неспособно изменить эти законы или подчинить их социальным
закономерностям ( как невозможно и обратное сведение социальных закономерностей
к
естественным).
Особенностью современной экологической ситуации и является пересечение и
взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях той или иной
социальной системы взаимосвязанной с определенной экосистемой.
Взаимозависимость и взаимодействие этих систем требуют изучения специфики
различных механизмов этого взаимодействия что исключает как социологический "герметизм " так и
естественнонаучный редукционизм.
Современную экологическую ситуацию можно считать наиболее развитой формой
проявления противоречий двух стихий пересечение социальных и естественных
закономерностей т.е. формой пригодной для теоретического рассмотрения. В этом
смысле вполне закономерно появление в последнее десятилетие разного рода
социально-экологических теорий носящих междисциплинарный характер стремящихся
осуществить новый синтез как предшествующих социологических теорий так и
собственно социологического теоретизирования с естественнонаучным и
широким мировоззренческим контекстом.
Наиболее ярким примером такого синтеза может служить американский
инвайронментализм представляющий собой соединение определенного типа
мировоззрения и теоретических основ соответствующих социальной дисциплины с
практикой массового социального движения.
Американский инвайронментализм имеет богатые и давние ( с середины прошлого
века) традиции. Нынешний этап его развития как в теоретическом так и
социально-политическом плане начинается с середины 70-х годов и связан как
считают большинство инвайронменталистов с последствиями (экономическими
социальными политическими и проч.) энергетического кризиса 1973 года.
Институциональные основы развития инвайронментального движения и
социально-экологических исследований были заложены несколькими годами раньше
(принятие в 1969 году законопроекта о национальной природоохранной политике
проведение в 1970 году Дня защиты Земли создание различного рода
природоохранных организаций на общенациональном и локальном уровнях).
Не осталась в стороне от общих экологических настроений и американская
социологическая наука : в 1976 году в Американской социологической ассоциации
создается секция инвайронментальной социологии в 1977 году на сессии
ассоциации обсуждается тема "Социальные корни инвайронментализма" ;
еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных
проблем и в Обществе сельской социологии.
Наконец к началу 80-х годов формулируются основные (начальные) положения
"новой инвайронментальной парадигмы" в социологии провозглашающей
наступление " века инвайронментализма " необходимость ценностной
переориентации нового политического и экономического порядка новых стандартов
проведения и нового типа рациональности в целом.
Социально-экономические мотивы появляются и в работах видных американских
социологов не связанных непосредственно с инвайронментальной социологией
(Хоровиц. Смелсер. Рейнуотер . Липсет и др.) В своих общеметодологических
построениях инвайронменталисты часто прибегают к аналогиям не только с
привычными для них натуралистическими течениями но и с интеракционизмом
структурным функционализмом марксизмом .
Таким образом предмет исследования определяется как теоретико-методологическое
и социально-политическое содержание современной инвайронментальной социологии.
Социально-исторические и философские
предпосылки инвайронментализма
История
развития социально-экологической идеи в американской социологии во многом
связана с европейскими традициями социал-дарвинизма географической школы
эволюционизма натурализма в целом ; адаптация этих идей в американской
социологической теории проходила под влиянием Спенсера. Дюркгейма. Зиммеля. Тенниса
и других европейских социологов. Однако установления теоретических параллелей
еще недостаточно для понимания специфики американской социально-экологической
традиции позволившей ей стать одним из самых значительных направлений в
теоретико-методологическом арсенале американской социологии и сохранить это
значение до сегодня . Для уяснения этой специфики обратимся прежде всего к
американским источникам (как к теоретическим так и к социально-историческим)
формирования социально-экологических (инвайронментальных) концепций в
американской социологии.
Американский инвайронментализм в целом представляет собой прежде всего
общетеоретическую и мировоззренческую ориентацию в центре внимания которой
взаимодействие социальных образований со средой их обитания. Кроме того
инвайронментализм - это движение за качество среды обитания.
"Инвайронментальная социология" - одна из дисциплин использующих социально-экологический
подход и ограничивающих его рамками локального общества с окружающей средой.
Характерной особенностью американской истории такого взаимодействия стало
освоение свободных земель.
Экстенсивное освоение среды породило ее специфический тип - фронтир - и
соответствующий тип социального поведения в отношении среды соответствующую
систему ценностей в отношении к природе.
Граница
обилие свободных земель были также "естественным" средством снятия
социального напряжения экстенсивным образом: недовольные условиями своего
существования имели возможность уйти на Запад и устанавливать свои порядки отстаивая
свои экономические и политические интересы.
Однако к середине 19 века запас свободных земель был исчерпан и граница
приобрела значение предела экспансии экстенсивного аграрного развития и
"естественного" разрешения социальных затруднений. Конец фронтира
ознаменовал наступление своеобразного экологического кризиса приведшего к
обострению противоречий между локалистской демократией и федералистской
централизацией между популизмом и республиканизмом между аграрным Западом и
индустриально-финансовым Востоком. Этот первый американский
"экологический кризис "обусловил переход от аграрного к
технологическому росту и урбанизации отличающимся той
же экстенсивной динамикой поскольку характерной чертой границы как
своеобразного американского института является по Тернеру то что "ее надо
продвигать ".
В условиях переосмысления последствия " конца фронтира "и новых форм
использования природных ресурсов формируются четыре основные
социально-реформистские ориентации на взаимодействие общества и природной
среды:консервационизм охранительная концепция экологизм и экономизм.
Среди основных направлений в инвайронментализме выделяют как правило
консервационизм охранительное движение и экологизм (Монейхон Петулла Такер
Милбрет ).
"Проблема (для консервационистов ) состояла в отыскании техники
способствующей эффективному росту для тех кто уже контролировал
землепользование и ресурсы - замечает Б.Вайсберг. - Консервационистское
движение фактически сформировалось вокруг трудностей управления а не в связи с
проблемами экологического разнообразия и стабильности ".
В противоположность консервационистскому утилитаризму
("техноцентризму") охранительное движение ("биоцентризм")
выступало за сохранение нетронутой дикой природы. Биоцентристы представляют
инвайронментализм как определенный способ (состояние) бытия и определенный тип
поведения когда охрана и рациональное природопользование могут быть лишь
внешними проявлениями более глубоких мотивов и ценностных ориентаций.
Экологисты наиболее близкие к академическим кругам строят свою научную модель
взаимодействия общества и природной среды основанную на объективных
закономерностях. Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие
сообщества экологисты видят назначение социальной системы в том что она должна
обеспечивать оптимальное функционирование экосистемы и предотвращать нарушения
экологических процессов. Если требования среды к обществу так же обязательны
как и требования общества к среде то динамическое равновесие экосистемы
представляется основным из этих требований.
Экологическая ориентация соединяя черты биоцентризма с консервационалистским
рационализмом представляла образец биоцентризма научно-экологического в отличие от "трансцендентального " в сочетаниии с реформизмом скорее
консультативного плана нежели административного.
Созданное в 1915 году Американское экологическое общество имело целью прежде
всего изучение закономерностей раразвития экосистемы в ее широком понимании (
включая человеческие сообщества ) и распространение этих знаний. Среди
представителей экологизма –Дж. П. Марш Э. Ист Э. Росс и др. Экологисты
предложили в целом три основные социально-экологические идеи сохранившие и до
сих пор значение в инвайронменталистском теоретизировании. Идея “экосистемного
холизма “ выражена А. Леопольдом:”Разумно то что стремится к сохранению
целостности стабильности совершенства биологического общества. Неразумно все то
что стремится к обратному” . Отсюда следует непреходящее значение
“кульминационного” состояния экосистемы состояния динамического равновесия как
наиболее оптимального результата эволюционного развития нарушение которого
может иметь следствием лишь деградацию экосистемы.
Однако холизм экологистов не следует приравнивать к мистификации целостности
биоцентристами поскольку это холизм опосредованый: критерий разумности
сформулированный . А. Леопольдом относится не к каждому отдельному действию и
его результатам и не к каждому отдельному объекту этого действия ( как у
биоцентристов ) а к типу действий “ правилу ” практике в целом ее тенденции и к
виду популяции.
“
Новая инвайронментальная парадигма “
в социологии
Наступление”века
инвайронментализма” датируется как правило началом 70-х годов когда со всей
очевидностью проявились последствия экологического кризиса на Западе
прежде всего в виде "энергетических" затруднений 1973 года .
Деградация окружающей среды достигает таких размеров что экологическое
"консервационистское" и прогрессистское движение перерастает в "
радикально-инвайронментальное" ставящее под сомнение общепринятые
постулаты о преимуществах технического прогресса. «Это такое же зло как и благо
"- резюмирует выражая общий пафос инвайронменталистов Л.Милбрет.
В 70-е годы в США резко
возрастает численность природоохранных организаций : к 1985 году их
насчитывалось около 250 новых инвайронментальных организаций. В конце 60-х-70-е
годы с концепциями " антироста " выступили К.Боулдинг Э.Майнш
Э.Шумахер. Оппоненты "ростомании" находят единомышленников не только
среди биоцентристов и экологистов но и среди так называемых инвайронментальных
экономистов.
В результате "драматического пересмотра отношения к экспоненциальному
росту" к состоянию окружающей среды и его социальным
последствиям были достигнуты первые победы инвайронменталистов : в 1969 году
был принят законопроект о национальной природоохранной политике -NEPA в 1970
году 1 апреля объявлен днем защиты Земли участие в котором президент Р.Никсон
назвал " здоровым" мероприятием и " высшим проявлением национального
патриотизма".
С
середины 70-х годов создаются секции инвайронментальной социологии : в 1976
году секция Американской социологической ассоциации в 1977 году на сессии АСА
обсуждалась тема "Социальные корни инвайронментализма"; еще раньше
подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в
Обществе сельской социологии. С 1978 года возрастает количество публикаций в
американских социологических журналах посвященных инвайронментализму. У.Кэттон
и Р.Дэнлэп обобщая накопленный инвайронментализмом за последние десятилетия
теоретический опыт провозглашают " новую инвайронментальную парадигму
" в социологии закономерность проявления которой обусловлена "
изменением социальной реальности " .
“Изменение социальной ситуации “ в начале 70-х годов является прежде всего
причиной и источником активизации инвайронментальных идей в социологии.
Сущность этого изменения выражается в понятии “экологический кризис”. Этим
понятием инвайронменталисты объединяют такие явления как:загрязнение окружающей
среды дефицит природных ресурсов перенаселение последствия урбанизации голод
исчезновение некоторых видов животных и т.п. Все эти явления признаются если не
“социальными” то “социально значимыми” поскольку обусловлены развитием
общества.
Поскольку утверждение новых постулатов ведется методом “от противного” и
заявляется принципиальная новизна этих постулатов то очевидно что отвергаются
все предшествовавшие социологические теории. Обоснованием для подобного
нигилизма служит тот факт что на протяжении всей истории социологии по мнению
инвайронментальных социологов . “Среда” трактуется преимущественно как часть
ситуации социального воздействия в “терминах значения которое ей придается
участниками взаимодействия” а не как равноправная в социальном взаимодействиипеременная
(к средовым переменным относятся: уровень загрязнения темпы потребления энергии
характер застройки и т.п.). Эта изоляция “средовых” переменных была
обусловлена социологическим “герметизмом” дисциплинарных традиций. Среди
которых инвайронменталисты выделяют две основные: 1) чересчур жесткое
определение предмета социологии дюркгеймианский “социологизм”.
”Антиредукционистское табу”-социальный факт.
2)
ориентация на индивидуальную оценку ситуации на единичное действие и значение.
Которым индивид наделяет это действие при этом физические и пространственные
характеристики ситуации опять же игнорируются (веберианская традиция Дж. Мид Ч.
Кули У. Томас и др.).
Авторы НЕР подразделяют развитие социологической теории на два основных
периода: все что имело место до появления НЕР и собственно НЕР. Это деление
обосновывается принадлежностью всех предшествующих НЕр теорий к одной парадигме
которая получает название “парадигма человеческой исключительности”. А затем
–“парадигма человеческой освобожденности” основным недостатком которой и
является “игнорирование взаимозависимости социальных и “средовых”переменных”.
В целом НЕР может быть описана следующими основоположениями:
1)
помимо генетической наследственности люди обладают также и
культурным наследием и поэтому отличны от всех остальных видов животных;
2)
социальные и культурные факторы (включая технологию)
являются главными детерминантами человеческой деятельности;
3)
социальная и культурная среда является определяющим
контекстом человеческой деятельности а биофизическая среда в основном
безотносительна к ней;
4)
поскольку культура обладает свойством кумулятивности
технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно и все
социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы.
Пытаясь
соединить разнородные теории в некое целое инвайронменталисты выделяют
некоторые общие их характеристики: антропоцентризм социальный оптимизм
антиэкологизм берущие начало в “западном мировоззрении”. Для его описания
предлагаются следующие посылки:
1)
люди существенно отличаются от всех других живых существ на
Земле над которыми они доминируют;
2)
люди-хозяева своей судьбы они могут выбирать цели и делать
все что необходимо для их достижения;
3)
мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные
возможности;
4)
история человечества-история прогресса каждая проблема
принципиально разрешима и прогресс бесконечен.
Будучи противоположно этой мировоззренческой ориентации НЕР выступает не только
как научная парадигма описывающая и объясняющая “новую социальную реальность”
но и соответствующих образцов поведения. Исследование взаимодействия социальных
и “инвайронментальных” переменных способствовало формированию основоположений
“новй парадигмы”:
1)
хотя люди обладают исключительными характеристиками
(культура технология и т.п.) они остаются одними из многих видов взаимозависимо
включенных в глобальную экосистему;
2)
человеческая деятельность обусловлена не только социальными
и культурными факторами но и сложными связями природной сети поэтому
целесообразная человеческая деятельность может иметь неожиданные последствия;
4)
хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей
сила до некоторой степени и увеличивают несущую способность среды все же
экологические законы не утрачивают своей обязательности.
Очевидночто
эти постулаты образованы прямым противопоставлением НЕР и NEP. Однако
инвайронменталисты несмотря на свою ингилистическую манеру формирования новой
парадигмы не хотят лишать ее предыстории и определенной методологической базы.
Тем не менее NER все же имеет нечто общее с НЕР; в этом сравнении новая
парадигма представляется скорее дополнением к “старой” акцентируя отдельные
аспекты последней:
1)
NER согласна с тем что люди –исключительный вид но они все
же должны рассматриваться как один из многих видов взаимозависимых живых
существ;
2)
Осознавая то что человеческая деятельность во многом
обусловлена социальными и культурными факторами нельзя сбрасывать со счетов и
биофизический фактор (среда) как реакцию на социальную активность;
3)
Тогда как НЕР игнорирует биофизический контекст социальной
активности NER указывает на ограничения человеческой активности налагаемые
биофизической средой;
4)
Нер предполагает бесконечный и постоянный прогресс
социальный и технологический NER напротив считает что как бы ни были
изобретательны люди их наука и технология в силах отменить экологические
законы.
Число
работ из области инвайронментальной социологии на протяжении 70-х годов
возрастало что приводило к оформлению NER. “Все инвайронментальные социологи
принимая инвайронментальные переменные как релевантные в понимание человеческой
деятельности и социальных организаций по крайней мере неявно (и зачастую не
осознавая этого) противостояли НЕР ”-считают У.Кэттон и Р.Данлэп.
В своей политической деятельности инвайронментальное движение ориентируется на
участие в традиционных политических институтах с использованием традиционных
политических средств. Еслиевропейские движения были тесно связаны с
выступлениями “новых левых” студенческими волнениями и т.п. то
инвайронментальное движение в США наследуя традиции элитизма мелиоризма
прагматизма пришло на смену движениям “за гражданские права” и против вьетнамской
войны. Вполне понятно что инвайронментализм не принимает и популярной в Европе
доктрины “морального тождества”.
Кроме того американские инвайронменталисты не столь подвержены настроениям
технофобии как европейские экологисты: значительная часть инвайронменталистов
возлагают надежды в решении экологических проблем на совершенствование
технологий. Характеристиками инвайронментализма остаются биоцентристские
ценности “пределы” материального развития настроения “антироста”.
К настоящему
времени американский инвайронментализм представляет собой
ценностно-ориентированное (в отличие от нормативно-ориентированного
соглашательского) движение которое объединяет около 12 тыс. Организаций число
которых ежегодно увеличивается на 250. По результатам опросов
инвайронментализму симпатизирует от 60 до 80 % населения.
Большинство организаций создано в последнее десятилетие. Достаточным основанием
для членства в инвайронментальной организации считается признание существования
экологической опасности. Хотя в движении и существуют определенные разногласия
тенденций к расколу не намечается поскольку многие инвайронменталисты входят
сразу в несколько локальных организаций. Лидерство принадлежит “высшему
среднему” и “высшему” классу; около 10 % общественности США заявляют о
принадлежности к этим организациям но активно участвует в их деятельности около
1%. Эта группа активистов-представители “среднего класса” со
сравнительно высоким уровнем образования и доходов.
Среди наиболее крупных организаций выделяются: Совет по защите природных
ресурсов , Институт инвайронментальной политики , Федерация национальной
дикой природы , Фонд инвайронментальной защиты , Американская лига Исаака
Уолтона , Сьерра Клаб , Национальное общество Одюбона , Ассоциация
национальных парков и консервации , Общество дикой природы , Друзья земли.
Существенных разногласий по поводу средств политической борьбы за достижение
новой социадьной политики у инвайронменталистов нет но остается разнообразие
интерпритаций целей этой политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая
в целом развитие американских социально-экологических концепций. Прежде всего
следует отметить органическую связь инвайронментализма в особенности ранних его
форм с социально-историческими условиями формирования американского образа
жизни и соответствующего стиля мышления со свойственными ему элементами
натурализма индивидуализма активизма локалистской идеологии и реформизма.
Соединение рационализма и иррационализма в теоретических основоположениях
инвайронментализма обусловливает и пртиворечия возникающие уровнем ниже:
сочетание реформизма как воплощения рациональных целей разрешения экологических
проблем с предлагаемыми средствами их достижения.
Заслуживает внимания также опыт эмпирических исследований социальных экологов и
внедрения результатов в социальную среду. Кроме того немаловажным
представляется более детальное изучение инвайронментализма как социального
явления его идеологии связей с другими общественными движениями. Многообразие и
актуальность вопросов которые еще могут быть представлены инвайронментализмом
по ходу его развития трудно предугадать и невозможно переоценить.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Социально-исторические
и филосовские предпосылки инвайронментализма
“Новая
инвайронментальная парадигма” в социологии
Заключение