Правовой статус некоммерческих организаций
Наука всегда оказывается не права.
Она не в состоянии решить ни
одного вопроса, не поставив при
этом десятки новых.
Джордж Бернард Шоу.
ВВЕДЕНИЕ
Построение
новой российской государственности и формирование в России основ
социально-ориентированной рыночной экономики на основе общепризнанных демократических
принципов полагает существенные изменения в общественном устройстве страны и
разделение общества на устойчивые социально-экономические и политические группы
людей, составляющие широкий спектр общественно-политического и экономического
сознания граждан. Развитие такого спектра в структуре общества играет
позитивную роль в углублении демократических преобразований. Однако радикализм
и консерватизм отдельных групп, общественных организаций и движений,
политических партий отрицательно влияет на динамизм преобразований в
экономической, социальной, правовой и политических сферах.
Со стороны
Президента России, Правительства России, Федерального Собрания России,
общественных и политических движений идет поиск форм общественного согласия в
направлениях:
государственного
устройства;
экономической
ориентации страны;
политической
системы общества;
правового
устройства и правовых гарантий;
системы
социальной защиты и социальных гарантий;
мирохозяйственной
и мирополитической ориентации государства.
В
каждом из направлений становления в России гражданского и
демократического общества,
обеспечения взаимопонимания и взаимосогласия людей, социальных и политических
групп особое место отводится некоммерческим организациям. Именно некоммерческие
организации и занимают центральное место в моей квалификационной работе.
Откуда же
появился этот термин и что он означает?
Понятие
применялось и ранее в научной литературе и правовых актах (возможно как
переводческая калька английского термина «non commercial»), как одно из возможных определений
той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и
извлечением прибыли. Теперь эту сферу все чаще называют «третьим сектором»,
деятельность которого в настоящее время в России регламентируется на трех уровнях
государственной власти: федеральном, региональном и местном.
«Третьим» этот
сектор стал в связи с тем, что государство – это «первый сектор». Государство,
по нашему же с вами выбору - как бы это ни звучало странно в нашей стране, но
это так - управляет нашей жизнью. Оно заботится обо всех в целом, в массе, в
толпе, не обращая внимания на "заморочки" отдельного гражданина.
И, следовательно,
«третий сектор» - некоммерческие организации.
Это объединения людей, собравшихся вместе,
чтобы помочь себе и другим не с целью извлечения прибыли. Это те, кто не
смирился с ситуацией, не ждет милостей от природы. Те, кто, объединившись,
пытаются что-то изменить в своей жизни сами.
В отличие от
государства организации «третьего сектора» не объединены в единое целое, не
имеют жесткой иерархии, не содержатся полностью на бюджетные деньги.
В отличие от бизнеса создатели
организаций не распределяют прибыли между собой, даже если прибыль у них есть,
не "навариваются" на проблеме, а пускают все средства на ее решение.
Третий сектор, как и бизнес, тоже стремится дойти до каждого, только с
точностью да наоборот. Чем беднее человек, чем труднее ему живется, тем больше
внимания к нему со стороны некоммерческих организаций.
Крупный шаг в
развитии законодательной базы создания и деятельности некоммерческих
организаций был сделан с принятием Государственной Думой Федерального Собрания
Российской Федерации 21 октября 1994 года части первой Гражданского Кодекса РФ.
Она содержит не только понятие некоммерческой организации как юридического
лица, но и перечень ряда форм некоммерческих организаций[1], а также устанавливает
правовые основы деятельности некоммерческих организаций, созданных в формах,
предусмотренных в ГК РФ[2]. По отношению к
некоммерческим организациям имеют силу положения ГК РФ, относящиеся ко всем
юридическим лицам в целом[3].
Принятый в
декабре 1995 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ Федеральный
закон «О некоммерческих организациях»[4] развивает нормы Гражданского кодекса
РФ о некоммерческих организациях и устанавливает новые правовые нормы.
Основной задачей принятия
ФЗ «О некоммерческих организациях»
является правовое регулирование некоммерческого сектора экономики в целях его
дальнейшего развития. Однако, учитывая многообразие субъектов некоммерческой
деятельности и сферы их деятельности, указанный закон изначально не ставит
задачи детально урегулировать все вопросы деятельности некоммерческих
организаций.
Параллельно с Гражданским кодексом РФ
и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», так называемым рамочным
и во многом определяющим законом данной сферы является Федеральный закон «Об
общественных объединениях»[5]. Данный закон существенно расширяет сферу правового регулирования (и,
соответственно, правовых гарантий) деятельности общественных объединений. В
более широком плане речь, идет об обществе и государстве, о процессе
становления гражданского общества. На лицо не всегда сразу заметные, но
фундаментальные по своему характеру перемены в самом типе общественной организации,
изменения ее глубины и базисных основ.
Процесс развития полноценного
гражданского общества, включающий переоценку всей системы отношений общества (и
его членов) с государством, когда первое получает значительную автономию,
самоценность и может отстоять свои права перед государственной властью,
несомненно нуждается в законодательной регламентации вообще и в опережающем,
направляющем (создающем правовые модели и возможности их реализации)
регулировании в частности. Широкий перечень такого рода положений содержится в
рассматриваемом законе.
Во многом беспрецедентное в нашей
стране законодательное регулирование столь широкой и комплексной сферы
общественной жизни в новой социально-экономической ситуации не может обойтись
без системы подзаконных актов, интерпретирующих и развивающих принципы
федерального законодательства, воплощающих их в положениях и моделях, создающих
основу практической правоприменительной деятельности. После принятия ряда
важных законов данный процесс по существу уже запущен.
[1] См.: Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Юрид. Лит.,
1994, п.п.1, 3 ст.50 (далее ГК )
[2] См.: Там же, ст. 116-123.
[3] См.: Там же, ст. 48-65.
[4] Собрание законодательства РФ.1996.№ 3. Ст. 145.
[5] Собрание законодательства РФ.1995. ст. 1930 (с последующими
изменениями и дополнениями).