Система внебюджетных фондов: назначение, источники и механизм действия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,93 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система внебюджетных фондов: назначение, источники и механизм действия


Министерство финансов Российской Федерации

Всероссийская государственная налоговая академия

Финансово-экономический факультет

Кафедра «Экономическая теория»




Курсовая работа

по «Экономической теории»


на тему:

 «Система внебюджетных фондов: назначение, источники и механизм действия»

Выполнил: студент группы НО-102

Ворсин Е.Н.

Преподаватель: доцент кафедры экономической теории 

Соловьев Е.Н.

 

                                                                                

















Москва 2008

Содержание работы                                             

                                                                                                                     

1. Введение                                                                                                   3        

2. История формирования внебюджетных фондов                                  5

             3. Внебюджетные фонды в Российской Федерации                                12 

                                               

3.1  Пенсионный фонд Российской Федерации                                   15

3.2  Фонд социального страхования                                                      18

3.3  Фонд обязательного медицинского страхования                          26

4. Заключение                                                                                               29

     5. Список литературы                                                                                   31







 

 

 

 

Введение

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства.

Любое государство, должно выражать интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывать и осуществлять соответствующую политику для поддержания правопорядка и соответствующего имиджа как внутри страны, так и на мировой арене. Деятельность государства направлена на регулирование следующих важных сфер человеческих взаимоотношений: экономику, политику, социальное обеспечение и защиту, экологию,  демографию, культуру, науку и другие. Главной задачей государства при урегулировании этих отношений является ловкое сочетание своих требований с пожеланиями граждан, что на практике получается не всегда.

Стоит отметить, что с помощью внебюджетных фондов можно влиять на процессы производства, путём финансирования или кредитования наиболее важных отраслей экономики, а также решать задачи по оказанию социальных услуг населению. Перераспределительная функция одна из важнейших задач государственного регулирования, так как стимулирование притока кредитных ресурсов в наиболее перспективные отрасли и производства, способны обеспечить развитие  экономики и уровня жизни населения.

На сегодняшний день тема внебюджетных фондов актуальна, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ос­лаблению роли государства, проявлением чего стало реформирова­ние государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Эти процессы важны для каждого россиянина, так как изменение в функционировании любого фондов испытывает на себе каждый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История формирования внебюджетных фондов в РФ.

История возникновения внебюджетных государственных фондов  связана  с развитием специальных  видов  правительственной  деятельности,  для  которой была  нежелательна  огласка.  Как  правило,  это  были  операции  временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными  доходами.  При этом специальные фонды или  счета  появились  гораздо  раньше  возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных   фондов и счетов не  были  постоянными,  тогда  одни  счета  открывались,  а  другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и  объема таких  фондов,  вызванная  новыми  задачами  и  функциями,  стоящими   перед государством, особенно в результате появления,  а  затем  и  расширения  его предпринимательской   деятельности.   Множественность    фондов    создавала определенные финансовые неудобства – в  одних  фондах  нехватка  средств,  в других избыток, и  требовала  дополнительных  расходов  на  управление  ими. Поскольку такие счета и фонды не должны были  утверждаться  парламентом,  то правительство могло использовать проходившие через них  средства  совершенно бесконтрольно. Создание  специальных  фондов  позволяло  привлекать   дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства  в  области  всегда актуальных   военных   расходов,   научных    исследований,    регулирования экономического   развития   страны,   внешнеэкономической   деятельности   и социальных  выплат  населению.  Правительство  имело  возможность  за   счет временно  свободных  средств,   аккумулированных   в   специальных   фондах, покрывать  кассовые  разрывы  и   дефицит   бюджета,   а   также   покрывать непредвиденные расходы.

Расширение деятельности государства привело к созданию  значительного количества специальных фондов, названия которых, как  правило,  объясняли  и цель  расходования   средств.   Такая   множественность   фондов   усложняла деятельность   государства,   поэтому   с   укреплением    централизованного государства начинается  период  унификации  специальных  фондов.  На  основе объединения различных фондов  был  создан  государственный  бюджет,  который после рассмотрения и  утверждения  его  парламентом  превращается  в  закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды  сохранили  своё значение  и  самостоятельность  и  существовали  наряду  с   государственным бюджетом.    Специальные    счета     создавались     для     строительства, правительственной  предпринимательской  деятельности,  управления   денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

В России в отличие от зарубежных  государств,  исторически  сложилась совершенно   иная   система    осуществления    государственных    расходов. Составлялось только два бюджета: обыкновенный и  чрезвычайный.  Обыкновенный бюджет формировался из  традиционных,  относительно  постоянных  расходов  и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением  основных функций  государства.  Чрезвычайный  бюджет  фактически   выполнял   функции специальных фондов, он  не  утверждался,  не  публиковался  и  содержался  в тайне. За счет  его  средств  погашался  государственный  долг,  покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме  того,  за  счет средств чрезвычайного бюджета  покрывался  дефицит  обыкновенного,  так  как бюджетная    система    СССР    предусматривала     существование     одного государственного бюджета.

Впервые  целевые  бюджетные  фонды  стали  создаваться  в  Российской Федерации в период перехода  страны  на  новые  экономические  отношения  на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного  процесса в  РСФСР»  от  10  октября  1991  года.  Главная  причина  их   создания   – необходимость  выделения  чрезвычайно  важных  для   общества   расходов   и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую  роль заняли социальные внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе  соответствующих актов высших органов власти, в  которых  регламентируется  их  деятельность, указываются источники формирования, определяются  порядок  и  направленность использования денежных фондов.

 

Дорожный фонд

Деятельность дорожных фондов регламентировалась Законом РФ "О дорожных фондах в РФ" от 18.10 91 г.. Данный закон предусматривал образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети, автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определял  общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов  государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.

Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования осуществлялось за счет целевых внебюджетных средств концентрируемых:

в Федеральном дорожном фонде РФ;

 Средства Федерального дорожного фонда направлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к Федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. (Ныне не действует).

 

Фонд инвестирования жилищного строительства

Формировался фонд развития жилищной сферы на основе Указа Президента РФ "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства" от 24.12.94 г.

Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являлось: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения.

Средства фондов формировались за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансировались строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры, строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья. (Ныне не действует).

 

Государственный внебюджетный фонд воспроизводства

минерально-сырьевой базы

Данный фонд действовал в соответствии с Положением о фонде, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25.04.93 г. № 4546-1.

Средства фонда формировались за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны. (Ныне не действует).

 

Российский фонд технологического развития и

отраслевые внебюджетные фонды НИОКР

Эти фонды создавались в соответствие с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ" от 27.04.92 № 1 426. В Постановлении Правительства РФ от 12.04.94 г. № 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ".

Они формировались за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции, а суммы отчислений включаются предприятиями в себестоимость продукции.

Средства внебюджетных фондов направлялись на финансирование  НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятия по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др. Эти средства могли размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случае полученные доходы в виде процентов облагались налогом на прибыль по установленной ставке, а оставшаяся часть направлялась на увеличение средств соответствующих фондов.

Контроль над целевым использованием средств внебюджетных фондов  осуществлялся Министерством науки и технической политики РФ и Министерством финансов РФ. В случае не целевого использования расходования средств они имели право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. (Ныне не действует).

 

ГФЗН РФ(Государственный фонд занятости населения РФ)

 Был  образован  в  соответствии  с  Законом  РСФСР  «О  занятости населения в РСФСР» от 19 апреля  1991  г.  для  финансирования  мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования  ГФЗ  и  расходования  его  средств  определяется Положением о государственном  фонде  занятости  населения  РФ,  утвержденным постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132 1. Средства фонда являются  федеральной  государственной  собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении  Государственного комитета РФ по занятости населения и  подведомственных  ему  территориальных органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах). ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда и  фондов занятости,   формируемых   у   субъектов   Федерации   и   местных   органов самоуправления.  В  связи  с  этим  вначале  обязательные  страховые  взносы поступают  в  фонды  занятости  городов  и  районов.  Часть   этих   взносов перечисляется  в  фонды  занятости   субъектов   Федерации.   Размер   таких отчислений   в   городах   и   районах   устанавливается    соответствующими вышестоящими представительными  органами  власти.  Федеральная  часть  фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых  у  субъектов Федерации.

При  создании  социальных  внебюджетных   фондов   ставилась   задача «разгрузить» бюджет от существенной  доли  социальных  расходов,  которые  в рамках  бюджета  финансировались  с  большими  трудностями.  Одновременно  с социальными  были  созданы  и  другие  внебюджетные  фонды.    Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого  ряда  внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации  их  в  бюджет,  при этом сохранив определенную  автономность  таких  фондов.  Они  включаются  в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в  целевые  бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили  статус  внебюджетных  и  были  официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

ПФР(Пенсионный фонд Российской Федерации) был  образован  Постановлением  Верховного  Совета  РСФСР  от  22 декабря 1990 г. и введен в  действие  с  1  января  1992  г.  Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

ПФР  был  создан  в  целях  государственного   управления   финансами пенсионного  обеспечения  в  РФ  и   является   самостоятельным   финансово- кредитными учреждением.

ФСС РФ(Фонд социального страхования Российской Федерации) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля  за  правильным  и  эффективным расходованием средств социального страхования  Указом Президента  РФ  от  26 июля  1992  г.  №  722  и   является   самостоятельным   финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом  социального  страхования  РФ  осуществляется Правительством РФ.

Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26  июля  1992  г. №822. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

ФОМС(Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и  предназначен  для  аккумулирования  финансовых  средств  и  обеспечения стабильности    государственной    системы    обязательного     медицинского страхования.

Для  реализации  государственной  политики  в  области   обязательного медицинского  страхования  созданы  Федеральный  и   территориальный   фонды обязательного медицинского страхования как  самостоятельные   некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии  с  постановление   Верховного Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на  1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).

 

 

 

 

Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗН РФ); сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.

Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.п. Об объемах финансовых ресурсов, аккумулированных федеральными внебюджетными фондами социального назначения, и их расходах можно судить по данным на 2006 года, приведенным в табл. 1.

Таблица 1. Исполнение бюджета федеральных внебюджетных фондов социального назначения на 2006 год (млн. руб.)

Фонд

Доходы

Уд.вес, %

Расходы

Уд.вес, %

Всего

1451881,32

100

1455921,59

100

в том числе

Пенсионный фонд

1177375

81,09

1176131,3

80,78

из них не связанных с накопительным финансированием трудовых пенсий

1088465,1

74,97

1171321

80,45

Фонд социального страхования

185514,6

12,78

190798,59

13,11

из них на обязательное социальное страхование

150041,23

10,33

10,69

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

88991,72

6,13

88991,7

6,11

Наибольший удельный вес в доходной части внебюджетных фондов на 2006 год занимает Пенсионный фонд (81,09%), наименьший - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (6,13%).

Наибольший удельный вес в расходной части внебюджетных фондов на 2006 год занимал Пенсионный фонд (80,78%), наименьший - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (6,11%).

Ограниченность финансовых ресурсов может в любой момент вызвать необходимость их перераспределения, что приобретает особое значение при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет предполагает мобильность в использовании средств, так как доходы не закреплены за конкретными видами расходов. Однако практика распределения средств государственного бюджета показала, что их перемещение по статьям расходов, как правило, происходит за счет урезания средств на социальные потребности. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития экономики и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправле­ния для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению.

Важнейший из них - Пенсионный фонд РФ. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.

Вторым по объему аккумулируемых средств является Фонд соци­ального страхования РФ. Он предназначен для целевого финансиро­вания выплат социальных пособий и компенсаций (все виды соци­альной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной пе­риод и т.д.).

Фонд обязательного медицинского страхования - база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. С 1 января 1993 года введен в действие Закон РФ «О медицин­ском страховании граждан в Российской Федерации». Нормы обяза­тельного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Обязатель­ное медицинское страхование гарантирует гражданам медицинскую помощь. Базовая программа обязательного медицинского страхова­ния определяет объем и условия оказания медицинской помощи.

 

 

 

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Является крупней­шим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю при­ходится около ¾ средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Средства ПФР формируются за счет:

· страховых взносов работодателей;

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

· страховых взносов иных категорий работающих граждан;

· ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

· средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

· средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

· добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР направляются на:

· выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

· финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

· другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, в том числе и банки, обязаны пред­ставлять уполномоченным ПФР в районах и городах, сотрудникам контрольно-ревизионной службы ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Территориальные отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию.

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Фонд социального страхования (ФСС РФ)

2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ

Средства Фонда образуются за счет:

· страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

· страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

· прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно - массовое обслуживание);

· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

· частичное содержание детско - юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско - преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно - тренировочного процесса);

· оплату проезда к месту лечения и обратно;

· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

· финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

· проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

· участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.


В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части обеспечения граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года № 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Фонд социального страхования Российской Федерации — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Действует в соответствии с Указами Президента РФ «О Фонде социального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1992 года № 822, «Об управ­лении государственным социальным страхованием» от 28 сентября 1993 года и Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 го­да № 101.

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Обязательное социальное страхование - часть государствен­ной системы социальной защиты населения, специфика которого - осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязательное социальное страхование защищает иные категории граждан при признании их безработными, трудовом увечье или профессиональном заболевании, инвалидности, болезни, трав­мы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных стра­ховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Бюджет фонда на 2006 год составляет 212 млрд. руб., проект бюджета на 2007 год предусматривает сумму 278 млрд. руб.

Основными задачами Фонда являются:

· обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно - курортное обслуживание работников и их детей;

· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

· осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

· разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

· организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

· сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ)

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицин­ской и лекарственной помощи. Для реализации государственной политики в области медицинского страхования создаются федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского стра­хования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредит­ные учреждения.

 

Доходы бюджета Фонда на 2007 год формируются за счет следующих источников:

     1) налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     2)  сумм  недоимки,  пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд,   подлежащих   зачислению   в  бюджет  Фонда  в  соответствии  с

законодательством Российской Федерации;

     3)  средств  федерального  бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,  в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год", они направлены на:

     а)  обязательное  медицинское страхование неработающего населения

(детей);

     б)    реализацию   мероприятий   в   рамках   базовой   программы обязательного медицинского страхования;

     в) проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;

     г) дополнительную диспансеризацию работающих граждан;

     д)   диспансеризацию   находящихся   в  стационарных  учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

     е)  финансовое  обеспечение  государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи;

     ж)   оказание   государственной   социальной   помощи   отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Среди основных функций фонда:

· Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

· Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Основная функция Федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта Федерации. Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 года. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы.

Медицинское страхование – одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.























Заключение

Переход к рыночной экономике обусловил создание специализированных денежных фондов для решения задач общегосударственного значения, это государственные внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

·   Фонд социального страхования Российской Федерации.

·   Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Эти внебюджетные фонды формируются, как правило, за счет отчислений предприятий-работодателей. Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования устанавливаются федеральным законом в процентах от выплат в пользу работников, начисленных по всем основаниям.

Следует подчеркнуть важность  внебюджетных социальных фондов. Их значение состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее. Все это осуществляется в нашей стране с помощью средств, поступающих во внебюджетные социальные фонды, значительную часть которых до 1 января 2001 года составляли страховые взносы, теперь же введен единый социальный налог.

 Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

Что касается размеров отчислений в ФОМС, то здесь можно сказать, что сегодня тариф страхового взноса не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи населению страны. И хотя доходы фонда в сравнении с предыдущим годом увеличились почти в 1,5 раза, при сокращении бюджетного финансирования становится все труднее реализовывать закон об ОМС.

Несмотря и на значительные улучшения в функционировании ФСС, здесь также имеются некоторые проблемы, которые связаны и с неуплатой полностью всех взносов, и с противоречиями в законодательстве, и со сложностью расчетов внесения этих взносов, причем здесь можно сказать, что эти проблемы актуальны не только для ФСС, но и остальных внебюджетных фондов.








Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.- М.: изд-во Омега – Л, 2006.

3.  Федеральный закон РФ от 30 марта 2006г. № 56-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год»

4. Федеральный закон РФ от 30 апреля 2006. № 83-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год»

5. Федеральный закон от 27 декабря 2006г. №152-ФЗ «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007г.»

6. Беляева Т.П. Внебюджетные фонды / Бюджетная система РФ / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской М: Юрайт, 2000

7. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат, 2006

8. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Под ред. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-Дана, 2005.

9. Гришин В.В., Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования. // Финансы. – 2005. - №10.

10. Пастухов Б.И., Климов Р.Н. Состояние и перспективы развития законодательной базы страхования в России / Б.И. Пастухов, Р.Н. Климов // Финансы. – 2006. - №4.

11. Пешехонов Ю.В. Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы / Ю.В. Пешехонов // Финансы. – 2006. - № 4.

12. http://www.pfrf.ru

13. http://www.ffoms.ru

14. http://www.fss.ru

Похожие работы на - Система внебюджетных фондов: назначение, источники и механизм действия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!