Правовое регулирование инвестиционной деятельности
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие инвестиционной деятельности впервые было
законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное
количество выпущенных к настоящему времени документов, далеко не все аспекты
инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах - пока лишь
намечены основные напрвления инвестиционной политики государства.
Согласно законам РСФСР от 26 июня 1991г. " Об
инвестиционной деятельности в РСФСР" и от 4 июля 1991 г. " Об
иностранных инвестициях в РСФСР" инвестициями являются денежные средства,
целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование,
лицензии, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые
в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения
прибыли и достижения положительного социального эффекта. Запрещается
инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает
требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других законодательно
определенных норм, наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан,
юридических лиц и Государства.
Важнейшими стимулами развития инвестиционной
деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты
инвестиций и предоставление им налоговых и таможенных льгот.
Защита инвестиций гарантируется законом независимо от
форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные
условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера,
которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями:
а) инвестиции не могут быть безвозмездно
национализированы;
б) инвестиции не могут быть реквизированы.
Применение таких мер возможно лишь с полным
возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду. Инвестиции могут
быть застрахованы. К сожалению, стоит отметить, что данная норма закона в
некоторой степени является декларативной. До недавнего времени согласно ст. 36
Закона об иностранных инвестициях иностранные инвесторы могли приобретать
государственные ценные бумаги только с разрешения Минфина РФ. Эта статья была
отмечена 24 декабря 1993 г. Указом Президента России № 2288. Также в
соответствии с Инструкцией ЦБР от 16 июля 1993 г. № 16 нерезиденты осуществляют
все инвестиции и реинвестиции на территории Российской Федерации в рублях со
специальных инвестиционных рублевых счетов типа "И". Но до сих пор не
выработан механизм продажи валюты на внутреннем валютном рынке с целью
зачисления рублевой выручки на эти счета.
В целях обеспечения стабильности прав инвесторов
законом установлено, что соответствующие положения принимаемых законодательных
актов, ограничивающие эти права, не могут вводиться в действие ранее чем через
год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных предприятий Указом
Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 этот срок увеличен до трех лет.
Кроме того, установлено, что ограничения в деятельности иностранных инвесторов
могут быть введены только законами Российской Федерации и указами Президента,
нормативные акты местных органов власти, ущемляющие права инвесторов, не
подлежат применению.
Поскольку правовых гарантий не всегда бывает
достаточно, возникает необходимость в создании специальных организаций)
обеспечивающих исполнение законодательных норм. Указом Президента РФ от 2
февраля 1993 года № 184 образована Государственная инвестиционная корпорация,
которая может выступать гарантом иностранным и отечественным инвесторам. Взнос
государства в уставном фонде корпорации составляет более
1 млрд. долларов США. Также для обеспечения финансовых
гарантий иностранным инвесторам корпорации выделено 50 млн. долларов США и 200
млрд. рублей. Не менее значительные финансовые гарантии предоставлены
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 507. По эмиссионным
обязательствам Инвестиционного финансового консорциума, участниками которого
являются крупнейшие банки России, предусмотрены государственные гарантии общим
объемом 800 млрд. рублей. При этом средства, привлеченные в результате выпуска
консорциумом ценных бумаг, направляются на финансирование инвестиционных
проектов, а также на формирование резервного и страхового фондов, на которые
будет обращаться первоочередное взыскание. Указом Президента РФ от 26 февраля
1993 г. № 282 признано необходимым участие российской стороны в учреждении
Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую
Федерацию от некоммерческих рисков.
Закон об иностранных инвестициях предусматривает ряд
таможенных льгот: имущество, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд,
предназначенное для собственного материального производства или ввозимое
иностранными работниками для собственных нужд, освобождается от взимания
импортных пошлин, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам,
и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции
составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать продукцию
собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд;
валютная выручка указанных предприятий от экспорта собственной продукции
остается полностью в их распоряжении. Указом Президента РФ от 10,июня 1994 г. №
1199 установлено, что предприятия, ввозящие оборудование (кроме подакцизных),
предназначенное для производственного развития предприятий, по контрактам,
заключенным до 1 января 1993 г. освобождаются в 1994 году от уплаты НДС и
спецналога.
С выходом Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №
1928 определилось новое направление в государственной инвестиционной политике -
финансовое участие государства в Частных инвестиционных проектах. Указом
предусматривается ежегодное выделение капитальных вложений на финансирование
высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств
на конкурсных началах. Право на участие в конкурсе имеют проекты, по которым
инвестор вкладывает не менее 80% собственных и заемных средств, включая
иностранные инвестиции, при этом собственные средства инвестора должны
составлять не менее 20%. Частные инвесторы приобретают право собственности на
созданные объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.
Началась разработка нового направления в
инвестиционной деятельности. Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929
введено понятие финансового лизинга как вида предпринимательской деятельности,
направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных средств в
имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на
определенный срок.
2. ВИДЫ ДОГОВОРОВ
С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ
Действующие законодательные акты прямо не
регламентируют использование концессионных форм инвестиций, основанных на
договорных принципах отношений государства и инвесторов. И Закон "Об
инвестиционной деятельности в РСФСР", и Закон "Об иностранных
инвестициях в РСФСР" определяют лишь принципы и основные положения
инвестиционной деятельности в целом и иностранных инвестиций в частности и в
совокупности с новым Гражданским кодексом являются лишь общей законодательной
базой для концессионных отношений.
Этот пробел в законодательстве Российской Федерации и
призваны заполнить законы из "концессионного" пакета и прежде всего -
рамочный Закон "О концессионных и иных договорах, заключаемых с
иностранными инвесторами", в котором определялся: перечень концессионных
объектов, права и обязанности инвестора по долгосрочному пользованию
находящимся в государственной собственности объектом или занятию деятельностью,
являющейся государственной монополией. Область действия этого закона
распространяется преимущественно на перерабатывающую промышленность, транспорт
и связь, сферу услуг итак далее.
Важнейшим предметом регулирования для Закона "О
соглашениях о разделе продукции" является сфера недроподьзования, и
основное внимание в нем уделено механизму и процедуре реализации таких
соглашений. Учитывая, что недра являются исключительной государственной
собственностью, Законом "О недрах" в свое время был установлен лишь
администрайтно-распорядительный порядок передачи участков недр во временное
пользование негосударственным инвесторам.
К наиболее распространенным современным разновидностям
концессионных форм соглашений государства с иностранными инвесторами относятся'
б) соглашения о разделе продукции;
в) договоры на предоставление услуг (с риском или без
риска).
Среди общих отличительных признаков всех названных
видов договоров необходимо выделить прежде всего то, что все они:
во-первых, заключаются государством с иностранными
инвесторами в отношении объектов государственной или муниципальной
собственности, которые в соответствии с национальным законодательством частично
или полностью исключены из гражданско-правового оборота, а также в отношении
отдельных видов деятельности, составляющих государственную монополию (так
называемые естественные монополии);
во-вторых, в отличие от классических
гражданско-правовых сделок названные договоры могут включать отдельные изъятия
из национального гражданского законодательства применительно к отношениям
государства с инвесторами, предусматривая возможность односторонних
преимущественных прав государства в рамках таких договоров;
в-третьих, признание концессионных и иных договоров с
иностранными инвесторами юридически действительными предполагает совершение
государством, в лице уполномоченных органов исполнительной власти,
предваряюшего такой договор или следующего после его заключения разрешительного
акт (выдачу лицензии или иного разрешения), если подобный порядок установлен
национальным законодательством;
в-четвертых, для большинства государств, применяющих
концессионные формы договоров с инвесторами, характерно изъятие из
национального правового режима, именуемое юристами как "дедушкина
оговорка" и предусматривающее на срок действия договора мораторий на
применение к иностранному инвестору неблагоприятных для него изменений в
текущем законодательстве, принятых после вступления такого договора в силу.
Кроме того, в концессионных и иных договорах с
иностранными инвесторами должны быть отражены такие обязательные положения,
как:
- виды деятельности, работ или услуг, осуществляемые
инвестором в соответствии с договором;
- обязательства государстра перед инвестором о выдаче
ему разрешительных документов, необходимых для осуществления оговоренных
договором работ и услуг, включая внешнеторговые сделки;
- права собственности инвестора на произведенную в
рамках договора продукцию (или ее оговоренную часть) и полученные доходы,
включая право на их вывоз из страны;
- права и обязанности сторон по принятию решений,
связанных с выполнением договора;
- минимальные программа и график работ, выполняемых на
основе договора;
- обязательства инвестора по использованию
прогрессивных технологий и производству конкурентоспособных товаров и услуг;
- обязательства инвестора соблюдать установленные
законодательство, нормы и правила, касающиеся трудовых отношений, техники
безопасности, охраны окружающей природной среды и рационального использования
природных ресурсов;
- обязательства инвестора по обеспечению
финансирования работ-, а также гарантии получения заемных средств, намеченных к
привлечению инвесторов в пределах, установленных договором;
- обязательства инвестора по найму и обучению местных
специалистов и других работников;
- взаимные обязательства государства и инвестора по
развитию производственной и социальной инфраструктуры региона (регионов)
нахождения объекта (объектов) инвестиций;
- обязательства государства по обеспечению
недискриминационного порядка приобретения инвестором местных товаров и услуг и
допуска ксистемам транспорта и связи - с учетом требований национального
законодательства;
-виды, формы и порядокопределения и внесения
инвестором налогов, сборов и других обязательных платежей, особенности
применения которых могут устанавливаться договором в соответствии с
национальным налоговым законодательством;
- срок действия договора, порядок и условия его
продления, приостановления и прекращения, а также порядок разрешения споров.
Приведенные положения концессионных и иных договоров,
заключаемых с иностранными инвесторами, могут быть частично исключены или
дополнены другими положениями в зависимости от вида договора или соглашения,
специфики конкретного объекта инвестиций и требований законодательства.