Трудовые правоотношения: понятие, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ: ТРУДОВОЕ
ПРАВО.
ТЕМА: «ТРУДОВЫЕ
ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И
ПРЕКРАЩЕНИЯ. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ ТРУДОВЫХ».
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
СТУДЕНТА:
ТРЕТЬЕГО КУРСА, ГРУППЫ ЮД 2-00,
ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВИЧА
г. МОСКВА 2002 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Понятие и система правоотношений в трудовом праве
2. Трудовое правоотношение
3. Организационно-управленческие правоотношения
4. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству
5. Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению
квалификации кадров непосредственно на производстве
6. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и
соблюдением трудового законодательства
7. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров
1. Правоотношения в сфере
трудового права — это урегулированные нормами трудового права трудовые и
иные тесно связанные с ними (производные) общественные отношения. Основным элементом
системы правоотношений трудового права являются трудовые правоотношения,
которые определяют характер производных правоотношений. Последние не имеют
самостоятельного значения и не могут существовать без трудовых правоотношений.
Все производные правоотношения можно разделить на предшествующие, сопутствующие
и вытекающие из трудовых правоотношений.
Таким образом, система
правоотношений трудового права выглядит следующим образом:
• трудовые правоотношения;
• организационно-управленческие
правоотношения;
• правоотношения по обеспечению
занятости и трудоустройству;
• правоотношения по
профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на
производстве;
• правоотношения по надзору и
контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства;
• правоотношения по рассмотрению
трудовых споров.
2. Под трудовым правоотношением
понимают урегулированное нормами трудового права общественное отношение,
складывающиеся между работником и работодателем, в силу которого работник
обязуется выполнять определенную трудовую функцию с подчинением правилам
внутреннего трудового распорядка, а работодатель — оплачивать труд работника и
обеспечивать условия труда в соответствии с законодательством, коллективным
договором и соглашением сторон.
Субъектами трудового правоотношения выступают
работник и работодатель. Обязательной предпосылкой возникновения
трудового правоотношения является наличие у субъектов трудовой правосубъектности
(трудовой право- и дееспособности). Содержание трудового правоотношения
составляют субъективные права и обязанности его участников. Объективные обстоятельства,
с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение
трудовых правоотношений, называются юридическими фактами. Как правило,
основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой
договор (контракт). В некоторых случаях возникновение трудовых правоотношений
связывается со сложным юридическим фактом, когда кроме трудового договора
требуется другой юридический акт (утверждение в должности, избрание на
должность, направление службы занятости в счет квоты (брони) и т.д.). Изменение
трудового правоотношения возможно по соглашению сторон. Законодатель также
предусматривает случаи, когда не требуется согласия одной из сторон (перевод
на другую работу в случае производственной необходимости или простоя, по состоянию
здоровья и др.). Основанием прекращения трудового правоотношения может
быть как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление одной из них. В
случаях, установленных законом, основанием прекращения трудового правоотношения
может быть волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной этого
правоотношения (призыв или поступление на военную службу, требование профсоюзного
органа и т.д.).
3. Организационно-управленческие
правоотношения в сфере труда складываются в процессе организации и управления
трудом между трудовым коллективом или представляющим его профсоюзным органом,
с одной стороны, и работодателем, администрацией организации — с другой.
Прекращение
организационно-управленческого правоотношения связывается с такими юридическими
фактами, как истечение срока действия локального акта, отмена ранее принятого
акта (решения) и принятие нового акта (решения).
4. Правоотношения по
обеспечению занятости и трудоустройству возникают, когда гражданин
нуждается в работе и обращается по этому поводу в государственные органы по
трудоустройству. Правовые, экономические и организационные основы
государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии
государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на
труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом РФ от 19.04.91 №
1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных
законов от 20.04.96 № 36-ФЗ, 21.07.98 № 117-ФЗ, 30.04.99 № 85-ФЗ, 17.07.99 №
175-ФЗ, 20.11.99 № 195-ФЗ).
Среди правоотношений по
обеспечению занятости и трудоустройству можно выделить:
• правоотношение между органом
занятости и гражданином, обратившимся с заявлением о помощи в подыскании подходящей
работы;
• правоотношение между органом
занятости и работодателем;
• правоотношение между
гражданином, получившим направление от органа занятости, и работодателем.
Правоотношение между гражданином и
органом службы занятости возникает с момента обращения гражданина в этот орган с заявлением
о помощи в устройстве на работу.
Граждане имеют право на бесплатную консультацию и
бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора
сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на
бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы
занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального
обучения. Безработные граждане также имеют право на бесплатные
профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и
повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Орган занятости обязан принять заявление гражданина и
оказать ему содействие в получении подходящей работы. При невозможности
предоставления работы гражданин приобретает право на получение пособия по
безработице. Основанием прекращения данных правоотношений является, как
правило, прием гражданина на работу.
Правоотношение между органом
занятости и работодателем возникает с момента появления работодательской правоспособности у
организации и прекращается с ликвидацией организации. Содержанием
правоотношения являются права и обязанности его участников.
В соответствии с Законом РФ «О
занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан представлять
органам службы занятости:
• своевременно, не менее чем за
три месяца, информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся;
• ежемесячно сведения о применении
в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве);
информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной
реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных
рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов,
перечислении обязательных страховых взносов и др.
Работодатель имеет право:
• принимать на работу граждан,
непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими
направление органов службы занятости;
• получать от органов службы
занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
• обжаловать действия органа
службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд и т.д.
Органы службы занятости обязаны
бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет
свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за помощью в трудоустройстве.
При необходимости органы службы занятости могут полностью или частично
компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан,
высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на
организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других
организаций.
Правоотношение между гражданином,
получившим от органа занятости направление на работу, и работодателем возникает с момента передачи
данного направления работодателю.
Содержанием правоотношения
является обязанность гражданина представить работодателю направление на работу
и право (обязанность) работодателя принять гражданина на работу по направлению
службы занятости. Обязанность принять на работу возникает у работодателя в
случае, если гражданин направлен в счет установленной квоты (брони).
5. Правоотношения по
профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на
производстве складываются из трех групп правоотношений:
• правоотношения по ученичеству;
• правоотношения по повышению
квалификации, переподготовке кадров, обучению смежным профессиям;
• правоотношения по руководству
обучением.
Правоотношение по ученичеству возникает между гражданином,
принятым для обучения определенной специальности (профессии) и дальнейшей
работы по ней, и работодателем. Основанием возникновения данного
правоотношения является ученический договор. Субъектами правоотношения по
ученичеству выступают ученик и работодатель. Содержание правоотношения
составляют обязанность ученика овладеть в установленный договором срок
специальностью, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка, и
обязанность работодателя организовать обучение ученика (индивидуальное,
бригадное или курсовое), оплачивать время обучения в установленном договором
размере и по окончании обучения обеспечить ученика работой согласно полученной
специальности.
Правоотношение по ученичеству
прекращается с момента окончания обучения и сдачи учеником квалификационного экзамена.
Правоотношение по повышению
квалификации, переподготовке кадров, обучению смежным профессиях возникает между работником и
работодателем, которые уже состоят в трудовом правоотношении. Основанием возникновения
рассматриваемого правоотношения является соглашение сторон, в соответствии с
которым работник направляется на повышение квалификации. Данные правоотношения
могут носить как краткосрочный, так и длительный характер.
Правоотношение по повышению квалификации
прекращается с окончанием обучения работника.
Правоотношение по руководству
обучением возникает
между обучающим лицом и работодателем. Основанием его возникновения является
договор, согласно которому обучающее лицо, как правило, это высококвалифицированный
работник, обязуется подготовить прикрепленных к нему учеников к
самостоятельной работе по определенной специальности. Данное правоотношение
возникает как дополнительное к трудовому правоотношению обучающего лица или
как основное, когда обязанность по обучению других лиц является трудовой
функцией работника.
Правоотношение по руководству
обучением прекращается с момента сдачи учеником квалификационных экзаменов.
6. Правоотношения по надзору и
контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.
Общий государственный надзор за
соблюдением законодательства осуществляют органы прокуратуры. Государственный
надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются
Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой
государственных органов. Непосредственно государственный надзор и контроль
осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица
Федеральной инспекции труда.
Кроме этого, существуют
специализированные органы, осуществляющие надзор за охраной труда:
Государственный энергетический надзор, Федеральный горный и промышленный
надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России по ядерной и
радиационной безопасности (Госатомнадзор) и др.
Общественный контроль за соблюдением
прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется
профессиональными союзами и иными представительными органами, которые вправе
создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных
работниками представительных органов.
Субъектами данных правоотношений
также выступают должностные лица администрации, работодатели, которые обязаны
обеспечить охрану труда и соблюдать трудовое законодательство. Содержание
правоотношения составляют обязанность органов надзора и контроля осуществлять
соответствующие надзор и контроль за охраной труда, а также за соблюдением
трудового законодательства и обязанность работодателей, должностных лиц
администрации обеспечить условия для осуществления прав этих органов по
надзору и профсоюзному контролю.
7. Правоотношения по
рассмотрению трудовых споров возникают при наличии разногласий между
работником, трудовым коллективом и администрацией предприятия, учреждения,
организации по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о
труде, коллективного договора и других соглашений о труде, условий трудового договора
(контракта) и др. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по
трудовым спорам и районными (городскими) судами, коллективные трудовые споры —
примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.
Основанием возникновения данных
правоотношений является заявление о разрешении трудового спора.
Содержание правоотношений зависит
от вида рассматриваемого трудового спора (индивидуальный или коллективный), а
также от органа, рассматривающего спор (Комиссия по трудовым спорам, суд,
трудовой арбитраж и т.д.).
Правоотношение по рассмотрению
трудовых споров прекращается вынесением уполномоченным органом решения по трудовому
спору.
ЛИТЕРАТУРА:
2. Комментарий к Кодексу законов
о труде Российской Федерации / Под ред. В.И. Шкатуллы. М.: ИНФРА-М, 1997.
3. Российское трудовое право /
Отв. ред. А.Д. Зайкин. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
4. Сыроватская Л,А. Трудовое
право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999.
5. Трудовое право / Отв. ред.
О.В. Смирнов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 1999.