Фед. н-ги и сборы
|
Обяз-ны к уплате на всей тер-рии РФ
Уст-тся НК РФ
|
Рег-е н-ги и сборы
|
Обяз-ны к уплате на тер-рии соотв-х суб-в РФ
Вводится в д-е
з-нами суб-тов РФ, кот. опр-ют:
ü
Льготы по рег-м н-гам и
сборам;
ü
Ставку рег-го н-га или
сб-ра в пред-х, устан-х НК;
ü Пор-к и с-ки уп-ты рег-х н-гов;
ü
Ф-мы отч-ти по соотв-м
рег-м н-гам и сборам
|
Местные н-ги и сборы
|
Обяз-ны к уплате на тер-рии соотв-го мун-го
об-ния.
Ввод-ся в дей-е зак-ми
Москвы и Санкт-Петербурга, нор-ми прав-ми актами пред-х органов мес-го
самоуп-я, кот. оп-ют:
ü
Льготы по мес-м н-гам и
сборам;
ü
Ставку мес-го н-га или
сбора в пред-х, уст-х НК;
ü
Порядок и сроки уплаты
мес-х н-гов и сборов;
ü
Формы отч-ти по соотв-м
мес-м н-гам и сборам
|
6.
ПР-ПЫ И МЕХ-М НАЛ-Я.
ПР-ПЫ ПОС-Я Н-ОЙ С-МЫ РФ. ЭФ-СТЬ НАЛ-ОЙ С-МЫ.
Под пр-пами нал-ния поним-ся осн. исх-е полож-я с-мы налогооб-я. Были
сформ-ны А. Смитом справ-сть, определ-сть, удобство для налогопл-ка и экономию
на из-ках налогообложения.
В совр-х усл-х прав. орг-ная нал. с-ма должна отвечать след. Осн-м принципам:
ü Налоговое закон-тво должно быть стабильно;
ü Взаим-я нал-ков и гос-ва д-ны н-ть пр. хар-р;
ü Тяжесть нал-го бремени д-на рав-но распр-ся м/у кат-ми
налогопл-ков и внутри этих кат-рий;
ü Взим-е н-ги д.б. соразм-ны дох-м нал-ков;
ü Сп-бы и время вз-ния н-гов д.б. уд-ны для нал-ка;
ü Сущ-ет рав-во нал-ков перед з-ном (пр-п недискр-и)
ü Изд-ки по сбору налогов д.б. минимальны;
ü Нейт-сть нал-ния в отн-и ф-м и мет-в эк-й д-и;
ü Доступ-сть и откр-сть инф-ции по нал-нию;
ü Собл-е нал-й тайны.
Пр-пы нал-ния в РФ:
ü Пр-цип всеобщ., спр-сти и рав-ва прав нал-ка (кажд. лицо д-но упл-ть законно устан-ные
н-ги, д-на уч-тся факт. сп-сть нал-ка к упл. н-га);
ü Пр-п недискр-ции (н-ги и сборы не могут разл. прим-ся исходя из соц-х,
расовых, нац-х, религ-х крит-ев, не доп-ся уст-е диф-х нал-х ставок и льгот в
з-ти от ф-мы с-сти, гр-ва физ. лиц или места происх-я кап-ла);
ü Пр-п обосн-ти норм нал-го зак-ва. (н-ги не м.б. произв-ми и д-ны иметь эк-е
осн-ние);
ü Пр-п ед-ва эк-го прос-ва РФ (недоп-мы н-ги и сборы, наруш-е ед. эк-е прос-во РФ, а
также преп-е реал-и граж-ми конс-х прав, огран-е или созд-е преп-я зак-й
деят-ти физ. и юр. лиц
ü Пр-п опр-ти правил нал-ния. (при уст-и налогов д.б. опр-ны все эл-ты нал-ния,
чтобы нал-к точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он д-н платить);
ü Пр-п разгр-я пол-й в сфере нал. зак-ва. (налоги и сборы уст-ся, изм-ся или отм-ся НК
РФ либо З-ми суб-в РФ и нор-ми прав-ми актами орг-в местн. Самоупр-я в соотв-и
с НК РФ);
ü Пр-п домин-ния нал-ка(все неустр-е сомн-я, прот-я и неяс-ти толк-ся в пользу
нал-ков).
Об эф-сти нал-й с-мы гов. в случае, е-и она стим-т пр-с эк-го роста. Для
э-го необх. соб-ть сл. ус-я:
ü Нал-ние не д-но преп-ть росту сбер-й нас-я и пр-су
капиталообр-ния у предприятий;
ü Необх-ма эф-ная с-ма взим-я и перерас-я налогов м/у
разл-ми ур-ми исполнит-й власти;
ü С-ма нал-ния д-на сох-ть неизм-ть своих баз-х пр-пов
форм-я на длит. период;
ü Необх-мо разнообразие прим-х н-гов, отраж-х разнообразие
эк-ких отно-й;
ü Нал-ние д-но им. грам-е прав-ое обесп-е.
7.
Ф-и н-гов. Св-ва
нал. с-мы. Эк-е хар-ки нал. с-мы.
Исходя из
пол-й эк. теории, н-ги вып-т 3 ф-ции:
1) Фин-е гос-х расх-в (фискальная ф-ция);
2) Поддер-е соц-го равн-я путем изм-я соотн-я м/у
д-ми и расх-ми отд-х соц-х г-п с целью сгл-я нерав-ва м/у ними (социальная функция);
3) Гос-е рег-е эк-ки (рег-щая ф-ция).
С т.з. т-и нал-ния, соц. Эк-я сущ-ть н-гов прояв-ся в 2 осн. ф-х:
фискальной и эк-кой.
Фискальная функция, с помощью которой:
ü Обр-ся гос-е ден. фонды;
ü Созд-ся мат-е ус-я для фун-ния гос-ва;
ü Созд-ся предп-ки для вмеш-ва в эк-ку.
Эк-я ф-я
озн., что н-ги как акт-й уч-к перераспр-х пр-сов оказ-т серьезн. вл-е на
воспр-во:
ü стимулируя или сдерж-я его темпы;
ü усиливая или ослабляя накопление кап-ла;
ü расширяя или ум-я платежес-ный спрос нас-я.
С-ма налогов
д-на обл-ть 2 осн-ми св-ми:
1.
Прод-сть. Нал-е пост-я д-ны полн-ю покрывать
обык-е р-ды г-ва. На про-сть нал-ния влияет р-мер нал-й ставки.
На прод-сть
нал-й с-мы влияет неотвр-ть пл-жа. Всегда есть эф-т укл-я. Укл-е м.б.
непреднам-м и преднам-м. Масштабы укл-й зав-т от след. Ф-в:
ü
у-ня проф-ма раб-ов нал-х служб;
ü
ст-ни инф-сти хоз-х аг-в о дейс-м зак-тве;
ü
эластич-ти спроса и предл-ния;
ü
границ деят-сти теневой эк-ки;
ü
высоты ставок обл-ния;
ü
размера штрафов и др.
Эк-тами
откр. законом-сть:
8. Нал-е план-е:
корп-й и гос-й ур-ни.
Нал-ое план-е - это исп-е физ. и юр. лицами своих прав для оптим-ции
нал-х плат-й в рамках действ-х з-в. В его основе леж. полн. исп-е всех разр-х
зак-ми льгот и возм-й, пред-х гос-ми рег-ми орг-ми.
Следует разл-ть нал-е план-е и укл-е от уплаты н-гов. Кот пр-дит в
рез-те незак-го исп-ния нал-х льгот, пред-ния нал-м орг-м неправ. отч-ти, нар-и
сроков уплаты налогов или вообще не выплаты их и т.п.
Направления налогового планирования:
1. выбор
оптим. орг-но-прав-й ф-мы юр. лица с т.з. нал-ния (ком-и, нес-е неогр-ю отв-сть
по св. об-вам платят меньше налогов, чем ф-мы с огран-й отв-стью);
2. выбор места разм-я или рег-ции фирмы с т.з. ур-я нал-ния (свободные
экономические зоны);
3. тщат-е ис-ние и исп-е дейс-х нал-х льгот, связ-х не с юр-й ф-мой или
местом рег-ции ком-и, а с её произв-й, ком-й и фин-й деят-ю;
4. оптим-е исп-е приб-и и своб-го кап-ла, выбор инв-ной пол-ки, кот.
может об-ть доп-ные нал-е льготы и даже возврат части упл-х ранее н-гов
Выд-т 2 вида нал-го план-я:
Гос-е нал-е план-е (ГНП) – сов-сть практ-х дейс-й орг-в власти и упр-я при
выр-ке общ. стр-ры дох-х статей бюджета на предст. год.
В рамках ГНП выд-т: Тек-е (оценка нал-х поступ-й бюджета в
расчете на 1 год); персп-ное (оценка пост-я н-гов при ус-и след-я выб-й
конц-и нал-я на пер-ву).
Корпоративное нал-е план-е (КНП) – целенаправленная деят-сть орг-ции, ориент-я
на макс-е исп-е нюансов нал-го зак-ва с целью ум-я нал-х пл-й в бюджет.
В рамках КНП выделяют также:
текущее
(оптим-я нал-х выплат в отч. году с исп-ем доп-х зак-вом
ср-тв, способов и приемов);
перспективное (пров-е активной нал-й пол-ки с целью изб-ния фин-х рисков и миним-ции
негат-го вл-я нал-ния на процесс достижения страт-х целей).
Осн-е напр-я нал-го план-я на гос-м и корп-м ур-ях:
Гос-й уровнь:
1.
Разр-ка научно обос-й
конц-и нал-й с-ы гос-ва:
Выр-ка нал-й пол-и, опред-й орг-но-пр-вые пр-пы фун-ния с-мы нал-ния и
методику исчис-я н-гов. Нал-я пол-ка – часть общей эк-й пол-ки гос-ва, вкл-я в
себя сов-ть гос-ных меропр-й, напр-х на дост-е опред-й ст-ни эф-сти в моб-ции
дох-в, им-я целью обесп-е вып-я гос-вом его ф-ций и созд-е ус-й для эк-й стаб-и
об-ва.
2. Разгран-е нал-х полномочий и доходных ис-ков м/у орг-ми власти и
упр-ия раз-х ур-й:
опред-е конк-х пропорций распр-я нал-х поступ-й м/у бюджетами. Цель
нал-го рег-я доходов бюджетов сост. в таком распр-и нал-х поступ-й м/у иерарх-ми
ур-ями, кот. гар-вало бы нормат. часть расходов, закон-льно закрепленную за
каждым из звеньев бюджетной с-мы, и свело бы к мин. необх-сть дополнит-го
распр-я м/у ними фин-х ср-в.
3. Расчет контингентов налогов, мобилизуемых на территории: опр-е
объемов нал-х пост-й тер-рии на краткоср-ю и долгоср-ю персп-у. Оценка общей
суммы нал-х пост-й осущ-тся на ос-ве прогн-ых р-тов изм-я дох-ти предп-й, отд-х
отр-лей и эк-ки в целом.
Корпоративный
ур-нь:
1. В рамках перспективного КНП:
ü выбор орг-но-правовой формы юр. лица с учетом вида и
целей деят-ти, а также соотв-я режима нал-ния и граж-ко-правовой отв-сти юр.
лица;
ü опр-е стр-ры юр. лица, реш-е вопроса о целесо-сти
форм-я фин-во-пром-й группы или участия в ней, соз-е структ-х подразд-й;
ü прин-е реш-я о месте рег-и и месте осущ-я фин-во-хоз-й
деят-ти юр.лица, его рук-щих орг-в, стр-х подр-й, дочерних и завис-х об-в,
исходя из целей деят-ти юр.лица и ос-тей нал-х режимов отд-х территорий.
2. В рамках текущего КНП:
ü выбор режима нал-ния;
ü анализ предусм-х закон-м нал-х льгот и оценка возм-сти
их прим-я;
ü форм-е учетной политики юр. лица;
ü сост-е нал-х моделей при рассм-нии и прин-и упр-х реш-й
и опред-е критериев выбора оптим-го вар-та;
ü анализ с т.з. нал-х послед-й тек-х хоз-х и фин-х оп-ций
на стадии зак-я дог-в, опр-е оптим-й формы сделки, выбор делового партнера;
ü сост-е нал-х календарей с целью четкого прогн-я и
кон-ля правиль-ти исчис-я н-гов и сроков их уплаты;
ü рац-е разм-е активов и пр-ли юр. лица с учетом как налогов,
уплачиваемых при получении дохода от инвестиций, так и предоставляемых льгот.
3. Оценка эф-сти КНП:
ü устан-е вел-н откл-й факт-х рез-ов деят-ти от пл-х,
анализ ст-ни вл-я на эти откл-я дейст-й сис-мы нал-го планир-я;
ü опр-е с-мы по-клей, хар-щих эф-сть разраб-х мет-ов
нал-го планир-я;
ü коррек-ка с-мы нал-го планир-я.
9. М/унар-е асп-ты
нал-ния. Пр-мы двойного нал-ния
В совр-х ус-ях налоги стали пред-м междунар-х отн-й м/у стр-ми по поводу
взаимного урег-ния сфер прим-я нал-го зак-ва и др. вопросам нал-ния.
Межд-е нал-е от-я могут рег-ся в 1,2и многост-м порядке.
Больш. возд-е нал-ние оказ-т на внешнеэк-кие связи.
Для междунар-го дв-го нал-ния обычно хар-рны:
·
идент-сть суб-тов нал-ния
(нал-ков);
·
идент-сть об-тов нал-ния
(ист-ков дох-в и самих до-в);
·
подч-ть этих су-тов или
об-тов нал-й юрисд-и разл.г-в;
·
одноврем-сть нал-ния;
·
разл-я в правилах и
методиках исчисления облаг-го дохода в разных странах.
В нал-й практике и теории различаются двойное эк-кое нал-ние и двойное
юр-кое нал-ние.
Под двойным эк-ким нал-нием поним-ся ситуация, когда с одного и
того же дохода налог уплачив-т неск. его последоват-х получ-лей. Как правило,
пр-ма эк-го дв-го нал-ния разр-тся при разр-ке нац-го нал-го зак-ва, в кот.
предусм-ся нормы, позв-е тем или иным сп-м засч-вать налог, уплаченный на
уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.
Под дв-м юр. нал-нием пон-тся сит-ция, когда один и тот же
нал-щик обл-тся в отн-и одного и того же дохода один-ми или сопост-ми н-гами
два и более раз за один пр-д. Дан. пр-ма м.б. решена путем согл-я многочис-х и
сл-х вопросов нал-го зак-ва на межгос-ном уровне.
Для избежания междунар-го дв-го нал-ния прим-тся:
ü Одност-е меры – “Нац-е нал-е зак-ство” через нал-й зачет (упл-х за
рубежом н-гов) или нал-ю скидку (отмена обл-ния
доходов из иностр-х ист-ков);
ü Меры в многостороннем порядке – “Согл-я об изб-и дв-го нал-ния”, исп-я распр-ный метод (т.е. закл-е
междунар-х согл-й). В этом случае гос-ва идут
на взаимн. компромисс, договар-сь, какие налоги и с каких кат-рий нал-ков буд.
уд-ться на тер-рии кажд. уч-ка сог-я.
В рамках пр-мы устр-я дв-го нал-ния путем закл-я межд-х согл-й, закл-ся
4 гр-пы междунар-х дог-в по вопросам нал-ния:
1 группа:
“Междунар-е согл-я общего хар-ра”;
2 группа
– “Двуст-е и многост-е согл-ния”:
общие нал-е согл-я (конвенции);
ограниченные налоговые соглашения;
согл-я об оказ-и админ-й и прав. помощи в нал-х воп-х;
3 группа
– “Согл-е о нал-х режимах и льготах”;
4 группа
– Индив-е нал-е согл-я (по отд-м конкр-м орг-м
В РФ можно выд-ть 3 осн-х вида междунар-х согл-й об избежании двойного
налогообложения:
1. Междунар-е дог-ры РФ об изб-и дво-го нал-ния д-дов и им-ва, в
рамках кот. можно выд-ть след-е группы:
·
1 гр. с-т согл-я с гос-ми –
уч-ми СНГ, зак-е п-ле 91 г.
·
Во 2 группу вкл-ся согл-я,
подпис-е с разв-ми и развив-ся гос-вами.
·
В 3 гр выд-ся согл-я пр-щие
дейс-ть согл-я закл-е ССР
2. Нал-ние ос-х видов дох-в по согл-м РФ об изб-нии дво-го нал-ния.
При-е спец-х реж-в обусл-но особ-ми отд-х видов деят-сти в сфере
междунар-х эк-ких отн-й. К видам дея-ти, кот. присуща выраженная специфика,
относятся:
1) Междунар-е пассаж-е и грузовые перевозки;
2) Инв-ная деят-сть;
3) Междунар-е кред-е отн-ния;
4) операции, связ-е с извл-м доходов от влад-я и
реал-и недвиж-го и движ. им-ва, расп-го на тер-ии ин-ных гос-в;
5) реал-я авт-х прав, патентов и лицензий;
6) отд-е виды деят-сти физ. лиц, осущ-е за пред.
страны пост-го местопребывания.
3. Междунар-е согл-я РФ о сотруд-ве и взаимной помощи по вопросам собл-я
нал-го зак-ства.
Осн. задача этих согл-й – опред-е сферы деят-сти и важн-их пр-пов
взаим-ствия нал-х орг-в дог-хся гос-ств.
10.Спец-е
нал-ережимы. Упрощ-я сис-ма нал-ния.Ос-сти нал-ния в своб-х эк. зонах..
Спец-е нал-е режимы озн. особый порядок исч-я н-гов и сборов в течение
опред-го периода времени.
К спец-м нал-вым режимам отн-тся:
ü Упрощ-я с-ма нал-ния суб-тов мал. предпр-ва;
ü С-ма нал-ния в своб. эк-х зонах;
Упрощенная с-ма нал-ния (УСН)
Право выбора с-мы нал-ния, включая переход к упрощ. с-ме или возврат к
прин. ранее с-ме, пред-тся суб-там мал. предпр-ва на добровольной основе:
1. Дейст-е УСН распр-ся на индив-х предпр-лей и орг-и с пред-й числ-ю
рабо-их до 15 чел. Незав. от вида осущ-й деят-сти.
Под действие УСН не попадают:
Орг-и, зан. произв-м подакцизной пр-ции;
Орг-и, созд-е на базе ликв-х стр-х подр-й дейст-х пр-й;
кредитные орг-и;
страховые орг-и;
инвест-е фонды;
профес-е участники рынка ц/б;
предпр-я игорного и развлекательного бизнеса;
2. Суб-ты малого предпр-ва им. право перейти на УСН если в теч. года сов-й
размер вал. выручки дан. нал-щика не превысил суммы 100000*ММОТ.
УСН – это замена уплаты сов-сти уст-х зак-вом РФ фед-х, рег-х и мест.
налогов и сборов уплатой ед. н-га, исчисл-го по рез-там хоз-й деят-ти орг-ий за
отч. пер.:
Об-том обл-я при УСН выступает либо сов. доход, либо валовая выручка.
Если об-том обл-я выст-т сов. доход, то при этом дейс-ют ставки: в фед.
бюджет – 10%, в бюджеты суб-в РФ и мест. бюджеты – не более 20%. Если об-том
выс-ет вал. выручка, то дейс-ют ставки: в фед. бюджет – 3,33%, в бюджеты
субъектов РФ и местные бюджеты – не более 6,67%.
Особые налоговые зоны (СЭЗ)
СЭЗ возм-ны как внутри страны, так и в разн. странах.
Особыми нал-ми зонами РФ являются:
1. Регионы льготного налогообложения.
12.
Квази-оффшоры
Естественные образуются вследствие естественного различия в уровнях
налогообложения. Специальные – когда различный уровень налогообложения
создается искусственно, при этом выделяются следующие способы создания:
полное исключение налогов;
уст-е фикс-ной годовой налоговой платы;
уст-е низких нал-х ставок;
уст-е фик-й платы за рег-ю ком-нии при отс-вии н-гов;
введение иных спец. ус-й при отс-и налогов.
Оффшорные компании образ-ся по 3 профилям:
1.
Компании холдингового типа,
в рамках этого напр-ния выд-ют:
оперативно-холдинговые компании;
инв-ные компании;
компании по владению недвижимостью;
компании по владению судами;
компании по владению интел-ной собс-стью.
2.
Торг.-посред-е фирмы, в
рамках этого напр-я выд-т:
экспортно-импортные фирмы;
закупочные и дистрибьюторские компании.
3.
Ком-и фин-го проф., в
рамках этого напр-я выд-ют:
оффшорные банки; фин-е посред-ие комп-и; страх.
12. Налогоплательщики и плательщики сборов
Нал-ками призн-тся орг-ции и физ. лица, на
кот. в соотв-и с НК РФ возложена обяз-ть упл-ть налоги.
Права нал-ков при рас-те и уплате
н-гов
|
Расчет нал-й базы
|
С исп-м нал-х льгот при нал-и осн-й и в
порядке, уст-м зак-вом о н-гах и сборах
|
Измен.
срока уплаты
|
Отсрочка или рассрочка уплаты. Нал-й кредит
|
Зачет или возврат уплач. сумм
|
Своевр. зачет или
возврат сумм, излишне упл-х либо излишне взыск-х налогов
|
Права нал-ков
при взаимоотн-х с нал-ми и др. орг-ми
|
Получ-е от нал-х орг-в бесплатн. инф-ции
|
О действ-х нал-х
О зак-ве о налогах
О правах и обяз-х нал-ков
О полн-х нал-х орг-в
|
Пред-во
|
Право предст-ть свои инт-сы в нал-х правоотн-х
лично либо через своего предст-ля
|
Нал-е проверки
|
Прис-е при пров-и выездной нал-й проверки
Пред-е нал-м
органам:
ü
Пояснений по исч-ю и
уплате налогов и сборов;
ü
Пояс-й по актам пров-х
нал-х проверок.
Получение от нал-х органов:
ü
Копии акта нал-й пр-ки;
ü
Копии реш-й нал-х ор-в;
|
Право на обжалование
|
Обжал-е в устан-м
порядке актов нал-х орг-в.
|
Права нал-щиков
ü право на адм-ную и суд-ю защиту;
ü право на доср-ю уплату н-гов;
ü права при пров-и экспертизы;
ü право давать. возр-я по акту нал-й пр-к.
1.
Рег-ция и уплата
н-гов
2.
Бухгалтерский учет
3.
Пред-е док-в в нал-е органы
по месту учета нал-ков
4.
Вып-е треб-й нал-го
органа
13. Налоговые
агенты: права и обязанности.
Нал-е агенты – это лица, на
кот. в соотв-и с НК РФ возл-ны обяз-ти по исч-ю, уд-ю у нал-щика и переч-ю в
соотв-щий бюджет налогов.
Нал-е агенты
имеют те же права, что и нал-щики.
Об-сти нал-х аг-в связ. со специф. их деят-сти
Нап-е д-ти
|
Обяз-ти нал-х агентов
|
Исч-е, уд-е и переч-е налогов
|
Вести учет выпл-х
нал-кам доходов
Правю. и своевременно исч-ть н-ги
Уд-ть н-ги из д/с, выпл-х нал-кам
Переч-ть н-ги в бюджеты
Вести у-т уд-х и переч-х в б-ты
|
Предс-е в нал-й орган по месту учета нал-го
агента свед. и д-ов
|
В теч-е одного месяца сообщать:
ü
о нев-сти уд-ть налог у
нал-щика;
ü
о сумме зад-сти нал-щика
Пред-ть д-ты, необх. для осущ-я контроля за прав-ю
исч-я, уд-я и переч-я налогов
|
За невып-е своих обяз-й
нал. агент несет отв-сть в соотв-и с зак-вом РФ. неполное перечисление сумм
налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подл-й переч-ю.
14. Сборщики
налогов.
Cбор средств в уплату
налогов и переч-е их в бюджет
может осущ-ся гос-ми орг-ми, орг-ми мест. сам-ния, др.
упол-ми орг-ми и долж-ми лицами - сборщиками налогов.
Единая
централ-я с-ма органов МНС РФ состоит из:
ü
фед. органа исп-й власти – МНС РФ;
ü
тер-х органов МНС РФ, вкл-х упр-я МНС РФ по суб-там
РФ, межрег-е инсп-и МНС РФ, инсп-и МНС РФ по районам, районам в городах.
В с-му МНС РФ
входят подвед-е орг-ции, созд-е в уст-м зак-вом РФ порядке для обесп-я деят-сти
тер-ных органов МНС РФ.
Права
налоговых органов:
1. треб-ть от нал-щика
документы по формам, устан-м гос-ми орг-ми, служ. осн-ми для исч-я и уплаты
н-гов, а также д-ты, подтв-е прав-ть исч-я и своевр-ть уплаты н-гов;
2. проводить нал-е
проверки в порядке, уст-м НК
3. вызывать нал-щиков
для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с нал-й
проверкой, а также в иных случаях, связ. с испол-м ими зак-ва о налогах;
5. приост-ть оп-ции по
счетам нал-щиков в и нал. арест на им-во нал-ков;
6. осматривать любые
исп-е нал-щиком для извл-я дохода произв-е, складские, торговые и иные пом-я,
проводить инвент-ю принадл-го нал-щику им-ва.
7. опред. суммы н-гов,
подлеж. внес. нал-ками
8. взыскивать недоимки по
налогам, а также взыскивать пени;
9. контр-ть соот-е крупн.
расх-в ф. лиц их дох-м;
15. Обяз-ти и
отв-сти нал-вых органов.
1. соблюдать зак-во о
налогах и сборах;
2. осущ-ть контроль за
собл-м зак-ва о налогах и сборах;
3. вести в уст-м порядке
учет нал-щиков;
4. инф-вать нал-щиков о
действ-х налогах, предст-ть формы уст-ной отч-ти;
5. осущ-ть возврат или зачет
излишне упл-х или излишне взыск-х сумм налогов, пеней и штрафов
6. соблюдать налоговую
тайну;
Должностные лица
налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом
соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2) реализовывать в
пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и
внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным
участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
16. Налоговая
полиция явл-ся
правоохр-м орг. В ее состав входят:
1 – Фед. служба налоговой
полиции
2 – органы ФСНП по
субъектам РФ;
3 – органы налоговой
полиции в районах, местные органы налоговой полиции;
4 – организации,
создаваемые для обеспечения деятельности ФСНП.
Органы налоговой полиции
выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и
расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями
или административными правонарушениями,
Права:
1. Пр-ть дозн-е по делам о
прес-ях, связ. Н-гами;
2. Пр-дить следствие по
делам о преступлениях
3. осущ-ть оперативно - розыскную
деят-сть;
4. по запросу нал-х орг-в
участ-ть в нал-х пр-ках;
5. производить проверки, на
осн-и кот. органами нал. полиции прин-ся одно из след-х решений:
ü в случае обнар-я нал-х правонар-й,
сод-х состав прест-я, - о возб-и уголовного дела;
ü при отсутствии налогового
правонарушения - об отказе в возбуждении уг-го дела;
Органы нал-й полиции при
выяв-и обст-тв, треб-х сов-я дейс-й, отн-х к полном-м нал-х органов, обязаны в
10 дневный срок со дня выяв-я таких обст-тв нап-ть мат-лы в соотв-й нал-й
орган.
17. Обяз-ти по
уплате налога.
Об-сть по уплате налога прекр-ся:
1) с уплатой налога
нал-щиком;
2) с возн-ем обст-ств, с
кот. зак-во связ-т прекр-е об-сти по уплате данного налога и сбора;
3) со смертью нал-щика;
4) с лик-ей орг-ции –
нал-щика после пров-я ликв-й комиссией всех расчетов с бюджетами
Нал-щик обязан самостоятельно
исполнить обяз-ть по уплате налога в срок, уст-й зак-вом или досрочно.
В случае неуплаты
произв-ся взыскание налога за счет д/с, нах-ся на счетах нал-щика в банке, а
также путем взыскания налога за счет иного им-ва нал-щика Вз-е налога с орг-ций
произв-ся в бесспорном порядке, вз-е налога с физ. лица пр-ся в судебном
порядке.
Обяз-ть по уплате налога
счит. исп-ой нал-щиком с момента предъявления в банк поруч-я на уплату соотв-го
налога, а при уплате налогов нал-ми д/с - с момента внес-я д-й суммы в счет
уплаты налога.
Обя-ть по уплате налога
исп-ся в валюте РФ. Ин-ми орг-циями, а также физ. лицами, не явл. нал-ми рез-ми
РФ обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Неисп-е обяз-ти по уплате
налога явл. осн-м для прим-я мер прин-го исп-я об-сти по уплате налога.
18. Объект нал-ния.
Об-т нал-ния – это об-т (оп-ции по реал-и товаров (работ, услуг), им-во, пр-ль,
доход, ст-сть реал-х товаров (вып-х работ, оказ-х услуг) либо иной объект),
им-й ст-стную, кол-ную или физ-ю хар-ки, с нал-м кот. у нал-ка зак-во о налогах
и сборах связ-ет возн-ние обяз-ти по уплате налога.
1.имущество
2товар – любое им-во,
реал-е либо предн-е для реал-и;
3работа – деят-ть,
рез-ты кот. имеют мат-е выр-е
4услуга –
деят-сть, рез-ты кот. не им. мат-го выр-я, реал-ся и потр-ся в пр-се осущ-я
этой деят-сти;
5реализацией товаров,
работ или услуг орг-ей или инд-м предпр-м призн. передача на возмездной
основе права собственности на товары, результаты вып-х работ, возм-е
оказание услуг.
6 – дивиденд любой
доход, получ. акционером) от орг-и при распр-и прибыли, по принадлежащим
акционеру акциям
7 – проценты любой заранее
заяв-й доход получ-й по долговому обяз-ву любого вида.
19. ИСЧИС-Е НАЛОГА, НАЛОГОВОЙ БАЗЫ.
Налщик должен
самост-но исчислить сумму налога за опред-й для каждого налога нал-й период.
Это могут делать налоговый орган или налоговый агент.
при
исчислении налога учитываются:
ü
Нал-я база – это
ст-стная, физ-я или иная хар-ка об-та нал-ния, к кот. при-ся нал-е ставки для
опр-я суммы налога:
Нал-щики – орга-ции
исч-ют нал-ю базу по итогам кажд. нал-го п-да.
Инд-е
предпр-ли исч-т нал-ю базу по итогам кажд. нал-го п-да
ü
Налоговая ставка – это
вел-на нал-х нач-й на ед-цу изм-я налоговой базы;
Ставки
налогов могут быть трех видов:
Адвалорные (выраженные в процентах);
Специфические (выр-е в руб на ед-цу налоговой базы);
Комбинированные (выр-е и в % и в ин-ой валюте).
ü
Льготы – это преим-ва,
предост-е отд-м кат-м пл-ков налогов и сборов по ср-ю с др. пл-щиками.
НК предусм-т
след. виды льгот:
Возмо-ть не
уплачивать налог или сбор;
Возм-ть
упл-ть налог или сбор в меньшем размере.
20. СРОК И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ.
Сроки уплаты налогов и
сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Сроки уплаты
налогов и сборов определяются:
ü календарной датой;
ü истечением периода
времени,
ü указанием на событие,
ü указанием на действие,
кот. д.б. сов-но.
В сл-ях, когда расчет
нал-й базы произв-ся нал-м органом, обяз-ть по уплате налога воз-т не ранее
даты получения налогового уведомления.
порядок уплаты
налогов и сборов:
1. Уплата налога произ-ся
разовой уплатой всей суммы налога
2. Подлежащая уплате сумма
налога упла-ся нал-щиком в уст-е сроки.
3. Уплата налогов
произ-ся в нал-й или безн-ной ф-ме.
4. Конкр-й п-ок упл. н-га
уст-ся прим-но к кажд. н-гу:
порядок уплаты фед-х
налогов уст-тся НК РФ.
порядок уплаты рег-х и
местных налогов уст-тся соотв-но з-нами субъектов РФ
Изм-е срока уплаты
налога и сбора приз-ся перенос уст-го срока уплаты на более поздний срок.
Изм-е срока уплаты
осущ-ся в след-х формах:
ü отсрочки;
ü рассрочки;
ü налогового кредита;
ü инвестиционного
налогового кредита.
Отсрочка или
рассрочка
по уплате налога предст-ет собой изм-е срока уплаты налога на срок от 1 до 6
мес. Соотв-но с единовр-й или поэтапной уплатой нал-ком суммы зад-ти.
Налоговый кредит предст-т собой
изм-е срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года
Инвестиционный
налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при кот. пред-тся возм-ть
в теч. опр-го срока и в опр-х пределах ум-ть свои платежи по налогу с после-щей
поэтапной уплатой суммы кредита и начисл-х процентов.
22. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Налоговым
правонарушением призн-ся противоправное деяние нал-ка, налогового агента и
иных лиц, за кот. НК РФ установлена ответственность.
Физ. лицо м.б. привл-но к
нал-й отв-ти с 16 лет.
Лицо не может быть
привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со
дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в
течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок
давности).
23. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ
Нал-я
санкция – мера от-сти за сов-е нал-го правонар-я.
Нал-е санкции
уст-тся и прим-тся в виде штрафов.
При сов-и одним лицом 2-х
и более нал-х правонар-й нал-е санкции взыс-ся за кажд. правон-е в отд-ти без
погл-я менее строгой санкции более строгой.
Нал-е с-ции
взыс-ся с нал-щиков только в суд-м порядке.
24. НАЛОГИ
РФ
Федеральные – обяз-е к уплате на всей территории РФ.
К фед-м налогам и сборам
относятся:
1) НДС;
2) акцизы на отд-е виды
товаров (услуг)
3) налог на прибыль
(доход) организаций;
4) налог на доходы от
капитала;
5) подоходный налог с
физических лиц;
6) взносы в гос-е соц-е
внебюджетные фонды;
7) гос-я пошлина;
8) таможенная пошлина и
таможенные сборы;
9) налог на пользование
недрами;
10) налог на воспр-во
минерально-сырьевой базы;
11) налог на доп-й доход
от добычи углеводородов;
12) сбор за право пол-я
биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные
сборы.
Рег-ми налоги и сборы
обяз-е на тер-рии -х с-тов РФ.
К региональным налогам и
сборам относятся:
1) налог на имущество
организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный
бизнес;
7) региональные лицензионные
сборы.
Местными признаются
налоги и сборы обяз-е к уплате на тер-рии соотв-их муниципальных образований.
К местным налогам и
сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество
физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование
или дарение;
5) местные
лицензионные сборы.
В НК РФ уст-тся исчер-й п-нь налогов кажд. ур-ня.
Нерав-сть эк-го
раз-я отд. Тер-но-адм-х ед-ц об-вает равные воз-сти фор-ния их фин-й базы.
Перер-е нал-х пост-й м/у бюд-ми разл-х ур-й ставит своей целью в-ние общеэк-го
уровня. Для этого наряду с соб-ми нал-ми, пост-ми только в бюджет данного
уровня упр-я, сущ-т общие налоги, пост-я от кот. распр-ся м/у бюджетами.
Дейст-е в РФ налоги и сборы явл. источниками трех видов бюджетов и
внебюджетных фондов.
27.
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
Таможенная пошлина относится к федеральным налогам,
Там. тариф РФ
предст. собой свод ставок тамож.пошлин, прим-х к товарам, перем-м через там-ю
границу РФ Тамож. тариф прим-ся в отн-и ввоза товаров на тамож. тер-ю РФ и
вывоза товаров с этой территории.
Ставки
тамож-х пошлин едины и не подлежат изм-ю в зав-ти от лиц, перем-х товары через
тамож. границу РФ, видов сделок и других факторов.
Введение с-мы
нал-ния товаров, перес-х гос-ю границу с-ны, предп-т уст-е четкого порядка
исч-я базы нал-ния. Вел-на там-х пошлин непоср-но зав-т от той ст-сти товара,
кот. исп-ся расч-й базой нал-ния и носит название таможенная стоимость.
Сущ-т неск.
методов опр-я тамож-й ст-сти товаров:
Метод 1. По цене сделки с ввозимыми товарами.
Осн-й метод
опр-я тамо-й ст-сти. При опр-и там-й ст-сти в цену сделки вкл-тся:
ü
цена сделки
ü
расходы по доставке товара;
ü
расходы, понесенные покупателем;
ü
лиц-е и др. платежи за исп-е объектов инт-й соб-ти;
ü
соотв-я часть ст-сти след-х товаров, пред-х пок-лем
продавцу бесплатно или со скидкой;
ü
вел-на прямого и косвенного дохода продавца от
любых послед-х перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на
территории РФ.
Метод 2. По цене сделки с идентичными товарами.
В качестве
основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с
идентичными товарами, при этом под идентичностью понимаются товары, одинаковые
во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
физические характеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения;
производитель.
Метод 3. По цене сделки с однородными товарами.
В качестве
основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с
однородными (с ввозимыми) товарами, при этом под однородностью понимаются
товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют
сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им
выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески
заменяемыми.
При
определении однородности товаров учитываются следующие их признаки: качество,
наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения;
производитель.
Метод 4. На основе вычитания стоимости.
Метод 5. На основе сложения стоимости.
Метод 6. Резервный
метод.
25.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА:
Под гос. пошлиной понимается обяз-й и дейст-й на всей тер-рии РФ платеж,
вз-мый за сов-е юр. зн-х дейс-й либо выдачу д-ов уполн-ми на то орг-ми или долж-ми
лицами. Гос. пошлина отн-ся к фед. н-гам.
Плательщиками гос. пошлины являются:
Граждане РФ,
Иностранные
граждане,
Лица без
гражданства,
Юр. лица,
об-ся за со-м юр-ки зн-х д-ий или выд. д-ов.
Гос. пошлина взимается
(ст.3 Закона):
ü
с исковых и иных заяв-й и жалоб, подав-х в суды;
ü
за сов-е нотариальных действий нотариусами;
ü
за гос-ю рег-цию актов гр-го сос-я и др. юридически
зн-е дейс-я, сов-е орг-ми записи актов гр-го со-я;
ü
за гос-ю рег-цию юр. лиц, в том числе за гос-ю
рег-ю изм-й, вн-х в учр-е д-ты юр. лиц;
ü
за выдачу д-ов судами, уч-ями и органами;
ü
за рас-ние и выдачу док-ов, связ-х с приоб-м гр-ва
РФ или выходом из гр-ва РФ
При опр-и
гос-й полшины в кратном от МРОТ размере учит-ся уст-й законом МРОТ на день
уплаты по-ны.
Уплач. гос.
пошлина подлежит возврату част. или полностью в случаях:
ü
внесения гос. пошлины в большем размере, чем это
требуется по Закону;
ü
возвр-я или отказа в пр-и искового заяв-я, жалобы и
иного обр-я судами, а также отказа в сов-и нот-х дей-й уп-ми на то органами;
ü
прекр-я пр-ва по делу или ост-я иска без рассм-я
ü
уд-ния иск-х треб-й арб-м судом о возврате н-гов,
сборов, пошлин и др. об-ных платежей из соотв-го бюджета, если ответчик –
налоговый, финансовый, там-й органы, не в пользу кот. сост-сь решение;
ü
отказа лиц, упл-х гос-ю пошлину, от сов-я юр-ки
зн-го дейс-я или от пол-я док-в до обращения в орган, сове-ий данное юр-ски
значимое действие;
ü
отказа в выдаче загр-го (общегр-го) паспорта.
Возврат госу.
пошлины пр-тся по заявлению.
40.
НАЛОГ НА РЕКЛАМУ.
Налог на
рекламу – местный налог.
Нал-щиками явл. след. рекламодатели:
ü Расп-е на тер-рии города (района) предп-я и орг-ции
незав-о от форм собс-ти и вед-ной принад-сти, им-е ст-с юр., лиц, их филиалы и
др. анал-е подр-я пред-тий и орг-ций, а также иностранные юр. лица;
ü Физ. лиц, зарег-е в кач-ве предпр-й, осущ-е свою
деят-ть на территории города (района).
Объектом нал-ния явл. ст-сть услуг по изг-ю и распр-ю рекламы собс-й
прод-и (работ, услуг), включая работы, осущ-е хоз-м способом.
Ставка н-га уст-тся в размере, не прев-м 5% ст-сти у-ги, ок-ной предп-ю или физ.
лицу по рек-ю его пр-ции.
Налоговые льготы м.б. уст-ны местн. орг-ми власти: на рекламу, не
преслед-ю ком-кие цели; рекламу благот-х мероп-й; инфор-е вывески, размещ-е в
пом-х, исп-е для реал-и товаров, включая витрины; объя-я и изв-я об изм-и
местон-я предп-я, уч-я, орг-ции, предупр-е таблички, сод-е сведения об огр-и
произв-а работ, передв-я и т.д. в связи с особ-ми данной тер-и или участка.
Налог на рекламу упл-т рекл-е аг-ва, осущ-е работы по рекламе пр-ции,
работ, услуг по заявкам вл-цев рекламной пр-ции. Пл-щики налога предс-т в нал-й
орган расчет сумм налога на рекламу и упл-т налог в сроки, опред-е реш-ми
местных органов гос-й власти, в доход соотв-щего местного бюджета.
Реклам-ли прод-и, работ, услуг расходы на уплату н-га на рекламу относят
на фин-е рез-ты своей деят-ти.