Россия - многонациональное государство
Московский Государственный Университет Культуры
факультет УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
Реферат
на тему:
“Россия - многонациональное
государство”
Студента 1 курса 112 гр.
Мещерякова Олега
Москва, 1998
История распорядилась так, что
русский народ всегда занимал особое положение в ряду других народов. Сразу
оговорюсь – в данном случае речь идет не о какой-то исключительности или
богоизбранности. Нет, признание особого места русского народа в истории
человечества – это только констатация общеизвестного. И в этом небольшом очерке
я остановлюсь всего лишь на нескольких моментах, подчеркивающих и
иллюстрирующих сказанное выше.
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке
двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда
русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно,
Россия воспринимала, и, надо сказать, чутко воспринимала, влияние и той и
другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно
сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в
обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела
собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в
свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей.
Это влияние сказывалось прежде всего в том, что на
протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов,
одним из главных передаточных звеньев между западной и восточной цивилизациями.
Дело даже не в торговых контактах, которые происходили на территории России
между Западом и Востоком. Главное – в столкновении двух разных культур, двух
разных миропониманий. И Россия выступала перед лицом Запада представителем
культуры Востока, а перед Востоком – представителем культуры Запада.
Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером,
разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг
с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в
виде татаро-монгольских орд, а затем два столетия противостояла турецкой
империи. А с другой стороны, Россия остановила католическую экспансию Запада на
Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему Евразийскому
континенту.
Русский народ, в современном своем виде,
формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен,
занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям,
по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их
соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
Так, рано возникшая и гораздо более долго, по
сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила
восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных
племен, “чужаки”, могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время
славяне, чисто внешне принимая “чужие” обычаи и порядки, внутренне сохраняли
своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все
это славянским.
Самый простой пример связан с именем самого
русского народа. Дело в том, что слово “русский” – вовсе не славянского
происхождения. Это название одного из народов, живших рядом со славянами и
ставших у них княжеским родом. Но “русы”, хотя и были правящим родом среди
славян, в конце концов были теми же славянами ассимилированы, т.е. поглощены.
И, оставив славянам свое имя, “русы” растворились в историческом небытии.
В процессе же формирования русского народа
приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских
народов, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим
соединение вроде бы несоединимого.
Все это свидетельствует о поражающей
жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие
славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на
Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного
переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.
Отличие России от Запада и от Востока
выражалось и в том, что на Руси издревле сложилась своеобразная форма
христианства, впоследствии получившая наименование православия. Связано это
было в первую очередь со своеобразием славянского мировоззрения. Христианство
ведь внедрялось на Руси не на пустом месте – у славян к тому времени
существовала развитая система языческих верований.
И получилось так, что христианство на Руси
довольно долгий исторический период уживалось с язычеством. В домонгольское
время вообще сложилось двоеверие, когда за язычеством и христианством
сохранялись самостоятельные, достаточно обособленные сферы. Так, сохранялось
основное содержание язычества – обожествление природы, и на эту область
христианство, по существу, не распространялось.
Конечно, христианская церковь боролась с
остатками язычества, но и приспосабливалась к нему, как, например,
приспосабливала чисто христианские праздники к языческим. И некоторые языческие
обряды в народе отправляли на протяжении веков, а отдельные из них дожили и до
наших дней.
Россия – одно из самых многонациональных государств
мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по
происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью
исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый,
образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс.
до 1 млн. человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. Таким образом
на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения
страны.
Этнический состав населения страны непрерывно
меняется, о чем свидетельствуют данные о числе народов России, зафиксированные
при переписях населения. При проведении переписи 1926 г. было выявлено 194
этнических единиц, во время переписи 1959 г. – только 109, переписи 1970 г. –
104 народа. В переписи населения 1979 г. выделены те же народы, что и в 1970
г., но в первой публикации приведены данные по 101 народу (в графу “другие
национальности” включены данные о наиболее мелких народах, а также народах,
живущих в основном за пределами России)
. За прошедший более чем тридцатилетний период в
России бурно шли процессы этнической консолидации – слияние близкородственных
территориальных, племенных и других групп людей в крупные народности и нации.
Особенно интенсивно протекали эти процессы в прежде отсталых в социальном и
экономическом отношении районах Средней Азии, Казахстана и Сибири. Да и многие
давно сформировавшиеся народы нашей страны стали монолитнее, обособленность их
отдельных групп уменьшилась или вообще исчезла. Например, некоторые группы
казаков, камчадалы и ряд других этнографических групп к моменту установления
Советской власти зачастую еще не осознавали себя частями русского народа и
существенно отличались по диалекту, культуре и быту от основной массы русских.
Теперь их лишь с большим трудом можно выделить даже в качестве этнографических
групп. Быстро стираются также различия между бойками, лемками, гуцулами и
остальными украинцами; латгальцами и собственно латышами. Мишари, кряшены и
нагайбаки, выделенные переписью 1926 г. в качестве самостоятельных народов,
слились с татарами, мегрелы, сваны и лазы – с грузинами; кыпчаки, тюрки и
кураминцы растворились среди узбекского народа; около 20 малочисленных этносов
Алтае-Саянского нагорья объединились в два более крупных народа – алтайцев и
хакасов. Таким путем характерные для нашей страны процессы этнической
консолидации привели к сокращению общего числа народов.
Русские (в XIX – начале XX в. употреблялось также название великорусы,
или великороссы) – крупнейший народ России, образующий более 85% населения
страны. Они расселены по всей стране – от берегов Баренцева, Белого и других
морей Северного Ледовитого океана до побережья Черного и Каспийского морей; на
западе русские поселения выходят к балтийскому морю, на востоке – к побережью
Тихого океана. В районах своего исконного расселения (большинство областей
европейской части России) они составляют свыше 95% всего населения.
Русский народ на протяжении многих веков составлял
основное ядро многонационального Русского государства. Он всегда играл ведущую
роль в экономике и общественно- политической и культурной жизни страны.
Высокоразвитая русская культура оказала большое влияние на культуру других
народов страны, русские помогли ранее отсталым народам поднять свой
материальный и культурный уровень. Русский язык стал вторым языком для многих
народов России.
По своему происхождению русские связаны с
восточнославянскими племенами, которые во второй половине I
тысячелетия н.э. занимали нынешнюю территорию европейской части России; в их
формировании принял участие и ряд неславянских народов этого региона. В IX в. в
Восточной Европе сложилось Древнерусское государство (Киевская Русь); в IX –XIII вв.
из многочисленных славянских племен сложилась единая древнерусская народность,
на основе которой после распада Древнерусского государства (начало XII в.)
начали формироваться три родственных народности – русская, украинская и
белорусская.
Русская народность складывалась в XIV – XV вв.
в области Великого Новгорода и Волго – Окского междуречья в процессе
ожесточенной борьбы против татаро-монгольского ига. С начала XIV в.
происходит постепенное возвышение Москвы и сплочение вокруг нее население
северо-востока и севера Руси. С образованием Русского единого государства
происходит непрерывное расширение этнической территории русских за счет слабозаселенных
восточных, северных и южных районов. Особенно значительно расширились границы
Русского государства в XVI – XVII вв.,
когда русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь.
В XVIII – XIX вв. расширение
границ России сопровождалось расселением
русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на
Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами,
оказывали на них большое влияние и в хозяйственном, и в культурном отношении, в
то же время воспринимая достижения культуры и хозяйственные навыки местных
этносов. С зарождением и развитием капиталистических отношений русская
народность консолидируется в буржуазную нацию (XVII – середина XIX в.).
У русских, расселившихся на огромной территории, в
результате многовекового исторического развития и взаимодействия с другими
народами к середине XIX в. сложился ряд этнографических групп.
Наиболее крупные из них – северные и южные великорусы, различающиеся по
некоторым особенностям языка (окающие и акающие говоры), культуры и быта.
Промежуточное положение между ними занимает средневеликорусская группа,
населяющая центральные районы России – часть Волго – Окского междуречья (с
Москвой) и Поволжья.
Во многих районах страны сохранились более мелкие
группы, отличающиеся известной культурно-бытовой спецификой: поморы побережья
Белого и Баренцева морей; пустозеры и устьцилемы в низовьях Печоры; кержаки в
лесной полосе Среднего Урала; мещера на севере Рязанской области; полехи в
Калужско-Брянско-Орловском Полесье; старожильческое население Сибири и Севера
(колымчане, русскоустьинцы, марковцы, камчадалы и др.), воспринявшие многие
черты окружающих народов; старообрядческие группы – “поляки” (на Алтае),
семейские (в Забайкалье). К этнографическим группам можно отнести и различные
группы казаков, сложившихся как военное сословие в XV – XVII вв. в бассейнах рек Дон, Кубань, Терек,
Урал, а также в Сибири.
Неславянские народы России занимают преимущественно ее периферийные территории:
Среднее Поволжье, часть северных областей, Прикамье и юго-западную часть
страны. Большинство этих народов является соседями восточных славян и благодаря
многовековому культурному общению сблизилось с ними по своему хозяйственному и
культурно-бытовому укладу.
Татары – крупнейший после русских народ в России.
Этноним “татары” впервые появился в VI –
IX вв. среди монгольских племен,
обитавших к юго-востоку от Байкала. В XIII
– XIV вв. после татаро-монгольских
нашествий это название было распространено на некоторые народы, входившие в
состав Золотой Орды. В XV – XVI вв., в период существования татарских
феодальных ханств (Казанского, Астраханского, Сибирского и др.), происходило
формирование отдельных групп татар – Среднего Поволжья и Приуралья (казанские
татары и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские татары), Сибири и др. В XVI – XIX
вв. татарами называли многие тюркоязычные народы, жившие на окраинах России
(азербайджанцы, некоторые народы Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии и
Сибири). Казанские татары – наиболее многочисленные и развитые в
социально-экономическом отношении к концу XIX в. сложились в буржуазную нацию.
Украинцы – третий по численности народ в России.
Украинцы, также как русские и белорусы, выделились из единой древнерусской
народности, образовавшейся из родственных восточнославянских племен. Как
самостоятельная этническая общность украинская народность окончательно
сложилась к XVI в. Центром формирования этой народности было
Поднепровье – Киевщина, Полтавщина и юг Черниговщины. Консолидация и упрочение
украинского этноса происходили в борьбе с польско-литовскими и венгерскими
феодалами, а также турецко-татарскими захватчиками. С XVII в.
украинская народность начала постепенно трансформироваться в буржуазную нацию;
этот процесс усилился после воссоединения Левобережной Украины с Россией в 1654
г. и особенно после вхождения в 90-х годах XVIII в. в состав России Правобережной Украины. Он
завершился во второй половине XIX в. после отмены крепостного
права.
Среди западных украинцев до сих пор выделяются
сохраняющие некоторые культурно-бытовые особенности этнографические группы
лемков, бойков, или верховинцев, и гуцулов. В Полесье некоторое своеобразие
продолжают сохранять литвины и полещуки.
Чуваши (самоназвание – чаваш) –четвертый по
численности народ в России. Чувашский этнос сложился в последней четверти I тысячелетия н.э. в лесостепных районах правобережья
Волги в результате смешения тюркоязычных волжско-камских болгар с местными
финно-угорскими племенами. Разгром Волжско-Камской Болгарии татаро-монголами в
XIII – XIV вв. вызвал переселение
болгар-суваров на правобережье Волги, что еще более ускорило процесс тюркизации
местных племен. Во второй четверти XV в. чувашские земли были включены в Казанское
ханство. Присоединение Чувашии к русскому государству в 1551 г. способствовало
дальнейшей этнической консолидации чувашской народности.
По диалектным и некоторым культурным особенностям
чуваши делятся на две этнографические группы: верховых, или вирьял
(северо-западная Чувашия) и низовых, или анатри (северо-восточная и северная
Чувашия).
Народы
|
Численность
|
|
В тыс. человек
|
В % ко
всему
населению
|
Русские
Татары
Чуваши
Народности Дагестана
Башкиры
Мордва
Белорусы
Немцы
Чеченцы
Евреи
Удмурты
Марийцы
Казахи
Коми и коми-пермяки
Армяне
Осетины
Буряты
Якуты
Кабардинцы
Другие
Всего
|
113 522
5011
3658
1690
1402
1291
1111
1052
791
712
701
686
600
518
466
365
352
350
327
319
2487,6
137 410
|
82,6
3,6
2,7
1,2
1,0
0,9
0,8
0,8
0,6
0,5
0,5
0,5
0,4
0,4
0,3
0,3
0,3
0,3
0,2
0,2
1,87
100,0
|
|