Шпаргалка по международному праву
Архипелажные воды-
это морские
пространства государств-архипелагов,
ограниченные прямыми архипелажными исходными линиями, соединяющими
наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и
осыхающих рифов архипелага. В пределы таких исходных линий включаются
главные острова и район, в котором соотношение между площадью водной
поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1.
Длина таких исходных линий не должна превышать 100 морских миль, однако
допускается, что до 3 % от общего числа исходных линий, замыкающих любой
архипелаг, могут превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских
миль. При проведении таких исходных линий не допускается сколько-нибудь
заметных отклонений от общей конфигурации архипелага.
Государство-архипелаг надлежащим образом опубликовывает карты с
изображением архипелажных исходных линий такого масштаба, который
приемлем для точного установления их положения, или перечни их
географических координат и сдает на хранение копию каждой такой карты
или перечня Генеральному секретарю ООН.
Режим архипелажных вод применим только к государствам-архипелагам
(Индонезия, Филиппины, Фиджи и т.п.) и не может применяться к
архипелагам, входящим в состав территории прибрежного государства,
например, к норвежскому архипелагу Свальбарл (Шпицберген).
Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные
воды, ограниченные архипелажными исходными линиями, на воздушное
пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно
как и на их ресурсы. Этот суверенитет осуществляется при условии
соблюдения положений Части ^(«Государства-архипелаги») Конвенции 1982 г.
Особенностью правового статуса архипелажных вод является признание
государством-архипелагом режима архипелажного прохода по морским и
воздушным коридорам, пересекающим архипелажные воды и прилегающее
территориальное море. Все иностранные суда и летательные аппараты
пользуются правом архипелажного прохода по таким коридорам и пролета по
таким воздушным коридорам, приемлемым для непрерывного и быстрого
прохода иностранных судов по ним и пролета над ними иностранных
летательных аппаратов. Суда всех государств также пользуются правом
мирного прохода через архипелажные воды при условии соблюдения правил
такого прохода.
Специализированное
учреждение ООН
Специализированное
учреждение ООН - самостоятельная международная организация, связанная с
Организацией Объединенных Наций специальным соглашением о сотрудничестве.
Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных
соглашений.
Дополнительно к
специализированным учреждениям ООН причисляются Международное агентство по
атомной энергии (МАГАТЭ), а также Всемирная организация по туризму (ВОТ).
Всемирный банк,
международная организация гражданской авиации, МОТ, МВФ, ФНЕСКО
Дипломатическое право
Главная конвенция о
дипломатических чиновниках 1926, Венская конвенция о дип сношениях 1961,
конвенция о спец миссиях 1969, конвенция о представительствах государств в их
отношениях с межд огр унивескального характера 1975
Консульское право
1911 конвенция о
консульских ф-ях, гавайская конвенция о консульских чиновниках, 1963 венская
конвенция о консульских чиновниках.
Органы внешних
сношений
Внутригосударственные
Внутригос
|
зарубежные
|
Общей компетенции
(глава гос,
парламент, правительство
|
Органы спец
компетенции (мин иностр дел,тамож комитет, погран служба, внешнеэконом связи
и др.)
|
Постоянные
(Дип предст, торг
предст, консульские учреждения, пост предст при международных организация )
|
Временные
(спец миссии,
«бюро интересов»- м/у станами где нет дип. отношений, спец миссии)
|
|
|
|
|
Виды дипломатич
представительств
1 Посольство (посол)
2 Миссии (посланник)
3 иные офиц предст
гот-в (нонсатура Ватикана в России)
Диплом классы и
ранги
Отличия:
1 Классы уст межд
правом
2 ранги уст внутр
правом
3 классы не даются
пожизненно, ориентированы на должность, ранги пожизненно
Классы:
-послы
/ Аккредитация,
-посланники
/ верительные грамоты
-поверенные в делах
Ранги
-атташе
-3 секретарь
-2 секр 2 класса
-2 секр 1 класса
-1 секр 2 класса
|
-/- 1 класса
советник 2 класса
-/- 1 класса
-советник
посланник
-черезв и полон
посол 2 класса
|
-/- 1 класса
черезв и
полномочный посол РФ
|
Дип корпус
1.- дип персонал и
члены их семей
2- совокупность глав
диппредставительств.
Дуайент – глава дип
корпуса, обязательно имеет класс посла и дольше своих иностранных коллег
работал в качестве посла в стане пребывания
Функции Д. – защита
всего дип корпуса, информация об обычаях и правилах прёма, дип этикет, собирает
банкеты по поводу отъезда дипломатов на родину.
Порядок назначения и
ф-ии главы представительства
1 Запрос агреманта
(согласия) принять принимающей стороны. (письменно (с помощью нот – вербальная
( от третьего лица) личная (от первого лица), устно, смешанная).
2 назначение на
должность внутри страны
3 вручение
верительной грамоты
Способы запроса
агреманта
1 ч/з рос
представителя, вскоре покидающего свой срок
2 телефонный запрос
Дип иммунитет –
здания и помещения, архивы, корреспонденция, средства передвижения, почта.
Консулы
1 Ген консул
2 Консул
3 Вицеконсул
4 Консульский агент
Экзекватура – как агремант
Право убежища – понимается политическое (территориальное,
дипломатическое ( в здании миссий, военные самолеты и корабли, военные базы)
Диплом убежище
|
Временное укрытие
|
В тех странах,
которые признают этот институт (латиноамериканские)
|
Повсеместно в
случае необходимости
|
Можно обещать
заранее
|
нет
|
Имеет место дискриминация лица без
угрозы жизни
|
Угроза жизни
налицо
|
Защищает лицо от
юрисдикции гос пребывания на неогранич срок с последубщей переправкой в
безопасное место
|
Беженцы – конвенционные, мандатные (курируются
Управлением Верховного комиссара по делам беженцев)
Периодизация
(придумано в 1973 году)
1 Предыстория межд
права ( с 4 тыс до н э до середины 17 века)
а) от первого
договора до падения римской империи 476 год н э
б) от падения
рима до вестфальского мирного трактата 1648 год
2 классическое МП
а) зарождение
1648-1789 Франц революция
б) развитие
1789-1919 версальско-вашингтонская правовая система, лига наций
3 переход от классического к
современному международному 1919-1945
4 современное с
1945-…
МП- -особая правовая система, состоящая
из договорных и обычных норм и принципов рег отношения м/у субъектами МП
Система МП- объективно существующая целостность
согласованных взаимосвязанных элементов
ПРИНЦИПЫ МЧП
.
1 Принцип уважения
прав человека- запрещает торговлю человеческими органами, торговля людьми
(детьми).
2. Принцип
сотрудничества и взаимопомощи гос-в. Пример: запрещает спекулятивные сделки,
сделки направленные на получение выгоды за счет бедствия другого гос-ва.
3. Принцип
равноправия и уважения гос-ого суверенитета. Пример: гос-во не имеет права в
одностороннем порядке вводить ограничения в области торговли, устанавливать
необоснованные отказы для въезда иностранцев необходимо соблюдать традиции и
обычаи одного гос-ва, если с ним поддерживаются добрые отношения.
4. Принцип
приоритета общечеловеческих интересов. Пример: запретили использовать фреон при
изготовлении холодильников, т.к. фреон разрушает озоновый слой планеты.
5. Принцип
запрещения применения силы и угрозы силы. Запрещается применять силу для
решения торговых споров, угрожать торговыми воинами.
6. Принцип
запрещения дискриминации отдельных стран и народов – требует равного подхода к
решению коллизионных споров в независимости от стран.
7.Принцип
добросовестного выполнения м/ународных обязательств.
8. Принцип
невмешательства во внутренние дела гос-ва. Запрещает навязывание одними
гос-вами другим своих моделей экономического развития.
. Сравнительный анализ:
МПП
|
МЧП
|
1. по предмету регулирования
|
- объектом рег-ния явл-ся политич. отношения.
|
- регул-ся отношения гр.-правового , социального и иного бытового
хар-ра.
|
2. по субъекту
|
- гос-во, м/ународные орг-ции, квази-гос-ва, народы.
|
- юридические и физические лица.
|
3. по методу правового регулирования
|
- императивный метод
|
- коллизионный метод: задача- правильное определение норм , необх-ых для
регул-ия споров с иностранным элементом
|
4. по действию в пространстве и по кругу лиц
|
- нормы имеют глобальный хар-р действия и не ограничиваются
|
- ограничивают круг стран участниц коллизионными привязками
|
5. по структуре норм
|
- применяют обычные нормы: гипотеза, диспозиция, санкция
|
- прмен-ся коллизион . нормы(объем и привязка- з-н какой страны решает
вопросы урегулирования правоотношения.
|
Коллизионная норма – служит
определителем, позволяющим выяснить правом какой страны или какая м/ународная
норма д.б. использована для разрешения спорных правоотношений.
Структура: 1. Обычная норма состоит из гипотезы,
диспозиции и санкции. – Гипотеза: называет регулируемое правоотношение; -
Диспозиция: предусматривает описание; - Санкция: предусматривает наказание. 2.
Коллизионная норма состоит : - объем: описывается характер спорных отношений; -
привязка: какую норму какого гос-ва необходимо применить. Сама коллизионная
норма не может служить инструментом решения возникшего спора