Государственная форма собственности на средства производства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,59 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная форма собственности на средства производства

Федеральное агентство по образованию

Уральский Государственный Лесотехнический Университет




Кафедра экономической теории




КУРСОВАЯ

 

 

На тему: Государственная форма собственности на средства производства




Исполнитель: Ковыляева Е Е

Группа: ФЭУ-121

 

     Руководитель: Романов К И



Екатеринбург, 2005

СОДЕРЖАНИЕ:

I.   Собственность. Понятие и определение - - - - - - - - - - - - - - - - 3

II. 1) Формы собственности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  5

     2) Объект и субъект собственности. Их отношения  - - - -  9

     3) Комплекс правоотношений собственности - - - - - - - - - - 12

4) Сталинизм и Марксизм о роли государственной

       cобственности  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16

III. Государственная собственность на средства

       производства  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20

IV. Функционирование и эффективность использования

       государственной собственности  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22

V. Основные выводы и предложения  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 25

VI.   Список используемой литературы  - - - - - - - - - - - - - - - - - -26

I. СОБСТВЕННОСТЬ. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Категория «собственность» исторически вошла в научный оборот задолго до того, как возникли экономика, экономическая теория в качестве особой отрасли науки. Прежде всего собственность стала официальным объектом правовой, юридической природы и философии. Формирование собственности происходило еще в первобыт­ном обществе. Римское право уже определяло понятие собственности и основных отношений, связанных с ней, как-то: владение, пользование, распоряжение.

Выход отношений собственности на передний край научной и общественной мысли не случаен. Преобразования в отношениях собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей, затрагивают их кровные интересы, видны на поверхности, жизненных, общественных явлений.

Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции, прежде всего гражданского права, Однако с дальнейшим развитием общественного производства и появлением новых форм предпринимательской деятельности собственность приобретает боль­шую значимость в своем экономическом аспекте, становится наряду с юридичес­кой также и определяющей экономической категорией.

Собственность — отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или пол­ном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Так что собствен­ность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту.[1]

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф. Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.[2]

Юридическое определение собственности содержит указание на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. Из этого отнюдь не следует, что, когда речь идет о собственности на средства производства, права частного (или государственного) собственника в самом деле неограниченны. При всей абсолютности своих прав собственник не может ими пользоваться за пределами, которые ограничены законами и даже административными распоряжениями понятие прав собственности оно включает в себя все общественные отношения, а не только экономические и социальные.

II. 1. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы. Граждан­ский кодекс Российской Федерации выделяет частную, государственную и муници­пальную форму собственности, признавая в то же время возможность существования других форм (статья 212, пункт 1). В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. Существует четыре вида собственности: государственная, муниципальная, частная, общественная.[3]

Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.

По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная. Формой собственности будем называть ее вид, характеризуемый по признаку субъ­екта собственности. Иначе говоря, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.[4]

Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.[5]

Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе. Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность.[6]

По правовым признакам различают: частную собственность, государственную и смешанную или совместную форму собственности.[7]

Индивидуальная (индивидуализированная) собственность, в пределах которой субъ­ект собственности персонифицирован как физическое лицо, индивидуум, обладаю­щий полным правом (в рамках законности) распоряжения принадлежащим ему объ­ектом собственности или частью, долей объекта. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему. В пределах индивидуальной собственности в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником можно различать лич­ную и частную собственность, хотя, на наш взгляд, такое различие непринципиаль­но.

Вторая основная форма собственности — это коллективная в широком смысле этого слова или многоличностная собственность. В пределах многоличностной формы субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, выражающих собственни­ческие интересы всего товарищества, но гораздо чаще выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо (хозяйственное об­щество, предприятие, компания) либо государственный орган, общественная ор­ганизация. Многоличностную собственность удобней было бы именовать просто общей, но термин «общая собственность» трактуется в Гражданском кодексе Россий­ской Федерации как имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, то есть как групповая собственность.[8]

Достаточно ясно, что использовавшиеся в советское время российской истории представления о «государственной» собственности, за спиной которой стояла собст­венность государственных органов, и «кооперативно-колхозной», которая была сла­бо отличима от государственной и личной собственности только на предметы по­требления, были догматическими и условными.

Необходимо внести ясность в категорию «общенародная собственность», отде­лить ее от категории «государственная собственность», ибо смешение этих понятий создает путаницу и возможность манипулирования формами и отношениями собст­венности, а вследствие этого — и реальными объектами собственности. Глобальное представление об общенародной собственности, охватывающей все, что выше названо совместной собственностью, весьма абстрактно в том смысле, что трудно конкретизировать собственника. Совершенно не ясно, каким образом народ в целом способен реализовать функции и права субъекта собственности по отноше­нию ко всем видам совместной собственности, как порождается механизм ответст­венности за так называемую общенародную собственность. Следует выделить такую форму, как общенародная (общественная) собственность на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воду, воздушное прост­ранство, флору, фауну. Эти богатства следует назвать общенародным достоянием. Они являются исключительным объектом собственности всего народа. По отношению к этому объекту собственности должна применяться формула: «это то, что принадле­жит всем вместе и каждому в отдельности на правах равнодоступности». На пользова­ние такой собственностью дворник имеет равные права с президентом, все становят­ся в общую очередь. Распорядительство общенародной собственностью по поручению ее владельца — народа, населения могут осуществлять только органы народовластия.

Что же касается государственной собственности, то она вовлечена в обществен­ное производство и потому не может принадлежать всем на равных началах. Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.[9]

В итоге в укрупненном представлении совокупность форм собственности охва­тывает:

— Общенародную –  в виде природных богатств общенародного пользования, об­ладающих общей и равной доступностью для всех членов общества. Но эта форма собственности не выделена в принятых российских законодательных ак­тах о собственности;

— Государственную – природные богатства, основные производственные средст­ва, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собст­венности, переданную по воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение федеральных органов на определенных условиях использования с од­новременным делегированием ответственности;

— Коллективную – представляющую неделимую часть общенародной, государст­венной, муниципальной собственности, переданную на определенный или неогра­ниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответст­вии с системой правил и норм, установленных законом, договором, уставом. Это по сути производная форма собственности, возникающая в результате передачи прав собственности;

— Общую – в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, со­зданных, приобретенных, первоначально принадлежащих двум или нескольким ли­цам, членам ассоциированной группы, используемых ими по собственному усмотре­нию при соблюдении общих установленных законом правил и ограничений. Общая собственность делится на совместную, в рамках которой объект собственности принадлежит всем участникам, лицам на равных на­чалах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена доля каждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем праве собственности;

— Индивидуальную – представляющую имущество, предметы, информацию, при­ надлежащие лично индивидууму и используемые им по собственному усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.[10]

II. 2. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ. ИХ ОТНОШЕНИЯ

Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собствен­ности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Субъек­ты собственности в конечном счете – заведомо одушевленные лица. Попытки заме­нить их некоторыми категориями типа «государство» без указания, какие органы и лица представляют «государство», приводят по сути к «бессубъектной» собственнос­ти, являющейся абстракцией. Олицетворять, реализовать практически право Собст­венности могут только люди.[11]

Объект собственности — пассивная сторона отношений собственности в виде пред­метов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллек­туальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.[12] Объ­екты собственности зачастую называют просто собственностью, вкладывая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности. Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме. Объектами индивидуальной, частной собственности становятся в первую очередь отрасли, производства, которые требуют высокого уровня предпринимательской ак­тивности, мобильности, предприимчивости и способны приносить высокую прибыль. В то же время частная инициатива необходима там, где надо ближе стоять к потреби­телю, учитывать его непрерывно изменяющиеся потребности. В мелком бизнесе, в сфере услуг частная собственность легче пускает корни, быстрее прививается в срав­нении с другими формами.

Рассмотрим теперь отношения, возникающие между собственниками, то есть субъектно-субъектные отношения, разделив их на две группы.

Первая группа отношений возникает в условиях, когда приходится делить сущест­вующую (созданную ранее) собственность, осуществлять временный или кажущий­ся окончательным передел. Применение, использование объекта собственности по его назначению зачастую сопровождается необходимым, возникающим на основе соглашения распределением или перераспределением собственнических функций меж­ду двумя или несколькими субъектами. Это обычно имеет место, когда один и тот же объект принадлежит нескольким субъектам на определенных началах, что типично при семейной, групповой, коллективной собственности. В этих условиях периоди­чески приходится решать, что же кому принадлежит, какая часть. Возникает объек­тивная необходимость изменить сложившиеся в прошлом отношения: переделить, отобрать, передать, получить в наследство, взять в аренду, в долг.

Отношения между разными имеющимися субъектами одного объекта собствен­ности или претендующими на эту роль сводятся к разделению функций, прав, обя­занностей каждого собственника, выделению принадлежащей ему долевой части или всего объекта, установлению условий совместного пользования объектом.

Вторая группа отношений между субъектами собственности отражает взаимоот­ношение собственников по поводу взаимного формирования вновь создаваемых ими ценностей, которые становятся новым объектом собственности. Наиболее типичная форма отношений второй группы – отношения по поводу совместного производства и распределения (раздела) произведенных, ранее не существовавших продукции, това­ров, услуг.

В этом случае все участники создания нового объекта собственности имеют ос­нования претендовать на право быть собственниками вновь созданной собственнос­ти, выполняя по отношению к ней функции владения, пользования, распоряжения и ответственности. Претензии и даже права на новую собственность могут предъяв­ляться и лицами, не принимавшими прямого участия в создании объекта. Свою долю вправе потребовать государственные органы в виде налогов, отчислений, платежей. В той мере, в которой создание нового продукта сопряжено с возникновением дохода и прибыли, скажем, вследствие его продажи, участники созидательного про­цесса вправе рассматривать себя в качестве потенциальных собственников дохода и прибыли и участвовать в их распределении. Тем самым по существу происходит фор­мирование нового объекта собственности в его денежном выражении.[13]

В первой группе отношения собственности в их исходном виде уже сложились, объект собственности существует, так что проблема отношений заключена в регу­лировании совместного использования объекта, распределении собственнических функций. Во второй группе речь идет о присвоении нового объекта собственности, его раз­делении между претендентами, что в принципе представляет более сложную и ост­рую проблему. В то же время и проблема перераспределения уже существующей собственности, ее передачи из одних рук в другие способна обостряться в периоды революционных преобразований. Так, в российской экономике в процессе ее реформирования во весь рост встала проблема преобразования сложившихся форм собственности, перехода от одних форм к другим, разгосударствления, приватизации. При этом возникают самые разнообразные и неожиданные претенденты на собственность.

II. 3. КОМПЛЕКС ПРАВООТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

В случаях  и в порядке,  предусмотренных настоящим Кодексом,  лицо может   приобрести   право   собственности   на   имущество,  не  имеющее собственника,  на  имущество,  собственник  которого  неизвестен, либо на имущество, от которого  собственник отказался или  на которое он  утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (статья 218, пункт 3 ГК). Также, право  собственности  на  имущество,  которое имеет собственника, может  быть  приобретено  другим  лицом  на  основании  договора  купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (статья 218, пункт 2 ГК).

Владение – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Во владении выражается статистика  отношений  собственности, закрепленность вещей  за  индивидами  и коллективами. Речь при  этом  идет  о хозяйственном господстве  над  вещью, которое  вовсе  не  требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном  соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.[14]

В ряде случаев владение превращается в формальное, декларируемое право, ко­торым владелец не пользуется, а порой и не знает, как пользоваться, и не стремится к тому. Подобная ситуация имела и все еще имеет место с общенародной собственнос­тью, владельцем которой формально является народ. В других случаях наблюдается, что функция владения отделена от юридического владельца и передана другому субъ­екту, который, не будучи владельцем собственности по статусу, фактически распоря­жается ею и использует ее. Так, к примеру, государственные органы, не являясь юри­дически владельцами государственной собственности (таковым номинально является государство в лице народа), фактически выступают в роли владельцев. Они сдают в аренду и даже продают государственную (общенародную, общественную) собствен­ность, способны использовать ее сами, а иногда и присваивать, далеко не во всех подобных ситуациях имея на то полномочия от номинальных владельцев. Владение   и  пользование   имуществом,  находящимся   в  долевой собственности, осуществляются  по соглашению  всех ее  участников, а  при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (статья 247, пункт 1 ГК). Участники же совместной  собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом (статья 253, пункт 1 ГК).

Пользование – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного  или  производственного потребления, так  и  в  производственных целях.[15] Так, швейную машину можно использовать для пошива одежды не только своей семье, но и на сторону  за плату. Пользование обычно опирается на владение. Но иногда можно пользоваться вещью и не владея  ею. Например, ателье по  прокату  музыкальных инструментов сдает их напрокат с тем, что пользование инструментом происходит  в  помещении  ателье, скажем, в определенные часы и дни. То же и при пользовании игровыми автоматами. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование  части общего имущества,  соразмерной его доле,  а при невозможности этого вправе требовать от других участников,  владеющих и  пользующихся  имуществом,  приходящимся  на  его долю, соответствующей компенсации (статья 247, пункт 2 ГК). Участники  совместной  собственности,  если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом (статья 253, пункт 1 ГК).

Владение и пользование соб­ственностью могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделенными между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи ее собственником (владельцем). И наоборот, можно быть собственником и не пользоваться объектом собственности, передав это право другому субъекту. Так, к при­меру, наемный работник использует средства производства, не являясь их владель­цем, а, скажем, владелец гостиницы сам ею обычно не пользуется. Если пользователь не является владельцем или распорядителем объекта собст­венности, он осуществляет отношение пользования в течение конкретно оговорен­ного срока и в соответствии с условиями, заданными ему субъектом собственности в лице владельца или распорядителя.

Распоряжение – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в  отношении этой вещи.[16] Не  вызывает  сомнений, что  в  тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в  хозяйственное общество  или  товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение  вещью (статья 209 ГК). Значительно сложнее юридически  квалифицировать  действия собственника в отношении вещи, когда он уничтожает вещь, ставшую  ему  ненужной, либо  выбрасывает ее, или когда  вещь по своим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства или потребления. Если собственник  уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ  от права собственности. Но если право собственности прекращается в результате однократного использования вещи, то воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из  вещи ее полезные  свойства. Поэтому  в указанном случае имеет место осуществление только права пользования вещью, но не права распоряжения ею.

Следует, однако, учитывать, что понятие присвоения нуждается в конкретизации, а потому едва ли может быть использовано для раскрытия содержания собственности без определения его самого. К тому же в понятие присвоения исследователи, в том числе и К.Маркс, вкладывали различное содержание. С этой точки зрения владение, пользование и распоряжение, как более конкретные экономические категории, обладают несомненными преимуществами по сравнению с предельно абстрактной категорией присвоения. Коэффициент полезного действия указанных  категорий  в определении собственности неизмеримо выше, чем категории присвоения.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в  доверительное  управление  не  влечет  перехода  права собственности к доверительному  управляющему,  который  обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица[19] (статья 209, пункт 4 ГК).

Если  по  основаниям,  допускаемым  законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть  отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (статья 238, пункт 1 ГК). В случаях, когда  имущество не отчуждено собственником  в сроки, указанные в  пункте 1 238 статьи, такое имущество, с учетом  его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо  передаче  в  государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом (статья 238, пункт 2 ГК). При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если  в собственности  гражданина или юридического  лица по основаниям, допускаемым законом,  окажется вещь, на  приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (статья 238, пункт 3 ГК). Также отчуждение  недвижимого имущества возможно в связи с изъятием участка, на котором оно находится [20] (статья 339 ГК).

II. 4. СТАЛИНИЗМ И МАРКСИЗМ О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В течение десятков лет в стране насаждались и культивировались неестествен­ные, искаженные в теоретическом видении, неэффективные в прикладном отноше­нии псевдосоциалистические формы и отношения собственности. Наведя полную путаницу в понятиях общественной, общенародной, социалистической, государст­венной собственности, правящая номенклатура узурпировала собственнические права, а с ними и властные функции. Под видом общественной, народной, государственной процветала по сути собственность государственных органов, руководящих ими лиц как на средства производства, так и на общественные блага. В их личном распоряжении или коллегиально-групповом распоряжении находились и земля, и природные бо­гатства, и основные средства предприятий, в значительной мере — трудовые ресур­сы, а иногда и жизнь людей, В какой-то период вся страна стала частной, личной собственностью, вотчиной Сталина, который стал если не полным владельцем, то по крайней мере генеральным распорядителем всей собственности Советского Союза. [21]

Тот, кто не понял принципа социалистического распределения, тот не понял в марксизме ничего, так как не понял ради чего пролетариат берет в свои руки государственную власть, тот не понял ни капитализма, ни тем более социализма, тот не понял и основного методологического подхода к изучению общества как к естественно историческому процессу, который осуществляется независимо от воли людей

При отсутствии личной собственности на рабочую силу, иму­щество, средства производства подавляется индивидуальное творческое начало, че­ловек исчезает как активная самодеятельная личность. Уничтожается первичная экономическая клеточка общества, исчезает личный интерес, возникает так называемая «ничейная» собственность, хотя собственность не может быть ничейной, нико­му не принадлежащей. Извращение форм и отношений собственности — главная причина краха коммунистической идеи и стоящей за ней системы.

Вопрос о распределении при социализме настолько важен, что Маркс выделил собственность на средства производства и социалистическое распределение в два основных признаков социализма: 1) весь продукт труда союза свободных людей представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства. Она остается общественной. Но другая часть потребляется в качестве жизненных средств членами союза. Поэтому она должна быть распределена между ними. Способ этого распределения будет изменятся соответственно характеру самого общественного организма и ступени исторического развития производителей. Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, предполагалось, что доля каждого производителя в жизненных средствах определяется его рабочим временем. При этом условии рабочее время играло бы двоякую роль. Его общественно-планомерное распределение устанавливает надлежащее отношение между различными трудовыми функциями и различными потребностями. 2) с другой стороны рабочее время служит вместе с тем мерой индивидуального участия производителей в совокупном труде, а следовательно, и в индивидуально потребляемой части всего продукта. Общественные отношения людей к их труду и продуктам их труда остаются здесь прозрачно ясными как в производстве, так и в распределении.[22]

Индивидуальное рабочее время каждого работника непосредственно приравнивается к потребляемой части общественного продукта. Для сталинизма же – сдельная заработная плата считается социалистической формой распределения, при которой индивидуальное рабочее время сначала приравнивается определенному количеству продукта, выраженному в денежной форме, или, при повременной системе, – непосредственно определенной денежной сумме, то есть труд производителя опосредованно, через определенную сумму денег приравнивается общественному продукту.

Суть перехода от капитализма к социализму: рабочее время сбрасывает свою товарную форму и становится непосредственно мерой распределения и объектом планирования, а значит, общественное производство становится предметом для сознательного регулирования, но происходит это через революцию, через устранение частной собственности.

Сталинизм же сохраняет опосредованное распределение, его товарную форму, устраняя рыночное регулирование, конкуренцию, то есть те зверские механизмы, которые только и могут справиться с интересами миллионов производить без учета общественных потребностей. Экономические интересы миллионов производителей в этом случае оказываются сильнее, какого угодно централизованного планирования. Диспропорциональность производства становится законом общества. Мало того, в экономике развиваются такие явления, закономерности, которые с необходимостью приводят ее к развалу.

Для сталинизма государственная собственность – это самый прочный оплот, крепость, которую критикам сталинизма еще не удалось преодолеть. Государственная собственность для сталинистов – это синоним общественной и социалистической собственности. Их даже не смущают такие исторические факты, что и в эпоху рабовладения и в эпоху феодализма и в эпоху раннего капитализма существовали государства, в которых государственная форма собственности на средства производства была единственной формой собственности, например, древнегреческая Спарта, остров Ява. Но, несмотря на господство в этих государствах государственной формы собственности никто не называет их социалистическими. Дело здесь заключается в следующем.[23] Собственность на средства производства может рассматриваться в двух отношениях, в отношении к тому, кому она принадлежит и в отношении к тому, кто на ней работает. В первом случае собственность является объектом правовых отношений и изучается юриспруденцией. Как объект права собственность может существовать в трех формах: частной собственности, коллективной собственности и государственной собственности, в зависимости от вида субъекта права. Во втором случае собственность является объектом производственных отношений, изучается политэкономией, и на сегодня известны пять ее форм: общинная собственность, рабовладельческая собственность, феодальная собственность, капиталистическая собственность и грядущая коммунистическая собственность.[24] Именно в этом отношении Маркс и рассматривает и применяет понятие собственности, там, где он говорит о способе производства, об общественной формации: “Каковы бы ни были общественные формы производства, рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но, находясь в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются его факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя”. Выражается это отношение между производителем и средством производства понятием собственности. Собственность означает отношение трудящегося субъекта к условиям своего производства или воспроизводства.

Сталинизм расходится с марксизмом в понимании социалистического распределения и собственности. В результате указанного отступления от марксизма Сталиным построен был в СССР не научный социализм, а социализм мелкобуржуазный, который на деле оказался государственным капитализмом. Этот “социализм” является государственным капитализмом, потому, что труд сохранил свой наемный характер, а значит, средства производства сохранили характер капитала. И неважно, что государственный капитализм появился как результат пролетарской Октябрьской революции 1917, вернее он только и мог появиться в результате такой революции, которая ликвидирует частную собственность на средства производства, но, несмотря на отсутствие частной собственности, это есть капитализм, потому что отношение между средством производства и трудом, как отношение капитала и наемного труда сохранились. Но такая форма экономического устройства не позволяет обществу сознательно управлять общественным производством. Неумолимое действие законов товарного производства не поддаются сознательному регулированию, наоборот, при отсутствии конкуренции они действуют с еще большей разрушительной силой, приведшей на край гибели такого колосса, как СССР.

III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА

Как свидетельствует хозяйственный опыт развитых стран, государственная соб­ственность прежде всего развивается в тех отраслях и сферах, которые ей оставляет частный капитал, то есть где невозможно получение средней нормы прибыли. Этим частично объясняется более низкая эффективность государственной формы собст­венности по сравнению с другими формами в рыночной экономике. Прежде всего это отрасли, где отдача либо невелика, либо наступает через длительное время — ка­питалоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраст­руктуры: энергетика, транспорт, связь, образование, здравоохранение, охрана окру­жающей среды.

Государственные предприятия за рубежом обычно размещены в малопривлека­тельных для частного капитала секторах. Государством, как правило, финансируют­ся следующие отрасли: новые, с перспективным будущим; характеризующиеся вы­соким органическим составом капитала и длительным периодом финансовой отдачи; представляющие собой повышенный риск для предпринимателя; требующие боль­шого объема научных, проектно-изыскательских работ и регулярного авансирова­ния значительных денежных средств. «Вторжение» государственной формы собственности в пределы рынка чаще все­го связано с деятельностью государства по «оздоровлению» отраслей, переживаю­щих кризис, или активизацией экономики в целом посредством национализации убы­точных предприятий и отраслей. За счет государственного бюджета обычно форсируется структурная перестройка хозяйства, для чего создаются государственные научно-ис­следовательские центры и опытные заводы, новые предприятия, использующие про­грессивные технологии.

Границы распространения государственной формы собственности в рыночной экономике подвижны, что обусловлено приватизационной политикой государства. Государство призвано заботиться прежде всего не о расширении собственного секто­ра, а о гармоничном развитии производительных сил и о достижении необходимого соответствия, равновесия в структуре форм собственности и хозяйственной деятель­ности. Во главу угла при этом ставится задача стабилизации экономики, роста соци­ально-экономической эффективности, недопущения глубокого отставания от дру­гих стран. Функции, выполняемые государственной формой собственности, неразрывно связаны с ее целями.[25] Чаще всего предприятия, основанные на этой форме собствен­ности, ориентированы на социально-экономические цели, даже если это достигает­ся ценой снижения прибыли.

Высказанное совсем не отрицает факта участия государственной формы собст­венности в рыночной деятельности с обычной предпринимательской целью – полу­чение прибыли. Однако, как показывает хозяйственный опыт развитых стран, госу­дарственная форма собственности в данном случае не отличается высокой, эффективностью, громоздка по своей организации, что не позволяет ей быстро и гибко ориентироваться в зависимости от перемены интересов потребителя. Все эти факто­ры делают государственную форму слабо конкурентоспособной по сравнению с дру­гими формами, нуждающейся в финансовой поддержке со стороны государственно­го бюджета.

Государственная собственность – форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности.[26] Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. В соответствии с Законом о собственности в Российской Федерации 1990 государственная собственность России выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономной области, автономных округов, краев и областей.

IV. Функционирование и эффективность использования государственной собственности

Для эффективного и поступательного развития экономики актуальное значение приобретает упрочнение организационных основ функционирования государственной собственности. В период переходной экономики государство должно играть существенную роль в управлении и поддержании экономической стабильности обеспечении равенства возможностей для всех форм собственности, экономической и социальной безопасности при их функционировании.

В связи с этим необходимы пересмотр принципов и приоритетов в формировании организационной структуры и усиления регулирующей роли в государственном секторе экономики.

Организационное участие государства в регулировании экономических процессов вообще является сутью и необходимостью развития рыночной экономики. Осуществление таких процессов, сложных как по масштабам, так и по объемам исполнения, возможно путем создания соответствующих организационных структур.

Новые требования к формированию организационных основ вызваны стремлением к предотвращению застоя и обеспечению роста эффективности производства. При этом сущность организационных основ не сводится только к формальным организационным структурам. Она должна в полной мере отражать изменения отношений собственности, особенности функционирования ее объектов, быть способной перестраиваться в необходимые для решения насущных задач структуры и создавать в связи с этим новые формы организационных отношений в соответствии с современными требованиями переходной экономики. С учетом всего этого требуется создание системы государственного регулирования возникающих критических ситуаций и сглаживания возможных отрицательных результатов.

Вместе с тем реализация указанных задач осложняется отсутствием сформированных организационно-экономических основ государственной системы в сфере государственной собственности. Радикальные преобразования в сфере общественных отношений посредством изменения отношений собственности не сопровождались формированием соответствующих организационных связей.

Многообразие форм собственности, их взаимодействие и взаимопроникновение являются постоянным фактором рыночного хозяйства. Совершенно очевидно поэтому, что нужна единая государственная организационная структура, управляющая, контролирующая и фиксирующая форму и способ функционирования государственной собственности. При этом необходимо неукоснительное соблюдение интересов государства, что приобретает приоритетное значение в современных условиях хозяйствования. Указанная структура должна быть самостоятельной в организационном плане, находиться в сфере экономических интересов государства. Одной из таких форм, функционирующей в условиях переходной экономика и представляющей собой ее важную компоненту, является государственная казна.

Наряду с созданием благоприятной экономической среды для развития производства, поддержкой отечественного товаропроизводителя, необходимым условием является совершенствование организационной системы управления государственной собственностью.

Как отметил первый заместитель министра Мымрин Владимир Сергеевич, в период массовой приватизации именно в аграрном секторе экономики осталась в государственной собственности значительная часть имущества. От общей стоимости государственной собственности Свердловской области в АПК, в настоящее время, сосредоточено более 30%.В декабре 1998 года в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия был создан отдел по управлению государственным имуществом АПК.С этого времени, повседневная работа по вопросам повышения эффективности использования государственного имущества строится на принципах тесного взаимодействия с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.[27]

По состоянию на 1.01.2002 года в реестр областных государственных предприятий включено 71 предприятие агропромышленного комплекса, что составляет 33% от общего количества ГУП в области. Число государственных областных учреждений составляет 33 единицы. В реестр федеральной собственности предприятий АПК включены 158 организаций. По итогам инвентаризации объектов недвижимости, закрепленных в хозяйственное ведение и оперативное управление областных ГУП и областных ГУ АПК общее количество объектов государственной собственности, составляет 3162 единицы балансовой стоимостью 17277963 тыс. рублей. Число объектов недвижимости федерального уровня собственности составляет 2223 единицы с балансовой стоимостью 172684 тыс. рублей. Для управления таким объемом государственного имущества, требуется основательная законодательная база.[28]

По вопросам повышения эффективности использования государственной собственности Министерством сельского хозяйства и продовольствия подготовлено, а Правительством Свердловской области принято 27 постановлений. Для повышения эффективности по работе с областными государственными предприятиями и учреждениями внутри МСХ и ПСО был издан приказ «О повышении роли структурных подразделений и сфере координации ОГУП и ОГУ», предусматривающий закрепление государственных организаций за отраслевыми отделами министерства. В целом включение МСХ и ПСО в систему уполномоченных органов по управлению государственным имуществом дало ощутимые результаты, позволило комплексно видеть проблемы, стоящие перед ОГУП или ОГУ.[29]

Экономические показатели деятельности областных государственных унитарных предприятий за 2001 год свидетельствуют о том, что в целом их итоги работы имеют положительный результат.

V. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Государственная форма собственности, какие бы попытки ни предпринимали идеологи реального социализма выдать ее за единственный вид истинно общественной собственности, всегда была и останется такой же специфической ее формой, как любая другая – индивидуальная, групповая, акционерная, кооперативная и др. Говорить о достоинствах или недостатках одной из форм собственности можно только конкретно исторически, в противопоставлении или сравнении с другими конкретно-историческими формами. И если в отдельные исторические периоды на передний план выходит одна форма, а другие отступают назад, то происходит это не потому, что она по природе своей ближе к субстанции собственности вообще, а потому только, что в данный момент она лучше отражает потребности общественного производственного комплекса, лучше обеспечивает эффективность функционирования отдельных его частей, то есть лучше способствует минимизации затрат на единицу производимой продукции.

Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность. В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Райзберг, «Курс экономики», 1998г.

2. «Юридический Энциклопедический Словарь», 1984г.

3. Электронное средство «Формы собственности РФ».

4. «Экономико-Юридический словарь», 2003г.


[1] «Юридический Энциклопедический Словарь», 1984г

[2] Райзберг, «Курс экономики», 1998г

[3] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[4] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[5] Райзберг, «Курс экономики», 1998г

[6] Райзберг, «Курс экономики», 1998г

[7] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[8] «Экономико-Юридический словарь», 2003г

[9] «Экономико-Юридический словарь», 2003г

[10] Райзберг, «Курс экономики», 1998г

[11] «Экономико-Юридический словарь», 2003г

[12] «Юридический Энциклопедический Словарь», 1984г

[13] Электронное средство «Формы собственности РФ».

[14] Электронное средство «Формы собственности РФ».

[15] Электронное средство «Формы собственности РФ».

[16] Электронное средство «Формы собственности РФ».

[17] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[18] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[19] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[20] «Экономико-Юридический словарь», 2003г

[21] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[22] Райзберг, «Курс экономики», 1998г

[23] Райзберг, «Курс экономики», 1998г

[24] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[25] Райзберг, «Курс экономики», 1998г

[26] «Экономико-Юридический словарь», 2003г

[27] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[28] Электронное средство «Формы собственности РФ»

[29] Электронное средство «Формы собственности РФ»

Похожие работы на - Государственная форма собственности на средства производства

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!