Культура и быт Тамбовского края в XVIII в.

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,82 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура и быт Тамбовского края в XVIII в.

Мичуринский государственный педагогический институт

                                  Факультет биологии







        Культура и быт населения

       тамбовского края в XVIII в.


       Доклад по Отечественной истории

 






                                                                                    



                                                                                 

                                                                                   Студента  I курс15группы

                                                                       Алымова Андрея



                                                                       Руководитель

                                                                       Сидорова И.Н.

                                                                      


 




                                         Мичуринск 2002г.

Культура и быт населения

 XVIII в. — это время резких социальных контрастов и глубоких противоречий в развитии культу­ры и быта России. Новые потребности общества вызвали ряд реформ, содействовавших распространению просвещения и подъёму культурного уровня страны. Вместо с тем самодержавно-крепостнические порядки сковывали творческие силы парода и мешали развитию его куль­туры. Это отчетливо проявлялось и в Тамбовском крае. Даже в. Тамбове с его дворянско-чиновным и торгово-ремесленньм населением культурная жизнь становится за­метной лишь к концу столетия.

Показателен был и внешний облик самого Тамбова. Став в конце века губернским центром, он, по существу, оставался большим селом. В 80-х гг. в городе насчиты­валось 1896 зданий, 13 церквей, две суконные фабрики и одна мельница. Большинство зданий были деревянными, а крыши крыты соломой. Весной и глубокой осенью ули­цы Тамбова превращались в непроходимые болота.

В 1781 г. был утвержден генеральный план застройки Тамбова, по которому губернский город начал наконец перестраиваться. В конце века появились крупные камен­ные здания: дом архиепископа на территории Казан­ского монастыря, гостиный двор, банковская контора, почтовый двор, духовная семинария. Главная улица — Большая Астраханская (ныне Советская) — протянулась вдоль Цны, сохраняя ее изгибы. Западнее ее параллельно шли еще две улицы (Долевая и Базарная), а поперечные к ним улицы упирались в набережную Цны.

 Значительный вклад в культурную жизнь края внес пятый наместник Тамбовского наместничества Гаврила Романович Державин — выдающийся поэт и государст­венный деятель своего времени. Находясь в Тамбове с марта 1786 по декабрь 1788 г., Державин проявил себя  гуманным, просвещенным и весьма предприимчивым ад­министратором. Он пытался навести порядок в работе гу­бернских учреждений, обуздать произвол, казнокрадство и мздоимство чиновников. Его стараниями был приведен в порядок тюремный двор, улучшено содержание заклю­ченных, рассмотрены многочисленные судебные дела, ко­торые из-за канцелярской волокиты годами лежали без движения.

Дом Державина стал центром культурной жизни го­рода. Здесь давались балы, обучали дворянских детей гра­моте и рукоделию, ставились любительские театральные постановки. В 1787 г. в Тамбове было построено здание театра, в котором давались регулярно представления.

Немало сделал Г. Р. Державин для развития народного просвещения. Благодаря его энергии в 1786 г. в Тамбове открылось четырехклассное Главное народное училище, в котором могли учиться дети купцов и мещан. Вскоре малые  двухклассные училища открылись в Козлове, Моршанске и других уездных городах. Правда, редко кто из поступавших в училища полностью проходил курс обучения. Особой заслугой Державина было устройство в Тамбове типографии, в которой печатались не только канцелярские бланки, но и произведения русских писа­телей, переводная литература. В этой  типорафии стала издаваться газета «Тамбовские известия». Державин за­ботился о благоустройстве Тамбова, упорядочении торгов­ли. При нем началось строительство гостиного двора, был сооружен большой каменный мост, велись работы по пре­вращению Цны в судоходную на всем ее протяжении.

Державин был верным слугой самодержавия, ревност­ным защитником его устоев. Однако его активная про­светительская деятельность, борьба с рутиной и косно­стью пришлись но по нраву местным дворянам. Они не могли простить его незнатное происхождение, занятия поэзией, независимость суждений и поступков. Волна до­носов хлынула в столицу, и Державин вскоре вынужден был покинуть Тамбов.

Деятельность губернатора-просветителя   не прошла бесследно для Тамбовщины и способствовала выдвижению ряда даровитых людей своего времени. Г. Р. Державин помог развиться таланту Козловского однодворца П. М. Захарьина (1750—1800). На торжественном открытии Главного народного училища в Тамбове 22 сентября 1786 г. он произнес речь, в которой с большим пафосом говорил о стремлении народа к просвещению и знанию. Речь напечатали в ряде столичных журналов и даже в Заграничных изданиях, она произвола огромное впечат­ление на читателей. Захарьин стал профессиональным писателем. Он издает роман «Арфаксад, халдейская повесть», которым зачитывались современники, и ряд других произведений.

С Тамбовщиной связано имя журналиста, издателя, неутомимого переводчика и пропагандиста произведений Вольтера в России И. Г. Рахманинова (1753—1807). Он получил прекрасное образование, был близок к известным деятелям тогдашней литературы Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву, Я. Б. Княжнину. Открыв в Петербурге свою типографию, И. Г. Рахманинов издавал сочинения Воль­тера, выпускал журнал «Утренние часы», и котором со­трудничали Г. Р. Державин, И. А. Крылов.

В XVIII в. был сделан определенный шаг в развитии народного образования. В 1714 г. в Тамбове открылось первое учебное заведение — цифирная школа. Вначале она являлась всесословным заведением, по после создания специальных школ для дворянских детей в ней обучались солдатские дети. Она влачила жалкое существование до конца XVIII столетия и не играла серьезной роли в мест­ном просвещении.

С 1788 г. в Тамбове стала действовать переведенная из Нижнего Ломова в новое здание на берегу Цны духовная семинария. Для подготовки детей священнослужителей к поступлению в семинарию было открыто духовное учи­лище. В этих учебных заведениях обучались отцы выда­ющихся русских революционеров-демократов В. Г. Бе­линского и Н. Г. Чернышевского.

Основная масса населения края продолжала оставаться темной и забитой. Доступ крестьян в училища был огра­ничен — учебные заведения находились лишь в городах. Да и плата за обучение была достаточно высока. Единст­венными учителями сельских детей оставались полугра­мотные сельские дьячки. Не отличалось культурой и просвещенностью и тамбовское дворянство. Любимым их развлечением была картежная игра. Поэтому из Моск­вы в Тамбов шли обозы с тюками игральных колод. О нравственном уровне основной массы дворян говорит такой факт: более сотни их в конце XVIII в. было при­влечено к суду за взятки, воровство, грабежи и насилия.

Неприхотлив был крестьянский быт. Крестьяне жили в рубленых деревянных, обычно крытых соломок избах, топившихся по-черному. Окна за неимением стекла затя­гивались бычьими пузырями и пропускали очень мало дневного света. Убогим было и внутреннее убранство:

земляной пол, дощатый стол с деревянными скамьями, занимавшая пол-избы русская печь, под потолком устраи­вались полати; на которых и спали, и сушили зерно. В зимнее время в избе вместе с людьми ютились домаш­ние животные и птица. Лишь у самых зажиточных кре­стьян в избе выделялась светелка, вместо скамей были деревянный диван и стулья. В каждой крестьянской избе

непременно имелась самодельная прялка, реже ткац­кий станок.

Одежда крестьян шилась из домотканых материален:

холста, пестряди (грубая ткань из разноцветных ниток), сукна. Холщовые или пестрядинные рубаха и порты, лапти и онучи из конопляной ткани, нагольный полушубок — таков обычный костюм  крестьянина XVIII в. Сапоги имелись только у состоятельных крестьян, были редкостью и свидетельством материального достатка. Летом и дети, и взрослые не носили никакой обуви, ходили босиком.

Пищу крестьян составляли ржаной хлеб и похлебка. Рыба и мясо редко гостили на крестьянском столе. Ели обычно из общей миски. Нередко деревня переживала же­стокий голод. Тогда к хлебу примешивали древесную ко­ру, ели лебеду и дикорастущие травы. Отсутствие вра­чей компенсировалось знахарями, повитухами и прочими самодеятельными лекарями. Свято почитались религиоз­ные праздники; вера в домовых и леших, сплошная темнота и забитость были самой характерной чертой духовной жизни деревни.

Естественно, при господстве феодально-крепостничес­кой системы условия жизни и быта тамбовских крестьян не могли существенно измениться.

         Список используемой литературы:

1.   «Страницы истории тамбовского края»

2.   «Тамбовский быт XVIII-XIV в.»


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!